Этические проблемы в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:58, реферат

Описание работы

Этическая сторона управленческих решений вызывает возросшее внимание общественности в последние годы. У людей существует мнение, что сегодня менеджеры подвергаются постоянно растущему давлению действовать незаконно или неэтично. Это мнение – результат огласки, которую получили так называемые преступления «белых воротничков», то есть на уровне высших эшелонов управления очень уважаемых компаний.

Содержание работы

Введение 3 стр.
Понятие этики управления 6 стр.
Способы повышения этического уровня организации 10 стр.
Заключение 15 стр.
Список используемой литературы 16 стр.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.03 Кб (Скачать файл)

Нэш обращает внимание на то, что руководители и работники, которые сталкиваются с подобными проблемами, не могут для их разрешения следовать только тому, что они «узнали о морали в своих семьях, у учителей, в церквах или синагогах». «Путь в ад устлан благими намерениями», и часто наиболее безнравственные решения принимаются и наиболее нелицеприятные поступки в бизнесе совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения, отмечает Л. Нэш.

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших  положениях:

(1)создание  материальных ценностей во всем  многообразии форм рассматривается  как изначально важный процесс; 

(2)прибыль  и другие доходы рассматриваются  как результат достижения различных  общественно значимых целей; 

(3)приоритет  при разрешении проблем, возникающих  в деловом мире, должен отдаваться  интересам межличностных отношений,  а не производству продукции.

2. Способы повышения этического уровня организации

 

В последнее  время значительное внимание уделяется  этическим проблемам, возникающим  у людей на рабочем месте. До середины 70-х гонгов, несмотря на крупнейшие скандалы, связанные с противозаконным ценообразованием в компании General Electric и принятием безответственных, но сознательных решений по выпуску опасных для жизни транспортных средств американской автомобильной промышленностью, симпатии разных слоев общества разделились между двумя лагерями: с одной стороны, защитники интересов потребителей и исследователей, которые обвиняют бизнесменов и правительство в распространении неэтичных отношений, а с другой — те, кто защищает бизнесменов и правительство от первых.

В тот  период, который стал называться постуотергейкской эрой, было вскрыто огромное количество фактов противозаконных действий и коррупции в правительстве и деловых кругах США: в военно-промышленном комплексе Пентагона, в Конгрессе при распределении финансовых и любых других средств, в медицинской промышленности, в инвестиционных фирмах и страховых компаниях, в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, автомобильной, табачной промышленности, во внешней торговле — если говорить только о самых крупных скандалах и самых вопиющих фактах. Помимо всех прочих последствий в связи с вышеуказанным с особой остротой встала и проблема соблюдения самых элементарных этических норм в бизнесе. Правительство и деловые круги в такой ситуации были вынуждены предпринять хотя бы некоторые шаги для спасения своей столь сильно подорванной репутации Консультационные (так называемые консалтинговые), фирмы стаяли помещать в большинстве промышленных журналов свою рекламу о проведении семинаров и тренинговых мероприятий по улучшению морального климата в организациях.

Однако  многое из того, что широко обсуждается  и доходит до деловых людей  и организаций, крайне мало помогает решить те этические проблемы, с  которыми сталкиваются люди на рабочем  месте. Приведем пример наиболее типичной ситуации такого рода. Центр этических  ресурсов (Ethics Resource Center) был основан организацией American Viewpoint, Inc., занимающейся распространением книг в жанре памфлетов, а также проводящей семинары, которые должны внушить американцам (в особенности бизнесменам) необходимость быть более этичными. Судя по распространяемой ею литературе, главный мотив ее деятельности — сохранить систему свободного предпринимательства. Организация считает, что системе экономической свободы угрожают (а не порождены ею) растущая бесчестность, подкупы, взятки и тому подобные явления. Представители American Viewpoint утверждают, что, если эти явления не будут регулироваться соблюдением норм морали, борьбу с ними может взять на себя государство и при этом будут потеряны все экономические свободы. Однако в свете всего вышесказанного и всех вышеперечисленных фактов становится очевидным, что убежденность в том, что необходимо любыми путями избегать государственного регулирования экономики и что обязательно надо сохранять систему свободного рынка, становится в высшей степени сомнительной и оказывается под большим вопросом. Но помимо концентрации на этических темах, какие ответы на этические вопросы предлагаются такими организациями, как American Viewpoint?

Если  считать, что бизнесмены уже знают, какой тип поведения является правильным, а какой неправильным, то в некоторых случаях принятие решения относительно того или иного  поступка является крайне трудным. Иногда они считают, что в данный момент поступают правильно, но впоследствии оказывается, что они ошиблись. Возможно, ранее они считали свой поступок правильным в силу того, что такие  поступки совершались очень часто, имеются свидетельства того, что  люди просто не осознают этичности  или неэтичности своих поступков.

