Хеджирование рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:07, реферат

Описание работы

Современной экономике свойственны значительные колебания цен на многие виды товаров. Производители и потребители заинтересованы в создании эффективных механизмов, способных защитить их от неожиданных изменений цен и минимизировать неблагоприятные экономические последствия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ХЕДЖИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ
РИСКОВ…………………………………………………………………………..4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....15

Файлы: 1 файл

РИСК.docx

— 35.09 Кб (Скачать файл)

  СОДЕРЖАНИЕ 

  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 

  ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ХЕДЖИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ

  РИСКОВ…………………………………………………………………………..4 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13 

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

  Современной экономике свойственны значительные колебания цен на многие виды товаров. Производители и потребители  заинтересованы в создании эффективных  механизмов, способных защитить их от неожиданных изменений цен  и минимизировать неблагоприятные  экономические последствия.

    В  деятельности любых компаний, будь то инвестиционный фонд, либо сельхозпроизводитель всегда  есть финансовые риски. Они  могут быть связаны с чем  угодно: продажа произведенной продукции,  риск обесценивания вложенного  в какие—либо активы капитала, покупка активов. Это означает, что в ходе своей деятельности  компании, иные юридические и  физические, лица сталкиваются с  вероятностью того, что в результате  своих операций они получат  убыток, либо прибыль окажется  не такой, на которую они  рассчитывали из-за непредвиденного  изменения цен на тот актив,  с которым проводится операция. Риск предполагает как возможность  потери, так и возможность выигрыша, но люди, в большинстве случаев,  не склонны к риску, и поэтому  они согласны отказаться от  большей прибыли ради уменьшения  риска потерь.

    Для этого были созданы производные  финансовые  инструменты — форварды, фьючерсы, опционы-,   а операции по снижению риска с помощью этих деривативов получили название хеджирование (от английского hedge, что означает огораживать изгородью, ограничивать, уклонятся от прямого ответа). 
 
 
 
 
 

  ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ХЕДЖИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ

  Термин  «хеджирование» в переводе с английского  языка означает «ограждение» и широко используется в банковской, биржевой и коммерческой деятельности для  обозначения различных методов  страхования.

  Эдвард  Доллан дает такую трактовку хеджированию:

  «Хеджирование - это система заключения срочных  трактов и сделок, учитывающая  вероятные в будущем изменение обменных валютных курсов и преследующая цель избежать не благоприятных последствий этих воздействий».

  Затем данный термин стал применяться в  более широком смысле как страхование  рисков от неблагоприятных изменений  цен любые товарно-материальные ценности по конкретным коммерческим операциям, предусматривающим поставку (продажу) варов или активов в будущем.

  Существуют  два класса операции хеджирования, которые являются основой формирования стратегий поведения инвесторов фондовом рынке:

  - хеджирование на повышение;

  - хеджирование на понижение.

  Хеджирование  на повышение, или хеджирование покупкой представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов. Хедж на повышение применяется в том  случае, когда необходимо застраховаться от вероятных повышений цен на некоторый актив в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем будет куплен товар.

  Хеджирование  на понижение, или хеджирование продажей - это биржевая операция, связанная  с продажей срочного контракта на какой-либо актив (товар) с целью  страхования от предстоящего падения  цен на него.

  Существующий  рынок срочных контрактов открывает  возможности страхования различных  рисков посредством хеджирования разнообразных  соглашений. Основными участниками рынка срочных контрактов являются хеджеры, главная цель которых - страхование соглашений. Кроме того, рынок не может функционировать без трейдеров, задача которых состоит в получении прибыли в результате осуществления сделок на бирже (дешево купить и дорого продать).

  Снижение  рисков, обусловленных покупательной  способностью денег и изменением конъюнктуры рынка, достигается  в большинстве случаев за счет хеджирования. К таким рискам относятся  колебания цен на товары, сырье  и услуги, изменения процентных, курсовых ставок и валютных курсов, сопровождающие любую производственно-хозяйственную  и коммерческую деятельность субъектов  рынка.

  В теории и практике косвенного страхования  применяются различные трактовки  понятия хеджирования исходя из цели, способов его проведения и степени  охвата соответствующих рисков. Наиболее распространенное определение заключается  в следующем: «Хеджирование —  это страхование риска изменения  цены актива, процентной ставки или  валютного курса с помощью  производных инструментов». В нем  указываются все виды рисков, включаемых в сферу хеджирования, кроме курсовых рисков, и основы хеджирования —  производные инструменты.

  В определении из Бизнес-словаря хеджирование сводится к страхованию от потерь вследствие только ценовых рисков и раскрывается механизм применения производных инструментов: «Хеджирование — страхование от потерь путем сведения до минимума риска уменьшения прибыли из-за неблагоприятного изменения цен путем заключения контракта на равную сумму, на противоположных позициях в операциях за наличный расчет и срочных операциях».

  Следующее определение раскрывает сущность хеджирования как компенсацию финансовых потерь и на основе не только производных, но и непроизводных инструментов. Так, по мнению В. Ф. Палия, хеджирование — это использование производных  и непроизводных финансовых инструментов (последних только в ограниченном числе случаев) для частичной  или полной компенсации изменения  справедливой стоимости хеджированных статей, т. е. защищаемых финансовых инструментов.

  Обобщение различных определений хеджирования и взглядов на механизм применения производных инструментов обусловливает  вывод следующего определения.

  Хеджирование (англ. hedging — ограждать) — экономические отношения по нейтрализации, снижению рисков и возможных финансовых потерь у инвесторов, производителей, потребителей на основе системы срочных сделок с нефинансовыми и финансовыми активами. Оно позволяет обеспечить при изменении рыночной конъюнктуры исполнение срочной сделки в будущем для планируемой производственно хозяйственной деятельности путем параллельного заключения противоположной срочной сделки с исходным базисным активом. 

