Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:35, курсовая работа
Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом  в универсаме «Родная сторона»
В соответствии с целью  исследования, определяются следующие  задачи:
- раскрыть теоретические  основы управления товарным ассортиментом  предприятия;
- проанализировать состояние  товарного ассортимента в универсаме  «Родная сторона»;
- разработать мероприятия  по совершенствованию управления  ассортиментом в универсаме «Родная сторона».
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления ассортиментом 5
1.1 Управление  ассортиментом: понятие, значение, этапы и принципы 5
1.2 Понятие  и классификация ассортимента 8
2 Анализ процесса  формирования ассортимента розничной  торговой организации 11
2.1  Организационно-экономическая  характеристика  универсама «Родная  сторона» 11
2.2. Анализ  ассортимента в универсаме «Родная  сторона» 15
2.3 Оценка  удовлетворённости потребителей  ассортиментом в универсаме «Родна  сторона» 25
3 Пути совершенствования  управления ассортиментом в универсаме  «Родная сторона» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ  А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ  Б 40
Примечание – Источник: собственная разработка.
По результатам проведенного XYZ анализа мы можем сделать следующие выводы.
 Товары собственного 
производства, молочная продукция, 
хлебобулочные изделия, 
Алкогольные напитки, колбасные изделия, кондитерские изделия пиво и слабоалкогольные напитки, табачные изделия относятся к группе Y- данные товары имеют некоторые колебания в спросе и как следствие, средний прогноз продаж.
Категория Z ( продукция растениеводства , непродовольственные товары, консервация) – товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая.
Каждый вид анализа по отдельности не даёт полной картины ассортимента компании, поэтому с целью выявления сильных и слабых товаров, стабильности продаж, и ключевых для компании продуктов результаты ABC анализа были совмещены с результатами XYZ анализа . Это позволило выявить безусловных лидеров и аутсайдеров в ассортименте магазина.
ABC-XYZ-анализ позволил разбить данные по продажам на 9 групп в зависимости от вклада в выручку компании (АВС) и регулярности покупок (XYZ).Итоговая матрица по двум видам анализа представлена в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Итоговая матрица ABC-XYZ анализа
| АХ | AY | AZ | 
| 1.Собственное производство 2.Молочная продукция | 1.Алкогольные изделия 2.Колбасные изделия | Нет | 
| BX | BY | BZ | 
| 1.Хлебобулочные изделия | 1.Кондитерские изделия 2.Пиво и слабоалкогольные напитки | 1.Продукция растениеводства 2.Мясо, птица 3.Непродовольственные товары | 
| СX | CY | CZ | 
| 1.Бакалея 2.Рыба 4. Пищевые жиры | 1.Табачные изделия 2.Безалкогольные напитки 3.Яйца и яйцепродукты 4.Продукция глубокой заморозки 5.Соки 6.Соусы 7.Чай, кофе, шоколад 8. Детское питание | 1.Консервация 2.Снэки сухарики 3.Неопределённые | 
Примечание – Источник: собственная разработка.
Исходя из результатов, полученных в результате ABC-XYZ анализа, мы можем сделать следующие выводы:
В группу АХ и BX в универсаме «Родная сторона» входит продукция собственного производства, молочная продукция, хлебобулочные изделия – это те товары, которые обеспечивают наибольший объём продаж и пользуются достаточно стабильным спросом(лидеры). Соответственно им необходимо уделять наибольшее внимание. Следует обеспечить постоянное наличие товара в магазине , но при этом не следует создавать избыточный страховой запас.
В группы AY и BY входят следующие товары : алкогольные напитки, колбасные изделия, кондитерские изделия, пиво и слабоалкогольные напитки. При высоком товарообороте характеризуются недостаточно стабильным спросом. Таким образом, для того чтобы обеспечить постоянное наличие товара из этой группы, необходимо увеличить страховой запас.
Товары из групп AZ и BZ (продукция растениеводства, непродовольственные товары) отличаются низкой прогнозируемостью спроса при высоком объёме продаж. Если обеспечивать постоянное наличие товаров данной группы только за счет избыточного страхового запаса товаров, то это приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно возрастет. Для товаров из групп AZ и BZ. Следует пересмотреть систему заказов. Одну часть товаров нужно переводить на систему заказов с постоянной суммой или объемом заказа. Другую часть товаров необходимо обеспечить за счет более частых поставок, или же следует выбрать поставщиков, расположенных ближе к складу. Кроме того, можно поручить работу с данной группой товаров самому опытному менеджеру компании.
