Хеджирование рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 12:51, реферат

Описание работы

Хеджирование — это страхование рисков изменения цен путем заключения сделок на срочных рынках.
Наиболее часто встречающийся вид хеджирования — хеджирование фьючерсными контрактами. Зарождение фьючерсных контрактов было вызвано необходимостью страхования от изменения цен на товары. Первые операции с фьючерсами были совершены в Чикаго на товарных рынках именно для защиты от резких изменений конъюнктуры рынка. До второй половины 20 века хеджирование (данный термин был уже тогда закреплен в некоторых нормативных документах) использовалось исключительно для снятия ценовых рисков. В настоящее время целью хеджирования выступает не снятие рисков, а их оптимизация.

Файлы: 1 файл

биржевое дело.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Хеджирование рисков

Хеджирование — это страхование рисков изменения цен путем заключения сделок на срочных рынках.

Наиболее часто встречающийся вид хеджирования — хеджирование фьючерсными контрактами. Зарождение фьючерсных контрактов было вызвано необходимостью страхования от изменения цен на товары. Первые операции с фьючерсами были совершены в Чикаго на товарных рынках именно для защиты от резких изменений конъюнктуры рынка. До второй половины 20 века хеджирование (данный термин был уже тогда закреплен в некоторых нормативных документах) использовалось исключительно для снятия ценовых рисков. В настоящее время целью хеджирования выступает не снятие рисков, а их оптимизация.

Механизм хеджирования заключается в балансировании обязательств на наличном рынке (товаров, ценных бумаг, валюты) и противоположных по направлению на фьючерсном рынке. Помимо операций с фьючерсами операциями хеджирования могут считаться и операции с другими срочными инструментами: форвардными контрактами и опционами. Продажа опциона согласно нормам МСФО не может признаваться операцией хеджирования. Результатом хеджирования является не только снижение рисков, но и снижение возможной прибыли.

Различают хеджирование покупкой и продажей. Хеджирование покупкой (хедж покупателя, длинный хедж) связано с приобретением фьючерса, что обеспечивает покупателю страхование от возможного повышения цен в будущем. При хеджировании продажей (хедж продавца, короткий хедж) предполагается осуществить продажу на рынке реального товара, и в целях страхования от возможного снижения цен в будущем осуществляется продажа срочных инструментов.

Полное хеджирование предполагает страхование рисков на фьючерсном рынке на полную сумму сделки. Данный вид хеджирования полностью исключает возможные потери связанные с ценовыми рисками. Частичное хеджирование страхует только часть реальной сделки.

Предвосхищающее хеджирование предполагает покупку или продажу срочного контракта задолго до заключения сделки на рынке реального товара. В период с заключения сделки на срочном рынке и заключением сделки на рынке реального товара фьючерсный контракт служит заменителем реального договора на поставку товара. Также предвосхищающее хеджирование может применяться и путем покупки или продажи срочного поставочного товара и его последующее исполнение через биржу. Данный вид хеджирования наиболее часто встречается на рынке акций.

Перекрестное хеджирование характеризуется тем, что на фьючерсном рынке совершается операция с контрактом не на базовый актив рынка реального товара, а на другой финансовый инструмент. Например, на реальном рынке совершается операция с акцией, а на фьючерсном рынке с фьючерсом на биржевой индекс.

В мировой практике банковской сферы метод хеджирования рисков является самым распространенным подходом в управлении рисками.

Метод хеджирования рисков подразумевает под собой любые действия, обращенные на ограничение и уменьшение ценовых рисков. В ходе хеджирования применяются разного рода воздействия на балансовую структуру, осуществляется разработка защитной системы от рисков посредством заключения дополнительных сделок, что в совокупности дает возможность снижать финансовые потери в несколько раз. Различают несколько методов хеджирования рисков, направленных на защиту капиталов, отличие которых заключается в технике осуществления процесса минимизации денежных потерь.

В зависимости от целей существует несколько методов хеджирования: чистое (обычное), арбитражное, селективное, предвосхищающее.

Метод чистого хеджирования преследует цель ограничения ценовых рисков. В данном случае все операции по объемам и срокам, осуществляющиеся на рынке фьючерсов, объемам целиком отвечают обязательствам на рынке товаров.

Арбитражный метод хеджирования заключается в финансировании расходов на хранение товара. Его суть заключается в получении прибыли при благоприятном изменении соотношения цен на реальный товар и биржевые курсы. В условиях нормального рынка данный метод хеджирования покрывает указанные расходы. В основном арбитражный метод хеджирования применяется торговыми фирмами.

