Процесс конкурсного замещения 
не может проходить стихийно, он 
будет более успешным при 
выполнении нескольких правил:
  - организация должна быть ориентирована 
  прежде всего на внутренний конкурс. Лишь 
  в исключительных случаях можно допускать 
  к участию в конкурсе внешних претендентов 
  на управленческие вакансии;
- конкурс на замещение вакантной управленческой 
  должности должен быть открытым и многоступенчатым.
Правила, по которым проводится конкурсное 
замещение, определяются кадровой политикой 
каждой конкретной организацией.
Третье. Планирование 
индивидуального развития менеджеров.
При планировании индивидуального 
развития менеджера следует уделять пристальное 
внимание нескольким моментам. Во-первых, 
карьерный путь менеджера должен выстраиваться 
с точкой зрения его личных предпочтений 
м способностей, а также исходя из будущих 
потребностей в управленческих кадрах 
самой организацией. Во-вторых, конкретные 
мероприятия по получению новых знаний 
и умений должны планироваться таким образом, 
чтобы обеспечить приобретение менеджером 
знаний, приоритетных для его следующего 
карьерного шага.
Практическая ценность предложенного 
подхода в том, что не надо ломать голову 
над тем, каким образом и кого следует 
включить в список резервистов, поскольку 
вводится конкурсное замещение управленческих 
должностей. Кроме того, теряет свою актуальность 
вопрос – как следует учить резервистов. 
Ведь модель управленческой компетенции 
позволяет определить структуру знаний, 
необходимых менеджеру для запланированного 
карьерного шага.
И, наконец, единая цель – развития 
менеджмента – связывает воедино 
различные процедуры и техники 
кадровой работы, обычно используемые 
по отдельности. Речь идет о таких известных 
процедурах, как ротация кадров, планирования 
карьеры, оценка результатов деятельности, 
обучение персонала и подготовка резерва.
Создание кадрового резерва 
необходимо для более качественного 
обеспечения компании подготовленными 
сотрудниками, готовыми в случае необходимости 
вести не только свой участок работы, но 
и другие – по смежным направлениям. Наличие 
в кадровом резерве подготовленных специалистов 
позволяет компании значительно снизить 
затраты на подбор и адаптацию новых сотрудников, 
а также построить систему инвестиций 
в развитие персонала, что в свою очередь 
значительно повышает нематериальную 
мотивацию работников и способствует 
их закреплению в компании. Кроме того, 
наличие подготовленного кадрового резерва 
позволяет значительно снизить риски 
компании при заболевании ключевых сотрудников 
или возникновении других непредвиденных 
обстоятельств.
 
  - Этапы работы с резервом.
Работа с резервом предполагает 
такие этапы, как:
  - анализ потребности в резерве;
- формирование и составление списка резерва;
- подготовку кандидатов. 
- Анализ потребности в резерве. Прежде чем начать процедуры формирования 
  резерва, следует:
    - Спрогнозировать изменение структуры аппарата;
- Усовершенствовать продвижение работников 
    по службе;
- Определить степень обеспеченности резервом номенклатурных должностей;
- определить степень насыщенности 
    резерва по каждой должности или группе 
    одинаковых должностей (сколько кандидатур 
    из резерва приходится на каждую должность 
    или их группу).
В результате становится возможным 
определить текущую и перспективную 
потребность в резерве. Для определения 
оптимальной численности резерва 
кадров необходимо установить:
  - потребность предприятия в кадрах 
  управления на ближайшую или более длительную 
  перспективу (до пяти лет);
- фактическую численность подготовленного 
  в данный момент резерва каждого уровня 
  независимо от того, где проходил подготовку 
  работник, зачисленный в резерв;
- примерный процент выбытия из резерва 
  кадров отдельных работников, например 
  из-за невыполнения индивидуальной программы 
  подготовки в связи с выездом в другой 
  район и др.;
- число высвобождающихся в результате 
  изменения структуры управления руководящих 
  работников, которые могут быть использованы 
  для руководящей деятельности на других 
  участках.
