Экспертные оценки в системе разработки управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение методов выработки управленческих решений, в том числе и экспертных.
При разработке управленческих решений важно правильно оценивать сложившуюся ситуацию и альтернативные варианты решений с целью выбора наиболее эффективного варианта решения, наиболее соответствующего целям организации.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
анализ методологии и организации процесса выработки управленческого решения;
изучение экспертных методов выработки управленческих решений;
на основе всего выше сказанного определить значение решений для организации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Методология и организация процесса разработки управленческого решения.
1.1 Сущность и содержание процесса по выработке решения.
1.2 Методология разработки управленческого решения
Глава 2. Экспертные методы выработки управленческих решений
2.1 Сущность экспертного метода
2.2 Общие сведения о критериях оценки и особенности экспертных методов
2.3 Эвристические методы
2.4 Метод сценариев и дерева решений
Глава 3. Значение управленческих решений
3.1 Особые условия при принятии управленческих решений.
3.2 Основные направления совершенствования процесса разработки управленческого решения.
Заключение.
Список источников и литературы.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 64.37 Кб (Скачать файл)

Вторым объяснением эскалации  приверженности к ошибочному управленческому  решению является то, что твердость  и упорство ценятся в современном  обществе. Менеджеры, последовательно  отстаивающие свои решения, скорее будут  воспринимаются как лидеры, чем те, кто перескакивает с одного курса  действий на другой. Даже несмотря на то что организации учатся методом  проб и ошибок, последовательность в принятии решений считается  хорошим тоном для организации. Но такие требования в результате приводят к тому, что курс действий будет всеми силами поддерживаться, ресурсы распределяться крайне неразумно, а обучение организации станет затормаживаться. Упор на постоянное лидерство стал, например, причиной того, что компания “Long Island Lighting” отказалась изменить курс действий при сооружении атомной  электростанции Shoreham, строительство  которой в конечном итоге все  равно было заброшено, — после  того, как в нее было вложено  более 5 млрд долларов — без каких-либо шансов когда-нибудь возобновить работу. В 1966 году, когда проект был запущен, стоимость Shoreham оценивалась в 75 млн  долларов, но ко времени получения  разрешения на реконструкцию “Long Island Lighting” потратила уже 77 млн долларов. Оппозиция атомной энергетике нарастала. Критики громко кричали о тех  огромных суммах, которые были вложены  в Shoreham. Клиенты жаловались, что компания ухудшила обслуживание и поддержку  текущих процессов. Руководители Shoreham, тем не менее, казалось, были уверены, что в конце концов выйдут победителями. В ответ на критику они отвечали: “Если только люди дождутся конца, они осознают, что это чертовски нужные инвестиции”.

Конец настал в 1989 году, когда  переговоры с Нью-Йорком привели  к тому, что “Long Island Lighting” отказалась от идеи строительства электростанции в 5,5 млрд долларов в обмен на повышение  тарифа и аннулирование налога в 2,5 млрд долларов. Однако до того момента, когда управляющий Марио Куомо (Mario Cuomo) подписал данное соглашение, компания оставалась твердо приверженной проигрышному курсу на протяжении более чем  двадцати трех лет!

Неспособность признать свои ошибки и принять новый курс действий намного хуже, чем установка, которая  вдохновляет делать ошибки и учиться  на них. На основе того, о чем говорилось в этой главе, можно сделать вывод, что если компании будут постоянно  учиться принимать правильные управленческие решения, они в конечном итоге  добьются успеха. Да, они будут совершать  ошибки на этом пути, но в конце концов научатся преодолевать трудности, действуя методом проб и ошибок.

 

3.2 Основные направления совершенствования процесса разработки управленческого решения.

 

Под качеством управленческих решений следует понимать степень  его соответствия характеру разрешаемых  задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени управленческое решение обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы  в условиях формирования рыночных отношений.

