Экономическое обоснование деятельности предприятия на основе маркетинговых исследований на ОАО «Хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассмотрены происхождение и сущность маркетинга, составляющие его комплексы и основные функции маркетинга, определены признаки маркетингового стиля ведения бизнеса или, если взять шире, управления, представлены основные концепции маркетинга, которые можно считать этапами процесса эволюции маркетинга.
К основным составляющим (функций) маркетинговой деятельности относятся: сбор маркетинговой информации и проведения маркетинговых исследований, разработка маркетинговой стратегии, разработка и реализация товарной и ценовой политики; формирования и управления системой дистрибуции, разработка и реализация коммуникационной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...5
Глава 1. Теоретические аспекты маркетинга в управлении
Предприятием……………………………………………………………………..7
1.1 Понятие, задачи и роль маркетинговых исследований
в деятельности предприятия……………………………………………………...7
1.2 Основные направления маркетинговых исследований…………………...10
1.3 Роль стратегического маркетинга в управлении предприятием
в условиях рыночных отношений………………………………………………13
Глава 2. Анализ системы маркетинга на предприятии
ОАО «Хлебозавод»………………………………………………………………17
2.1 Финансовый анализ основных экономических
показателей деятельности……...………………………………………………..17
2.2 Эффективность деятельности службы маркетинга предприятия………..20
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия……………………………..24
Глава 3. Экономическое обоснование деятельности предприятия на основе маркетинговых исследований на ОАО «Хлебозавод»……….………………..27
3.1 Пути и методы совершенствования отдела маркетинга
на предприятии…………………………………………………………………..27
3.2 Необходимость маркетинга в управлении предприятием………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………….......37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Для активизации коммуникационной политики и наращивания в этой сфере конкурентных преимуществ Хлебозаводу необходимо значительно повысить эффективность всей маркетинговой деятельности, и прежде всего, за счет:

- выбора и освоения дифференцированной стратегии охвата рынка;

- освоения производства товаров -  новинок;

- активизации рекламной и стимулирующей  продажи деятельности.

Преимущества данного подхода видятся в следующем:

-обеспечивается лучшее понимание  не только нужд потребителей, но и оценка их рыночного поведения в целом;

-обеспечивается мониторинг конкурентной  борьбы на конкретных рынках, что позволяет более обоснованно  выбирать рыночные сегменты для  их освоения и определять характеристики  продуктов для обеспечения преимуществ  в конкурентной борьбе;

-представляется возможность концентрировать  ограниченные ресурсы общества  на наиболее выгодных направлениях  их использования.

По экспертным оценкам вступление России в ВТО может вызвать повышение интереса к российскому рынку хлеба крупных зарубежных многопрофильных компаний, обладающих сильными брендами, а также приход новых зарубежных розничных торговых сетей. Некоторые из этих сетей имеют в своем составе собственные хлебопекарные предприятия.

Это значительно повышает требования к конкурентоспособности отечественных производителей продукции. Поэтому в современных условиях модернизация хлебопекарной промышленности является не только задачей перспективного развития, но также условием успешного функционирования и самого выживания отечественного хлебопечения.

Другими основными факторами риска для общества являются:

- обострение конкуренции;

- администрирование цен на хлеб;

- снижение потребления хлебобулочной  продукции;

- повышение дебиторской задолженности  за поставленную организациям  торговли продукцию.

Для уменьшения данных рисков обществом предпринимается следующее:

- усиление конкурентоспособности  за счет улучшения качества  выпускаемой продукции;

- расширение ассортимента выпускаемых  хлебобулочных и кондитерских  изделий с длительным сроком  хранения;

- проведение экономически обоснованной  ценовой политики;

- строгое соблюдение графиков  поставки продукции;

- улучшение качества обслуживания  клиентов и конечных потребителей;

- расширение рынков сбыта;

- активная маркетинговая политика;

- укрепление своей репутации как предприятия с высоким уровнем социальной ответственности, вносящего весомый вклад в экономическое и социальное развитие города.

 

3.2 Необходимость маркетинга  в управлении предприятием

 

В условиях современного рынка успешное функционирование промышленного предприятия немыслимо без маркетинговой деятельности, которая все больше влияет на выживаемость организации в рыночной среде. В силу того, что маркетинг оказывает воздействие на шаги руководства по оперативному реагированию на изменение рыночной ситуации, на разработку стратегических мероприятий по выработке курса компании в конкурентной среде, значимость принимаемых на предприятии решений в сфере маркетинга очень велика, и поэтому важно правильно оценить качество результатов маркетинговых разработок.

