Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:35, курсовая работа
Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом  в универсаме «Родная сторона»
В соответствии с целью  исследования, определяются следующие  задачи:
- раскрыть теоретические  основы управления товарным ассортиментом  предприятия;
- проанализировать состояние  товарного ассортимента в универсаме  «Родная сторона»;
- разработать мероприятия  по совершенствованию управления  ассортиментом в универсаме «Родная сторона».
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления ассортиментом 5
1.1 Управление  ассортиментом: понятие, значение, этапы и принципы 5
1.2 Понятие  и классификация ассортимента 8
2 Анализ процесса  формирования ассортимента розничной  торговой организации 11
2.1  Организационно-экономическая  характеристика  универсама «Родная  сторона» 11
2.2. Анализ  ассортимента в универсаме «Родная  сторона» 15
2.3 Оценка  удовлетворённости потребителей  ассортиментом в универсаме «Родна  сторона» 25
3 Пути совершенствования  управления ассортиментом в универсаме  «Родная сторона» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ  А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ  Б 40
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра управления коммерческой деятельностью на внутреннем и внешнем рынках
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Коммерческая деятельность
на тему: Управление ассортиментом товаров торговой организации и пути повышения его результативности
Студентка ФЭУТ,                         
2 курса, гр. ДГС-2
Руководитель                  
МИНСК 2013
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 43 с., 10 источников, 2 прил.
Ассортимент, УПРАВЛЕНИЕ АССРТИМЕНТОМ,ABC-XYZ анализ, рентабельность, Устойивость ассортимента, Товарооборот, стимулирование продаж, ассортиментный перечень
Цель работы: разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона»
Объект исследования: ассортимент универсама «Родная сторона»
Предмет исследования: управление ассортиментом товаров в универсаме «Родная сторона» и пути повышения его результативности
Методы исследования: описание, метод сбора фактов, систематизация, классификация, аналитический, статистический метод.
Исследования и разработки: изучены перспективные направления развития управления ассортиментом розничной торговли, дана оценка состоянию управления ассортиментом на современном этапе развития.
Автор работы подтверждает, 
что приведенный в курсовой работе 
расчётно-аналитический 
 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления ассортиментом 5
1.1 Управление 
ассортиментом: понятие, 
1.2 Понятие и классификация ассортимента 8
2 Анализ процесса 
формирования ассортимента 
2.1 Организационно-экономическая характеристика универсама «Родная сторона» 11
2.2. Анализ 
ассортимента в универсаме «
2.3 Оценка 
удовлетворённости 
3 Пути совершенствования 
управления ассортиментом в 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 40
 
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития конкуренции 
для большинства торговых организаций 
всё более необходимым 
С системой управления ассортиментом очень тесно соприкасаются такие уровни коммерческой деятельности как, например, информационное обеспечение коммерческой деятельности, определение потребности в товарах, коммерческая деятельность по организации розничной продажи товаров, рекламно-информационная работа, оказание услуг и др. Поэтому управление ассортиментом является центральным звеном в сложной и многоуровневой цепочке содержания коммерческой деятельности розничного торгового предприятия. От её эффективного функционирования во многом зависит то, какой товар будет предложен потребителю и в каком объёме, а коммерческая деятельность на всех уровнях, в конечном итоге, направлена на выполнение именно этой задачи [6, с. 103].
Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель работы –
разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона»
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть теоретические 
основы управления товарным 
- проанализировать состояние 
товарного ассортимента в 
- разработать мероприятия 
по совершенствованию 
Объект исследования: ассортимент универсама «Родная сторона»
Предмет исследования: управление ассортиментом товаров в универсаме «Родная сторона» и пути повышения его результативности
В ходе написания работы были использованы учебники и учебные пособия по теории и практике организации розничной торговли и коммерческой деятельности. Использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнительный, метод сбора фактов, систематизация, классификация и др.
1.1 Управление ассортиментом: понятие, значение, этапы и принципы
Управление торговым ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента [5, с. 188].
