Центральный банк Российской Федерации: функции и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является – рассмотреть функции и задачи Центрального банка Российской Федерации. Основными задачами, которые определяются в процессе написания работы:
1) Изучить теоретические базы деятельности Центрального банка РФ, выделить его основные функции, рассмотреть функционирование банка в России за рубежом, определить нормативно-правовую базу, которая регулирует деятельность ЦБ РФ. 2) Рассмотреть главные цели и задачи Центробанка, основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России, органы управления банком; 3) Проанализировать проблемы и пути совершенствования банковской системы РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ
1.1.Характеристика Центрального банка Российской Федерации, его правовой статус
1.2.Задачи и функции Центрального банка Российской Федерации
1.3.Центральный банк РФ как орган финансового контроля
2.Анализ Деятельности ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1.Характеристика денежно-кредитной политики Центрального банка
2.2. Оценка регулирования деятельности коммерческих банков
3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
3.1 Проблема правового обеспечения банковского регулирования
3.2 Направления совершенствования деятельности ЦБ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 99.06 Кб (Скачать файл)

Денежно-кредитная политика   представляет   собой целый комплекс мероприятий, которые изменяют  объем денежной массы  в  обращении,  уровень процентных ставок, объем кредитов и других показателей денежного обращения. Цель денежно-кредитной политики  заключается в регулировании   экономики, используя  воздействия на общее  состояние совокупного денежного оборота (наличная  денежная масса в обращении и  безналичные  деньги).

ЦБ  для проведения денежно-кредитной  политики может использовать различные инструменты, различающиеся между собой по  форме их  воздействия (прямые  и косвенные); по характеру параметров, устанавливаемых в ходе  регулирования (количественные и качественные); по объектам воздействия (предложение денег и спрос на  деньги).

В соответствии с законодательством , за ЦБ РФ закреплена реализация эмиссии денег и организация их обращения или изъятия. Решение о выпуске новых денег и изъятии старых, а также утверждение номинала и образца новых денежных средств,  принимает  Совет директоров.

Но для  того чтобы эффективно выполнять  эту функцию , на него возложены дополнительные функции (прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение  банкнот и монет, установление   правил   хранения, перевозки и инкассации   наличных   денег   для   кредитных   организаций, установление признаков платежеспособности денежных знаков и  порядка  замены поврежденных банкнот и монет, а также их  уничтожения.)

2.1) утверждение графического обозначения рубля в виде знака.

3) Так называемый кредитор последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования. Выполняет роль «банк банков» . Рефинансирование –  предоставление  займов  коммерческим банкам ,  когда они испытывают  временные   финансовые   трудности.   Его цель заключается в осуществлении   воздействия   на  состояние   денежно-кредитной   сферы.

4) установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации.( Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 №2-П "О безналичных расчета в Российской Федерации".Положение ЦБ РФ от 01.04.2003 №222-П «Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ»)

4.1) Реализация надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Банк России выполняет регистрацию оперaторов платежных систем с ведением реестрa, проводит признание платежной системы значимой, основываясь на информации, подтверждающей соответствие платежной системы установленным критериям значимости, устанавливает требования к значимым платежным системам . При осуществлении надзора и наблюдения в национальной платежной системе Банк России взаимодействует с федеральными органaми исполнительной власти.  Банку России предоставлено право запрашивать орган надзорa и наблюдения в национальной платежной системе иностранного государства о предоставлении информации, которые получены в ходе исполнения функций надзорa и наблюдения, а также предоставлять подобную информацию органу надзорa и наблюдения в национальной платежной системе иностранного государствa. [3]

5) установление  правил проведения банковских операций.  Именно Центробанк устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы. Правила ведения бухгалтерского учета  утверждены приказами Банка России.

6) обслуживание  счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

7) управление  золотовалютными резервами Банка России.  Управление осуществляется на основании «Основных принципов управления валютными резервами Банка России», которые утверждаются Советом директоров Банка России. Основная цель данной функции - обеспечить оптимальное сочетание  ликвидности, сохранности, доходности резервных активов.

8) принятие  решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдача кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, а также их приостановление отзыв.

9) надзор  за деятельностью банковских групп и кредитных организаций (банковский надзор).

10) регистрация  выпуска ценных бумаг кредитными организациями.

