Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
Б.4. 1. Принципы менеджмента. Принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению ими управленческих функций.Все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы: общие и частные.Общие принципы управления. Принцип применимости означает, что менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.Принцип системности означает, что менеджмент охватывает всю систему, учитывая ее внешние и внутренние взаимосвязи, взаимозависимости и открытость собственной структуры или системы туризма в целом.Принцип многофункциональности означает, что менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда) и смысловые (достижение конечной цели).Принцип интеграции предполагает, что внутри системы различные способы отношений и взгляды сотрудников должны интегрироваться, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.Принцип ориентации на ценности означает, что менеджмент туризма включен в окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг.Частные принципы управления.Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.Единоначалия и коллегиальности в управлении - руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня.Принцип научной обоснованности управления предполагает наличие у руководителя научного предвидения, умения планировать во времени социально-экономическое преобразование организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнить возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободнодействующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня.Принцип мотивации - чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее
по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций. Принцип государственной законности системы менеджмента - организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного законодательства. Принцип органической целостности объекта и субъекта управления. Управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления должно составлять единую комплексную систему, имеющую выход, обратную связь и связь с внешней средой.Принцип устойчивости и мобильности системы управления. При изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений. Одновременно с устойчивостью управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. должны быть максимально полно учтены изменения и требования потребителей туристских услуг.
2.Основные
направления рациональной
-регламентация–это установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указаний, инструкций и других нормативных документов, основанных на объективных закономерностях развития системы управления.-специализация заключается в закреплении за каждым подразделением определенных функций, работ и операций и возложением на него полной ответственности за конечные результаты деятельности в процессе управления.-стабильность. Трудовой коллектив должен работать в условиях стабильности своего состава, функций и решаемых задач.
Рациональная организация
Выделяют следующие формы оплаты и стимулирования труда: повременная заработная плата, чистая сдельная, аккордная и премиальная системы оплаты труда.Повременная заработная плата определяется по продолжительности рабочего времени без учета производительности труда. Повременная зарплата применяется там, где выработку измерить невозможно.Недостатки ее состоят в том, что сложно добиться от работников высокой производительности труда (нет стимулов к ее повышению) – необходимо дополнительно затрачивать время для контроля затрат рабочего времени. Сдельную зарплату лучше всего применять на однообразных, легко учитываемых по времени и количеству работах. Как недостаток сдельной оплаты труда и ее разновидностей следует отметить невысокое, как правило, качество работы и игнорирование техники безопасности труда.Премиальная оплата труда. Наряду с повременной и сдельной оплатой работникам выплачивается дополнительное вознаграждение, т.е. премия. Условия премирования оговариваются, как правило, в трудовом соглашении.Таким образом, доходы работников складываются из нескольких частей: - минимальная ставка устанавливается в соответствии с тарифной системой оплаты труда; - базовая ставка устанавливается исходя из квалификации работника на основе описания трудовых функций и состояния рынка труда;переменная часть оплаты труда является дополнительной.Разделение управленческого труда –объективный процесс обособления отдельных видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников. По существу, это специализация работников на выполнении отдельных видов работ.Когда общая задача организации разделена между ее членами таким образом, что каждый человек выполняет свою особую роль, то в последующем люди становятся профессионалами в своем деле, а это повышает эффективность их труда. Основополагающий элемент процесса такой организации труда – департаментализация.
Департаментализация – процесс
распределения различных видов
деятельности и ресурсов в логичные
производственные единицы для исполнения
определенных организационных задач.Функцион
В туристской фирме это могут быть отделы рекламы и информации,финансовый, сбыта(реализации путевок).
Основные преимущества
функциональной департаментализации:-
сосредоточение на одной функциональной
области стимулирует
Б.5.
1. Понятие и классификация методов менеджмента. Метод управления – это совокупность
приемов и способов воздействия на управляемый
объект для достижения целей.Множественность
методов менеджмента и разные подходы
к их классификации осложняют задачу выбора
тех из них, которые окажутся наиболее
эффективными при решении конкретных
управленческих задач.Направленность
методов управления ориентирована на
систему (объект) управления (фирму, отдел,
подразделение, компанию).Организационная
форма –воздействие на конкретно сложившуюся
ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное)
или косвенное (постановка задачи и создание
стимулирующих условий) воздействие. Направленность
методов управления всегда одна – на людей,
осуществляющих различные виды трудовой
деятельности. В конкретном методе управления
определенным образом сочетаются (взаимодействуют)
и содержание, и направленность, и организационная
форма. В связи с этим можно выделить следующие
методы управления:- организационно-
2.Содержание и особенности управленческого труда в туризме.Менеджмент туристской организации (предприятия) выполняет двойную задачу. Из этой особенности вытекают и двойные цели менеджмента в туризме.Первая цель – на основе рационализации управления трудовыми процессами обеспечить устойчивое развитие своей фирмы. Вторая цель – оказать содействие в обеспечении жизнедеятельности (конкурентоспособности) своего региона на рынке туристских услуг.Трудовые отношения в туризме следует рассматривать с учетом таких факторов:- клиенты хотят получить услуги по выгодным ценам; - население хотело бы иметь в своем городе возможность трудоустройства и определенные услуги – культурные мероприятия, налоговые поступления от туризма в местный бюджет, - но испытывать при этом как можно меньше проявлений внешних эффектов от туристской деятельности;- государство рассчитывает на налоговые сборы и рабочие места;-поставщики заинтересованы в выгодных предложениях и устойчивой платежеспособности;-сотрудники фирмы высоко ценят свою надежную и выгодную работу, и заинтересованы в хорошем имидже предприятия-кредиторы ожидают оплату процентов или дивидендов;-широкие круги общественности хотели бы испытывать от туризма как можно меньше внешних отрицательных воздействий.Задача менеджмента в области управления процессами труда – распознать у своих сотрудников, принадлежащих к различным формальным и неформальным внешним группам, противоречия в целях и сгладить эти противоречия, используя четкую предпринимательскую политику и разные методы управления. Управленческий труд в туризме не создает материальных благ, но является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего и в этом отношении он выступает как труд производительный. Понятие управленческого труда в определенной мере связано с понятием управления как объекта или сферы его приложения. Если считать, что любой труд проявляется в двух формах – физической и умственной, то управленческий труд – одна из разновидностей умственного труда.Управленческий труд выделяется в особую категорию общественного труда с последующей дифференциацией по видам и подвидам работ и основывается на понимании управления как вида профессиональной деятельности, присущей всякому совместному труду.Управленческий труд – вид общественного труда, основная задача которого – обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.
Управленческий
труд имеет свои специфические особенности:-
Б.6.
1. Организационно-
2.Управленческий
персонал. Работники, профессионально
участвующие в менеджменте и составляющие
аппарат управления – управленческий
персонал. Они делятся на три основные
группы:-руководители;-