Селективное хеджирование преследует цель получения прибыли по операциям. Данный метод предполагает, что операции, осуществляемые на рынке фьючерсов и рынке реальных товаров, различаются по срокам и объемам.

Метод предвосхищающего хеджирования рисков предполагает покупку или продажу фьючерсов до времени заключения сделки на рынке товаров. В период между совершением сделки на срочном рынке и заключением сделки на реальном рынке товаров фьючерсный контракт выступает в качестве заменителя реального договора на поставку товара. Кроме того, данный метод может применяться и посредством покупки или продажи срочного поставочного товара и его дальнейшее исполнение через биржу. Метод предвосхищающего хеджирования чаще всего наблюдается на рынке акций.

Как правило, селективное и предвосхищающее хеджирование пользуется популярностью среди фирм.

Перекрестное хеджирование выражается в том, что на рынке фьючерсов совершается операция с контрактом не на базовый актив рынка реального товара, а на другой финансовый инструмент. Например, на рынке реального товара совершается операция с акцией, а на фьючерсном рынке с фьючерсом на биржевой индекс.

Крупными фирмами также используется множественное селективное хеджирование, осуществляемое несколько раз в течение одного производственного цикла на одну и ту же партию товара в зависимости от увеличения или уменьшения рисков, связанных с изменением цен.

В последнее время популярностью стало пользоваться долгосрочное хеджирование, то есть операции, получили распространение такие операции, как долгосрочное хеджирование, т.е. операции, компенсирующие временной период на 2-3 года вперед.

 «Контанго» (contango) - ситуация на рынке фьючерсов, когда цена на ближайший фьючерсный контракт ниже цены на последующий. Данная ситуация чаще всего возникает на рынке при превышении предложения сырья над спросом, когда цены на рынки низкие. В данном случае трейдеры, как правило, ждут снижения предложения и, соответственно, повышения цен на будущие поставки.

«Бэквардейшн» (backwardation) - ситуация на рынке фьючерсов, когда цена на ближайший фьючерсный контракт превышает цену на последующий. Ситуация «бэквардейшн» возникает на рынке при превышении спроса над предложением, когда цены высокие. Здесь, наоборот, трейдеры ждут увеличения предложения и, соответственно, снижения цен на будущие поставки.

Если на рынке сложилась ситуация бэквардейшн, компания будет вынуждена покупать фьючерсы значительно дороже, чем она будет их в дальнейшем реализовывать. В итоге, при каждой «перекатке» контрактов компания будет нести потери, при этом данные потери практически не ограничены и зависят от величины дефицита товара на рынке спот. На практике государственные органы, контролирующие биржу, устанавливают предельный максимальный размер бэквардейшн, но убытки все же могут быть значительными. Таким образом, для продавцов сырьевых товаров, которые осуществляют долгосрочное хеджирование методом «перекатки», ситуация бэквардейшн неблагоприятна. Данная ситуация выгодна потребителям сырья (фьючерсов).

На практике крупные производители все же могут осуществлять долгосрочное хеджирование методом «перекатки» при наличии большого опыта работы на биржах фьючерсов. В данном случае они должны уметь применять этот метод хеджирования в момент, когда бэквардейшн исчезает или снижается.

Наиболее активными хеджерами являются торговые и посреднические фирмы, применяющие все возможные виды хеджирования. Также активно используют хеджирование фирмы, деятельность которых связана с первичной переработкой или доработкой товара. Фирмы по производству готовой продукции используют фьючерсные рынки для хеджирования цен на закупаемое ими сырье.

Заключая сделки на бирже, их участники могут преследовать следующие цели:

  • - покупку реального товара;
  • -осуществление спекулятивных операций; хеджирование (страхование от возможного изменения цен).

Операции хеджирования.

Фьючерсные сделки обычно используются для страхования - хеджирования от возможных потерь в случае изменения рыночных цен при заключении сделок на реальный товар. Принцип страхования здесь построен на том, что если в сделке одна сторона теряет как продавец реального товара, то она выигрывает как покупатель фьючерсов на то же количество товара, и наоборот. Операция хеджирования косвенно связывает биржевой рынок фьючерсных контрактов и рынок реального товара.

По технике осуществления хеджирования различают два основных типа:

  • - хеджирование продажей (или короткое), когда фирма продает фьючерсные контракты,
  • - хеджирование покупкой (или длинным), когда фирма приобретает фьючерсные контракты.