Маркетинговая политика предприятия является логическим продолжением исследований. Маркетинг сопровождает товар на всем пути процесса создания, определения цены, стратегии сбыта и продвижения.

Активная работа отдела маркетинга является залогом эффективной деятельности предприятия, так как он непосредственно занимается поиском реальных и потенциальных потребителей продукции и как следствие получение доходов от реализации.

На мой взгляд, анализ эффективности управления маркетингом на предприятии должен базироваться на расчете в динамике показателей, характеризующих прибыльность коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта и его конкурентоспособность. Я предлагаю следующую систему показателей:

1. Доля прибыли от коммерческой деятельности предприятия в общей сумме, %.

2. Отгруженная продукция,

3. Спрос на продукцию предприятия (емкость рынка),

4. Расходы службы маркетинга,

5. Интегральный показатель конкурентоспособности продукции,

6. Коэффициент конкурентоспособности предприятия.

Доля прибыли предприятия от коммерческой деятельности является определяющим показателем при оценке качества организации, функционирования и управления маркетинговой системой организации, так как, в конечном счете, цель любого коммерческого предприятия заключается в максимизации получаемой им прибыли.

Стратегия сбыта товара влияет на определение оптимального канала сбыта, его ширину и протяженность, выбору посредника и поставщика, выбору метода сбыта, возможность создания собственной торговой сети, что как нельзя лучше влияет на экономию средств, в рыночных условиях, когда даже малейшая ошибка карается конкурентом.

Без тактики продвижения товара (реклама, ярмарки, директ-маркетинг, и др.) не выжила бы ни одна фирма. Сейчас, когда население планеты растет, увеличивается количество как продавцов, так и покупателей, производителю и потребителю все сложнее становится отыскать друг друга. Именно для облегчения этой задачи служит тактика продвижения.

Запуск нового проекта/ассортимента необходимо сопровождать различными промо акциями:

- Выпечь новый ассортимент, нарезать ломтиками, упаковать по 3 кусочка, вложив в каждую упаковку мини-буклет с подробной информацией о продукте. Например: «Новинка! Хлеб «Полба» содержит полезную для мозга кремневую кислоту, облегчает умственную деятельность».

- Промо - акция может быть представлена в виде помощи каким-либо заведениям (детский дом). На время проведения акции на упаковку наносится эмблема акции (например: «аист, который несёт младенца»). Она должна быть яркой, привлекающей внимание. Эмблема содержит надпись: «Покупая данный продукт, вы помогаете детскому дому №1». Затем на вырученные деньги покупаете полезную вещь и вручаете своим опекунам. Фоторепортаж можно разместить в бесплатных средствах массовой информации.

- Размещение рекламы в общественном транспорте, в маршрутных такси.

- Размещение рекламы хлебобулочных изделий на упаковках молока (договор с изготовителем молока, возможно, выгодный для двух сторон).

- Проведение акций для пенсионеров и детей. Например, при покупке продукции, ребенок, пришедший в магазин вместе с родителями, получает подарок (воздушный шарик).

- Поздравление потребителей: На Новый Год и другие праздники (8 марта, Пасха) на упаковке с продукцией хлебозавода появляются поздравительные наклейки (например: « Хлебозавод  поздравляет Вас с Новым Годом!»).

- Лотерея: собери 10 стикеров с упаковки батона нарезного и получи приз.

- Использование промо-упаковок: «6 лепешек по цене 4».

На рынке услуг для хлебопекарни ОАО «Хлебозавод» существует благоприятный сегмент, куда в основном входят потребители неудовлетворенные продукцией конкурентов, со сравнительно низким уровнем дохода, но с достаточной покупательной способностью. Особенностью выделяющей пекарню из ряда подобных предприятий является разнообразный ассортимент, качество продукции, приемлемая цена, а также быстрое обслуживание.

Подводя итог, можно сказать о том, что рынок хлеба в РФ находится на стадии формирования и маркетинг является одной из важнейших составляющих успеха предприятия. Правильное позиционирование продукта, информативная и привлекательная упаковка, грамотная реклама - вот основные задачи специалистов по маркетингу на предприятиях производящих хлеб.

 

 

 

Заключение

 

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Маркетинг связан со всеми сферами нашей деятельности, и, следовательно, нам необходимо знать как можно больше о его законах и специфике.

Маркетинг представляя собой одну из важнейших сфер целостной системы управления всеми аспектами деятельности предприятия, оказывает на них все более активное влияние, включая управление финансами, системой снабжения, организационным построением служб отделов и цехов, определяет кадровую политику и т.д.

