Анализ распределения и использования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:00, дипломная работа

Описание работы

Объектом нашего исследования является процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: русская народная сказка, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста. Объект и предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1) Изучить теоретические основы использования сказки в формировании речи детей младшего дошкольного возраста;
2) выявить особенности развития речи на основе сказки;
3) разработать и апробировать систему занятий с использованием русской народной сказки в развитии речи младшего дошкольного возраста;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………… 6
1.1. ЗАДАЧА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА…………………………….………………………… 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………. 10
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СКАЗОК ………………..…………………17
2.1. МЕТОДИКА РАССКАЗЫВАНИЯ СКАЗОК ……………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.91 Кб (Скачать файл)

Воспитатель рассказывает детям  сказку, а они составляют. Дети сначала кладут репку, затем полоску - деда, полоску - бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.

Воспитатель: Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя  полоски разного размера. Кто  расскажет сказку по выполненным  полоскам? (Выбираем желающего). Артем  будет рассказывать, а все ребята следят по своим полоскам и помогают. (Один ребенок рассказывает сказку).

Воспитатель: Хорошо, сказка получилась интересная. (Физминутка).

Отодвиньте все полоски  на край стола. Мы не открыли посылку. Посмотрим, что в ней?

4. Вместе с детьми берем  посылку и располагаемся на  ковре. Открываем и вынимаем  книгу «Лиса, заяц и петух»  и настольный театр.

Воспитатель: Еще одну сказку прислал кот Леопольд. Называется она? (Ответы детей). И еще настольный театр. Рассказываем сказку и расставляем  героев сказки.

Воспитатель: Дети, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет). Какая  лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т.д.)

А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка).

Почему не помогли зайчику  волк и медведь? (Они струсили и  убежали).

Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок - он смелый, храбрый).

Воспитатель: Интересная сказка? (Да).

Кто назовет присказку  к этой сказке?

(Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела - это  еще не сказка - присказка, сказка вся  впереди!)

Подвижная игра «Лиса и  зайцы».

5. Воспитатель: Садитесь дети за столы и возьмите конверт, на котором нарисован круг. Выньте все, что есть в конверте. (Выполняют задание).

Какие геометрические фигуры? (Круги). Чем они похожи? Чем отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).

Эту сказку будем составлять по цвету. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Для зайца - белый, почему? Лиса - какой круг, почему? Волк - какой круг, почему? Медведь - какой круг, почему? И петушок - какой круг, почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного). Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного цвета, какого? Почему? (Избушка лисы - ледяная (голубая), зайца - лубяная (коричневая, из бревен) и есть еще кустик).

6. Воспитатель: А теперь  слушаем сказку и составляем.

Рассказывает сказку, а  дети составляют, используя двигательный вид моделирования.

Воспитатель: Молодцы дети, правильно справились с заданием. А теперь давайте сами по очереди  расскажем и покажем эту сказку. Хорошо ребята, я вижу, что вы все  справились с заданием. Надо отослать ответ коту Леопольду о том, какие  наши любимые сказки и как мы их рассказываем и составляем. 7. Дети переходят  к столам, на которых находятся: бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры и  рисуют кто чем хочет ( по желанию).

По сказкам:

«Теремок»

и «Курочка Ряба».

Цель: Обучение детей рассказыванию  методом моделирования сказок.

Задачи: 1) Учить детей  самостоятельно пересказывать и  понимать сказки на основе построения наглядной модели (сериационный ряд и двигательное моделирование), сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.

2) Развивать у детей  мышление и воображение, эмоциональную  отзывчивость, память при отборе  условных заместителей персонажей  сказки, подбирать их по величине, форме, цвету.

3) Уметь строить полные  и выразительные ответы на  вопросы по содержанию сказки.

4) Воспитывать умение  отличать сказочные ситуации  от реальных.

Первый используемый вид  модели - сериационный ряд (сказка «Теремок»).