  Хедж  — срочная сделка, заключаемая  на будущий период для защиты (страхования) продавцов и покупателей от возможного падения (роста) цены, процента, курса  базисного актива, находящегося в  основе договора (контракта).

  Сущность  хеджирования заключается в финансовой компенсации убытков, их устранении и трансформации за счет осуществления  к основной сделке дополнительных сделок с базисными активами (финансовыми, нефинансовыми) и производными инструментами, стоимость которых изменяется в  противоположном направлении.

  Суть (идея) хеджирования заключается в  следующем.

  Продавец (покупатель) базисного актива заключает  договор на его продажу (покупку) и одновременно оформляет фьючерсную (опционную) сделку противоположного характера, т. е. на покупку (продажу). В результате любое изменение стоимостного параметра актива принесет продавцу и покупателю проигрыш по одному контракту и выигрыш по другому. В итоге у них отсутствуют убытки от повышения или понижения стоимостных параметров (процента, цены, обменного курса валюты и курса акций) базисных активов, которые необходимо продать или купить по заключенным контрактам.

  По  истечении договора доход или  убыток на рынке реальных товаров (валюты, ценных бумаг и т. п.), называемом спотовым рынком, компенсируется за счет убытка или дохода на срочном рынке. При этом если на спот-рынке вследствие благоприятного изменения цен, курсов, процентов получен дополнительный доход по сравнению с прогнозом, то на срочном рынке будет получена такая же сумма убытков.

  Участие страховых компаний в операциях  хеджирования отсутствует, поэтому  последние занимают обособленное место  в системе страхования финансовых рисков и имеют соответствующее  название — хеджирование.

  Товарные  рынки явились исторически первыми  сферами, обусловливающими возникновение  хеджирования как экономического явления. Поскольку цены на товары вследствие рыночных колебаний значительно  изменялись в будущих периодах непредсказуемым  образом и в широких диапазонах, то невозможно было планировать точно  будущие доходы и объемы производства. Например, пополнение зерновых запасов, или продажа стратегических видов  сырья, таких как нефть, газ, или  операции с базовыми металлами, или  покупка продовольственных товаров, импортируемых в страну, представляют собой определенные трудности для  их осуществления в перспективе  экономического развития субъектов  рынка.

  В дальнейшем исторически возникают  проблемы процентных, валютных и курсовых рисков на базе нестабильности кредитных, валютных отношений и общего экономического спада. В связи с этим были выявлены две группы факторов, влияющих неценовые, процентные, валютные и курсовые риски: действительные, существующие на данный момент времени, и предполагаемые, воздействие  которых ожидалось в будущих  периодах.

  Они являлись основой разработки стратегий  хеджирования и, как правило, рассматривались  экономическими субъектами с позиций  краха и банкротства, а не благоприятного извлечения прибыли.

  Вследствие  высокой степени финансовых рисков и воздействия этих факторов стало  невозможным реализовывать какую-либо форму планирования хозяйственных  операций. В результате в финансовой сфере появляются объективные системы  срочных цен, курсов, процентов и  соответствующие инструменты хеджирования.

  Экономическое содержание хеджирования заключается  в определенных отношениях, действиях  субъектов рынка, направленных на снижение финансовых потерь: экономическом прогнозировании, страховании, спекуляции и субъективной оценке.

  Страховые отношения, наиболее близкие по своему содержанию к хеджированию, — это  самострахование субъектов рынка. Организации и Фирмы в целях  защиты себя от ценовых, процентных, курсовых и валютных рисков осуществляют дополнительные финансовые сделки на будущие периоды  с гарантией снижения влияния  неблагоприятных колебаний.

  Кроме того, по своему содержанию хеджирование приближено к прогнозированию. Участники хеджевых сделок оперируют методами прогнозирования тенденций рынка по восходящей и нисходящей линиям, оценивают их пределы и сроки действия, рассчитывают предполагаемые уровни рыночных колебаний и соответствующие стоимостные параметры базисных активов.

  Третьей характерной чертой хеджирования является спекуляция. Как правило, все хеджевые операции являются спекулятивными сделками, где одна сторона выигрывает, а  другая проигрывает. Финансовый риск при  этом переносится с одного участника, игрока на другого. Это обусловлено  неустойчивостью, непредсказуемостью рыночных колебаний, рискованностью срочных  операций и возможностью получения прибыли вследствие игры на ценах, процентах по базисным активам.

  Четвертая специфическая черта хеджирования — это чисто субъективный, интуитивный  подход к оценке реальной ситуации и принятию решений на будущий  период в условиях непредсказуемости, неустойчивости. Решение, осуществлять хеджирование или нет, зависит от профессионального уровня участников хеджевых операций и основывается на субъективном выборе методов сравнительного анализа величины рисков и расчета  будущего капитала экономической единицы. Эффект хеджирования зависит от квалификации лиц, принимающих решения, и консервативности — агрессивности их финансовой политики. Например, предприятия подвергаются этому риску. Если риск невелик, то крупное  предприятие может принять решение  о нецелесообразности хеджирования. Если решение о хеджировании принято, то необходимо уточнить, на каком рынке  оно будет осуществляться и с  помощью каких инструментов. В  этих случаях они выступают на финансовом рынке в роли хеджеров.

  Цель  хеджирования заключается в снижении финансовых рисков, связанных с покупательной  способностью денег и влияющих на результативность хозяйственных операций в будущем периоде.

  При принятии решения о хеджировании важным является изучение изменчивости цен на товары, процентных ставок, обменных курсов с учетом того, что определенная величина ценового, процентного риска  является частью общего финансового  риска всех хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Хеджирование рисков