Экологический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении концепции современного экологического менеджмента.
Реализация цели курсовой работы связана с решением ряда задач:
- определить сущность экологического менеджмента;
- рассмотреть существующие стандарты и международные рекомендации в области систем экологического менеджмента;
- изучить особенности проведения экологического аудита;

Файлы: 1 файл

Курсовая_экологический_менеджмент.docx

— 112.67 Кб (Скачать файл)

Во всей совокупности концептуальных положений экологического менеджмента одно из центральных мест принадлежит функциям управления (рисунок 1).

Рисунок 1 – Функции управления экологическим менеджментом

 

Всю совокупность функций можно разделить на три группы:

1 группа - функции, связанные с управлением запасами природных ресурсов, их использованием, транспортированием, а также размещением производства;

2 группа - функции управления утилизацией и использованием отходов, управление экологической безопасностью, процессами технологических инноваций и т.д.

3 группа – функции  управления урбанизацией и управления региональной экологической обстановкой.

Функции экологического менеджмента касаются не только управления технологическими и производственными процессами, это управление, расширенное до общественно значимых границ.

 

    1. Основные элементы системы экологического менеджмента

 

Система экологического менеджмента и ее основные элементы - это систематические мероприятия, направленные на сведение к минимуму отрицательного воздействия от работы любого предприятия на окружающую среду. Отказ от разовых (несистемных) действий – это хорошая возможность получить максимально полное представление о разработке и осуществлении экологических программ, чтобы облегчить управление ими, а также провести их совершенствование и оценку5. Эксперты считают, что внедрение элементов системы экологического менеджмента на предприятии является важным шагом в совершенствовании бизнеса.

Для разных видов организаций системы экологического менеджмента будут различными в зависимости от характера, масштабов, сложности деятельности, выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. Однако набор основных элементов для всех систем экологического менеджмента характерен один и тот же. Так к числу основных элементов системы экологического менеджмента относятся:

  • Экологическая политика - выражает безусловное намерение высшего руководства организации реализовать современный подход к экологическому менеджменту  и оформляется в виде заявления об экологической политике. Данный документ действует как публичное заявление о принципах и намерениях, определяющих действия данного предприятия в области охраны окружающей среды. В заявлении обычно определены общие цели природоохранной деятельности (количественные показатели), которые были установлены предприятием для своей деятельности.
  • Программа действий предприятия по охране окружающей среды, содержащая описание мер, предлагаемых к принятию в предстоящем периоде времени. План или программа действий по охране окружающей среды фактически «переводит» экологическую политику предприятия на язык целей и задач и определяет действия, необходимые для их достижения. Устанавливает ответственность конкретных работников предприятия и предусматривает выделение необходимых для реализации программы человеческих и финансовых ресурсов.
  • Организационная структура - фиксирует распределение функций, делегирование полномочий и ответственность за те или иные действия. В случае, когда предприятие имеет несколько площадок или сфер деловой активности, рассматривается организационная структура как всего предприятия в целом, так и отдельных подразделений. Обычно менеджер, ответственный за вопросы охраны окружающей среды, находится в прямом подчинении высшего руководства предприятия. Работники, наделенные функциями, связанными с решением стратегических, а также текущих экологических задач в подразделениях, должны иметь в своем распоряжении адекватные кадровые и финансовые ресурсы.
  • Интеграция вопросов экологического менеджмента во все аспекты повседневной деятельности предприятия. Предусматривает процедуры «встраивания» природоохранных мероприятий в другие составляющие деятельности предприятия (охрана труда, снабжение, НИОКР, разработка новых видов продукции, маркетинг, финансы и т.д.). При этом должны разрабатываться специальные экологические процедуры, обычно детально расписываемые в специальных инструкциях, фиксирующих порядок выполнения мероприятий и действий, необходимых для реализации программы действий предприятия по охране окружающей среды. Экологические процедуры могут разрабатываться применительно к следующим функциям:  

