Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:42, магистерская работа
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью человеческого фактора и управления персоналом организации в условиях развития индустриально-инновационной экономики Казахстана. Общие принципы стратегии управления персоналом уже заложены исследователями т продолжают развиваться в настоящее время. Вместе с тем, по признанию многих авторов, в Казахстане и за рубежом сложилось неоднозначное и даже противоречивое отношение у стратегии управления персоналом
1.3. Роль стратегии управления персоналом в
повышении эффективности деятельности организации………….……...............25
2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В
НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ КАЗАХСТАНА……………………..........30
2.1. Анализ текущего состояния нефтедобывающей
отрасли РК………...…………..………………………..……………….…………..30
2.2. Анализ управления персоналом на
предприятиях нефтедобывающей отрасли РК
Понятие «метод» (от греч. мethodos – способ познания) в широком смысле означает «путь к чему-либо» или способ деятельности субъекта в любой ее форме. Другими словами, метод – это способ, путь познания и практического преобразования реальной действительности, система приемов и принципов, регулирующая практическую и познавательную деятельность людей (субъектов). Основная функция метода состоит во внутренней организации и регулировании процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определения правил, приемов, способов и норм познания и действия [26, C.117].
Методологические основы формирования отдельной стратегии управления персоналом должны быть составлены индивидуально с учетом своеобразных особенностей организации, отрасли, состояния конкурентной среды, стиля управления и корпоративной культуры. Данный факт связан с риском чрезмерной детализации и отстраненностью от реальности, в которой функционирует предприятие. При этом необходимо учитывать нелинейность отношений между деловой стратегией и системой управления персоналом в связи с ограниченностью сверхрациональных моделей стратегического и кадрового планирования [27, C.85]. Более того такая методология должна быть максимально структурирована, благодаря чему управленческий состав организации будет иметь возможность отразить фундаментальные понятия и принципы стратегии управления персоналом в прагматичных и конкретных программах. К окончательной формулировке стратегий управления персоналом можно идти разными путями, при этом не существует универсального наилучшего способа.
Методологические основы
формирования стратегии управления
персоналом организации лежат в
научных подходах: системный, процессный,
ситуативный, организационный, институциональный
и др. Трактовку стратегии управления
персоналом в рамках каждого из этих
подходов можно использовать как
идеальную конструкцию для
Таблица 1
Основные научные подходы к методологии формирования стратегии управления персоналом
№ п/п |
Подходы |
Сущность подхода относительно стратегии управления персоналом |
Примечания/комментарии |
1 |
2 |
3 |
4 |
Продолжение таблицы 1 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Процессный |
Стратегия управления персоналом как процесс: ее формирование, принятие (формализация), реализация через определенные кадровые процессы и технологии, анализ и корректировка |
Осуществляется в различных организациях (анализируется) по шкале. Отмечается определенная цикличность процесса. Уровень управляемости – высокий. Тесная связь с системным и содержательным подходами, а также организационным. |
2 |
Системный |
Стратегия управления персоналом – это система элементов (подсистем) по формированию, развитию персонала организации (набор и взаимосвязь элементов). |
Конкретное наполнение элементов
близко к содержательному подходу.