Л. Якокка: «Слишком много  менеджеров позволяют себе долгую раскачку в процессе принятия решения, особенно те из них, кто обременен слишком  большим образованием. Однажды я  сказал Ф. Колдуэллу, возглавившему  компанию «Форд» после моего ухода: «Ваша беда в том, Фил, что вы окончили Гарвард, где вас учили не переходить к действиям, пока не станут известны все факты. В вашем распоряжении 95% фактов, но вы затрачиваете еще шесть  месяцев на то, чтобы добыть последние 5%. К моменту, когда вы их добыли, оказывается, что они уже устарели, так как рыночная ситуация претерпела изменения. Вся жизнь - это фактор времени»6.

Качество управленческого  решения зависит от ряда факторов:

1) качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от  помех и ошибок;

2) оптимального или рационального  характера принимаемого решения;

3) своевременности принимаемых  решений, определяемой скоростью  их разработки, принятия, передачи  и организации исполнения;

4) соответствия принимаемых  решений действующему механизму  управления и базирующимся на  нем методам управления;

5) квалификация кадров, осуществляющих  разработку, принятие решений и  организацию их исполнения;

6) готовности управляемой  системы к исполнению принятых  решений.

Чтобы быть качественным, управляющее  решение должно быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам  в определении исходных данных и  гибким - предусматривать изменение  целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных будут переводить управленческие решения  из разряда эффективных в число  неэффективных.

Решение - это результат  мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или  к необходимым действиям.

Как процесс управленческое решение - это поиск, группировка  и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого  решения. Как явление управленческое решение - это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.п.

В зависимости от сферы  разработки и реализации управленческого  решения могут использоваться разные формы. Формы разработки: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правила, модель. Формы реализации: предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, деловая беседа, личный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинги), совещания, заседания, отчет, деловое слово.

 «Процесс принятия решения при кажущейся простоте очень не прост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. Тем не менее имеется общее, характерное для любого процесса принятия решения, где бы он не осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решения, используемую в любой организации»7.

Отличительной чертой функционирования современной организации является резкое усиление влияния постоянно  изменяющейся внешней среды. Это  существенным образом определяет необходимость  улучшения параметров качества управленческого решения.

Долгосрочные цели предприятия  закладываются в настоящем. Поэтому  экономия на качестве управленческого  решения принесет в будущем серьёзные  экономические потери из-за реализации и тиражирования некачественного  решения на последующих этапах. Развитие рыночной экономки с одной стороны  и усиление факторов неопределённости внешней среды с другой требует  пересмотра традиционных методов управления предприятием и технологий разработки и принятия управленческих решений. Возникает необходимость учета  и анализа факторов неопределенности и формирования соответствующих  методов разработки управленческих решений.

Проблема еще более  осложняется из-за неуклонного возрастания  рисков и сложности прогнозов. Для  оптимизации процессов разработки, принятия и практической реализации решений необходимы системный подход, четкие целевые установки, внесение адекватных изменений в управленческие процессы, связанные с применением наиболее эффективных инструментов, средств и методов их реализации.

Однако, несмотря на достаточно весомые и фундаментальные результаты, полученные в исследуемой области, все еще остается ряд слабоизученных проблем. В частности, следует заметить, что для современной рыночной экономики характерным является стремление принимать такие решения, которые обеспечивали бы производителю  получение максимально возможной  прибыли и эффективное развитие. Следовательно, развитие теории принятия оптимальных решений является одним  из важнейших факторов совершенствования  современных методов управления экономическими объектами.

Оптимизация решения –  это процесс перебора множества  факторов, влияющих на результат. Оптимальное  решение – это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.

Эффективное принятие решений  необходимо для выполнения практически  всех управленческих функций. Поэтому  процесс принятия решений является ядром теории управления экономическими объектами.

Управление организацией требует от руководителей различных  уровней необходимости постоянного  выбора одного из нескольких возможных  вариантов действий. Осуществление  этого процесса и есть разработка управленческого решения в самом  общем смысле. Разработка управленческого  решения - центральная процедура  в деятельности руководителя. От качества управленческого решения зависит  качество всего хода процесса управления.