11) все виды банковских операций и иных сделок, предназначенных для выполнения своих функций.

12) организация  и осуществление валютного регулирования и валютного контроля. Валютное законодательство РФ  ставит перед собой цель - обеспечение единой государственной валютной политики, принятие мер по ее реализации для достижения стабильности внутреннего валютного рынка РФ, ее устойчивости. Валютное регулирование осуществляется Центральным банком  и Правительством. Данные органы могут издавать нормативные акты в пределах своей компетенции, которые являются обязательными для резидентов и нерезидентов.

13) определение порядка осуществления расчетов с международными организациями, с юридическими и физическими лицами ,иностранными государствами.

14) установление  правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации.

15) установление  и публикация официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю. При этом, котировки валют могут меняться по нескольку раз в день. Курс валют – это выражение стоимости одной валюты посредством другой валюты в определенный момент времени.

16) прогноз платежного баланса и составление платежного баланса Российской Федерации.  В развитие этой нормы Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 18 июля 1994 года N 849 "О Порядке разработки и представления платежного баланса Российской Федерации".  Разработка платежного баланса дает Банку России глубоко вникать в различные вопросы по  регулированию валютных отношений, а также более эффективно осуществлять валютный контроль.

16.1) разработка методологии составления финансового счета в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации.

17) анализ и прогнозирование  экономики Российской Федерации  в целом и по регионам, позднее публикует соответствующие материалы и статистические данные.

18.1) осуществление выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

18.2) депозитарий средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации,  осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом.

 

1.3.Центральный банк РФ  как орган финансового контроля

 

Финансовым контролем называют контрoль за федеральными внебюджетными фондами, осуществлением федерального бюджета, организацией денежного обращения, финансовыми результатами, полученными от использования государственного имущества, использованием кредитных ресурсов, закрепленного за государственными органами, организациями, предприятиями, учреждениями, и иного имущества, находящегося в федеральной cсобственности, гcгосударственных резервoв, предоставлением финансовых льгот и преимуществ, состоянием государственного внешнего и внутреннего долгa . [4]

Центральный банк в cиcтеме государственного финансового контрoля играет рoль, определенная его полномочиями в сфере управления банковской системой и валютного регулирования. Банк России не ограничивает свои функции внутрибанковским контролем.

Согласно  законодательству, Центробанк является субъектом денежно-кредитной политики, исходя из этого, именно он исполняет контроль над финансовыми потоками, объемом денежной массы в стране, работой кредитных организаций, а также имеет воздействие на решение многих макроэкономических проблем и на деловую активность. 
Банк России оказывает влияние на формирование сбережений физическими и юридическими лицами, а затем их превращение в инвестиции.  Предпосылками формирования этих сбережений являются курс национальной валюты, уровень процентных ставок, темпы роста инфляции.[5]

Банк страны как орган регулирования и контроля  над деятельностью кредитных организаций. Центробанк постоянно исполняет надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, его собственных нормативных актов (установленные обязательные нормативы для этих организаций). Банковское регулирование и надзор имеет главную цель , которая заключается в поддержании стабильности банковской системы и в  защите интересов кредиторов и вкладчиков .

ЦБ РФ с  помощью своих контрольных полномочий исполняет текущий контроль  деятельности кредитных организаций и предварительный контроль. Можно выделит следующие составляющие компоненты этих полномочий:

- полномочия в области антимонопольного и валютного контроля;

- контроль над соблюдением кредитными организациями установленных Центральным банком нормативов и иные полномочия. 
Теперь рассмотрим виды контроля и их внутренние компоненты: 
Текущий контроль состоит из проверок кредитных организаций и их филиалов, предварительный контроль включает анализ и прогноз Экономического состояния страны в целом ,так  и по регионам (состояния кредитных, валютно-финансовых ценовых и денежных отношений).

Антимонопольный контроль заключается в том, что при  приобретении более 20 % долей (акций) кредитных организаций одним лицом или взаимосвязанными лицами необходимо получить согласие Центробанка, а при приобретении более 5 % акций -необходимо уведомить Банк России.

 Валютный  контроль состоит в издании  нормативных актов, являющимися  обязательными для резидентов и нерезидентов в Российской Федерации ,а также в проверке  валютных операции на предмет соблюдения порядка, сроков и полноты их проведения.