Однако важна связь и |
3 |
Ситуационный |
Стратегия управления персоналом как принятие решений по тем или иным кадровых вопросам в различных ситуациях. |
Осуществляется гораздо легче, если проработаны основные положения стратегии управления персоналом и она формализована. Уровень управляемости - средний. Гораздо облегчается, если реализован институциональный и поведенческие подходы. |
4 |
Содержательный |
Стратегия управления персоналом как совокупность конкретных форм и методов, технологий работы с персоналом. Содержание самой стратеги управления персоналом, ее основных элементов и положений. |
Чем тщательней разработан и прописан каждый элемент, тем легче управлять. Уровень управляемости повышенный при условии выполнения первого подхода. Требуется высокий профессионализм, даже специализация относительно различных подсистем управления персоналом. Возможен консалтинг. |
5 |
Поведенческий |
Главное в стратегии управления персоналом – это управление поведением человека, важна мотивация, удовлетворенность трудом, потребности и интересы основных групп персонала, выражен социально – психологический аспект управления. |
Наблюдается тесная связь с процессным и системным подходами. Требуется определенный уровень подготовки управленческой команды, внимание к ее поведению и мотивации. Уровень управляемости (зависит от многих факторов, в том числе стадии развития организации и т.п.) в краткосрочном периоде невысокий. В долгосрочном периоде способен дать значительный эффект. |
Продолжение Таблицы 1 | |||
6 |
Институциональный |
Стратегия управления персоналом как реализация совокупности норм (формальных и неформальных), правил, традиций, действие ролей и статусов. Все действия (в том числе взаимодействия) субъектов отношений институционально закреплены. |
Эффективен в случае, если «накладывается» на многие другие подходы. Требует времени и высокого уровня подготовки управленческого аппарата. Тесно связан с корпоративной культурой организации, поведенческим подходом. Невозможен без организационного. В долгосрочном периоде способен обеспечить стратегическое преимущество организации. |
7 |
Организационный |
Конкретные формы, методы и субъекты организации, формирования, анализа стратегии управления персоналом формально закреплены. Организационные структуры сформированы, их полномочия |
Действует в сочетаии с системным и процессным подходом. Обеспечивает организационный механизм реализации первых. Уровень управляемости повышенный, но зависит от многих факторов, в т.ч. управленческой и организационной компетентности руководителей организации, наличие службы управления персоналом. |
8 |
Эмпирический |
Выработанные за долгие годы и сформированные на практике принципы «работы с кадрами», не имеющие под собой анализа, научной основы. |
Самый неформализованный, стихийный
подход. В прошлом мог быть случайно
эффективен. Зависит от опыта руководителей.
Носит авантюристический |
9 |
Экономиче-ский |
«Коммерческое» отношение к персоналу организации. Главное в управлении – экономические рычаги и стимулы, материальной мотивации. |
Оправдан и эффективен на определенных этапах развития общества, отрасли, организации, развития и реализации потребностей человека. Сложен в сфере услуг. Управляем при организации деятельности экономических служб. |
10 |
Гуманистический |
Главное в организации – это человек труда его развитие, удовлетворенность трудом и качеством жизни, условия трудовой деятельности. Прямая связь с социальной политикой организации. |
Неэффективен и недостаточен без экономических, административных, организационных и иных аспектов. Но если институционально закреплен и связан с поведенческим аспектом – имеет широкие перспективы. Большая зависимость от ценностей руководителей. |
Источник: Шаповалов Ю.В.. Человеческие ресурсы и кадровая политика в здравоохранении: монография / Ю.В.Шаповалов, В.С.Половинко, В.Ю.Мамаева. – Омск: Изд-во Ом. Гос.ун-та, 2010. – 240с. |
Следует отметить, что при
формировании стратегии управления
персоналом нами был применен процессный
подход. Данный выбор обусловлен рядом
его преимуществ, которое заключается
в «тотальном управлении как отдельных
процессов внутри системы, так и
их комбинаций и взаимодействий. Причем
очень существенна «…
В теории и практике управления существуют следующие наиболее распространенные методы формирования стратегии управления персоналом, применяемые ведущими зарубежными предприятиями:
Метод развития ресурсной способности рассматривает компанию как «связку» материальных и нематериальных ресурсов и способностей, которые отвечают требованиям товарно-рыночной конкуренции. Человеческие ресурсы в данном случае рассматриваются как основной источник конкурентного преимущества [30, С.85]. По выражению Камоуча, основой этого метода формирования стратегии управления персоналом является признание важности наличия ноу-хау в организации. В центре модели, основанной на ресурсной способности, находятся действия, процессы и соответствующие поведенческие усилия, необходимые для достижении конкурентоспособной позиции. Как отмечают Шулер и Джексон «согласно этой модели, компании стремятся достичь конкурентного преимущества через развитие отличительных способностей (компетенций), которые возникают из характера отношений компании с поставщиками, потребителями и сотрудниками» [31, C.207].
Камоуч описывает метод развития ресурсной способности компании как «создающий объединяющую модель для системы стратегического управления человеческими ресурсами».
Метод развития ресурсной
способности сосредоточен на привлечении,
развитии и удержании человеческого
или интеллектуального
Метод управления формированием высокой степени приверженности
Управление формированием
высокой степени
Этот метод включает отношение к работникам как к уважаемым деловым партнерам, которые наделены правом высказываться по касающимся их вопросам, чье мнение учитывают. Метод затрагивает процессы коммуникации и вовлеченности. Он создает климат, в котором возможен непрерывный диалог между менеджерами и членами их команды с целью определения ожиданий и обмена информацией по вопросам организационной миссии, ценностей и целей. Все это устанавливает взаимное понимание конкретной цели, которую нужно достичь, и той модели управления и развития людей, которая необходима для достижения цели.
