Хеджирование ценовых рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:20, контрольная работа

Описание работы

Ценовой риск — риск получения убытков вследствие неблагоприятного изменения цены на сырьевые товары. Возникает у экспортеров и потребителей сырьевых товаров.
Ценовой риск присущ любой форме деятельности и отрасли хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, бизнес, финансы).
Хеджирование для потребителей является системой защиты от нежелательного изменения цен и возможных потерь. Хеджирование на фьючерсных рынках – это уменьшение ценового риска, присущего купле-продаже.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...2
1. Понятие и виды хеджирования………………………………………………………..2
2. Механизм хеджирования………………………………………………………………4
3. Базис и факторы, его определяющие………………………………………………….5

Файлы: 1 файл

к.р..docx

— 26.23 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

 

 

Учебная дисциплина

Финансовая  среда предпринимательства и  предпринимательские риски

 

 

Контрольная работа

на тему:

Хеджирование  ценовых рисков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ                                                       С.

Введение…………………………………………………………………………………...2

1. Понятие  и виды хеджирования………………………………………………………..2

2. Механизм  хеджирования………………………………………………………………4

3. Базис и факторы, его определяющие………………………………………………….5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ценовой риск — риск получения убытков вследствие неблагоприятного изменения цены на сырьевые товары. Возникает у экспортеров и потребителей сырьевых товаров. 

 Ценовой  риск присущ любой форме деятельности  и отрасли хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, бизнес, финансы).  

Хеджирование для потребителей является системой защиты от нежелательного изменения цен и возможных потерь. Хеджирование на фьючерсных рынках – это уменьшение ценового риска, присущего купле-продаже. 

 Хеджеры – это лица или компании, владеющие или планирующие владеть наличным товаром и учитывающие, что стоимость товара может изменяться до их участия в продаже или покупке.

1. Понятие и виды хеджирования 

 Хеджирование – это страхование предпринимателей от возможных убытков в связи с изменением цен на рынке на товары. Принцип страхования состоит в том, что если в сделке одна сторона теряет как продавец реального товара, то она выигрывает как покупатель фьючерсов на то же количество, и наоборот. 

 Цели  и причины хеджирования могут  быть различными:

· страхование  запасов. В этом случае риск связан с владением реальными товарами и финансовыми институтами, на которые  не заключены сделки на продажу по фиксированной цене;

· страхование  продукции, т. е. будущий товар или  произведенный товар, на который  не заключена сделка. В этом случае риск падения цен понизит прибыльность производства;

· страхование  соглашения на закупку с фиксированной  ценой. Форвардные контракты, обязывающие  покупателя принять товар или  финансовый инструмент по фиксированной  цене, создают для него ценовой  риск при падении цен;

· страхование  контрагента на продажу с фиксированной  ценой. Это обязывает продавца поставить  товар или финансовый инструмент в будущем по установленной цене;

· страхование  закупок от возможного повышения  цены. Производители, использующие сырье  для своего производства, несут риск возможного повышения цены при осуществлении  закупок в будущие периоды. 

 Например, риск владения запасами при  падении цен может быть покрыт  либо путем распродажи запасов,  либо заключением прямых форвардных  контрактов с потребителем по  фиксированной цене. 

 В  тоже время такие методы снижения  риска не всегда выгодны по  ряду причин. Во-первых, запасы товаров  не всегда возможно мгновенно  приобрести или ликвидировать,  особенно при неблагоприятном  движении цен. Эти законы могут  быть значительной частью ежедневных  производственных операций. Кроме  того, продажа запасов не избавляет  предприятие от платы за складские  помещения, которая может быть  довольно высокой. Во-вторых, форвардные  контракты по фиксированной цене  являются обязательствами, которые  нелегко отменить, если изменить  условия рынка. И в-третьих,  форвардные контракты между принципами  влекут кредитные риски, которые  многие предприятия не могут  оценить и отслеживать. 

 Выбранный  метод снижения рисков должен  иметь следующие свойства:

· быть легкодоступным;

· не затрагивать  существенным образом гибкость управления предприятием;

· не заменять ценовой риск на кредитный риск;

· не быть слишком дорогостоящим. 

 Этим  критериям в полной мере отвечают  фьючерсные контракты, которые  могут быть легко приобретены  и проданы в любое время. 

 Хеджирование  представляет собой покупку или  продажу контрактов на срок  по товару, цену которого необходимо  застраховать. Хеджирование означает  совершение фьючерсной сделки  на наличном рынке.

Осуществление операций хеджирования было бы невозможно без тесной взаимосвязи цен реального  и фьючерсного рынков. Конечно, на практике цены на реальный товар несколько  отличаются от цен фьючерсных контрактов, поэтому идеальное хеджирование почти невозможно. Все же эти отклонения не столь значительны, чтобы не оправдать  выгод из хеджа.

Виды хеджирования 

 В  практике выделяют следующие  виды хеджирования: обычное (чистое), арбитражное, селективное и предвосхищающее.  

 Обычное (чистое) хеджирование совершается для избежания ценовых рисков и заключения в полном балансировании по времени и количеству, противоположным по направлению обязательств на рынке реального товара и фьючерсном рынке. 

Арбитражное , т. е. учитываются затраты на хранение, хеджирование осуществляется исключительно для извлечения выгоды из ожидаемого благоприятного изменения в соотношении цен реального товара и биржевых котировок с различными сроками поставки. 

