Современные проблемы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 12:20, контрольная работа

Описание работы

Современный этап развития экономики характеризуется необходимостью исследования системы управления субъектами хозяйствования, причин, обусловливающих внутренние изменения и самого характера этих изменений. Особое внимание следует уделить организационно-правовым формам функционирования предприятия, стратегическим подходам деятельности и управления предприятием, а также персонала, который обеспечивает слаженную работу предприятия и выполнение поставленных задач.

Содержание работы

1. Современные проблемы управления 3
2. Планирование, как функция управления. Процесс стратегического планирования. Планирование реализации стратегии. Тактика 7
3. Общие функции управления 14
4. Классификационная схема организационных коммуникаций 17
5. Задача 19
Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

Современные проблемы управления docx

— 157.99 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

1. Современные проблемы  управления

 

Современный этап развития экономики характеризуется необходимостью исследования системы управления субъектами хозяйствования, причин, обусловливающих внутренние изменения и самого характера этих изменений. Особое внимание следует уделить организационно-правовым формам функционирования предприятия, стратегическим подходам деятельности и управления предприятием, а также персонала, который обеспечивает слаженную работу предприятия и выполнение поставленных задач.

Существование предприятий различных организационно-правовых форм не отрицает тот факт, что система управления каждым из них нацелена на достижение желаемого результата. Деятельность каждого предприятия осуществляется в условиях неопределенности и риска зависит от влияния как внутренней, так и внешней среды. Изменения во внешней среде носят непредсказуемый или недостаточно прогнозируемый характер. Такая ситуация заставляет предприятия принимать решения, которые могли бы уменьшить негативное влияние на результаты деятельности предприятия факторов внешнего воздействия [1].

Предприятие это открытая система, которая постоянно саморазвивается  и самообучается. Несмотря на это, каждый руководитель для достижения конкретной цели должен учитывать определенные факторы, а именно:

- универсальную систему  управления, которая обеспечивает  оптимальную деятельность предприятия на всех этапах его развития;

- коллективную стратегию  и производственное самоуправление;

-  качественную систему  подготовки и переподготовки  кадров.

Чтобы управление было эффективным оно должно основываться на системном подходе, который предусматривает следующие принципы:

- композицию, то есть согласование  общей и частной цели;

- пропорциональности, определяющий  высокое качество товара на  всех стадиях производственного  процесса (внутренняя пропорциональность  должна сочетаться с внешней  пропорциональностью, то есть соответствующим  уровнем развития элементов внешней среды; обращение внимания  на «узкое место», где особое внимание уделяется наиболее слабому элементу системы;

- онтогенеза, учитывающий  последовательность стадий жизненного  цикла предприятия (товара);

- интеграции, направляющий  систему на высокий уровень  организации и позволяют получить  синергетический эффект;

- информированности, что  выделяет информационное обеспечение  как главное требование конкурентоспособности;

- устойчивости, который выдвигает требования к построению системы (статическое состояние) и к действию ее функционирования (динамическое состояние) [3].

Необходимость обращения к системному подходу вызвана:

- осложнением внутренней  структуры объектов управления,

-  расширением и разветвлением  связей,

- быстрым и непрерывным  ростом объема информации,

- нестабильностью окружающей  среды,

- усилением конкурентной  борьбы.

Известно, что главным вектором менеджмента всех уровней предпринимательской среды является определение мотивационных приоритетов для дальнейшего совершенствования управления предприятием. Процесс создания системы мотивации в управлении предприятиями невозможен без адаптивного выбора направлений мотивации на разных этапах разработки и реализации стратегии, а также без предвидения степени мотивационных воздействий на всех уровнях менеджмента, которые должны обеспечить повышение эффективности стратегического управления [2].

