Стратегия управления персоналом в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:42, магистерская работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью человеческого фактора и управления персоналом организации в условиях развития индустриально-инновационной экономики Казахстана. Общие принципы стратегии управления персоналом уже заложены исследователями т продолжают развиваться в настоящее время. Вместе с тем, по признанию многих авторов, в Казахстане и за рубежом сложилось неоднозначное и даже противоречивое отношение у стратегии управления персоналом

Содержание работы

1.3. Роль стратегии управления персоналом в
повышении эффективности деятельности организации………….……...............25
2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В
НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ КАЗАХСТАНА……………………..........30
2.1. Анализ текущего состояния нефтедобывающей
отрасли РК………...…………..………………………..……………….…………..30
2.2. Анализ управления персоналом на
предприятиях нефтедобывающей отрасли РК

Файлы: 1 файл

Магистерская работа.docx

— 627.55 Кб (Скачать файл)

Таким образом, недостаточная  разработанность вопросов стратегии  управления персоналом организации  в теоретическом плане, необходимость  ее реализации на отечественных предприятиях согласно Стратегии развития страны до 2050 года, возрастающая практическая значимость, а также отсутствие методологической базы ее формирования обусловили выбор  темы настоящего исследования и представляют ее актуальность.

Цель диссертационного исследования состоит в изучении стратегии управления персоналом на предприятии нефтедобывающего комплекса Республики Казахстан.

Поставленная цель потребовала  решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:

    • уточнить сущность стратегии управления персоналом в организации;
    • определить методологические основы формирования стратегии управления персоналом организации;
    • выявить роль стратегии управления персоналом в организации в деятельности организации;
    • провести анализ текущего состояния нефтедобывающей отрасли Казахстана;
    • провести анализ управления персоналом на предприятиях нефтедобывающей отрасли Казахстана;
    • дать оценку эффективности управления персоналом в АО «МНК «КазМунайТениз»;
    • изучить основные направления государственной политики в сфере регулирования трудовых отношений;
    • систематизировать меры по регулированию трудовых отношений на предприятиях нефтедобывающей отрасли;
    • разработать рекомендации по формированию стратегии управления персоналом АО МНК «КазМунайТениз».

Объектом исследования является управление персоналом предприятий нефтедобывающего комплекса страны в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды.

Предметом исследования является стратегия управления персоналом в АО «МНК «КазМунайТениз».

Теоретическую и  методологическую базу исследования определили основные концептуальные положения и закономерности развития мотивации персонала к эффективному труду, содержащиеся в научных работах зарубежных и отечественных ученых, методические материалы научно-практических конференций и семинаров по теме исследования, официальные правительственные документы и нормативные акты Республики Казахстан. Информационной базой исследования послужили материалы Агентства Республики Казахстан по статистике, отчетные и аналитические данные Министерства нефти и газа Республики Казахстан, а также предприятий нефтедобывающего комплекса страны, в том числе АО «МНК «КазМунайТениз». В процессе диссертационного исследования использовались методы экономической логики, анализа и синтеза, причинно-следственных связей, сравнений и аналогий, метод «наилучшей практики», метод модели функционального развития процессов (Capability Maturity Model), метод интервью, методы научного прогноза и другие методы познания экономических процессов и явлений. Вместе с тем, в ходе анализа были использован ряд экономических расчетов для определения эффективности работы по управлению персоналом.

Научная новизна  исследования полученных результатов заключается в следующем:

      • определены особенности управления персоналом в нефтедобывающей отрасли в условиях индустриально-инновационного развития отечественной экономики;
      • дана оценка эффективности управления персоналом в АО «МНК «КазМунайТениз»
      • модель совершенствования управления персоналом для предприятий нефтедобывающего комплекса страны;
      • составлены рекомендации по формированию стратегии управления персоналом АО «МНК «КазМунайТениз».

К результатам научного исследования относится следующее:

      • уточнена сущность стратегии управления персоналом в организации;
      • определены методологические основы формирования стратегии управления персоналом организации;
      • выявлена роль стратегии управления персоналом в организации в деятельности организации;
      • проведен анализ текущего состояния нефтедобывающей отрасли Казахстана;
      • осуществлен анализ управления персоналом на предприятиях нефтедобывающей отрасли Казахстана;
      • дана оценка эффективности управления персоналом в АО «МНК «КазМунайТениз»;
      • изучены основные направления государственной политики в сфере регулирования трудовых отношений;
      • систематизированы меры по регулированию трудовых отношений на предприятиях нефтедобывающей отрасли;
      • разработаны рекомендации по формированию стратегии управления персоналом АО МНК «КазМунайТениз».

Положения, выносимые  на защиту. На защиту выносится ряд научных положений и рекомендаций, направленных на совершенствование управления персоналом в нефтедобывающей отрасли РК. В процессе всестороннего изучения и исследования проблем в области управления персоналом установлено, что наиболее важными защищаемыми положениями являются:

  • модель управления персоналом, направленная на повышение эффективности использования человеческого потенциала предприятий нефтедобывающей отрасли;
  • рекомендации по формированию стратегии управления персоналом организации, включающие в себя корректировку текущих методов управления персоналом объекта настоящего исследования;
  • рекомендации инструментов по внедрению стратегии управления персоналом организации.

Теоретическая и  практическая значимость работы состоит в том, что разработанные рекомендации на основе проведенного анализа позволяют сформировать стратегию управления персоналом организации, что может быть использовано для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий нефтедобывающего комплекса.