- обеспечение информированности о соответствующих экологических проблемах, экологической политике, экологических целях и задачах, а также о роли каждого работника в рамках системы экологического менеджмента; 

- внутренне информационное взаимодействие, информационное взаимодействие с внешними заинтересованными сторонами; 

- документальное описание системы экологического менеджмента, контроль правильности составления и поддержания этой документации; 

- контроль деятельности: осуществление контроля и разработка критериев оценки операций и видов деятельности, отдельных товаров и услуг, а также поставщиков и подрядчиков данного предприятия; 

- оценка рисков и разработка планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с целью выявления потенциальных аварий и исключения возможности их перерастания в катастрофы; 

- проведение мониторинга, измерений и регистрации данных, необходимых для документального оформления результатов, а также конкретных действий и программ, общего повышения результативности природоохранной деятельности. 

  • Корректирующие действия, направленные на устранение выявленных или возможных случаев отклонения от установленных целей, задач, критериев и нормативов.
  • Анализ состояния системы экологического менеджмента высшим руководством, представляющий собой формальную оценку состояния и адекватности системы экологического менеджмента.
  • Аудит системы экологического менеджмента для проверки его адекватности и эффективности внедрения.
  • Внешнее информационное взаимодействие с населением прилегающей к предприятию территории, с целью доведения до внешних заинтересованных сторон результатов природоохранной деятельности предприятия, а также о информированности о конкретных экологических проблемах, трудностях в деятельности предприятия, которые так или иначе, могут их затронут.
  • Распространение информации внутри организации, проведение обучения, для вовлечения всех сотрудников в процессы связанные с охраной окружающей среды, в контексте их повседневных служебных обязанностей.

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Стандарты и международные  рекомендации в области систем  экологического менеджмента

 

В рамках разработки подходов к созданию и упрочению Единого Европейского Рынка Европейское Сообщество стремится создать жесткую систему экологического законодательства и контроля исполнения его требований. Великобритания является лидером апробации новых рыночных инструментов экологического менеджмента. Именно там, в 1990 году был принят новый «Экологический Акт», за которым в 1992 году последовал Стандарт в области систем экологического менеджмента BS 7750, выпущенный Британским Институтом Стандартизации в соответствии с запросом Британской Конфедерации Промышленности. Несмотря на отсутствие в данном Стандарте предписаний и требований к природоохранной деятельности предприятия, он содержит рекомендации, полезные для создания эффективной системы экологического менеджмента, и развития инициативного экологического аудирования, что в целом должно сказаться на улучшении экологических характеристик деятельности организации. На начальном этапе предполагалось, что британские предприятия на добровольной основе будут приводить характеристики своей деятельности в соответствие с принципами Стандарта BS 7750. Позднее к Великобритании присоединились и другие государства, а сам детально разработанный Стандарт, послужил основой для подготовки основополагающих международных документов.

Стандарт BS 7750 предполагает следующие стадии разработки и внедрения системы экологического менеджмента:

1. Предварительный анализ - определение всех экологические нормативных требований, предъявляемых к деятельности предприятия, и выявление элементов экологического менеджмента, используемых на данном предприятии на момент проведения анализа.

2. Разработка заявления об экологической политике предприятия - охватывает все виды деятельности и продукцию предприятия. В результате положения заявления должны быть доведены до всех заинтересованных сторон и приняты к исполнению всеми уполномоченными лицами.

3. Определение внутренней структуры распределения обязанностей и ответственности в системе экологического менеджмента предприятия (составление организационной структуры).

4. Оценка степени воздействия  предприятия на окружающую среду - Составление перечня установленных показателей, нормативов, характеристик выбросов в атмосферу, сбросов в водные отходы, размещения отходов, а также описание аспектов воздействия на окружающую среду предприятий-поставщиков.

5. Разработка экологических  целей и задач предприятия.

6. Определение процессов, стадий производства и видов деятельности предприятия, которые способны оказать воздействие на окружающую среду, и разработка системы контроля их функционирования.

