Для наиболее полной 
реализации целей создания САРП 
в ее методическом арсенале 
предусматриваются средства технико-экономического 
и социально-психологического анализа 
потенциала, состояния и результативности 
функционирования всех объектов 
аттестации – от отдельного 
сотрудника до предприятия в 
целом и его руководителя.
 
 Большинство предприятий 
системы Газпрома относятся к. 
числу социотехнических систем, 
результативность деятельности 
которых зависит от взаимодействия 
работников друг с другом и 
с достаточно сложной техникой 
в условиях антропогенного и 
техногенного риска. Для таких 
систем решающее значение приобретают 
эргономические характеристики 
организации деятельности работников, 
коллективов и предприятия.
 
 Для правильной организации 
человеко-машинного взаимодействия 
необходимо воспитание соответствующей 
эргономической культуры каждого 
работника и коллектива. В свою 
очередь, понятие эргономической (более 
широко – производственной) культуры 
опирается на понятие ментальности 
как индивидуального психологического 
портрета индивидуума, рассматриваемого 
с точки зрения общественного 
континуума. Иными словами, ментальность 
– это общая для данной социальной 
группы совокупность черт психологического 
поведения. Использование и оценка 
категории ментальности через 
разграничение социального влияния 
(со стороны общества, организации, 
первичного коллектива) и свободного проявления 
личности имеет весьма важное практическое 
значение. В зависимости от сложившихся 
(в обществе, на предприятии, в коллективе) 
традиций отношения к коллегам, руководству, 
труду профилактика аварийных ситуаций 
на предприятиях может строиться двояко: 
либо по пути разработки инструкций, предписывающих 
мельчайшие нюансы в действиях персонала, 
либо через формирование адекватных психических 
процессов (мышления, мотивации и др.). 
Можно заметить, что по первому пути идет 
промышленность США. В России традиционна 
ориентация, прежде всего на мотивацию 
(чувство ответственности, энтузиазм и 
т, п.) отдельного работника. Очевидно, 
что следует искать оптимальное сочетание 
разных направлений. Большую роль здесь 
должны сыграть имитационные тренажеры 
и соответствующий тренинг.
 
 В новой системе 
аттестации предполагаются адаптация 
и использование в ходе проведения 
и анализа результатов аттестации 
таких методов, как оценка производственной 
эффективности, индивидуальное и 
групповое психологическое и 
эргономическое тестирование, заполнение 
и анализ масштабных социально-психолого-эргономических 
опросников, структурированные тематические 
дискуссии, математическое и имитационное 
компьютерное моделирование, разработка 
тренажеров-имитаторов. Все методы 
требуют четкого соотнесения 
с условиями и спецификой работы 
предприятий, организаций, исполнителей 
и, при необходимости, адаптации 
к конкретным условиям и задачам 
аттестации.
 
 В рамках САРП предусматриваются 
различный уровень и разная 
глубина тестирования объектов 
аттестации. Если на предприятии 
имеется развитая социально-психологическая 
служба, то психологический анализ 
проводится по полной программе. 
Если такая служба и возможности 
привлечения специалистов со 
стороны или из других организаций 
Общества отсутствуют, т
 используется сокращенный вариант, в 
котором большая нагрузка ложится на членов 
аттестационных комиссий.
 
 Для реализации концепции 
новой системы аттестации коллективом 
авторов под руководством В.А. 
Дятлова разработаны «Методические 
рекомендации по созданию и 
организации функционирования многоуровневой 
системы аттестации руководителей 
и специалистов предприятий и 
организаций ОАО «Газпром». 
 
4.3. Нормирование и оплата 
труда
 
 
 В условиях перехода 
к рыночным отношениям методические 
основы нормирования, организации 
оплаты труда и совершенствования 
управления практически не претерпели 
изменений. Вместе с тем новые 
формы собственности модифицировали 
организацию этой работы как на уровне 
предприятий ОАО «Газпром», так и в масштабе 
Общества в целом.
 
 В настоящее время 
неизмеримо возросли требования 
к проведению постоянной работы 
по обеспечению экономической 
стабильности, сокращению издержек 
на выпускаемую продукцию и, в 
первую очередь, снижение затрат 
живого и овеществленного труда. 
В решении этих задач, наряду 
с совершенствованием структур 
управления на всех уровнях, эффективной 
оплатой труда и созданием 
благоприятных условий работы, первостепенное 
значение отводится нормированию 
труда.
 
