Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

Шпоры менеджмент.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

-оппортунизм – сочетание любых или всех подходов к управлению, которые способны укрепить положение руководителя или дать ему определенные личные преимущества; -фасадизм (от слова «фасад») означает лицевую, фронтальную сторону здания. Управленческий фасад аналогичен (фронтальная сторона может быть фальшивой, так как загораживает то, что в действительности находится за ней).

Большинство руководителей, помимо основной модели поведения, имеют  и вспомогательную модель либо вообще несколько моделей. Вспомогательная модель поведения руководителей требуется в том случае, если невозможно реализовывать основной стиль руководства. Вспомогательная модель управления – это такая манера поведения, к которой прибегает менеджер в стрессовой или конфликтной ситуации, и выйти из которой традиционными средствами невозможно.

2.Типы  стратегий бизнеса. Понятие стратегии является одним из ключевых в стратегическом менеджменте – стратегия рассматривается как долгосрочная задача поведения в конкурентной борьбе, решение которой должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.Наиболее распространены четыре подхода:Первая группа – стратегии связаны только с изменением продукта(услуги) или рынка и к ним относятся:-стратегия усиления позиции на рынке;-стратегия развития рынка;-стратегия развития услуг.Вторая группа – расширение предприятия путем добавления новых структур, «стратегии интенсивного роста». Предприятие может осуществлять интегрированный рост, как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:-стратегия обратной вертикальной интеграции (контроль над поставщиками);-стратегия вперед идущей вертикальной интеграции (контроль над структурами между предприятием и потребителями).Третья группа – стратегии диверсифицированного роста (когда возможности предприя-тия со своими услугами ограничены занимаемым рынком): -стратегия концентрической диверсификации (поиск дополнительных возможностей производства новых услуг на старом рынке с использованием имеющихся мощностей (возможностей));-стратегия горизонтальной диверсификации (поиск возможностей развития за счет но технологий);-стратегия конгломеративной диверсификации (расширение за счет технологически не связанных с уже производимыми новых услуг).Четвертая группа – при необходимости перегруппировки предприятия после длительного роста или кризиса:-стратегия ликвидации (когда работа уже не возможна); -стратегия «сбора урожая» (получение максимального дохода в краткие сроки);-стратегия сокращения (закрытие или передача одного из подразделений);-стратегия сокращения расходов (сокращение затрат).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.11.1.Требования к менеджеру.Менеджер – это та личность, за которой люди готовы идти, идеям которого они всегда верят. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять коллективом.Поскольку менеджер достигает результата своего труда, воздействуя на других лиц, то главные профессиональные знания, нужные менеджеру, находятся в области социальной психологии.Личные качества – нестандартное мышление, решительность и настойчивость в достижении цели, инициативность, умение выполнять обязательства и обещания, высокий уровень эрудиции, твердость характера, справедливость, тактичность, опрятность и аккуратность, умение расположить к себе, чувство юмора и хорошее здоровье.Этические нормы – это соблюдение норм прежде всего деловой этики, т.е. этические нормы поведения менеджера в рыночной экономике, его нравственные принципы и идеалы.

Основными ресурсами  менеджера являются информация и  информационный потенциал в целом, время и люди. Умело используя эти ресурсы, руководитель получает высокие результаты, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им фирмы.На эффективность управления влияют:-умение определить темперамент и характер подчиненных;-умение управлять собой;-умение оценить и подобрать работоспособный персонал;-умение видеть и обеспечивать перспективу развития своего коллектива;-изобретательность и способность к инновациям;-высокая способность влиять на окружающих;-знание современных управленческих подходов. Каждый менеджер должен научиться управлять собой и общаться с подчиненными как с уникальным и бесценным ресурсом.Менеджеры должны ежедневно принимать великое множество решений, базирующихся на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для себя и окружающих, то они будут восприниматься в искаженном виде. В результате этого эффективность принятия и реализации управленческих решений снизится.Особый талант менеджера – это способность быстро и правильно принимать решения. Решение проблем никогда не бывает простым делом, но соответствующие навыки могут быть в значительной степени развиты. Отсутствие творчества в работе. Можно привести много примеров, как тот или иной менеджер проявляет творческий (нестандартный) подход в своей деятельности. Это качество особенно необходимо современным менеджерам, когда повсеместно ведется поиск путей эффективного перехода к рыночной экономике.Неумение влиять на людей. Ключевую роль в вопросах влиятельности играет личный фактор. На многих людей производит впечатление властность, манера держаться, невербальные формы влияния (жесты, внешний вид и т.п.).Менеджер должен добиваться результатов не личным трудом, а через труд других лиц. До тех пор, пока руководители не оценят эффективности своего управления другими людьми, высоких результатов в деятельности организации им не добиться.Каждый руководитель должен заботиться о повышении компетентности тех, ком он руководит. Менеджер, которому не хватает способности и терпения помогать развитию других, ограничен неумением обучать.Формирование коллектива – процесс сложный и противоречивый. Это связано с тем, что коренные интересы и цели его членов имеют различия и противоречия (часто личные цели и интересы вступают в противоречие с целями организации). В зависимости от соответствия индивидуальных целей и установок групповым интересам можно говорить о степени социальной зрелости трудового коллектива. От степени такой зрелости зависит характер и содержание управленческой деятельности менеджера. Руководителю необходимо иметь в виду, что в своем формировании и развитии трудовой коллектив проходит три основных этапа:На первом этапе, когда коллектив еще только создан, происходит взаимное знакомство его членов. Руководителю важно присмотреться к людям и попытаться определить наиболее влиятельных и авторитетных работников, привлечь их на свою сторону и правильно расставить на рабочие места. На этом этапе руководитель выступает как «внешняя сила» по отношению к коллективу. Большинство требований исходит от него и через него.На втором этапе формируются микрогруппы (создаются неформальные отношения). Выявляются наиболее сознательные, энергичные и инициативные люди, из которых формируется актив, призванный помогать руководителю в достижении основных целей и задач управляемого им коллектива.На третьем этапе сознательность и активность работников достигают приблизительно одинаково высокого уровня: подчиненные хорошо понимают своего руководителя и без административного нажима выполняют свои обязанности. Руководитель и неформальные лидеры уже не выступают по отношению к остальным членам коллектива как «внешняя сила», поэтому их требования воспринимаются как естественные и понятные.На третьем этапе менеджер, как правило, меняет стиль руководства. Но если на первом этапе руководитель в основном использует автократический стиль управления, то теперь уже максимально применяются демократические принципы руководства.

