Экономические методы управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Экономическая стабильность организации, её выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с её непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде. Основополагающая роль в деятельности предприятия отведена экономическим методам управления т.к. они затрагивают интересы как отдельных работников, так и всего предприятия.
Целью данной курсовой работы является изучение экономических методов управления. Также поставлены следующие задачи: осветить влияние экономических факторов на деятельность предприятия, и на основании этого

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………. 5
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ …………….…. 6
1.1 Экономические факторы …………………………………..…………………...……… 6
1.2 Экономический механизм управления на предприятии ……...……………………….. 8
1.3 Основные экономические методы в менеджменте …….…………………………….. 10
1.4 Механизм внутреннего ценообразования ……………………………………………... 13
1.5 Формирование конкурентных преимуществ предприятия ………………………… 19
1.6 Взаимосвязь экономических методов и функций менеджмента……………………………… 21
2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕХ
ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………………..………………...……… 24
2.1 Краткая характеристика ООО «Практика-Центр»……………………………………. 24
2.2 Методы ценообразования ООО «Практика-Центр»...………..................................... 26
3 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭКНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ…………………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Филипенко П.В..docx

— 75.98 Кб (Скачать файл)

       Используя личную экономическую заинтересованность, можно добиться целей, поставленных государством перед той или иной организацией. Конкретный набор и  содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. [1, с 92, 97-100]. В соответствии с этим в управленческой практике можно выделить следующие экономические методы менеджмента:

       - коммерческий и внутрихозяйственный  расчёт

       - ценообразование

       - финансирование

       Также к экономическим методам можно отнести стимулирование как персональное экономическое воздействие, как способ влияния на личную заинтересованность работников.

       Несмотря  на характерное для современного этапа усиление роли экономических  рычагов и стимулов, не следует  ограничивать прочие методы управления, т.к. только гармонично сочетая их, можно  управлять работой предприятия  с наибольшей эффективностью. 

       1.3. Основные экономические методы в менеджменте. 

       Коммерческий  и внутрифирменный  расчёт.

       В условиях рыночной экономики подавляющая  часть предприятий функционирует  исключительно как коммерческие организации. Это означает, что в  своей деятельности они последовательно  руководствуются принципами коммерческого  расчёта, исходя из глобальной хозяйственной политики и целей фирмы. Коммерческий расчёт синтезирует в себе как функции управления, так и экономические рычаги и инструменты и направлен на соизмерение затрат и результатов и обеспечение прибыльности производства. Получение устойчивой прибыли является его конечной целью.

       При предоставлении оперативной самостоятельности  отдельным подразделениям крупных  предприятий в рамках коммерческого  расчета возникла и развилась  такая форма взаимоотношений  внутри фирмы, которую можно назвать  внутрифирменным расчетом. Хозяйственно-экономическое  положение конкретного подразделения определяется степенью его оперативной самостоятельности и предоставляемыми его руководителю полномочиями. Исходными положениями внутрипроизводственного хозрасчёта являются:

         – закрепление за структурным  подразделением ресурсов, необходимых  для хозяйственной деятельности;

         – предоставление подразделению  оперативно-хозяйственной самостоятельности  путем наделения его руководства  соответствующими полномочиями;

         – разрешение использовать заранее  оговоренную часть прибыли по  усмотрению структурного подразделения;

         – применение штрафных санкций  при невыполнении подразделением  своих обязательств. [8, с. 91]

       Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями  строятся на основе условно-расчетных (трансфертных) цен, которые отражают переход продукта в границах собственности  одной компании, в отличие от коммерческого  расчета, предполагающего ведение  расчетов и отношений между различными собственниками. Поэтому при коммерческом расчете цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на мировом  рынке, а во внутрифирменном расчете  цены устанавливаются исходя из принципов  единой политики и стратегии предприятия, и определяются множеством различных  факторов, отражающих общие цели фирмы  в рамках коммерческого расчета.[5, с. 301-309].

       Ценообразование.

       Цена - сложнейшая экономическая категория. В ней сходятся экономические, социальные и политические факторы, определяющие социально-экономическое развитие общества. Все стороны хозяйственной  деятельности так или иначе связаны с использованием цен. С помощью цен экономическое воздействие может быть доведено до каждого отдельного товара в сфере производства и до каждого отдельного потребителя. В движении цен, в их уровнях и структуре в той или иной степени находят отражение реальные экономические интересы общества в целом, отдельных групп населения, личные интересы граждан. Эффективность применения цен, как и других экономических инструментов управления, во многом зависит от того, насколько правильно определены место и роль цен в системе хозяйственного механизма, экономическая сущность цены, способ проявления ее функций при решении конкретных экономических задач, принципы и методы расчета цен. [9, с. 2-3]

       Ценообразование – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования [4].

         Ценообразование является сложным  и противоречивым процессом, в  ходе которого приходится прибегать  к различным компромиссам, учитывать  интересы предприятия, действия  конкурентов, рыночные условия,  психологию покупателей и многие  другие аспекты. Определение политики  цен и умелое использование  цен в практической работе  предприятий с целью решения  стоящих перед предприятием задач  требуют от работников экономических служб знаний основных теоретических и методологических вопросов ценообразования.

       Финансирование. Данный метод также весьма эффективен. При его использовании происходит финансирование отдельных подразделений предприятия или отдельных направлений деятельности, в которых наиболее заинтересовано предприятие. [2, с.149].