Метод управления формированием высокой степени эффективности
Управление формированием высокой степени эффективности нацелено на повышение эффективности работы организации посредством использования людей. Практика управления формированием высокой степени эффективности включает ресурсное обеспечение, развитие персонала, управление эффективностью и системы вознаграждения, которые фокусируются на создании дополнительной ценности.
Метод «наилучшей практики»
Этот метод основывается
на утверждении, что существует «система
наилучшей практики» управления
персоналом и что ее реализация приведет
к повышению эффективности. Иными
словами данный метод предполагает
формализацию уникального успешного
практического опыта. Цель метода -
обеспечение возможности
В настоящей работе для формирования стратегии управления персоналом промышленного предприятия нами был использован последний из перечисленных методов - метод «наилучших практик» как самый быстрый метод, который использует минимум ресурсов, чтобы создать наивысшее качество [32, C.40]. Однако данный метод подвергся критике со стороны многих ученых. П.Каппелли и А.Крокер-Хефтер пишут, что сама идея существования единого набора лучших практических подходов слишком преувеличена: «фактически на примере каждой отрасли можно наблюдать различия в организационных подходах к управлению. Мы утверждаем, что эти отличительные подходы к вопросу использования человеческих ресурсов способствуют созданию уникальных компетенций, которые дифференцируют предлагаемые организациями товары и услуги и, тем самым, являются фактором развития конкуренции в отрасли... Отличительные практические системы в области человеческих ресурсов формируют ключевые компетенции, определяющие способы конкурентной борьбы между компаниями» [33, C.7].
Дж.Пурчелл также критиковал «универсалистский» подход, или подход «наилучшей практики», отмечая непоследовательность связи между ним и ресурсным подходом, сосредоточенным на использовании нематериальных активов, в том числе человеческие ресурсы, которые позволяют компании работать лучше конкурентов [34, C.26]. Он задает вопрос, как «универсализм "наилучшей практики" будет сочетаться со взглядом, что только некоторые ресурсы и рутинные процедуры важны и ценны за счет своей редкости и невоспроизводимости?» Опираясь на ситуационную теорию, трудно согласиться с тем, что существует единственно верная практика. То, что хорошо для одной организации, может плохо работать в другой из-за несоответствия ее стратегии культуре, стилю руководства, технологии или рабочим процессам. Как отмечают Беккер и другие авторы «высокоэффективные рабочие системы организации в значительной степени самобытны, поэтому, чтобы добиться оптимального результата, эти системы нужно тщательно подстраивать под конкретные ситуации каждой отдельной компании» [35, C.39].
Принимая во внимание вышеописанную
критику в адрес применения метода,
в настоящей работе описаны лучшие
практики в области стратегического
управления персонала на зарубежных
промышленных предприятиях нефтедобывающей
отрасли, а также использованы отдельные
элементы стратегии управления персоналом
данных предприятий с учетом специфических
особенностей исследуемого в настоящей
работе объекта. Результаты исследования
передового опыта ведущих предприятий
международного уровня были систематизированы
и обобщены в таблице в Приложении
А настоящей работы в разрезе
направлений системы управления
персоналом: наем, адаптация, мотивация,
обучение, профессиональное развитие,
оценка и кадровое администрирование.
В приложении продемонстрированы различные
методы воздействия руководства
на персонал организации, а также
детальные методологические указания
по реализации отдельных кадровых процессов
для успешно развивающихся
Вместе с тем, для внутреннего детального изучения и проведения анализа системы управления предприятия мы применили Модель функционального развития процессов (Capability Maturity Model). В соответствии с данным методом степень развитости и эффективности кадрового процесса определяется по пяти уровням [36, С.95]:
1. Начальный - процесс не определен и не документирован, подход не систематизирован и формализован, больше случаев «реагирования на отдельные запросы»
2. Определенный - процесс методологически разработан и документирован, доступны базовые инструменты для учета расходов и их планирован
ия. Определенный уровень осведомленности о процессе, но недостаточный уровень исполнения
3. Управляемый - большое внимание уделяется документированию и стандартизации процесса, а также интегрированию процесса на всю организацию. Доступны инструменты контроля выполнения и эффективности затрат, поэтому бюджеты четко выполняются. Участники процесса понимают свою роль, цель и пользу процесса, свою ответственность, уровень исп
Информация о работе Стратегия управления персоналом в организации