Службе маркетинга предприятия в силу динамичности рынка, состояния фирмы и внешней среды все время приходится ставить новые цели и решать новые задачи, проводить новые исследования, разрабатывать и реализовывать новые проекты. Другими словами, маркетинговая служба уже потенциально должна обладать высокой степенью готовности к новому режиму функционирования. Причем, говоря о маркетинговых службах, мы имеем в виду маркетинговые функции, исполняемые всеми подразделениями предприятия: конструкторскими, технологическими, производственными, снабженческими, экономическими и другими. Чтобы оперативно перейти в новое качество необходимо периодически оценивать свои способности и возможности, то есть оценивать свой потенциал.

При оценке маркетинговых решений на предприятии ОАО «Хлебозавод» было выявлено, что у данного предприятия отсутствует правильное ведение товарной и ценовой политики. В рамках существующей ценовой политики на предприятии торговая надбавка устанавливается не дифференцировано, и имеет очень маленький размер.

Рекомендуется устанавливать торговую надбавку согласно того, в каком статусе находится товар. В частности на товары «звезды» необходимо установление максимальной надбавки, а на товары «собаки» минимальной.

Перед руководителями и специалистами маркетинговых служб, перед консультантами регулярно ставятся задачи оценки маркетингового потенциала, как своих подразделений, так и подобных подразделений контрагентских, посреднических и конкурирующих фирм. Здесь есть свои методические сложности. Их игнорирование ведет к ошибкам и увеличению риска потерь. Необходима технология (методика) оценки маркетингового потенциала.

Концепция потенциала предприятия – это инструмент стратегического планирования развития, который отличается системным видением факторов влияния на вероятность успешного решения задач. Данная концепция приходит на смену прежней практике разовых случайных оценок «силы и слабости» фирмы, поиску и выявлению «узких мест», проводимых по неотработанным методикам не всегда компетентными исполнителями. Современный подход требует постоянного наблюдения и управления потенциалом (мониторинга потенциала) фирмы и, прежде всего, его подразделений, исполняющих функции маркетинга. То есть «силу и слабости» фирмы (подразделения), ее «узкие места» мы должны знать всегда, и в любой требуемый момент мы должны быть готовы дать руководству исчерпывающую информацию о степени готовности к решению новой задачи, о проведении необходимых мероприятиях и затратах.

Маркетинговый потенциал является инструментом повышения конкурентоспособности предприятия, отличающимся системным видением факторов влияния на эффективность выполнения оперативных и стратегических целей организации и позволяющим управлять ее развитием в условиях изменчивой внешней среды.

Маркетинг, как функция управления и образ действия, так и не стал нормой повседневного поведения сотрудников всех структурных подразделений российских предприятий. Основные из проблем, препятствующие эффективному функционированию службы маркетинга, а также приводящие к снижению уровня маркетингового потенциала, можно условно разделить на внешние, возникающие вне предприятия и обычно находящиеся вне сферы его влияния, и внутренние, имеющие место внутри предприятия и связанные, как правило, с ошибками и упущениями руководства и персонала.

Как показывает практика, в условиях трансформации отечественной экономики в рыночную большинство возникающих проблем в сфере маркетинга промышленного предприятия связано с человеческим фактором, в связи с чем, я прихожу к выводу о том, что создание действенного механизма мотивации труда позволит устранить практически все «мягкие» факторы, снижающие уровень маркетингового потенциала предприятия.

Комплексная организационная модель анализа состояния маркетинговой системы предприятия должна базироваться на расчете показателей прибыльности его коммерческой деятельности, однако, для всестороннего исследования маркетинговой деятельности организации необходимо также применение субъективных методов оценки (составление карточек-анкет, проведение собеседований, интервьюирование работников и т.д.).

В курсовой работе обосновывается необходимость применения финансовых показателей для целей оценки маркетинговой деятельности, так как финансовая устойчивость предприятия во многом определяется наличием постоянного спроса на продукцию предприятия, инструментов оперативного реагирования на изменения внешней среды, высоким имиджем организации, осведомленностью о действиях конкурирующих сил на рынках сбыта, что является непосредственными задачами маркетинговых служб.

Совокупность предложенных методик и рекомендаций образует принципиально новый блок, который позволяет рассматривать и оценивать эффективность маркетинговой системы предприятия, что в свою очередь способствует определению параметров, оказывающих сильное воздействие на финансовый результат коммерческой деятельности любого хозяйствующего субъекта и его экономическую стоимость.

Список использованной литературы

 

Информация о работе Экономическое обоснование деятельности предприятия на основе маркетинговых исследований на ОАО «Хлебозавод»