Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

Шпоры менеджмент.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.4. 1. Принципы менеджмента. Принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению ими управленческих функций.Все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы: общие и частные.Общие принципы управления. Принцип применимости означает, что менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.Принцип системности означает, что менеджмент охватывает всю систему, учитывая ее внешние и внутренние взаимосвязи, взаимозависимости и открытость собственной структуры или системы туризма в целом.Принцип многофункциональности означает, что менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда) и смысловые (достижение конечной цели).Принцип интеграции предполагает, что внутри системы различные способы отношений и взгляды сотрудников должны интегрироваться, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.Принцип ориентации на ценности означает, что менеджмент туризма включен в окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг.Частные принципы управления.Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.Единоначалия и коллегиальности в управлении - руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня.Принцип научной обоснованности управления предполагает наличие у руководителя научного предвидения, умения планировать во времени социально-экономическое преобразование организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнить возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободнодействующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня.Принцип мотивации - чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее

по элементам  организации, тем эффективнее будет  программа мотиваций. Принцип государственной законности системы менеджмента - организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного законодательства. Принцип органической целостности объекта и субъекта управления. Управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления должно составлять единую комплексную систему, имеющую выход, обратную связь и связь с внешней средой.Принцип устойчивости и мобильности системы управления. При изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений. Одновременно с устойчивостью управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. должны быть максимально полно учтены изменения и требования потребителей туристских услуг.

2.Основные  направления рациональной организации  труда. Рационализация управленческого труда предполагает создание таких условий, при которых конечная цель управления достигается с наименьшими затратами труда. В основе рациональной организации управленческого труда лежат определенные принципы:- комплексность. Принцип комплексности предполагает, что научная организация управленческого труда развивается не по одному направлению, а по их совокупности и касается не одного работника, а всего управленческого коллектива; - системность.Принцип системности предполагает их взаимное согласование, увязку, устранение противоречий, в результате чего создается такая система организации труда, в рамках которой все ее составные части взаимно согласованы и действуют в интересах эффективного функционирования всего предприятия;

-регламентация–это установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указаний, инструкций и других нормативных документов, основанных на объективных закономерностях развития системы управления.-специализация заключается в закреплении за каждым подразделением определенных функций, работ и операций и возложением на него полной ответственности за конечные результаты деятельности в процессе управления.-стабильность. Трудовой коллектив должен работать в условиях стабильности своего состава, функций и решаемых задач.

Рациональная организация труда  аппарата управления базируется на общих  принципах – уровне оплаты и стимулировании труда; разделении и кооперации труда; техническом обеспечении и механизации; нормировании труда; благоприятном режиме и хороших условиях труда.Разработка оптимальных соотношений в оплате труда различной сложности является наиболее важным моментом в системе дифференциации заработной платы.Речь идет о справедливом вознаграждении за труд. Уровень оплаты труда в организации должен быть таким, чтобы ее работники не завидовали сотрудникам конкурирующих фирм, иначе руководство фирмы столкнется с таким явлением, как миграция рабочей силы. Заработная плата должна быть такой, чтобы у сотрудников появилось чувство уверенности в завтрашнем дне и они были бы защищены от всяких изменений, как во внешней, так и во внутренней среде – в организации. Задача состоит в том, чтобы сотрудники максимум внимания сосредотачивали на решении главных задач организации: ин не должны отвлекать денежные проблемы, связанные с материальным обеспечением себя и своей семьи.Система оплаты труда должна включать действенные средства стимулирования и мотивации. Работникам предоставляется возможность получать больше, чем просто фиксированную зарплату. В связи с этим вводятся дополнительные выплаты, непосредственно связанные с их определенными достижениями;