Как целостная система, управление ассортиментом должно базироваться на следующих принципах:
Основополагающими элементами управления являются:
- планирование ассортимента (ассортиментная политика предприятия);
- организация (формирование ассортимента);
- контроль (контроль за соответствием спросу покупателей, установление уровня требований по показателям рациональности ассортимента) [3, с. 118].
Все элементы  управления 
ассортиментом товаров 
В процессе планирования ассортимента решаются следующие задачи:
Формирование ассортимента – это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.
Основные направления в области формирования ассортимента – это сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация ассортимента.
Сокращение ассортимента – это стратегия уменьшения его широты и полноты. Основными причинами принятия решения о сокращении ассортимента являются падение спроса и низкая прибыльность.
Расширение ассортимента – это стратегия увеличения широты, полноты, глубины и новизны торгового ассортимента. Причинами могут послужить повышение спроса, выведение на рынок новых товаров и др.
Стабилизация ассортимента – это стратегия, нацеленная на поддержание высокой устойчивости и низкой степенью обновления ассортимента. В настоящее время в условиях сокращения жизненного цикла товара и дальнейшего ускорения НТП данная стратегия используется очень редко.
Обновление ассортимента – это работа по введению в торговый ассортимент новых разновидностей товаров, возможно при одновременном исключении не пользующихся спросом. Основными причинами являются изменение потребностей потребителей, моды.
Совершенствование ассортимента – это сочетание сокращения ассортимента одних товаров, расширения ассортимента других и обновления ассортимента в целом с целью повышения его рациональности.
Гармонизация ассортимента – это деятельность по приближению реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующим целям организации [5, с. 189].
Формирование ассортимента реализуется на основании результатов маркетинговых исследований, осуществляемых как ежедневно торговым персоналом в процессе наблюдения за покупателем в торговом зале, так и с помощью специальных методов. По итогам исследований выявляются текущие и перспективные потребности покупателей, анализируются способы использования товаров, определяются мотивы совершения покупок и особенности покупательского поведения.
Контроль даёт возможность коммерческим работникам оценить правильность выбранной ассортиментной политики и при необходимости своевременно внести коррективы в стратегию формирования ассортимента организации. В ходе контроля за состоянием ассортимента товаров необходимо выявить соответствие ассортимента товаров спросу населения. Данный показатель контролируется путём сопоставления результатов изучения спроса населения с фактически имеющимися товарами в продаже [3, с. 119].
Также в ходе контроля производится характеристика ассортимента по таким показателям как:
Широта ассортимента – количество групп и подгрупп товаров, включённых в ассортимент магазина.
Глубина ассортимента – количество видов и разновидностей (наименований) товаров внутри групп и подгрупп в ассортименте магазина.
Структура ассортимента – это соотношение групп, подгрупп, видов, разновидностей товаров в ассортименте магазина.
Полнота ассортимента – соответствие фактического наличия товаров в магазине утверждённому ассортиментному перечню.
Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты ( Кп) и рассчитывается по формуле
где Кп – коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;
Рф – фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки;
Рн – количество разновидностей товара, предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем;
Значение коэффициента может  
варьироваться от 0 до 1, в отдельных 
случаях может быть больше 1, когда 
в магазине ассортимент представлен 
полнее, чем предусмотрено 
Устойчивость ассортимента – это бесперебойное наличие в продаже товаров по их видам и разновидностям, заявленное в ассортиментном перечне.
Устойчивость ассортимента товаров характеризуется коэффициентом устойчивости (Куст) и рассчитывается по формуле
где Р1, Р2, Р3,..Рn – фактическое количество разновидностей товара в момент отдельных проверок;
Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;
n – количество проверок
Обновляемость ассортимента – пополнение ассортимента новыми разновидностями товаров. Приемлемым является обновление до 10% торгового ассортимента магазина в год. Коэффициент обновления выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров в магазине.
Рентабельность ассортимента – ассортиментный набор товаров, обеспечивающий получение субъектом хозяйствования запланированного размера ЧП [2, с. 215].
Расчёт приведенных