2.Целеполагание  в бизнесе.  Управление людьми всегда преследует определенные цели.В настоящее время широко распространено управление по целям.Управление, направленное на достижение цели, осуществляется в определенной последовательности:-определение сферы деятельности, в которой наметилась тенденция роста;-анализ выполнения ранее поставленных целей и выявление тех, что не привели к росту производительности;-устранение неопределенности в работе подчиненных, привлечение их к разработке целей и разъяснительной работе среди участников процесса;-использование постановки целей для накопления знаний на уровне сотрудников и компании в целом;-координация работы всех участников. Стратегические цели развития компании формируются, как правило, на ближайшие 10 лет. На основании этих целей, разрабатываются программы действий для своих коллек-тивов на период от 1 до 5 лет.Программно-целевое управления является теоретической основой целеполагания. Поэтому уже на стадии постановки цели создается обобщенная модель будущего. Этот этап завершается рассмотрением альтернативных вариантов решения и выбором окончательного варианта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.12.1.Власть и личное влияние.Обладать властью – значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей.Выделяют семь разновидностей власти:

-принуждение – побуждение людей к деятельности вопреки их желанию. Данный вид побуждения основан на страхе перед наказанием. В качестве инструментов принуждения выступают замечания, выговоры, штрафы, увольнения, перевод на низкооплачиваемую работу и т.д.;

-влияние.Взаимодействие менеджера с влиятельными лицами (с шефом, с вышестоящими эшелонами руководства) дает ему косвенную силу власти. Подчиненные, общаясь со своим начальником, ощущают не только властную функцию непосредственного начальника, но и начальника, стоящего над ним;

-компетенция. Менеджер в силу своей профессиональной подготовленности наделен правом выступать в качестве эксперта и «судьи» практически по всем профессиональным вопросам. Подчиненные воспринимают это как разновидность власти;

-информация.Люди постоянно испытывают потребность в самой различной информации. Менеджер регулирует доступ информации к своим подчиненным. Тем самым он осуществляет на них властное воздействие: какова информация, таков и характер деятельности людей;

-должностное  положение. Чем выше должностная позиция менеджера, тем выше степень его властного влияния на людей. Подчиненные, сталкиваясь с руководителем в процессе общения, прежде всего, имеют дело с должностью;

-авторитет. Менеджер, пользующийся у подчиненных авторитетом, осуществляет свое влияние на них без демонстрации своей уполномоченности властвовать. Люди без протеста повинуются авторитетному руководителю;