Эти вопросы решаются до формирования 
кадрового резерва и корректируются 
в течение всего периода работы 
с ним.
Для дальнейшего совершенствования 
работы по формированию резерва при 
составлении списков резерва 
необходимо учитывать следующие важнейшие 
моменты:
  - категории должностей, которые являются 
  базовыми для создания резерва руководителя 
  конкретного подразделения, дифференциацию 
  резерва в зависимости от особенностей 
  производства;
- возможность подбора заместителей 
  группы руководителей. При этом определяющими 
  фактором должно быть мнение об их перспективности 
  для дальнейшего роста по служебной лестнице 
  по всем оцениваемым качествам;
- персональную ответственность руководителей 
  за рациональную расстановку определенной 
  категории кадров. Например, за расстановку 
  мастеров и начальников участков в цехе 
  должен отвечать начальник цеха, за расстановку 
  начальников цехов – руководитель предприятия, 
  за расстановку заместителей начальников 
  цехов и подразделений предприятия – 
  заместитель руководителя предприятия 
  по кадрам.
  - Формирование и составление списка резерва включает: формирование списка кандидатов в резерв и создание резерва на конкретные должности.
В процессе формирования резерва следует 
определить:
1. кого можно и необходимо 
включить в списки кандидатов в резерв; 
2.  кто из включенных в списки кандидатов 
в резерв должен пройти обучение;
3. какую форму подготовки применить 
к каждому кандидату с учетом его индивидуальных 
особенностей и перспективы использования 
на руководящей должности.
Для формирования списка резерва используются 
следующие методы:
  - анализ документальных данных – 
  отчетов, автобиографий, характеристик, 
  результатов аттестации работников и 
  других документов;
- наблюдение за поведение работника 
  в различных ситуациях (на производстве, 
  в быту и т.д.);
- оценка результатов трудовой деятельности 
  – производительности труда, качества 
  выполняемой работы и т.п., показателей 
  выполнения заданий руководимым подразделением 
  за период, который наиболее характерен 
  для оценки деятельности руководителя;
- метод заданной группировки работников 
  – сравниваются качества претендентов 
  с требованиями должности  того или 
  иного ранга: под заданные требования 
  к должности подбирается кандидат или 
  под заданную структуру рабочей группы 
  подбираются конкретные люди. Этот метод 
  предполагает формирование трех видов 
  информационных массивов профессиограмм: 
  всей номенклатуры руководящих должностей, 
  фактографических данных и критериев 
  качеств специалистов.
При формировании списков кандидатов 
в резерве учитываются такие факторы, 
как:
  - требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда;
- профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности;
- перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на 
  резервируемую должность;
- предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы 
  и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие 
  должности;
- результаты оценки формальных требований и индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность;
- выводы и рекомендации последней аттестации;
- мнение руководителей и специалистов смежных подразделений, совета трудового коллектива;
- результаты оценки потенциала кандидата (возможный уровень руководства, способность к обучению, умение быстро овладевать теорией 
  и практическими навыками).
При формировании системы качеств 
руководителя в резервируемой должности, 
наиболее весомыми факторами и критериями, 
подлежащими учету, являются:
  - мотивация труда – интерес к профессиональным проблемам и творческому труду, стремление 
  к расширению кругозора, ориентация на 
  перспективу, успех и достижения, готовность 
  к социальным конфликтам в интересах работников 
  и дела, к обоснованному риску;
- профессионализм и компетентность – образовательный и возрастной цензы, стаж работы, уровень 
  профессиональной подготовленности, самостоятельность 
  в приятии решений и умение их реализовать, 
  умение вести переговоры, аргументировать 
  свою позицию, отстаивать ее и др.;
- личностные качества и потенциальные возможности – высокая степень интеллигентности, 
  гибкость, доступность, авторитетность, 
  тактичность, коммуникабельность, организаторские 
  склонности, нервно-психическая и эмоциональная 
  устойчивость, моторные характеристики 
  и т.д.