80 % ассортимента компании приходится на товары из группы С. XYZ-анализ дает возможность значительно сократить время, которое менеджер-аналитик тратит на контроль и управление товарами из данной группы.
Для товаров из группы СХ( бакалея, рыба, пищевые жиры) можно применить систему заказов с фиксированной периодичностью, а также уменьшить страховые запасы таких товаров.
Для товаров из группы CY ( табачные изделия, безалкогольные напитки, яйца и яйцепродукты, продукция глубокой заморозки, соки) возможно применение системы с постоянной суммой или объемом заказа. В этом случае формировать страховой запас по товарам из этой группы следует, исходя из имеющихся у фирмы свободных денежных средств.
Таким образом, ABC-XYZ-анализ позволяет в полной мере оценить весь ассортимент компании и понять, как можно управлять теми или иными группами и категориями товаров, какие товары необходимо вывести из ассортимента, а для каких товаров наоборот необходимо увеличить страховой запас.
2)Определение 
устойчивости и полноты 
Управление ассортиментом товаров в соответствии со спросом обслуживаемого контингента покупателей и принятой ассортиментной политикой предполагает его поддержание в полном и устойчивом состоянии на протяжении всего времени работы магазина.
Для анализа полноты и устойчивости ассортимента во времени рассчитываются соответствующие показатели – коэффициенты полноты и устойчивости. Базой для вычисления данных показателей является ассортиментный перечень.
Ассортиментный перечень универсама «Родная сторона» представлен в приложении А.
Для того, чтобы проанализировать полноту и устойчивость ассортимента в универсаме «Родная сторона» были выбраны товарные группы , которые по результатам ABC анализа оказались лидерами продаж : хлеб, молоко, колбасные изделия, а также некоторые случайно выбранные группы товаров. Проверка устойчивости и полноты ассортимента в универсаме представлена в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Проверка устойчивости и полноты ассортимента в универсаме «Родная сторона»
| Группа товаров | Кол-во видов по ассортиментному перечню | Кол-во видов в момент проверки по датам | Ку | Кп | ||||
| 20.03 | 22.03 | 25.03 | 30.03 | 03.04 | ||||
| Йогурт | 20 | 19 | 21 | 27 | 20 | 21 | 0,99 | 1,08 | 
| Мороженное | 12 | 11 | 12 | 17 | 15 | 16 | 0,98 | 1,2 | 
| Пельмени | 8 | 14 | 10 | 8 | 15 | 7 | 0,975 | 1,351 | 
| Майонез | 10 | 15 | 14 | 15 | 16 | 10 | 1 | 1,4 | 
| Соль | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 1 | 1,34 | 
| Колбасные изделия (вар-е) | 14 | 15 | 12 | 16 | 15 | 13 | 0,957 | 1,02 | 
| Хлеб из ржаной муки | 8 | 7 | 9 | 9 | 6 | 6 | 0,875 | 0,925 | 
| Минеральная вода | 10 | 15 | 10 | 9 | 7 | 12 | 0,92 | 1,06 | 
| Молоко | 5 | 6 | 4 | 8 | 7 | 4 | 0,92 | 1,16 | 
| Всего | 90 | 105 | 97 | 113 | 105 | 93 | 0,96 | 1,17 | 
Примечание – Источник: собственная разработка
Ассортимент считается устойчивым, если значение коэффициента устойчивости составляет:
- 0,9 – для универсамов;
- 0,85 – для универмагов;
- 0,75 – для специализированных магазинов одежды , обуви;
- 0,8 – для магазинов, реализующих товары культурно –бытового и хозяйственного назначения;
Проанализировав данные таблицы 2.7 , можно сделать следующие выводы: в универсаме «Родная сторона» коэффициент устойчивости ассортимента составляет 0.96, при оптимальном его значении для универсамов 0,9.
0.984 > 0,9 следовательно, ассортимент в универсаме «Родная сторона» является устойчивым.
