Анализ среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:35, реферат

Описание работы

Любая организация существует и функционирует во взаимосвязи с множеством факторов. Эти факторы по-разному воздействуют на организацию и оказывают очень существенное влияние на возможности организации, ее перспективы и стратегию. Совокупность факторов взаимодействия рассматривается в менеджменте как среда организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ВНЕШНЯЯ СРЕДА…………………………………………………………...4
1.1 Макроокружение…………………………………………………………….4
1.2 Непосредственное окружение………………………………………………8
2. SWOT – АНАЛИЗ…………………………………………………………….12
3. SNW – АНАЛИЗ…............................................................................................18
4. STEP И PEST – АНАЛИЗ…………………………………………………….19
5. ПРОФИЛЬ СРЕДЫ……………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………23

Файлы: 1 файл

Анализ среды.docx

— 65.24 Кб (Скачать файл)
  • определены основные направления развития предприятия
  • сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.

Итоговые  показатели SWOT-анализа используются в стратегическом и тактическом  планировании деятельности предприятия. [3]

 

3. SNW – АНАЛИЗ

SNW –  анализ – это усовершенствованный  SWOT-анализ.

Strength (сильная  сторона), Neutral (нейтральная сторона), Weakness (слабая сторона).

В отличие  от анализа слабых и сильных сторон по матрице SWOT-анализ, SNW – анализ так  же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной  стороны является, то что «зачастую  для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным  состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих  конкурентов по всем кроме одной  ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S» [1].

Для составления SNW – анализа  также заполняется  табличная форма, которой предшествуют все этапы подготовки, перечисленные выше в методике SWOT-анализа (смотрите Таблицу 4).

 Таблица 4 - Матрица SNW – анализа

Наименование стратегической позиции

Качественная оценка позиции

 

Сильная (S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

Стратегия организации

     

Бизнес-стратегии 

     

Орг. структура

     

Финансы

     

Продукт как конкурентоспособность

     

Структура затрат

     

Дистрибуция как система реализации продукции 

     

Информационная технология

     

Инновации как способ к реализации на рынке продуктов

     

Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации)

     

 

 

4. STEP И PEST – АНАЛИЗ

Часто для  анализа макросреды  используется методика STEP-анализа. Термин «STEP» означает анализ макросреды, основывающийся на изучении социальных, технологических, экономических и политических факторов.

Существует два основных варианта STEP-  и   PEST – анализа. Вариант STEP-анализа используется для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты – учет социальных и технологических факторов. Для анализа макросреды в тех странах, где экономика слабо развита и находится в переходном периоде, применяют форму  PEST – анализа, где на первом месте факторы политики и экономики. При выборе первого или второго варианта критерием выступает приоритетность учета тех или иных групп факторов макросреды с точки зрения силы возможного воздействия и стабильности факторов для мониторинга.

Таким образом, PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления: политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society), технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Важным  при проведении PEST – анализа является требование системности стратегического  анализ каждой из четырех указанных  компонент, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны.

Данный  вид анализа может проводиться  с использованием различных форматов, часто это два варианта: простая четырехпольная матрица, внешний вид которой приводится ниже в Таблице 5 и табличная форма STEP-анализа Таблица 6. [1] Каждый из этих вариантов имеет преимущества и недостатки. Выбор способы проведения анализа зависит от целей анализа, степени готовности экспертов и целого ряда других факторов.

 

Таблица 5 - Четырехпольная матрица PEST – анализа

Политические факторы

Экономические факторы

1.

1.

2.

2.

Социальные факторы

Технологические факторы

1.

1.

2.

2.


 

Таблица 6 - Табличная форма для проведения STEP-анализа

Группы факторов

События/факторы

Опасность/ возможность

Вероятность события или проявления фактора

Важность фактора или события

Влияние на компанию

Программа действий

Политические

1.

2.

         

Экономические

1.

2.

         

Социальные

1.

2.

         

Технологические

1.

2.

         

 

Методика  STEP-анализа, как и все прочие перечисленные здесь методики анализа макросреды, дает наибольший результат, если анализ проводится регулярно с использованием одинакового формата. В этом случае фиксируют показатели динамики факторов и их влияние на предприятие. В итоге можно получить так называемую модель реакции конкретного предприятия на совокупность факторов макросреды. Это не что иное, как своего рода модель опыта, которая может позволить повысить качество принятия всех видов рыночных решений предприятия.

5. ПРОФИЛЬ СРЕДЫ

Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

Метод составления профиля среды  заключается в следующем. В таблицу  профиля среды (см. таблицу 7) выписываются отдельные факторы среды.  Каждому из факторов экспертным образом дается:

  • оценка его важности для отрасли по шкале: 3 — сильное значение, 2 — умеренное значение, 1 — слабое значение;
  • оценка его влияния на организацию по шкале: 3 — сильное влияние, 2 — умеренное влияние, 1 — слабое влияние, 0 — отсутствие влияния;
  • оценка направленности влияния по шкале:+1 — позитивная направленность, —1 — негативная направленность.

Таблица 7 – Профиль среды

Факторы среды

Важность для отрасли А

Влияние на организацию В

Направленность влияния С

Степень важности

D = A*b*c

1.

 

       

2.

       

       

Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют  относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания, а какие факторы заслуживают  меньшего внимания.[2]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели наиболее важные методы, применяемые для анализа внешней среды. Метод SWOT является широко признанным подходом позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Более усовершенствованный SNW метод, наряду со слабой и сильной стороной добавлена нейтральная. Анализы STEP и PEST предназначены для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды для стран с разным развитием систем. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

Как видно  из выше сказанного, анализ среды — очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывет в окружении, как лодка, не имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее.

Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гайдаенко, Т. А. Маркетинговое управление. Полный курс МБА. Принципы управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайдаенко. – М.: Эксмо, 2005. – 480с.
  2. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов.- изд.3-е.- М.: Гардарики, 2003.-528с.
  3. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури.- пер. с англ. – М.: Дело, 1999.-800с.
  4. http://www.cfin.ru/press/management/2002-3/09.shtm
  5. http://surin.marketolog.biz/pest.htm
  6. http://bigc.ru/ 17.15. 24.02.2011.
  7.   http://www.marketopedia.ru/research/

 

 

 


Информация о работе Анализ среды предприятия