Из всего  изложенного можно подытожить, что  Банк Страны при осуществлении  финансового контроля  использует   как прямые, так и косвенные методы.

Прямые методы состоят из положений, инструкций, требований, которые издаются Центральным Банком издаваемых.

Косвенные методы включают установление ставок рефинансирования и редисконтирования.

Также важно  отметить, что особым направлением контроля за деятельностью кредитных организаций является осуществление противодействия легализаций незаконных доходов.

В итоге, можно  сделать важный вывод, что Центральный банк Российской Федерации имеет статус и соответствующие ему полномочия , функции ,которые позволяют ему производить контроль над денежным оборотом в стране , приобретением иностранной валюты , а также над проведением операций с ней и  над системой расчетов. Банк России осуществляет различные виды контроля состояния денежно-кредитной сферы, с помощью проведения в ней определенную денежно-кредитную политику.

 

2.Анализ Деятельности ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1.Характеристика денежно-кредитной  политики Центрального банка

 

Как уже было определено, цель денежно-кредитной  политики заключается  в том, что, с помощью изменения денежного предложения, осуществляется стабилизация занятости,  совокупного объема производства (обеспечивается стабильный рост), уровня цен.

Характеризуя денежно-кредитную  политику, необходимо рассмотреть ее основные инструменты:

1. Политика обязательных  резервов. Сейчас обязательные резервы представляют собой наиболее ликвидные активы, имеющиеся у всех кредитных учреждений в обязательном порядке , или в кассе банка в виде наличных денег, или в ЦБ в форме депортов либо в других различных высоколиквидных формах, определяющихся Банком России. Норматив резервных требований – установленное   законодательством отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных либо активных операций в процентах.  
Минимальные резервы, тем самым, осуществляют   две функции:

- они являются обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов, выступая в качестве ликвидных резервов. ЦБ, оценивая сложившуюся экономическую ситуацию, поддерживает ликвидность коммерческих банков на определенном уровне, периодически изменяя нормы обязательных резервов.

- также они выступают  в качестве инструмента, который  используется Банком Страны при   регулировании объема денежной массы. Центральный Банк определяет возможность осуществления коммерческим банком депозитной эмиссии, также регулирует масштабы  выдаваемых кредитов (объемы его активных операций), изменяя норматив резервных средств. Когда масса наличных и безналичных денег в обороте превышает существующую потребность, Центробанк осуществляет политику кредитной рестрикции , увеличивая  процент резервирования средств в нем. В связи с чем , вынуждая коммерческие банки сократить объем активных операций.[6]

Таблица 1 - Нормативы обязательных резервов кредитных организаций в валюте Российской Федерации на 2011-2013год [1]

 

По обязательствам перед юридическими лицами

По обязательствам перед физическими  лицами

По иным обязательствам кредитных организаций

Февраль2011 г

3,5 %

3,0%

3,0%

Март 2011 г.

4,5%

3,5%

3,5%

Апрель 2011-февраль 2013 г

5,5%

4,0%

4,0%

Март 2013 г.

4,25%

4,25%

4,25%


 

На данный момент, Центробанке  изменил нормативы обязательных резервов - 4,0% по обязательствам перед  физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации 5,5%– по обязательствам кредитных организаций перед  юридическими лицами – нерезидентами  в валюте РФ. Сумма средств обязательных резервов в ЦБ на 2012 год составляла 411,5 млрд. рублей, увеличившись за девять месяцев текущего года на 33,1 млрд. рублей. [7]

2. Рефинансирование коммерческих  банков.

Рефинансирование-получение  кредитными организациями денежных средств от Центробанка. Банк России выдает кредиты коммерческим банкам и переучитывает их ценные бумаги. Исходя из этого определения , повышая ставку рефинансирования , ЦБ вынуждает коммерческие банки компенсировать утраты , т.е. повышать ставки по кредитам , выдаваемым заемщикам.

Таким образом, можно сделать  вывод, что изменение ставки рефинансирования целенаправленно влияет на ставки по кредитам коммерческих банков, что  является конечной целью этого метода денежно-кредитной политики.

Таблица 2 - Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в процентах на 2011-2012 год [1]

Информация о работе Центральный банк Российской Федерации: функции и задачи