Экономические методы управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Экономическая стабильность организации, её выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с её непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде. Основополагающая роль в деятельности предприятия отведена экономическим методам управления т.к. они затрагивают интересы как отдельных работников, так и всего предприятия.
Целью данной курсовой работы является изучение экономических методов управления. Также поставлены следующие задачи: осветить влияние экономических факторов на деятельность предприятия, и на основании этого

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………. 5
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ …………….…. 6
1.1 Экономические факторы …………………………………..…………………...……… 6
1.2 Экономический механизм управления на предприятии ……...……………………….. 8
1.3 Основные экономические методы в менеджменте …….…………………………….. 10
1.4 Механизм внутреннего ценообразования ……………………………………………... 13
1.5 Формирование конкурентных преимуществ предприятия ………………………… 19
1.6 Взаимосвязь экономических методов и функций менеджмента……………………………… 21
2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕХ
ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………………..………………...……… 24
2.1 Краткая характеристика ООО «Практика-Центр»……………………………………. 24
2.2 Методы ценообразования ООО «Практика-Центр»...………..................................... 26
3 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭКНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ…………………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Филипенко П.В..docx

— 75.98 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение  образования

«ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПОЧТЫ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Пояснительная записка

к курсовой работе

по дисциплине

«МЕНЕДЖМЕНТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка  гр. ЭС041 П.В. Филипенко

Руководитель В.П. Акунец 
 
 

       Минск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………………………….  5

1 Экономический механизм управления предприятием …………….….  6

    1.1 Экономические факторы …………………………………..…………………...……… 6

    1.2 Экономический механизм управления на предприятии ……...……………………….. 8

    1.3 Основные  экономические методы в менеджменте …….…………………………….. 10

    1.4 Механизм  внутреннего ценообразования ……………………………………………... 13

    1.5 Формирование конкурентных преимуществ предприятия ………………………… 19

    1.6 Взаимосвязь экономических методов и функций менеджмента……………………………… 21

2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ  ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ  НА УСПЕХ    

    ПРЕДПРИЯТИЯ  ……………………………………………………..………………...……… 24

    2.1 Краткая характеристика ООО «Практика-Центр»……………………………………. 24

    2.2 Методы ценообразования ООО «Практика-Центр»...………..................................... 26

3 ПРЕДЛОЖЕНИЕ  ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭКНОМИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ  ПРЕДПРИЯТИЯХ…………………… 30   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………. 35

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………. 36 

 

Введение 

       Экономическая стабильность организации, её выживаемость и эффективность деятельности в  условиях рыночных отношений неразрывно связаны с её непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование  организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней  среде. Основополагающая роль в деятельности предприятия отведена экономическим  методам управления т.к. они затрагивают  интересы как отдельных работников, так и всего предприятия.

             Целью данной курсовой работы является изучение экономических методов управления. Также поставлены следующие задачи: осветить влияние экономических факторов на деятельность предприятия, и на основании этого предложить пути эффективного их применения на практике на примере конкретного предприятия. 

       В первом разделе рассмотрены теоретические  вопросы касательно экономических  факторов, влияющих на внешнее окружение  предприятия, основные экономические  методы менеджмента на внутрифирменном  уровне, механизм внутрифирменного ценообразования, а также условия формирования конкурентных преимуществ предприятия.

       Второй  раздел содержит аналитическую информацию по практическому применению ценообразования  на конкретном предприятии.

       Третий  раздел содержит рекомендации по усовершенствованию деятельности предприятия с учётом проведённого анализа.

 

       1. Экономический механизм управления предприятием. 

       1.1 Экономические факторы  

       Экономические факторы, или экономическая среда (англ. economic environment), представляют собой совокупность факторов, влияющих на покупательную способность потребителей и структуру потребления.

       Успех организации в достижении своих  целей на рынке существенно зависит  от общего благополучия экономики, стадии развития экономического цикла. Неблагоприятные  экономические условия снизят спрос  на товары и услуги организации, а  хорошие - могут обеспечить предпосылки  для его роста.

       В структуре экономического фактора, определяющего развитие как большого, так и малого бизнеса, можно выделить такие составляющие:

       1) Общее состояние экономики – рост, стагнация или спад. Каждое из этих состояний отождествляется с тенденцией такого показателя, как уровень потребления. Если уровень потребления товаров и услуг в какой-либо стране растет, независимо от того, где эти товары и услуги производятся, значит, общество богатеет, и экономика этой страны находится на подъеме. Падение темпов роста потребления свидетельствует о спаде в экономике, фиксация на одном уровне – о стагнации, застое в развитии экономики. Рост или падение потребления в стране – это довольно крупные (агрегированные) показатели. Они складываются из того, что потребляется в домашних хозяйствах: продуктов питания, непродовольственных товаров, оплаты жилья, транспортных расходов и др. Структура потребления определяется уровнем доходов. Общий уровень покупательной способности, платежеспособный спрос населения зависит от уровня текущих доходов, цен, наличия сбережений и доступности кредита.

       Позитивное  влияние на покупательную способность  оказывают повышение экономической  конъюнктуры, рост уровня текущих доходов, общее снижение цен, наличие сбережений, снижение процентной ставки по кредитам, низкий уровень безработицы. Негативное влияние на покупательную способность  оказывают экономические спады, снижение уровня текущих доходов, рост цен, отсутствие сбережений, рост процентной ставки по кредитам, высокий уровень  безработицы.