На сегодняшний день сложилась довольно специфическая тенденция в мотивации  работников. Если пытаться всеми силами повысить производительность труда, не обращая внимания на потребности и желания человека, то результат будет нецелесообразным. Но в то же время если все внимание уделять человеку, то результат будет неудовлетворительным. Именно в этом заключается сложность разработки и формирования системы мотивации персонала в процессе управления. Выделим основные элементы эффективной системы мотивации, которые  должен учитывать руководитель при создании на своем предприятии системы мотивации работников и которые должны быть доступны каждому работнику, а именно:

- комплексность,

- справедливость,

-  пригодность,

- действенность,

- открытость,

- прозрачность,

- реальность,

- разноплановость,

- автономность,

-  стабильность [2].

Наиболее эффективным  способом развития экономических систем является инновационный. Разнообразные инновации не дают возможности соперникам выявить стратегию предприятия, сохраняя и повышая его конкурентоспособность. Инновационный процесс всегда направлен на воплощение завершенных научных исследований и разработок и других научно-технических достижений в практическую деятельность.

Он обеспечивает совершенствование структуры предприятия в соответствии с реализацией его целей, четкость и слаженность взаимосвязей подсистем, эффективность системы управления.

Это невозможно без формирования необходимого механизма управления предприятием на основе инновационного подхода для осуществления процесса создания, реализации и распространения технической, организационной, информационной новизны, которая не только удовлетворяет потребности развития общества, но и стимулирует его развитие в нужном направлении.

Инновационный механизм управления предприятием в современных условиях - это целостная система основных элементов, регулирующих процесс управления его инновационной деятельностью [4].

Следовательно, для повышения эффективности деятельности предприятий через систему управления необходимо использовать все возможные рычаги, которые будут положительно влиять на развитие предприятия.

 

 

2. Планирование, как функция управления. Процесс стратегического планирования. Планирование реализации стратегии. Тактика

 

Цель планирования  состоит в создании системы плановых документов, определяющих содержание и определенный порядок действий для обеспечения длительного существования организации [1].

Планирование является основным звеном и организующим началом всего процесса реализации целей организации. Нормативность устанавливает требования к эффективности использования ресурсов и результатов хозяйствования. И именно рынок имеет возможность скорректировать экономические процессы и привести их к необходимому  равновесию.  План в условиях рынка должен обеспечить прежде ритмичность производства, получения стабильных доходов и устойчивого финансового положения организации.

Содержание процесса планирования заключается в поиске ответов на три ключевых вопроса:

Где организация  находится в данный момент (настоящее состояние)?

Чего организация стремится достичь (куда она направляется)?

Как  организация  попасть оттуда, где она есть, туда, куда она хочет?

Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов [2]:

  • Постановка целей и задач,
  • Составление программы действий,
  • Выявление необходимых ресурсов и их источников,
  • Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.

Стратегическое планирование представляет собой действия и решения руководства по разработке специфических стратегий, которые помогают организации достичь своих целей. Стратегическое планирование способствует принятию управленческих решений по комплексным проблемам деятельности организации: определению размеров инвестиций и источников их финансирования; внедрению прогрессивных технологий; диверсификации производства и обновлению выпускаем! продукции; совершенствованию управления организацией.

Предпосылками стратегического планирования являются: стремительные изменения во внешней среде организации, вызванные современным этапом научно-технического развития и усилением конкуренции за ресурсы и рынки сбыта; интернационализация деловой жизни; принципиальные изменения роли человека в производстве и рост его творческих возможностей.

Эти и другие обстоятельства обусловливают неопределенность путей развития организации и ее окружения, даже в перспективе. Одним из средств частичного ослабления этой неопределенности является разработка стратегических планов. Главным результатом стратегического планирования является принятие обоснованных инвестиционных решений по всем направлениям деятельности организации, а также создание эффективных условий для оперативного и текущего планирования.

Стратегическое планирование - это системный, аналитический подход, который анализирует бизнес и окружающую среду, как единое целое. Стратегическое планирование обеспечивает обработку интегрированного, координированного и последовательного видения пути, которым организация желает продвигаться, что способствует быстрой его адаптации к изменениям внешней экономической среды.