Выделяют следующие формы оплаты и стимулирования труда: повременная заработная плата, чистая сдельная, аккордная и премиальная системы оплаты труда.Повременная заработная плата определяется по продолжительности рабочего времени без учета производительности труда. Повременная зарплата применяется там, где выработку измерить невозможно.Недостатки ее состоят в том, что сложно добиться от работников высокой производительности труда (нет стимулов к ее повышению) – необходимо дополнительно затрачивать время для контроля затрат рабочего времени. Сдельную зарплату лучше всего применять на однообразных, легко учитываемых по времени и количеству работах. Как недостаток сдельной оплаты труда и ее разновидностей следует отметить невысокое, как правило, качество работы и игнорирование техники безопасности труда.Премиальная оплата труда. Наряду с повременной и сдельной оплатой работникам выплачивается дополнительное вознаграждение, т.е. премия. Условия премирования оговариваются, как правило, в трудовом соглашении.Таким образом, доходы работников складываются из нескольких частей: - минимальная ставка устанавливается в соответствии с тарифной системой оплаты труда; - базовая ставка устанавливается исходя из квалификации работника на основе описания трудовых функций и состояния рынка труда;переменная часть оплаты труда является дополнительной.Разделение управленческого труда –объективный процесс обособления отдельных видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников. По существу, это специализация работников на выполнении отдельных видов работ.Когда общая задача организации разделена между ее членами таким образом, что каждый человек выполняет свою особую роль, то в последующем люди становятся профессионалами в своем деле, а это повышает эффективность их труда. Основополагающий элемент процесса такой организации труда – департаментализация.

Департаментализация – процесс  распределения различных видов  деятельности и ресурсов в логичные производственные единицы для исполнения определенных организационных задач.Функциональная департаментализация –это процесс разделения на группы видов деятельности и ресурсов внутри фирмы таким образом, чтобы служащие, исполняющие одинаковые или сходные виды деятельности, были объединены в один отдел.

В туристской фирме  это могут быть отделы рекламы и информации,финансовый, сбыта(реализации путевок).

Основные преимущества функциональной департаментализации:- сосредоточение на одной функциональной области стимулирует становление  служащих как специалистов в своем  деле;-наблюдение и координация упрощаются, поскольку менеджеру необходимо помнить и интегрировать только узкий круг функциональных видов мастерства;Функциональная департаментализация обладает и несколькими недостатками:-служащие упускают из вида цели организации, потому что они концентрируют внимание на своем отделе и своей специализации;-срок для принятия всеобщих решений увеличивается из-за необходимости принятия решений в каждой функциональной области.Альтернативный тип департаментализации, возникший по мере развития фирм и роста производства продукции и услуг, называется департаментализацией по продукту. Департаментализация по продукту – процесс разделения по группам видов деятельности и ресурсов в зависимости от типов продукции, которую продает компания. Применительно к туризму это может быть, например, лыжный тур либо оригинальная экскурсионная программа и т.п.Департаментализация по продукту имеет ряд преимуществ. Продукция становится центральным элементом, относительно которого могут координироваться все задачи фирмы.Департаментализация по продукту наиболее соответствует динамичному окружению, поскольку она поддерживает гибкость фирмы и способствует быстрому реагированию на изменение условий. Отделы сосредотачиваются только на своем виде продукта и слабо ориентируются в проблемах всей организации. Страдает согласованность действий среди подразделений, потому что каждый отдел действует самостоятельно. Фирмы с такой структурой более дорогостоящи, чем функционально организованные компании, потому что каждый отдел должен иметь собственный штат специалистов. Департаментализация по потребителям – процесс организации разных видов дея-тельности и ресурсов таким образом, чтобы каждый отдел мог внимательно реагировать на различные потребности специфических потребительских групп. Например, среди туристов это любители спокойного отдыха, любители спортивного отдыха, любители приключений и т.п.Успех департаментализации по потребителям зависит от способности организации определить особые категории потребителей и исследовать их специфические потребности. Департаментализация по времени (характерна для туризма) заключается в том, что трудовые процессы планируются и организуются в определенные периоды времени. Поскольку туризм имеет сезонный характер, то данный аспект разделения труда менеджеру нужно обязательно учитывать.