 В структуре администрации 
Общества, в составе Департамента 
по управлению персоналом создано 
Управление нормирования и оплаты 
труда, в которое входят отдел 
нормирования труда, отдел совершенствования 
управления и организационных 
структур и отдел оплаты труда. 
Кроме того, создана Центральная 
нормативно-исследовательская станция, 
а также нормативно-исследовательские 
станции и лаборатории в различных 
регионах. Создание этих структурных 
подразделений дает возможность 
на уровне Газпрома осуществлять 
единую политику в области 
организации нормирования труда, 
совершенствования организационных 
структур управления производством, 
форм и систем заработной платы, 
материального стимулирования, социального 
обеспечении в основных сферах 
деятельности Общества.
 
 Свою работу в области 
нормирования труда Управление 
начало с укомплектования кадрами 
нормативных станций и лабораторий, 
так как по количественному 
составу эти подразделения малочисленны, 
и подобрать квалифицированных 
специалистов в области нормирования 
труда было нелегко. Ставка была 
сделана на молодых работников, 
а для углубления их знаний 
в этой области была организована 
учеба в г. Калининграде в Отраслевом 
научно-исследовательском учебно-тренажерном 
центре, а также в Учебном центре ОАО «Газпром».
 
 Параллельно с этой 
работой были подготовлены и 
утверждены следующие документы, 
регулирующие взаимодействие структурных 
подразделений и их основные 
функции по управлению нормированием 
труда в Обществе на уровне 
администрации ОАО «Газпром», предприятий 
и организаций:
 
 ● положение по организации 
и планированию нормативно-исследовательских 
работ по труду ОАО «Газпром»;
 
 ● типовое положение 
о нормативно-исследовательской 
станции (лаборатории) организации 
ОАО «Газпром».
 
 Кроме того, была подготовлена 
форма внутренней статистической 
отчетности по нормированию труда, 
проведен анализ состояния нормирования 
труда и др. Одновременно с 
этим начата работа по разработке 
сборников (подготовлена первая 
редакция) нормативов численности 
работников, занятых в добыче 
газа и обслуживании средств связи. 
Подготовлен пакет документов по организации 
и проведению работы по аттестации рабочих 
мест на предприятиях и в организациях 
Общества. Продолжалась работа по совершенствованию 
структуры управления ОАО «Газпром». В 
результате реструктуризации из состава 
дочерних предприятий выведено 135 различных 
организации, в том числе 67 подсобных сельских 
хозяйств, 34 строительные организации, 
предприятия строи-индустрии. В муниципальную 
собственность передана часть организаций 
жилищно-коммунального хозяйства компании.
 
 Эти преобразования 
потребовали внесения изменений 
и в структуру администрации 
Общества. В настоящее время в 
ОАО «Газпром» действует четыре 
основных блока: производственный, 
маркетинга, финансовый и социальный. 
Ответственность за работу каждого 
блока возложена на соответствующего 
заместители Председателя Правления 
Общества. Созданы департаменты 
и управления, которые отвечают 
за решение ключевых вопросов 
в области финансов, экономики, бухгалтерского 
учета и др.
 
 Значительная работа 
проделана и в области оплаты 
труда, материального стимулирования 
и предоставления социальных 
льгот. Первое, что было сделано 
в этом направлении, – упорядочение 
оплаты труда работников, занятых 
в основных сферах деятельности 
Газпрома. С этой целью постановлениями 
Правления ОАО «Газпром» от 20.04.1997г. 
№ 38 и от 11.07.1997г. № 62 утверждено «Положение 
о порядке оплаты труда работников 
газоперерабатывающих, газотранспортных, 
буровых предприятий, предприятий 
снабжения, связи, газового надзора, 
госбезопасности, Информгаза, ИРЦ Газпром 
на основе Единой тарифной 
сетки».
 
 В дальнейшем на 
основе этого документа разработаны 
и утверждены условия оплаты 
труда работников, занятых в автомобильном 
транспорте, связи, строительстве, машиностроении 
и других видах деятельности 
Общества. Упорядочены вопросы социальных 
выплат. С этой целью разработаны 
и утверждены «Рекомендации по 
социальному обеспечению работников 
и неработающих пенсионеров предприятий 
и организаций ОАО «Газпром». 
Подготовлены и внедрены целый 
ряд других документов, касающихся 
вопросов в этой области.
 
 Вместе с тем остается 
целый ряд нерешенных проблем, 
над которыми необходимо продолжать 
работу специалистам ОАО «Газпром», 
занятым в этой области. 
 