7. Разработка итоговой программы экологического менеджмента, назначение ответственного за ее выполнение руководителя. Программа должна учитывать все прошлые и действующие виды деятельности предприятия, а также вероятное воздействие на окружающую среду жизненного цикла новых видов продукции.

8. Разработка детального  руководства, которое позволяло  бы аудитору системы экологического  менеджмента определить, что система  функционирует, и учитывает все  значимые аспекты воздействия  предприятия на окружающую среду.

9. Установление системы  регистрации экологически значимых  событий, видов деятельности и т.д., например, записи случаев нарушения требований экологической политики, описания предпринятых для улучшения ситуации мер, отчетов по итогам инспекции и текущего контроля.

10. Аудиты. BS 7750 включает описание  процедуры аудирования и детализирует  требования к аудиторскому плану. Вне зависимости от этого, аккредитующая  организация может предпринять  внешнюю проверку итогов внутреннего  аудирования.

Стандарт BS 7750 был принят Финляндией, Нидерландами и Швецией. В Ирландии, Испании и Франции были разработаны свои стандарты.

Одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив считается появление серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компания - ISO 14000. Данная система стандартов ориентирована не на количественные параметры и технологии. Основным предметом ISO 14000 является уже система экологического менеджмента. Типичные положения этих стандартов состоят в введении и соблюдении определенных процедур, подготовке соответствующих документов, назначении ответственных лиц за определенные области экологически значимой деятельности предприятия. Основной документ серии стандартов ISO 14001 не содержит никаких «обязательных» требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.

 Такой характер стандартов обусловлен тем, что ISO 14000 как международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов, а также тем, что предшественником данной серии стандартов являются «организационные» подходы к качеству продукции, согласно которым одним из путей повышения качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество производимой продукции и оказываемых услуг.

 

Ключевым понятием серии стандартов ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации. Центральным документом стандарта считается ISO 14001 – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» - предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.

 Все остальные документы  рассматриваются как вспомогательные  – например, ISO 14004 содержит более  развернутое руководство по созданию  системы экологического менеджмента6. Серия 14040 определяет методологию «оценки жизненного цикла», которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации.

 Официально стандарты ISO 14000 являются добровольными. Они  не заменяют законодательных требований и направлены на обеспечение системы определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства. Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Создание такой системы является для организации эффективным инструментом, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд – для демонстрации клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны.

Несмотря на добровольность стандартов большинство крупных компаний, включая транснациональные, сертифицированы в соответствии именно с ISO 14000, то есть получат свидетельство «третьей стороны» о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. В первую очередь это связано с тем, что такая сертификация является одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках.

В Российской Федерации экологическая сертификация носит добровольный характер. Нормативную основу составляют международные стандарты ISO 9000, ISO 14000, а также комплекс документов по сертификации.

Обязательной экологической сертификации в Российской Федерации подлежат:

  • объекты Минобороны РФ; предприятия, технологические процессы в черной, цветной металлургии; предприятия по производству химической, нефтехимической, оборонной промышленности;
  • автотранспортные средства с бензиновым двигателем, тракторные и комбайновые двигатели, мобильная сельскохозяйственная техника;
  • работы и услуги природоохранного назначения: разработка экологического паспорта предприятия; разработка предельно допустимого выброса вредных веществ; определение лимитов использования природных ресурсов и размещения отходов; проведение оценки воздействия на окружающую среду;  разработка паспорта почв; экологическое аудирование.

При обязательной экологической сертификации подтверждение соответствия объекта сертификации осуществляется путем сопоставления показателей сертифицируемого объекта с показателями соответствующего нормативного документа (стандарта, регламента, норм и т.д.).

 

2.2. Экологический аудит

 

Экологический аудит - проверка и оценка состояния деятельности юридических и физических (предпринимателей) лиц по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, её соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

Нормативно-правовые основы проведения и регулирования экологического аудита в настоящее время в России на федеральном уровне почти отсутствуют.

Для выявления содержания и места экологического аудита в механизме экологического права, необходимо выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится.

Информация о работе Экологический менеджмент