       Связь уровня дохода со структурой потребления  была выявлена более ста лет назад прусским статистиком Эрнстом Энгелем. В литературе эти закономерности изменения структуры расходов семей и отдельных личностей в зависимости от роста их доходов известны как законы Энгеля.

       Энгель установил, что по мере увеличения совокупного дохода семьи доля расходов на питание уменьшается, доля расходов на жилье и приобретение недвижимости остается сравнительно неизменной, а доля расходов на другие товары и услуги и сбережения - растут. Исследования, проведенные в последующие годы, в целом подтвердили выявленные закономерности.

       2) Цены на энергию и энергоносители. Учет цен на энергию и энергоносители также являются важной составляющей общего экономического анализа, необходимого в обосновании любого маркетингового решения. Современные технологии, как правило, отличаются высокой энергоемкостью, поэтому выбор энергоносителя становится чуть ли не ключевой задачей в определении стратегии развития предприятия. Так, если технологии развития предприятия будут ориентированы на единственный источник энергии, возможно, в будущем, в связи с изменением цен на энергоносители у него могут возникнуть проблемы.

       3) Процентные ставки. Их рост свидетельствует об оживлении экономики, о развитии предприятий и организаций, инвестирующих финансовые средства в передовые технологии, в расширение производства и др. Однако высокие процентные ставки делают иногда недосягаемыми кредиты для развития малого бизнеса, особенно на его начальной стадии. Так или иначе, процентные ставки вносят свой вклад в формирование структуры конкурентного окружения для каждого предприятия.

       4) Обменные курсы валют. Валютный курс – очень динамичная категория. Колебания валют приводят к возникновению различных ситуаций на товарных рынках. В частности, когда курс национальной валюты падает, а обменный курс страны-конкурента возрастает, возникают экономические барьеры на пути импорта, поскольку цены на зарубежные товары на данном национальном рынке становятся неприемлемыми. В связи с этим появляется возможность для развития отечественного производства, поскольку влияние зарубежной конкуренции ослабевает.

       5) Уровень инфляции. Этот показатель, с одной стороны, является индикатором экономического здоровья страны, с другой стороны, предметом постоянной заботы правительства.

       6) Налогообложение. Налог - обязательный платеж, взимаемый государством как с юридических, так и с физических лиц. Он является одним из основных источников пополнения государственной казны, Важнейшая функция налога - перераспределение денежных средств, в результате чего осуществляется финансированное социальной сферы страны, укрепление ее обороноспособности. Следовательно, налоги неизбежны, их нужно своевременно отчислять и в республиканский, и в местный бюджеты. Следовательно, налоги нужно непременно учитывать при обосновании любых маркетинговых решений, связанных с развитием бизнеса. Разрабатывается ли новый товар, изучается ли возможность освоения новых рынков сбыта - вопрос о величине налоговых выплат непременно должен сопровождать обоснование этих проектов.

       7) Глобализация экономики. В основе глобализации экономики лежит научно-технический прогресс, выражающийся в ускорении и удешевлении транспортных перевозок, непрерывном совершенствовании телекоммуникаций, делающем глобальное общение простым и дешевым, а также все возрастающий опыт стран в международной торговле. Глобализация экономики - сложное и неоднозначное явление. Правительства многих стран справедливо полагают, что проникновение на внутренние рынки зарубежных товаров ставит отечественных производителей в трудное положение. В результате отечественные фирмы могут разоряться, что приводит к росту безработицы и появлению других социальных проблем.

       На  фоне всего этого, кажется, что отечественных  производителей надо защищать посредством  введения высоких таможенных барьеров на ввоз в страну зарубежных товаров. В результате получается то, что  отечественные производители не приобретают навыков, необходимых  для международной конкурентной борьбы. При этом страдают и потребители, которые вынуждены покупать плохие товары. Есть масса и других проявлений глобализации экономики, в том числе  действительно негативных, выражающихся в том, что развитые в технологическом  отношении страны используют ресурсы  слаборазвитых стран в свою пользу. Маркетологи должны обнаруживать эти проявления, наблюдать за ними, устанавливать тенденции развития и возможные формы влияния каждого из них на предприятие.

       Кроме вышеперечисленных, представляют интерес и другие экономические характеристики: уровень производительности труда, показатели торгового баланса. При этом особо важен такой экономический показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП - Валовой внутренний продукт - экономический показатель, представляющий совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны, выраженную в рыночных ценах). [12, с.103-115] 

       1.2 Экономический механизм управления на предприятии 

       Процесс управления предусматривает согласованные  действия, которые обеспечивают осуществление  общей цели или набора целей, стоящих  перед организацией.

       Метод управления – это совокупность приёмов  и способов воздействия на управляемый  объект для достижения поставленных организацией целей; характер и специфика  воздействия руководителя на подчинённых. Через методы управления реализуется  основное содержание управленческой деятельности.

       Способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и  достижения целей организации, выступают  как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приёмов и подходов, сокращающих затраты времени  и других ресурсов на постановку и  реализацию целей. В практике управления, как правило, одновременно применяют  различные методы и их сочетания.

       Можно выделить следующие методы управления:

       - организационно-административные

       - экономические

       - социально-психологические

       Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

       Использование экономических методов возможно только в условиях обоснованной самостоятельности предприятий. Тогда применяются экономические методы руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы.

       В отличие от организационно-административных экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным валянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

Информация о работе Экономические методы управления на предприятии