Селективное хеджирование – такой вид хеджирования, когда сделка на фьючерсном рынке проводится не одновременно с заключением сделки на реальный товар и не на равное количество. Так, если ожидается повышение цен, то селективный хеджер не будет хеджировать свои законы реального товара, рассчитывая получить прибыль от повышения их стоимости.  

Предвосхищающее хеджирование заключается в покупке и продаже фьючерсного контракта еще до того, как совершена сделка с реальным товаром. Предвосхищающее хеджирование служит в качестве временного заменителя торгового контракта, который будет заключен позже.

 

 

  Вместе с тем  существует несколько причин, вследствие  которых хедж на фьючерсном  рынке не может обеспечить  полного страхования от риска  изменения цен.

Первая  причина: наличные цены и фьючерсные цены не обязательно всегда уравниваются по мере приближения месяца поставки. В некоторых случаях это работает на пользу хеджера, в других – против него.  

 Вторая  причина: качество физического  товара, которым хеджер торгует, может не соответствовать стандартному качеству фьючерсного рынка. 

 Третья  причина: цены на рынках, расположенных  в разных местах, разные. Сельский  фермер, пользующийся фьючерсами  для хеджирования, но продающий  свой товар по месту производства, т. е. у себя в районе, должен  учитывать возможную разницу  между ценой, которую он получает  за этот товар, и аукционной  ценой на те же товары в  крупных торговых центрах. 

 Четвертая  причина: производитель может  не захотеть хеджировать весь  объем своей продукции, или,  с другой стороны, завод по  переработке такой продукции  может не захотеть выкупить  весь заказ, ранее выставленный  на фьючерсном рынке. По этой  причине часть физического товара  окажется под угрозой риска  и нехеджированной. 

 Пятой  причиной является то, что разница  в сроках составляет разницу  в цене. Поскольку многие товары  не могут поставляться круглосуточно,  а только в определенные месяцы  поставки, фьючерсные контракты  заключаются обычно на тот  месяц, который будет еще в  будущем в момент заключения  сделки на наличном рынке. Это  означает, что наличные и фьючерсные  цены могут еще не достичь  своей максимальной точки сближения  к моменту завершения хеджа,  т. е. к моменту, когда фьючерсный  контракт закрывается и заключается  последняя сделка на физическом  рынке.

2. Механизм хеджирования  

 Механизм  хеджирования заключается в том,  что фирма, продавшая реальный  товар на бирже или вне ее  с поставкой в будущем, желая  использовать в существующий  момент сделки уровень цен,  одновременно совершает на срочной  бирже обратную операцию, т. е.  покупает фьючерсные контракты  на тот же срок и на то  же количество товара. После сдачи  или соответственно приемки товара  по сделке с реальным товаром  осуществляется продажа или выкуп  фьючерсных контрактов. Таким образом,  фьючерсные сделки страхуют сделки  на покупку реального товара  от возможных убытков в связи с изменением цен на рынке на этот товар. Принцип страхования построен на том, что если в сделке одна сторона выигрывает как покупатель фьючерсов, то продавец проигрывает на то же количество, и наоборот. 

 Хеджирование  на фьючерсном рынке – процесс,  состоящий из двух этапов. На  первом этапе хеджер, оценив ситуацию на наличном рынке, покупает или продает фьючерсный контракт. На втором этапе хеджер должен застраховать открытую позицию до времени исполнения фьючерсного контракта. Контракт по первой позиции (открывающий) и второй позиции (закрывающий) должен быть на один и тот же товар и в том же количестве и в том же месяце поставки.  

 Если  первая позиция хеджера включает продажу фьючерсного контракта, она определяется как продажа, или короткий хедж. Если же первая позиция хеджа включает покупку фьючерсного контракта, то она называется покупкой, или длинным хеджем. 

 Хеджирование  продажей – продажа на срочной  бирже фьючерсных контрактов  при закупке равного количества  реального товара с целью страхования  от риска падения цен к моменту  поставки реального товара. 

 Его  применяют продавцы реальных  товаров для страхования от  падения цен на этот товар.  Этот метод может использоваться  также для защиты запасов товаров  или финансовых инструментов, не  покрытых форвардными сделками. Короткий хедж используется для  защиты цен будущей продукции  или форвардных соглашений о  закупке. 

 Короткий  хедж начинается продажей фьючерсного  контракта и завершается его  покупкой. 

 Хеджирование  покупкой представляет собой  покупку фьючерсного контракта  и завершается его продажей. 

 Этот  вид хеджирования используется  для защиты от риска, возникающего  при форвардных продажах по  фиксированным ценам, и от роста  цен на сырье, используемое  в производстве продукта со  стабильной ценой.

Хеджирование  имеет следующие выгоды:

· происходит снижение ценового риска торговли товарами или финансовыми инструментами;

· обеспечивает постоянную защиту цены;

· обеспечивает большую гибкость в планировании;

· облегчает  финансирование операций и др.

3. Базис и факторы, его определяющие  

 Разница  между наличными и фьючерсными  ценами есть базис. Базис рассчитывается  путем вычитания цены на фьючерсном  рынке из наличной цены, при  этом обычно имеется в виду  ближайший фьючерсный месяц. 

 Базис  бывает положительный, отрицательный  и нулевой. Если базис положительный,  то цена наличного рынка превышает  фьючерсную цену 

 Нулевой  базис – наличная цена равна  фьючерсной цене.  Если существует только одна цена фьючерсного контракта на декабрьскую кукурузу, то существует множество наличных цен на нее в зависимости от качества и места поставки. Поэтому может существовать множество базисов для одного товара в одно время. 

 

 

 

 

 


Информация о работе Хеджирование ценовых рисков