-награждать (и миловать).Люди легко повинуются тому, кто имеет право и возможность награждать (и миловать). Все хотят больше заработать, продвинуться по службе, пользоваться признанием. Власть человека, обладающего таким правом, может подняться до значительных высот.Власть может принимать разнообразные формы. Выделяют три основные формы власти: утилитарную, авторитарно-нормативную и объединенную.Утилитарная власть – это воздействие посредством сильных мотивов. Исполнитель задания знает, что если он выполнит «то-то», то получит «это».Авторитарно-нормативная власть – законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг – строго их выполнять.Объединенная власть – власть группы. Эта власть огромна и часто неосознанна. Нормы устанавливаются группами, и поэтому наше поведение должно вписываться в нормы и культуру организации.Во всех случаях проявления власти подразумевается степень воздействия руководителя на подчиненного, а это суть процесса руководства. Такое воздействие может осуществляться по двум каналам: через власть менеджера и посредством убеждения.Эти два канала воздействия различаются тем, что в первом случае подчиненный ощущает принуждение к осуществлению деятельности в результате зависимости от начальника, а во втором случае за подчиненным остается свобода воли, так как его работой руководят в результате убеждения, а не использования власти.В менеджменте есть более мягкое определение воздействия на подчиненных – влияние. Влияние – такое поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого.Выделяются две большие группы управленческого влияния – влияние эмоциональное и влияние рассудочное. В группе эмоциональных средств, влияния основное место занимает «заражение» и подражание.«Заражение» - это, пожалуй, самый древний способ влияния на людей. Он характеризуется практически автоматической, неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому. Используя механизм заражения, менеджер может значительно повысить сплоченность коллектива, мобилизовать его на выполнение целей организации.Подражание – усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления других лиц.В группу рассудочного влияния входят внушение, убеждение, просьба, угрозы, подкуп, приказ.Внушение – это воздействие, основанное на некритическом восприятии того, что внушение как способ влияния на подчиненных бездоказательно. Эффект воздействия внушения достигается за счет личных качеств менеджера: его признания, авторитета, престижа.Убеждение – эффективная передача своей точки зрения. Руководитель, который влияет путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать, - он «продает» подчиненному то, что нужно сделать. Как видим, убеждение, осуществляемое в словесной форме, опирается на рассудок и логику, а воздействие на чувства и эмоции играет вспомогательную роль. Процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию, цель которой состоит в достижении единства мнений или компромисса.Самая слабая сторона убеждения – это его медленное воздействие и неопределенность.

Просьба – это  такой способ влияния на подчиненного, который основан на добровольных, побуждающих, непринудительных мотивах. Прибегая к просьбе, менеджер пытается вызвать к лучшей стороне натуры другого человека. Положительный результат достигается в том случае, если между руководителем и подчиненным существуют хорошие отношения.Угрозы – это запугивание, обещание причинить подчиненному зло. Они основаны на том допущении, что страх иногда является достаточным мотивом, чтобы побудить человека выполнять поручения, с которыми он внутренне не согласен. Как правило, угрозы срабатывают на короткое время (пока подчиненный находится в «зоне страха», т.е. боится руководителя). Угроза вызывает борьбу между двумя личностями, и проигравшим здесь будет тот, кто вынашивает мысль победить в будущем (никому не хочется быть постоянно проигравшим).Подкуп – склонение на свою сторону, расположение в свою пользу подчиненного любыми средствами.В некоторых случаях подкуп – это честный подход, предоставляющий подчиненному дополнительное вознаграждение за дополнительные усилия.Приказ – официальное распоряжение властных органов. Альтернатива здесь исключается, поскольку приказ не обсуждают, а выполняют. И если приказ не выполнен, это, как правило, влечет негативные последствия.Каждому менеджеру необходимо знать, что, используя любые способы влияния на подчиненных, следует руководствоваться своего рода кодексом делового поведения и нормами служебной этики (нормами и правилами поведения, основывающимися на общественном мнении и традициях).

2.Этапы  стратегического менеджмента. В управлении под стратегией принято понимать долговременную программу действий, направленных на достижение глобальных целей организации, а стратегическое управление – это процесс управления в целях осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением (одно из определений).Принципиальные понятия стратегического управления – миссия и рынок предприятия. Миссия – основная общая цель организации, ее общественно значимая роль существования. Корпоративная миссия (хозяйственная миссия, концепция бизнеса) характеризуют суть бизнеса, на который фирма ориентирована с учетом рыночных потребностей, особенностей услуг и наличия конкурентных преимуществ.Рынок (в стратегическом управлении) – совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-либо услуг. Рынок можно определить как общественный институт, сводящий вместе продавца и покупателя для совершения ими сделки купли-продажи определенной услуги.Стратегический менеджмент – это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружающей среды и позволяющие добиться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.Стратегическое управление можно рассматривать как динамичную совокупность пяти взаимоувязанных управленческих процессов, логически следующих один из другого:-анализа среды;-определение миссии и целей;-определения и выбор стратегии;-выполнения стратегии;-оценки и контроля выполнения стратегии.Одновременно, существует устойчивая обратная связь и обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю совокупность. Это – важная особенность структуры стратегического управления.Миссия предприятия должна в лаконичной форме отразить смысл существования компании. После принятия миссии определяют долгосрочные цели.Завершается эта часть  стратегического управления процессом постановки краткосрочных целей.Выбор и реализация стратегии – ключевой процесс, так как именно от стратегии зависит достижение организацией целей. Реализация стратегии высшим руководством компании проходит в несколько этапов:-1-й этап – углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий;- 2-й этап – принятие решения по использованию имеющихся ресурсов (материальных и человеческих);- 3-й этап – принятие решений по организационной структуре компании с целью приведения последней в соответствие с реализуемой стратегией;-4-й этап – проведение необходимых изменений в компании, без которых невозможно приступить к реализации стратегии;-5-1 этап – пересмотр плана осуществления стратегии, если этого требуют обстоятельства.Оценка и контроль выполнения стратегий – логически последовательный процесс стратегического управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"