В литературе, распространяемой вышеупомянутой организацией, для определения правильности поступков  применяются такие критерии, как  закон, совесть и Бог, которые  очень трудно применить на практике, когда человек оказывается в  по-настоящему трудной и ответственной  ситуации и должен быстро принять  верное во всех отношениях решение. И  это только один пример популярной литературы, в которой поднимаются  проблемы этики бизнеса, и он типичен по своей неспособности ответить на большинство вопросов по этой проблеме, так как она очень глубокая и на ней базируется работа любой организации. Весьма похвально внимание таких организаций, как вышеупомянутая к столь важной проблеме, но важнейшей частью просветительской работы должно стать обсуждение и исследование конкретных действий для конкретных людей, когда они оказываются перед необходимостью решать этические проблемы.

В целях  повышения этичности поведения  руководителей и рядовых сотрудников  можно использовать следующие мероприятия  и методы:

этические кодексы описывают систему общих  ценностей и правил этики, которых, по мнению организации, должны бы придерживаться ее работники. Этические нормативы  разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения  этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно организации  доводят этические нормативы  до своих работников в виде печатных материалов;

«карты  этики» — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический  кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя  и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод  активно применяется в японских компаниях;

комитеты  по этике. Одни организации создают  постоянные комитеты по этике для  оценки повседневной практики с точки  зрения этики, почти все члены  таких комитетов — руководители высшего уровня; другие не создают  таких комитетов, но нанимают специалиста  по этике бизнеса, называемого адвокатом  по этике. Роль такого адвоката — выработка  суждения по этическим вопросам, связанным  с действиями организации, а также  выполнение функции «социальной  совести» организации;

социальные  ревизии предложены для оценки и  составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации;

обучение  этичному поведению. Еще один подход, используемый организациями для  повышения показателей этичности  поведения, — обучение этичному поведению  руководителей и рядовых сотрудников. При этом работники знакомятся с  этикой бизнеса, что повышает их восприимчивость  к этическим проблемам, которые  могут перед ними возникнуть. Встраивание  этики как предмета в курсы  обучения управления персоналом и государственному управлению является еще одной формой обучения этичному поведению, благодаря  чему обучающиеся начинают лучше  понимать эти проблемы;

этическая экспертиза представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации (или конкретного проекта), которая вызывает обеспокоенность  высшего руководства, персонала  или общественности и может повлиять на имидж и перспективы организации. Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата  и моральной респектабельности  организации, а также внесение коррективов  в практику деятельности организации (или ее конкретных проектов);

этическое консультирование проводится тогда, когда  проблемы организации не могут быть решены силами самой организации (или  в ней отсутствуют соответствующие  структуры) из-за сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными  моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике бизнеса со стороны.

 

Заключение

 

Из вышеизложенного  можно сделать выводы о понятии  этики в общем, и этики управления, в частности.

Этика – это учение о нравственности, морали; отрасль знания; особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Существует так называемая «профессиональная этика», или «деловая этика». Деловая этика – это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Успешному руководителю трудового коллектива необходимо хорошо знать настроение людей; оперативно устранять все то, что мешает им трудиться и работать на благо себя и предприятия; умело контактировать с неформальными вожаками и лидерами своего коллектива, находить с ними общий язык, вовлекать их в общественную деятельность, не бояться делегировать им властные (управленческие) полномочия, заручаться их поддержкой в нравственном воспитании коллектива. Ну, а коллектив, в свою очередь воздействует нравственно на людей до тех пор, пока сам непрерывно нравственно совершенствуется. Следовательно, этика управления – это система нравственных норм, которые определяют поведение субъекта управления в любой управленческой ситуации. Последние требуют совмещения основных управленческих принципов с гуманистическими, нравственными требованиями, что предполагает не только знание основных нравственных норм взаимоотношений между людьми, но и соблюдение их в практической управленческой деятельности. Таким образом, соблюдение общечеловеческих и деловых этических норм в управлении ведет к повышению нравственной обстановки в коллективе и повышению его культурных ценностей.

Список используемой литературы

 

  1. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  2. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Этика менеджмента: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 272 с.
  3. Кузнецов И.Н. Деловое общение. – М., 2009.
  4. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – Изд. Проспект Москуниверс, 2008.
  5. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. – М.: Проспект, 2008.
  6. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – 3-е изд. – М., 2002.
  7. Лобанова А.М. Сущность менеджмента. Уровни, функции, роли и компетенции менеджеров // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2008.
  8. Емельянов О. Российский кадровый менеджмент: составляющие эффективности // Человек и труд. – 2007.
  9. Лутфуллин Ю.Р., Халиков А.Р. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе управления профессиональным потенциалом команды менеджеров // Экономические науки. – 2008.
  10. Шипилова О.А. Психологический портрет менеджера по персоналу // Кадры предприятия. – 2005.

1 Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. М.:Феникс, 2005.-С. 263

 


Информация о работе Этические проблемы в управлении