Кроме того, хеджирование может быть осуществлено с помощью особого вида биржевых операций - опциона.

Хеджирование состоит из двух этапов:

  • 1. Хеджер, оценив ситуацию на реальном рынке, покупает или продает фьючерсный контракт.
  • 2. Хеджер страхует открытую позицию до времени исполнения фьючерсного контракта, иди на вторую сделку, по сути обратную первой.

Контракт по первой позиции (открывающий) и второй позиции (закрывающей) должен быть на один и тот же товар, и в том же количестве, и в тот же месяц поставки.

Хотя объем операций хеджирования неуклонно растет и они продолжают составлять экономическую основу фьючерсной биржевой торговли, в последние годы более высокими темпами увеличивается объем спекулятивных сделок. Спекулятивные операции совершаются на бирже с целью получения прибыли от купли-продажи биржевых контрактов в результате разницы между ценой биржевого контракта в день заключения и ценой в день его исполнения при благоприятном для одной из сторон (продавца и покупателя) изменении цен. Спекулятивные сделки составляют важную часть биржевого оборота.

В зависимости от характера биржевых сделок спекуляцию подразделяют на следующие виды:

  • - спекуляция на повышение цен - скупка биржевых контрактов для последующей перепродажи;
  • - спекуляция на понижение цен - продажа биржевых контрактов с целью их последующего откупа;
  • - спекуляция на соотношении цен на рынках одного и того же или взаимозаменяемых товаров или цен на товары с различными сроками поставки.

В последние время большое распространение получила также спекуляция опционами (сделки с премией), которая является особой формой биржевых сделок с ограниченным риском. Она широко используется и для хеджирования.

Формирование цены на бирже или как рождаются тренды

Всем известно, что движение цен на бирже состоит из взлетов и падений, из которых в свою очередь формируются тренды. В данной статье пошагово описывается одна из теорий образования биржевых трендов.  

 

 

Положительные ожидания, относительно будущей стоимости актива заставляют самых смелых участников торгов начать его скупку. В начале зарождения тренда еще нет никаких сигналов технического анализа для покупки, есть только информация – инсайд или та, что появляется в СМИ. В итоге крупные игроки осуществляют скупку одними из первых, они формируют первый импульс для будущего тренда. До первого ценового импульса никакой статистической информации еще нет, сам импульс формирует статистическую информацию. 

 

Все методы технического анализа основаны на анализе статистических данных. В комментарии к рисунку 1 сказано, что первый импульс цены на бирже формируют либо инсайдеры, либо те торговцы, к которым информация попадает быстрее всего. Импульс дает сигнал множеству трейдеров, ведь большинство из них используют различные индикаторы и торгуют на графиках разных интервалов. Таким образом, чем больше биржевых игроков видят импульс, тем больше желание купить анализируемый актив, поскольку различные торговые системы начинают выдавать сигналы к покупке. Биржевой пузырь начинает надуваться.  

  

Можно с уверенностью сказать, что восходящий тренд будет развиваться до тех пор, пока все участники торгов не овладеют информацией о будущем данного актива.  По мере роста цены на бирже в рынок входит все больше и больше торговцев и в итоге формируется новый экстремум. 

 

 

Как говорят на Уолл Стрит «Деревья не растут до небес». Рост не может продолжаться вечно потому, что прибыли игроков, успевших приобрести актив самыми первыми, становятся настолько значимыми, что дальнейшее нахождение в рынке вызывает страх связанный с риском потери прибыли. В итоге те, кто первыми покупал акции и уже достаточно заработал, вынуждены в страхе продавать свои активы, чтобы зафиксировать прибыль 

 

И снова обратимся к поговоркам с Уолл Стрит : Когда таксисты начинают покупать акции, их нужно продавать! Не в обиду таксистам, но поговорка таит в себе огромный смысл. Поскольку рост продолжается до тех пор, пока среди участников торгов распространяется информация о том, что с активом все будет хорошо и его нужно купить, таксисты в своей массе явно считаются людьми имеющим самое малое отношение к рынку ценных бумаг. Так вот, желание масс людей имеющих слабое отношение к фондовому рынку приобрести акции говорит о том, что позитивная новость уже практически полностью воспринята игроками – о новости узнали все и все отреагировали на нее. Драйвера роста у бумаги уже нет, все кому было необходимо, уже купили акции и теперь боятся потерять прибыль, а «таксисты» явно все это время были не в «теме» и вот наконец узнали что акции сейчас являются хорошим вложением.  

Информация о работе Хеджирование рисков