На стадии формирования списка резерва 
решаются такие задачи, как:
      - оценка кандидатов;
- сопоставление совокупности качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности;
- сравнение кандидатов на одну должность и выбор более соответствующего для работы в резервируемой должности.
По результатам оценки и сравнения 
кандидатов уточняется и корректируется 
предварительный список резерва.
3) Подготовка кандидатов. Для формирования 
резерва, как правило, недостаточно 
отобрать способных к продвижению 
сотрудников – важно правильно 
подготовить их к должности и организовать 
продвижение.
Для профессиональной подготовки могут 
быть использованы следующие методы:
  - индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;
- стажировка в должности на своем и другом предприятии;
- учеба в институте и на курсах в зависимости 
  от планируемой должности.
Для подготовки резерва разрабатываются 
и утверждаются администрацией три 
вида программ.
  - Общая программа включает теоретическую подготовку – обновление 
  и пополнение знаний по отдельным вопросам 
  науки и практики управления производством; 
  повышение образования кандидатов, зачисленных 
  в резерве, связанных с их прежней (базовой) 
  подготовкой; обучение специальным дисциплинам, 
  необходимым для повышения эффективности 
  управления производимым. Форма контроля 
  – сдача экзамена (зачетов).
- Специальная программа предусматривает разделение всего резерва по специальностям. Подготовка, сочетающая теорию и практику, осуществляется по следующим направлениям: деловые игры по общетехническим и специальным проблемам; решение конкретных производственных 
  задач по специальностям. Форма контроля 
  – разработка конкретных рекомендаций 
  по улучшению производства и их защита.
- Индивидуальная программа включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специалиста, зачисленного 
  в резерв, по следующим направлениям: производственная 
  практика на передовых отечественных 
  и зарубежных предприятиях, стажировка 
  на резервной должности. Индивидуальные 
  планы кандидатов разрабатываются непосредственными 
  начальниками подразделений и утверждаются 
  руководителями предприятия. Систематический 
  контроль за выполнением индивидуальных 
  планов осуществляются руководителем 
  подразделений и работников службы управления 
  персоналом, ответственными за подготовку 
  резерва.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение 
Кадровый резерв – группа квалифицированных 
работников компании, прошедших предварительный 
отбор, специальную подготовку и 
являющихся внутренними кандидатами 
на замещение вакансий вышестоящих 
должностей руководителей.
Можно выделить несколько типологий 
кадрового резерва (по виду деятельности, 
скорости замещения должностей, уровню 
подготовленности и т.д.). в зависимости 
от целей кадровой работы можно использовать 
либо одну, либо другую типологию.
Своевременное выявление и успешная 
подготовка к работе в высокой должности 
будущих руководителей является сегодня 
важнейшим фактором успеха в конкретной 
борьбе. Поэтому современные компании 
создают систему подбора, развития и перемещения 
будущих руководителей (резерва) и рассматривают 
управление этой системой как стратегический 
важную задачу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы
  - Екомасов В.В. Создаем кадровый резерв. (Электронный ресурс)// Кадры предприятия. 2007.№8// http://www.hr-portal.ru/node/573/print
- Лановенко Е. Работа с кадровым резервом (Электронный ресурс)// Справочник кадровика. 2006.№8 //http://www.hr-portal.ru/node/566
- Мурашев М. Кадровый резерв: российская практика (Электронный ресурс)// Кадровый менеджмент.2003.№6// 
  http:// www.hrm.ru/db/hrm/8C53DA0DA8A1BDF2C3256D470031AA4B/category.html
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тестовое задание.
    - Управление персоналом – это…
  - управленческие, социально-экономические 
  отношения, складывающиеся в процессе 
  совместного труда;
- нет правильного ответа;
- целенаправленное организационное воздействие на людей, работающих в организации (персоналом);
- организация труда и соблюдение этики трудовых отношений.
 
    - Личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев – это…
    - Персонал;
- Структура;
- Объект управления;
- Структура персонала организации.