Апробация результатов  исследования: Отдельные идеи диссертационной работы излагались в выступлениях на теоретических и научно-практических конференциях: «Международная научно-практическая конференция «Проблемы современной экономики» (г.Новорсибирск, РФ, 2013), Международная научно-практическая конференция «Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований» (г.Новорсибирск, РФ, 2013), Международная научно-практическая конференция «Еfektivní nástroje moderních věd» (Прага, Чехия, 2013).

Публикации.  По теме диссертации опубликовано 4 статьи общим объемом 1,4 печатных листов.

Структура работы. Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первой главе раскрыты теоретические аспекты стратегии  управления персоналом в организации: определена сущность, методологические основы и роль стратегии управления персонала в организации.

Во второй главе рассмотрен процесс управления персоналом в  нефтедобывающей отрасли страны. Проведен анализ  текущего состояния  нефтедобывающей отрасли Казахстана, процессов управления персоналом в  ней, а также дана оценка эффективности  управления персоналом АО «МНК «КазМунайТениз».

В третьей главе представлены  основные направления формирования стратегии управления персоналом на предприятии нефтедобывающей отрасли  Казахстана как фактор конкурентоспособности  организации. Изучены особенности  управления персоналом в системе  государственной кадровой политики. (3.2) Представлены рекомендации по формированию стратегии управления персоналом АО «МНК «КазМунайТениз».

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ  ПЕРСОНАЛОМ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ

1.1 Сущность стратегии  управления персоналом

 

Исторический опыт свидетельствует, что управленческая деятельность по своему характеру и содержанию играет упорядочивающую роль в обществе, и, прежде всего, в сфере экономических  отношений. Управление представляет собой  одну из самых сложных областей человеческой деятельности, где проявляются межличностные  отношения индивидов, объединенных производственным процессом. Управление соединяет человеческие и материальные ресурсы для выполнения задач, стоящих  перед организацией.

  В самом широком  смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно является функцией организованных систем любой природы и сложности и связано по своей сути с определенным воздействием управляющего субъекта на управляемый объект с целью решения задач, стоящих перед системой, элементами которой они являются, обеспечения ее должной организации и необходимого режима функционирования. Управление осуществляется в механических, иных технических, биологических, социальных системах. Причем, несмотря на многие их коренные различия, закономерности управления такими системами общие. В соответствии с фундаментальными положениями кибернетики при управлении любыми системами происходят одни и те же процессы получения, преобразования и передачи информации. Во-первых, управляющий субъект всегда получает информацию о поведении управляемого объекта и функционировании всей системы, а также информацию из вне системы. Во-вторых, он эту информацию надлежащим образом интерпретирует, оценивает, анализирует и на основе этого, исходя из задач, стоящих перед системой, принимает управленческое решение, т.е. решение о характере воздействия на объект управления. И, наконец, в-третьих, передает информацию, связанную с принятым решением, управляемому объекту, осуществляя на него необходимое управленческое воздействие.

Таким образом, под управлением  следует понимать такое воздействие  управляющего субъекта на управляемый  объект, которое связано с обусловленными их взаимодействием процессами получения, преобразования и передачи информации и направлено на решение задач, стоящих  перед системой, обеспечение соответствующих  этим задачам ее организации и  функционирования [1, C.235].

В теории менеджмента объектом управления служит организация. Определяя ее сущность необходимо рассмотреть ряд определений, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, или системы, направленной на достижение цели. В литературе существует четыре основных направления в определении организации:

1. В соответствии с  теорией К.Барнарда организация  - это такой вид кооперации  людей, который отличается от  других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью [2, C.25]. К.Барнард и его последователи уделяли внимание в основном совместным действиям людей, их кооперации, а уже потом необходимости достижения целей.

2. Это направление лучше  всего характеризует точка зрения  Д.Марча и Г.Саймона, согласно  которой организация - это сообщество  взаимодействующих человеческих  существ, являющееся самым распространенным  в обществе и содержащим центральную  координирующую систему[3, C.19]. Высокая специфичность структуры и координация внутри организации отличают ее от диффузных и неупорядоченных связей между неорганизованными индивидами. Все это делает организацию похожей на отдельный сложный биологический организм.

3. П.Блау и У.Скотт представляют  третье направление в определении  организации [4, C.8].  В этом определении указывается основная, по их мнению, характеристика сложившейся организации - то, что она для достижения специфических целей должна быть формализована, обладать формальной структурой.

4. По мнению А.Этциони,  организации - это социальные  объединения (или человеческие  группы), сознательно конструируемые  и реконструируемые для специфических  целей. Основной упор здесь  делается на сознательное членство  в организации и сознательное  действие ее членов [5, C.45]

Анализируя все эти  четыре направления в определении  организации, можно выделить две  специфические черты, отличающие организации  от других видов социальных групп. Во-первых, организации - это прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических  целей. Каждая организация целесообразна  в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы  для достижения общего для нее  результата во вполне определенной области  человеческой деятельности. Во-вторых, организации - это такие группы, которым  свойственна высокая степень  формализации. Их внутренняя структура  высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу  поведения ее членов. Они ясно точно  сформулированы и охватывают все  роли и ролевые связи, предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств индивидов, занимающих те или  иные позиции в структуре организации.

Иными словами, организация  – это социальные группы, ориентированные  на достижение взаимосвязанных специфических  целей и на формирование высокоформализованных  структур.

Управление организацией – это процесс, направленный на координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг с целью достижения желаемого и возможного состояния производства [6, C.301].

Управление организацией призвано решать две основных задачи:

    1. Поддерживать нормальный ход производства, обеспечивать его цикличность и стабильность;
    2. Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.

Суть управления заключается  в следующем: сбор, хранение, обработка  и передача информации; разработка и принятие управленческих решений; выработка управляющих воздействий  и выдача их объекту управления; контроль исполнения принятых решений.

Информация о работе Стратегия управления персоналом в организации