Однако, по такой группе товаров как «Хлеб из ржаной муки» коэффициент устойчивости составляет 0,875, что меньше 0,9. Универсаму необходимо уделить внимание данной группе товаров и провести работу по обеспечению устойчивости ассортимента данной группы, тем более что данный товар относится к группе товаров, которая обеспечивает большой объём продаж и пользуется стабильным спросом (группа BX)
Устойчивый ассортимент 
товаров означает для покупателя 
возможность покупки товаров 
устойчивого спроса, сокращение затрат 
времени покупателей на поиск 
товаров, позволяет стандартизировать 
все важнейшие торгово-
Ещё одним показателем ассортимента является его полнота. По данным таблицы 2.7., был определён коэффициент полноты для различных групп товаров, а также для универсама в целом. Таким образом коэффициент полноты для универсама «Родная сторона» равен 1,17, он больше 1. Это свидетельствует о превышении фактического количества разновидностей товаров, предусмотренного ассортиментным перечнем магазина, и является позитивным в обеспечении выбора товаров покупателями.
Определение и использование 
в процессе анализа товарного ассортимента 
показателей, характеризующих его полноту 
и устойчивость, позволяют не только оценить, 
но и сопоставить ассортимент одного магазина 
с другим, обслуживающим один и тот же 
целевой рынок. 
Таким образом, разработка каждым конкретным 
магазином ассортиментного перечня товаров 
и осуществление контроля за его соблюдением 
способствуют лучшему обслуживанию покупателей 
целевого рынка и созданию устойчивого 
ассортимента.
3) Анализ 
факторов, влияющих на процесс 
реализации ассортимента 
 При управлении ассортиментом 
товаров важно учитывать не 
только факторы формирования 
ассортимента, но и факторы, влияющие 
на  процесс реализации товаров, 
и, в частности, неценовые 
Одним из таких факторов является кассовое обслуживание, а именно затраты времени покупателей на ожидание обслуживания. В таблице 2.8. приведены результаты замеров затрат времени покупателей на ожидание обслуживания в универсаме «Родная сторона» в час пик.
Таблица 2.8 - Результаты замеров затрат времени покупателей на ожидание обслуживания в универсаме «Родная сторона»
| Элементы затрат времени | Затраты времени, с | Средние затраты времени | ||||
| 20.03 | 22.03 | 25.03 | 30.03 | 03.04 | ||
| Ожидание расчёта | 200 | 210 | 180 | 130 | 210 | 186 | 
| Ожидание получения сдачи и чека | 35 | 20 | 26 | 44 | 35 | 32 | 
| Итого | 235 | 230 | 206 | 174 | 245 | 218 | 
| Оптимальные Затраты Времени | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 
| 
 | 0.38 | 0.39 | 0.43 | 0,52 | 0.37 | 0,41 | 
Примечание - Источник: собственная разработка
Изучив данные таблицы 2.8., мы можем увидеть, что в среднем покупатели затрачивают на ожидание обслуживания 218 секунд, в то время как оптимальные затраты времени на ожидание обслуживания в универсаме составляют до 90 с. Коэффициент затрат времени покупателей на ожидание обслуживания составляет 0.41, при оптимальном его значении 1. Это говорит о том, что универсаму «Родная сторона» необходимо принять меры, которые позволили бы сократить затраты времени покупателей на ожидания обслуживания.
Следующим фактором неценового стимулирования продаж является организация торговой рекламы и информации.
В ОАО «Родная сторона» систематически проводятся выставки-продажи, рекламные акции с вручением подарков, расширенные продажи товаров со снижением цены. Ежегодно организовывается предпраздничная торговля к праздникам: день святого Валентина, день защитников Отечества, международный женский день 8 Марта, 1 и 9 Мая, День Независимости Республики Беларусь, Новому году.
Для повышения информированности 
и привлечения покупателей в  
световых коробах размещается 
В целях саморекламы была изготовлена наружная реклама фасада предприятия с лаконичной надписью «Родная сторона». Данный логотип помещается также на фирменных пакетах, ценниках.
Также важное значение имеет такой фактор, как выкладка товаров. В универсаме «Родная сторона» применяется вертикальная выкладка товаров. Она эффективна из-за наилучшего обзора, более быстрой ориентации посетителей и более полноценного зрительного представления ассортимента, что ускоряет процесс продаж.