Стратегия предприятия — интегрированная модель действий, направленных на достижение целей предприятия  [1].

Существуют базовые стратегии и функциональные. Базовые — это стратегии минимизации издержек, дифференциации, фокусирования, инноваций, оперативного реагирования. Функциональные стратегии — наступательные и оборонительные стратегии (наступление, оборона и «партизанское» нападение), стратегии вертикальной интеграции (прямая и обратная), стратегии организаций, занимающих различные отраслевые позиции,  стратегии конкуренции во фрагментарных отраслях.

Говорить о том, что компании придерживаются какой-либо одной стратегии, нельзя. Производя и продавая разные виды товаров, компании могут придерживаться стратегий различных типов. Это связано с тем, что изменяются конъюнктура под влиянием внутренних и внешних рынков, условий, которые окружают фирму; ресурсные источники; воля и желания руководства компании.

За рубежом маркетинговая стратегия является как одна из ведущих стратегий развития фирмы, а многие маркетологи сопоставляют ее со стратегическим планом.

Значимость стратегии объясняется тем, что маркетинг обеспечивает следующие связи предприятия с внешней средой: информационные, оперативные, стратегические. Таким образом, функционирование маркетинга связано со всеми подсистемами управления деятельности компании весьма тесно.

Стратегия маркетинга развития предприятия представляет совокупность направлений его деятельности на рынке и принятия решений, ориентирующих отдельные мероприятия маркетинга на возможно более полную реализацию базовой стратегии предприятия [1].

Каждое предприятие ставит перед собой цели, чтобы достичь определенной позиции среди конкурентов за определенный промежуток времени. Именно это и обеспечивает стратегия маркетинга.

При разработке стратегии маркетинга компании необходимо решить три задачи, которые в свою очередь взаимосвязаны:

  1. разработать комплекс маркетинговых мероприятий (новых видов продукции; диверсифицировать производство; преодолеть барьеры при вступлении на рынок);

  1. адаптировать деятельность предприятия к изменениям внешней среды;

  1. обеспечить адекватность маркетинговой политики предприятия к меняющимся потребностям клиентов (изменение номенклатуры производимых товаров и услуг; знание потребностей клиентов; детальная сегментация рынка).

Стратегия маркетинга — это генеральная программа маркетинговой деятельности на целевых рынках [1-2]. Она включает одни из главных направлений маркетинговой деятельности фирмы и инструментарий комплекса маркетинга (маркетинг-микс), с помощью которого разрабатывают и осуществляют маркетинговые мероприятия для достижения поставленных целей. Стратегия маркетинга показывает, с каким продуктом, на какие рынки, с каким объемом продукции следует выходить для достижения поставленных целей. Для каждого сегмента целевого рынка определяют стратегию товарной, ценовой, распределительной и сбытовой политики фирмы.

Выделяют следующие направления маркетинговых функциональных решений:

  1. Стратегии сегментации рынка. Такие стратегии позволяют фирме выбирать участки рынка, которые сегментированы по разным признакам.

  1. Стратегии позиционирования. Они дают фирме возможности поиска наиболее привлекательного положения продукции на выбранном сегменте.

  1. Стратегии комплекса маркетинга. Такие стратегии формируют маркетинг-микс, который решает следующие задачи: рост продаж, достижение определенной доли рынка и формирование положительного отношения потребителей к продукции фирмы на выбранном сегменте.

Сегментация рынка представляет собой многомерное (по разным характеристикам — основаниям сегментации) деление всех потребителей целевого рынка на группы, предъявляющие сходные (тождественные), но отличные от других групп требования к соответствующим товарам (услугам) фирмы. Учитывая возможность использования различных сочетаний оснований сегментации, один и тот же рынок может быть представлен в виде совокупности абсолютно различных сегментов [1-3].

Итогом сегментации рынка является получение определенного структурированного набора сегментов, на которых фирма в принципе может работать, в том числе в пределах принятых ею периодов планирования.

Информация о работе Современные проблемы управления