       Формирование  финансовых ресурсов происходит за счет:

       собственных и приравненных средств (прибыль, амортизационные  отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества);

       мобилизации на финансовом рынке средств (продажа  ценных бумаг, кредитные инвестиции);

       средств, поступающих в порядке перераспределения (страховое возмещение, дивиденды  и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии и  т.д.). [7, с.74]

       Стимулирование. Экономическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников. Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли. [3, с.52]

       При определении размеров и методов  персонального экономического воздействия  следует исходить из положения о  том, что благосостояние работников необходимо рассматривать как источник эффективности всей организации.

       Экономическая мотивация персонала складывается из трех основных составляющих:

        1) прямое материальное вознаграждение, заработная плата, премии (или  бонусы), участие в прибылях и  акционерном капитале;

        2) дополнительные выплаты;

        3) штрафы.

       В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая  должна быть максимально связана  с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно  связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или  с результатами деятельности всей фирмы. [8, с. 92]

       Стимулирование  труда не должно ограничиваться деньгами: лучшее жилье, лучшее рабочее место  тоже должны быть заработаны лучшим трудом. 

       1.4 Механизм внутреннего ценообразования. 

       Процесс формирования предприятием цен на свои товары включает, как минимум, шесть  этапов:

        1. Постановка задач ценообразования.

        2. Определение спроса.

        3. Оценка издержек производства.

        4. Проведение анализа цен и  товаров конкурентов.

        5. Выбор метода установления цен.

        6. Определение окончательной цены  и правил ее будущих изменений.

       При использовании методов рыночного  ценообразования производственные затраты рассматриваются предприятием лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически не выгодна. Характеристики подходов и методов ценообразования  приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристики подходов и методов  ценообразования

Подходы и методы Краткая характеристика подходов
1 2
1. Установление цены на основе  себестоимости  Производитель  определяет цену товара, исходя  из его себестоимости. Условием  применения подхода является  стабильность себестоимости во  времени или ее небольшое изменение.  Главный недостаток заключается  в том, что при определении  цены не учитывается уровень  спроса на товар
   
2. Установление цены на основе  прибыли: Для достижения желаемого уровня прибыли рассчитывается баланс валового (предельного) дохода и валовых (предельных) издержек. Целевая  прибыль может быть определена либо путем ее прямого расчета, либо путем  ее максимизации. Прямое определение  целевой прибыли может быть выражено рентабельностью продаж или рентабельностью  инвестиций
2.1. Метод максимизации прибыли
2.1. Сопоставление валового дохода с валовыми издержками
2.1.2. Сопоставление предельного дохода  с предельными издержками
2.2. Метод целевой прибыли
2.3. Метод целевой рентабельности  продаж
2.4. Метод целевой рентабельности  инвестиций
3. Установление цены на основе  оценки спроса Цена  товара определяется исходя из спроса на товар. Уровень цены на товар ставиться  в зависимость от изменения спроса. Высокая цена устанавливается, когда  спрос относительно велик, а низкая цена – когда спрос снижается. В этом подходе издержки рассматриваются  лишь как ограничительный фактор, который показывает, может ли товар  продаваться по установленной цене, обеспечивая прибыль, или нет
3.1. Метод анализа коэффициента  эластичности
4. Установление цены на основе  потребительной стоимости При формировании цены руководствуются оценкой покупательной  потребительной стоимости товара. Оценки потребителей выражены, как правило, в баллах или процентах. Издержки рассматриваются как вспомогательный  показатель, учитываемый при обеспечении  положительного хозяйственного результата
4.1. Метод прямого определения цены
4.2. Метод определения потребительной  стоимости
4.3. Диагностический метод
5. Установление цены с учетом  цен конкурентов В основу подхода положены цены конкурентов. Незначительное внимание уделяется  собственным издержкам и спросу. При назначении цен в первую очередь  учитывается качество товаров
5.1. Метод анализа технического  уровня изделий – конкурентов
6. Установление цены на основе  параметрического ряда изделий Основы подхода  составляют количественные зависимости  между затратами или ценами и  потребительными свойства продукции, входящей в параметрический ряд. Параметрический ряд – группа товаров, которые однородны по конструкции и технологии изготовления, имеют одинаковое функциональное назначение [8, с.121-123]

       Рассмотрим  подробнее некоторые из приведённых  выше методов.

       Затратные методы основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции, параметрические – на учете технико-экономических параметров товаров. Обоснование цен в условиях рынка опирается на использование всей совокупности ценовых методов.

       К затратным методам ценообразования относятся:

       1) метод полных издержек – способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списываются на единицу изделия.

       2) метод стандартных издержек. Этот метод в отличие от простого отражения затрат дает возможность проведения пофакторного анализа. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль;

       3) метод прямых издержек – это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия, в целом по предприятию они должны быть покрыты за счет валовой прибыли.

       К параметрическим методам ценообразования относятся:

       1) метод удельной цены, основанный на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок;

       2) метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Этот метод целесообразно применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному измерению (цвет, вкус, мощность);

       3) метод регрессии состоит в определении эмпирических формул зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары. [10]

       Рыночные  методы делятся на методы расчета цены с ориентацией на конкуренцию и рыночные методы с ориентацией на потребителя. Из рыночных методов на практике используются, прежде всего, методы расчета цены с ориентацией на конкуренцию.

Информация о работе Экономические методы управления на предприятии