Факторы, обуславливающие  качество управленческих решений, весьма разнообразны и могут иметь организационный, экономический, методологический и  психологический характер. Степень  влияния всех этих факторов различна в зависимости от уровня решения, специфики организации, возникших  проблем. Часто, особенно в крупных  организациях, невысокое качество управленческих решений бывает обусловлено негативным влиянием организационных причин. Среди них можно отметить следующие:

1) ненадежность информации, плохая организация коммуникаций, помехи, возникающие в ходе передачи  информации. При этом необходимо  заметить, что увеличение числа  иерархических уровней в организации,  как правило, ведет к дополнительному  искажению и запаздыванию информации при подготовке решений;

2) низкая исполнительская  дисциплина. Как показали исследования, до трети всех управленческих  решений не достигают своих  целей в связи с невысокой  исполнительской дисциплиной (некачественное  выполнение работы, срыв сроков, а иногда и полное отсутствие  результатов). Однако не всегда  это вина только исполнителей. Причинами низкой дисциплины  могут быть такие организационные  моменты, как отсутствие процедуры  согласования решений, установление  нереальных сроков, недостаточная  конкретизация решений, т. е.  отсутствие понимания того, кто  и что должен выполнять, с  помощью каких средств, в какие сроки и т. д.;

3)нереальное количество  принимаемых решений. При плохой  организационной системе число  решений может быть неоправданно  большим, что неизбежно вызывает  у исполнителей ощущение их  необоснованности и, следовательно,  снижение мотивации при выполнении;

4) низкая «стандартизация»  процессов подготовки и принятия  решений. Несмотря на то, что,  как правило, более половины  решений в деятельности руководителей  — это типовые (повторяющиеся)  и часто программируемые решения,  технологии, регламенты их подготовки  и принятия часто не разработаны;

5)недостаточная степень  согласованности интересов различных  иерархических уровней, по которым  проходит управленческое решение;

6) несовершенная система  оформления, передачи и контроля  за выполнением решений. Участие  в ходе реализации решений  служебных подразделений нескольких уровней управления усложняет осуществление функции планирования и контроля. План, который на высших уровнях выглядит четким и полным, теряет свою скоординированность и ясность при последующей проработке на низших уровнях. По мере увеличения задействованных уровней управления и числа участников процесса функция контроля также затрудняется;

7) недостаточная компетентность  исполнителей. Этот фактор проявляет  себя в наибольшей мере в  молодых, бурно растущих организациях, что связано с постоянным расширением  функций исполнителей, «размытостью»  сферы их обязанностей, а иногда  — случайностью отбора и назначения  сотрудников на определенные должности .

Отсутствие согласованности, чрезмерная усложненность и, в то же время, не проработанность процедур принятия решений может привести как к неоправданному дублированию работ, выполняемых разными подразделениями, так и к их невыполнению или  срыву сроков, к потере или искажению  информации, проходящей между подразделениями, к размыванию ответственности.

Таким образом, управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов для достижения конкретной цели менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Подводя итог хочется отметить, что управленческие решения определяют не только эффективность деятельности организации в настоящее время, но и возможность перспективного развития, выживаемость и адаптацию  в быстро изменяющемся мире рыночных и политических отношений.

Динамизм и новизна  современных народнохозяйственных задач, возможность возникновения  разнообразных факторов, влияющих на эффективность решений, требуют, чтобы  эти решения принимались быстро и в то же время были хорошо обоснованы. Опыт, интуиция, чувство перспективы  в сочетании с информацией  помогают специалистам точнее выбирать наиболее важные цели и направления  развития, находить наилучшие варианты решения сложных научно-технических  и социально-экономических задач  в условиях, когда нет информации о решении аналогичных проблем  в прошлом.

Информация о работе Экспертные оценки в системе разработки управленческих решений