 

 

 

 

 

 

Б.5. 1. Понятие и классификация методов менеджмента. Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации осложняют задачу выбора тех из них, которые окажутся наиболее эффективными при решении конкретных управленческих задач.Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирму, отдел, подразделение, компанию).Организационная форма –воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие. Направленность методов управления всегда одна – на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности. В конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:- организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; - экономические, обусловленные экономическими стимулами; - социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

2.Содержание  и особенности управленческого  труда в туризме.Менеджмент туристской организации (предприятия) выполняет двойную задачу. Из этой особенности вытекают и двойные цели менеджмента в туризме.Первая цель – на основе рационализации управления трудовыми процессами обеспечить устойчивое развитие своей фирмы. Вторая цель – оказать содействие в обеспечении жизнедеятельности (конкурентоспособности) своего региона на рынке туристских услуг.Трудовые отношения в туризме следует рассматривать с учетом таких факторов:- клиенты хотят получить услуги по выгодным ценам; - население хотело бы иметь в своем городе возможность трудоустройства и определенные услуги – культурные мероприятия, налоговые поступления от туризма в местный бюджет, - но испытывать при этом как можно меньше проявлений внешних эффектов от туристской деятельности;- государство рассчитывает на налоговые сборы и рабочие места;-поставщики заинтересованы в выгодных предложениях и устойчивой платежеспособности;-сотрудники фирмы высоко ценят свою надежную и выгодную работу, и заинтересованы в хорошем имидже предприятия-кредиторы ожидают оплату процентов или дивидендов;-широкие круги общественности хотели бы испытывать от туризма как можно меньше внешних отрицательных воздействий.Задача менеджмента в области управления процессами труда – распознать у своих сотрудников, принадлежащих к различным формальным и неформальным внешним группам, противоречия в целях и сгладить эти противоречия, используя четкую предпринимательскую политику и разные методы управления. Управленческий труд в туризме не создает материальных благ, но является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего и в этом отношении он выступает как труд производительный. Понятие управленческого труда в определенной мере связано с понятием управления как объекта или сферы его приложения. Если считать, что любой труд проявляется в двух формах – физической и умственной, то управленческий труд – одна из разновидностей умственного труда.Управленческий труд выделяется в особую категорию общественного труда с последующей дифференциацией по видам и подвидам работ и основывается на понимании управления как вида профессиональной деятельности, присущей всякому совместному труду.Управленческий труд – вид общественного труда, основная задача которого – обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.

Управленческий  труд имеет свои специфические особенности:-Информационный характер непосредственного предмета и продукта этого труда, обусловленный  принципиальным отличием трудового процесса по его содержанию и результатам от других видов труда. Результаты труда персонала управления оцениваются не по количеству изданных распоряжений и выпущенных документов, а по их влиянию на деятельность коллектива предприятия.-Он участвует в создании материальных благ не прямо, а через труд других лиц.-Средства этого вида труда – организационная и вычислительная техника.-Это труд умственный, поэтому прямое измерение его производительности возможно лишь в отношении технических исполнителей и отчасти специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.6. 1. Организационно-административные методы управления. Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через:- приказы,- распоряжения,-оперативные указания, отдаваемые устно или письменно, контроль за их выполнением,-систему административных средств поддержания трудовой дисциплины.Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого являются – правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с действующими законодательными актами.Организационно-административные методы от других методов отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.В общем виде система организационно-административных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов:-воздействия на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления) и воздействия на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

2.Управленческий  персонал. Работники, профессионально участвующие в менеджменте и составляющие аппарат управления – управленческий персонал. Они делятся на три основные группы:-руководители;-специалисты;-технические исполнители.Руководители направляют работу организаций (подразделений), принимают управленческие решения и несут полную ответственность за выполнение принятых решений и результаты работы организаций (подразделений).Специалисты–это сотрудники аппарата управления, обладающие специальными знаниями, как правило, имеющие законченное высшее образование. Обычно они привлекаются к разработке вариантов управленческих решений и несут ответственность за качество выполняемой работы. К специалистам относятся: инженеры, экономисты, бухгалтеры и т.д.Технические исполнители – обслуживают процесс управления (секретари, курьеры и т.п.). Как правило, они  не имеют высшего специального образования, но имею специализированную профессионально-техническую подготовку. Технические исполнители выполняют вспомогательные функции.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"