Во-первых, следует определить 
общественно-приемлемые затраты труда 
в каждом виде деятельности и, что самое 
важное, стоимость единицы труда, которые 
отвечали бы трем критериям – высокой 
экономической, трудовой и производственной 
эффективности.
 
Во-вторых, необходим системный 
подход к исследованию, проектированию 
и анализу влияния норм на снижение трудоемкости 
и издержек производства.
 
В-третьих, необходимо изучение 
и освоение новых подходов к нормированию 
труда.
 
 Следует продолжить 
работу по структурной перестройке 
управления хозяйственной деятельностью 
Общества. Нужны новые подходы 
и к совершенствованию системы 
оплаты труда, так как применяемая 
Единая тарифная сетка имеет 
один недостаток – требует 
принятия дополнительных централизованных 
управленческих решений в зависимости 
от изменяющейся экономической 
ситуации в стране.
 
 Система стимулирования 
труда должна быть гибкой, давать 
непосредственный эффект и возможность 
сразу же поощрять каждый положительный 
результат работы специалиста.
 
 Реализация этих и 
других мероприятий явится важным 
направлением повышения эффективности 
работы предприятий и организаций 
ОАО «Газпром».
 
 4.4. Стратегия подготовки 
специалистов
 
 
 Первоочередная проблема 
в области кадровой политики 
– подготовка специалистов высшей 
квалификации по новым и традиционным 
направлениям. Согласно Концепции, 
целенаправленная подготовка научных 
кадров предусматривает:
 
 ● подготовку молодых 
специалистов для научной работы 
через магистратуру отдельных 
вузов страны, включая РГУ нефти 
и газа им. И.М. Губкина – базовый 
вуз для подготовки кадров 
для газовой промышленности;
 
 ● подготовку молодых 
специалистов по новым научным 
направлениям s вузах тройного подчинения 
(РАН, Минобразования, ОАО "Газпром");
 
 ● создание филиалов 
кафедр отдельных элитных вузов 
России (МИФИ, МФТИ и др.) при ведущих 
НИИ отрасли с ориентацией 
на получение знаний в области 
газовой промышленности, что позволит 
использовать высокий научный потенциал 
подготовки студентов при решении важнейших 
задач развития отрасли.
 
К этим задачам относятся:
 
 ● проведение многовариантных 
анализов и прогнозов развития 
и размещения предприятий газовой 
промышленности;
 
 ● повышение эффективности 
поисково-разведочных работ и 
формирование сырьевой базы отрасли, 
обеспечивающей реализацию перспективных 
планов ее развития;
 
 ● ввод в эксплуатацию 
месторождений п-ов Ямал и Гыдан; 
вовлечение в разработку ресурсов 
нефти и газа арктического 
шельфа;
 
 ● ввод в эксплуатацию 
малых месторождений газа;
 
 ● рациональное использование 
запасов низконапорного газа;
 
 ● повышение степени 
извлечения газового конденсата, 
извлечение остаточных запасов 
конденсата из истощенных пластов;
 
 ● вовлечение в народнохозяйственный 
оборот нетрадиционных ресурсов 
газа;
 
 ● повышение эффективности, 
надежности и устойчивости в 
чрезвычайных ситуациях Единой 
системы газоснабжения;
 
 ● обеспечение энергетической 
независимости ОАО "Газпром";
 
 ● вовлечение в глубокую 
переработку дополнительных объемов 
газа и конденсата с получением 
моторных топлив, синтетических 
жидких углеводородов и другой 
продукции;
 
 ● расширение областей 
использования газа, в первую 
очередь, в качестве моторного 
топлива транспортных средств 
и сельскохозяйственной техники; 
 
 ● снижение техногенного 
воздействия объектов газовой 
промышленности на природную 
среду;
 
 ● внедрение газосберегающих 
технологий на всех этапах 
от добычи газа до его использования 
в сфере потребления и ряд 
других.
 
 Реализация указанных 
приоритетных целей в рассматриваемый 
период должна подкрепляться 
соответствующим кадровым обеспечением. 
По приведенной в Концепции оценке 
кадрового обеспечения научно-технической 
политики, в ближайшие пять лет для отрасли 
надо подготовить не менее 400 специалистов 
по новым научным направлениям.
 
 
Таблица 4.1.
 
Ориентировочная потребность 
дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» 
в подготовке специалистов по годам
Организация 
До 2005г. 
До 2010г. 
До 2015г. 
Общая
 
Асп 
Док. 
Асп 
Док. 
Асп 
Док. 
Асп 
Док.