Этические проблемы в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:58, реферат

Описание работы

Этическая сторона управленческих решений вызывает возросшее внимание общественности в последние годы. У людей существует мнение, что сегодня менеджеры подвергаются постоянно растущему давлению действовать незаконно или неэтично. Это мнение – результат огласки, которую получили так называемые преступления «белых воротничков», то есть на уровне высших эшелонов управления очень уважаемых компаний.

Содержание работы

Введение 3 стр.
Понятие этики управления 6 стр.
Способы повышения этического уровня организации 10 стр.
Заключение 15 стр.
Список используемой литературы 16 стр.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.03 Кб (Скачать файл)

 

Экономический факультет

Кафедра «Национальная  экономика»

 

 

Доклад

по дисциплине «Менеджмент»

 

на  тему: «Этические проблемы в управлении»

    

                                  

                                          Выполнила:

студентка экономического факультета, III курса, д/о

специальность "Финансы и кредит", группы

 

 

Проверила:

Преподаватель

 

 

 

 

 

 

Тирасполь 2012г.

Содержание

Введение 3 стр.

  1. Понятие этики управления 6 стр.
  2. Способы повышения этического уровня организации 10 стр.

Заключение 15 стр.

Список используемой литературы  16 стр.

 

Введение

Утверждение, что фирме необходимо выполнять  свои социальные обязательства для  того, чтобы извлечь наибольшую выгоду для всех заинтересованных лиц, тесно  связано с предположением, что  в процессе достижения этой цели менеджер будет вести себя этично.

Сам термин «этика» определяется как набор  или совокупность нравственных принципов, которые управляют действиями человека или группы людей. Основным компонентом  любой этической системы являются нравственные ценности человека, группы или общества. И, конечно, нравственные ценности одного человека, группы или  общества могут не совпадать с  нравственными ценностями другого  человека, группы или общества. Этические  стандарты отражают не тот кодекс поведения, который принят всеми, а  скорее конечный продукт процесса определения  и выяснения природы человеческих взаимоотношений. Например, даже если группы или отдельные люди имеют  одинаковое представление о том, что такое благосостояние человека, средства, которые они выберут, чтобы  повысить это благосостояние, различны. Следовательно, этика включает в  себя также и средства, используемые для того, чтобы добиться определенных целей, в нашем примере, благосостояния.

Этическая сторона управленческих решений  вызывает возросшее внимание общественности в последние годы. У людей существует мнение, что сегодня менеджеры подвергаются постоянно растущему давлению действовать незаконно или неэтично. Это мнение – результат огласки, которую получили так называемые преступления «белых воротничков», то есть на уровне высших эшелонов управления очень уважаемых компаний.

Согласно  опросу, проведенному в США, 65% американцев  считают, что общий уровень деловой  этики упал за последние 10 лет. Когда же спрашивали, какие сомнительные виды деловой активности стали более часто применяться в последние годы, один из менеджеров сказал: «Взятки, подделка документов, неправильные финансовые отчеты, попытки манипулирования, ценовой сговор…».

Согласно  другому опросу, 40% опрошенных менеджеров сказали, что их начальники просили  их сделать то, что они считали  неэтичным. В общем, общественность имеет довольно циничный взгляд на этические стандарты и нормы  управления, то есть все знают, что  менеджерам часто приходится поступаться  нравственными нормами в своей  деятельности, но никого это уже  не шокирует, а некоторые считают  это неизбежной частью бизнеса. Только 18% опрошенных оценили этические  стандарты и ценности деловых  людей высоко или очень высоко.

Этическое принятие решений является очень  трудным не потому, что необходимо отбросить все неэтичные элементы, но и потому, что «этичный» часто  предполагает «совершенный». Менеджерам часто мешают принимать решения  такие факторы, как ограниченная рациональность, ограниченность ресурсов, временные рамки и несовершенство информации, однако, помня, что к  различным ситуациям нужны различные  этические подходы, они могут  значительно увеличить шанс принятия хорошего – и этичного – решения..

Сфера деятельности менеджера – организация, трудовой коллектив. Но организация  – это не просто некоторое множество  отделов, департаментов или управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать  свои правила. Конечно, взаимоотношения  менеджера и работников регулируются различного рода законами (например, Трудовым кодексом ПМР), другими документами (например, должностной инструкцией). Но кроме законов взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правилами делового этикета. Если вы нарушите нормы поведения в быту или в обществе, то рискуете в основном репутацией воспитанного человека, в то время как в менеджменте такие ошибки могут стоить больших денег и даже карьеры.

Нормы этики выражаются в общих фиксированных  представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Однако следует знать, что в морали должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. Это касается и норм делового поведения, бытующих в современной России. Несовпадение стандартов отечественной деловой культуры с мировыми наносит ощутимый ущерб репутации российского бизнесмена.

Даже  закон не обеспечивает предотвращение нарушений норм морали, поскольку  наказывает только самые очевидные  нарушения, и готовые на риск ловкие предприниматели находят способы, как его обойти. Контроль соблюдения или несоблюдения этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью. Выход один – в идеалах самого менеджера, предпринимателя, ведь у каждого из них свои представления о том, как следует вести дело, какого поведения они ждут от окружающих по отношению к себе.

И все  же в настоящее время в документах, разрабатываемых некоторыми российскими  фирмами, находят отражение мораль и этика бизнеса. К настоящему времени десятки объединений  предпринимателей уже приняли профессиональные этические кодексы. Имеются примеры  разработки кодексов внутреннего поведения сотрудников фирм. Эти требования обычно обязательны для всех служащих организации. Документ может формулировать требования, предъявляемые к работникам не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни, в быту.

Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы и понятия добра и  зла, внутренне их принимать и  соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем.

Именно  поэтому в морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценка), позволяющее  человеку самому контролировать, внутренне  мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию  поведения.

 

1. Понятие этики управления.

 

Субъектом управления является руководитель, или  менеджер (англ. manager - заведующий, директор, руководитель и т.д.). Его задачи по управлению компанией или фирмой можно свести к умению грамотно сочетать выполнение следующих функций:

Любому успешному менеджеру, независимо от сферы деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело или шоу-бизнес, необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитывать человеческий фактор в решении управленческих задач, и владеть негласными, но общепринятыми правилами этики. Этика включает набор принципов, позволяющих оценить поведение человека или группы людей как правильное или неправильное. Применительно к управлению это принципы нравственной оценки поведения менеджера по отношению к коллективу организации, партнерам, потребителям, конкурентам, органам власти. Принципы, устанавливающие, что хорошо в поведении руководителя, а что – плохо, что может и должен он делать с точки зрения морали, а что не должен, даже если это и не нарушает закона. В отличие от нормативного поведения руководителя, регламентированного писаными законами и правилами, этические нормы не могут быть закреплены законодательно и поэтому не являются обязательными. И вместе с тем от соблюдения этих норм в большой степени зависит успешность управления, а их нарушение способно нанести непоправимый ущерб организации. В качестве неэтичного менеджмента можно привести следующие достаточно распространенные явления:

- выбор  в качестве целей организации  заведомо аморальных ориентиров  в надежде, что процесс их  достижения будет вполне этичным («средства оправдывают цель»);

- неэтичные  методы достижения весьма благородных  целей («цель оправдывает средства»).

В ряде случаев  этические нормы соответствуют  нормативным, что облегчает их выполнение. Так обстоит дело, например, с соблюдением законов (законопослушание этично).

Аморальными и одновременно противоречащими  закону являются: обман, мошенничество, коррупция, воровство, нанесение материального  ущерба, злоупотребление служебным  положением, клевета, вымогательство, подделка документов, халатное отношение  к работе, сознательное нарушение  правил техники безопасности.

Прямой  обязанностью менеджера является приобщение персонала организации (и прежде всего самого себя) к этическому поведению. Для этого должна планироваться  и систематически проводиться работа по изучению этики менеджмента, нравственному  воспитанию коллектива, контролю за соблюдением этических норм.1

Для проведения указанной работы в организации  могут создаваться специальные  комиссии по этике с соответствующими полномочиями. В некоторых организациях функции такой комиссии возлагаются  на особое должностное лицо – адвоката по этике. О нем говорят, что он является как бы «этической совестью организации». Комиссии по этике создаются  также при объединениях предпринимателей и менеджеров, общественных организациях, работающих в экономической сфере, и т. д. Роль этих комиссий весьма велика, а авторитет непререкаем. В состав комиссий входят наиболее уважаемые, авторитетные бизнесмены, менеджеры, адвокаты. Решение  комиссии по этике, содержащее осуждение  менеджера за неэтичное поведение, равносильно приговору, не подлежащему  обжалованию. Оно способно навсегда подорвать деловую репутацию  и поставить крест на карьере  менеджера.

 

Американская  исследовательница Лара Нэш в 1990 г. выпустила книгу с характерным названием «Долой благие намерения», в которой она приходит к выводу о том, что благие намерения у руководителей и участников бизнеса не являются достаточным фактором для разрешения сложных этических проблем, возникающих на рабочем месте. Хотя некоторые прекрасные и выдающиеся деловые люди придерживаются строгих моральных ценностей в своей частной жизни, Нэш указывает на то, что динамика деловой жизни предписывает им иметь крепкие дополнительные моральные принципы помимо их собственного морального кодекса.

«Если человек  является владельцем компании, которая  не производит никакой продукции, не нанимает никаких работников и не производит никаких отходов, то даже в этом случае такой человек не должен забывать об основных моральных  стандартах. Любой руководитель часто  сталкивается с необходимостью принимать  такие решения, которые ставят перед  ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях руководитель не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и устоявшимися моральными принципами; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей», — пишет Л. Нэш.

Именно  поэтому изучение этики бизнеса  является исключительно важным для  руководителя любой организации. Из интервью, взятых у различных руководителей  организаций в США, Л. Нэш выделила главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира Америки:

    • жадность;
    • сокрытие фактов и неверную информацию в отчетах и при проведении проверок;
    • выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания;
    • неразумное завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров;
    • имеющиеся на сегодняшний день условия работы вынуждают людей лгать о выполнении ими их работы;
    • излишнюю самоуверенность в суждениях, которая может привести к ущербу для интересов компании, когда для нее наступают тяжелые времена;
    • низкое качество работы и товаров;
    • безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось;
    • противоречия между личными интересами и интересами корпорации;
    • наличие фаворитов;
    • жесткие цены;
    • принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы;
    • невозможность высказать свое возмущение и несогласие в атмосфере постоянных неэтичных поступков;
    • малое внимание семье или личным делам из-за обилия работы;
    • производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности;
    • невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации;
    • сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки;
    • преувеличенное внимание к перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела;
    • перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев;
    • обман работников с целью получения выгоды для компании;
    • создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность;
    • затяжки и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег корпорации;
    • оказание негативного влияния на общественно-политический процесс путем внесения изменений в законодательство за взятки.

Информация о работе Этические проблемы в управлении