Второй вид - двигательное моделирование (сказка «Курочка Ряба»).

Материал и оборудование: Книги - сказки: «Теремок» и «Курочка Ряба», кукольный театр к сказке «Теремок», ширма, шапочки-маски для  драматизации сказки «Курочка Ряба», фланелеграф с крупными фигурками - заместителями персонажей двух сказок.

У детей: конверты с более  мелкими фигурками - заместителями  к этим сказкам.

Приемы и методы: Показ кукольного театра - сказки «Теремок», драматизация сказки «Курочка - Ряба», беседа с детьми, игровые упражнения - присказки к сказке, подвижная игра «Замри».

Ход занятия:

1. Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста сказку, которую я вам сейчас покажу (дети смотрят кукольный театр сказки «Теремок») и скажите мне, знакома она вам или нет? (Да, знакома!, называют сказку). Да, действительно, вы все знаете эту сказку «Теремок». Нравится она вам? (Да!) Назовите мне персонажей этой сказки? (Дети перечисляют, всего 8 и еще домик - «Теремок»).

Давайте дадим характеристику каждому персонажу, обратите внимание, что каждый герой автором уже  немного охарактеризован (муха - горюха, комар - пискун и т.д.).

Воспитатель: Кто из вас  вспомнит и назовет присказку  к этой сказке?

( По синю морю корабль  бежит.

Серый волк на носу стоит,

А медведь паруса крепит.

Заюшка кораблик за веревку ведет,

Лисичка из-за кустика хитро  глядит:

Как бы зайку украсть,

Как бы веревку сорвать… -

это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.)

2. Воспитатель: Подойдите пожалуйста к столам и возьмите конверты, в которых лежат фигурки - заместители. (Дети подходит к своим столам, берут конверт, достают фигурки - заместители). Давайте посмотрим, какие они? (Размещают их на фланелеграфе).

Какой формы, размера, цвета? (Квадраты разного цвета и размера).

Еще есть теремок. Какого он цвета? (Желтого).

Воспитатель: Приготовьтесь. Будем составлять и рассказывать сказку «Теремок». (Дети по очереди рассказывают и составляют сказку).

Как вы думаете, с какого квадрата мы начнем, какой возьмем  потом и т.д. (От самого маленького до самого большого).

Когда дети закончили рассказывать и составлять сказку, спрашивает, понравилось  ли им так работать со сказкой? Почему? (Необычно, интересно).

3. Воспитатель: А сейчас, уберите свои фигурки в конверты  и приготовьтесь смотреть и  слушать еще одну сказку.

Дети драматизируют сказку «Курочка - Ряба».

Знакома вам эта сказка? (Да!)

Назовите мне персонажей сказки. (Дети перечисляют: дед, баба, курочка - Ряба, мышка, яичко).

Сколько их? ( 5 ).

Какие они?

4. Воспитатель: Давайте  пройдем к своим столам и  достанем из конвертов фигурки  - заместители персонажей этой  сказки. Подумайте и покажите  мне, какая фигурка - заместитель  кого будет означать? (Дети достают  из конвертов фигурки - заместители  и называют, кто кого будет  означать).

Здесь есть геометрические фигурки, какой формы, какого цвета? (Дети: зеленый квадрат - дед, оранжевый прямоугольник - баба, фиолетовый треугольник - курочка, серый кружок - мышка, белый и желтый овалы - яйцо. Уточнить ответы детей).

Воспитатель: Начинаем рассказывать и показывать сказку. Будьте внимательны, т.к. будем рассказывать по очереди. (Спрашивает детей рассказать и показать сказку. Дети рассказывают сказку с помощью условных заместителей).

Молодцы! Я вижу, что вы все правильно справились с заданием.

Понравилось оно вам? Почему? (Ответы детей).

5. Воспитатель: Вот и  нашим сказкам конец, кто нас  слушал - молодец! А еще какие концовки знаете? ( Дети называют по желанию: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают», «И я там был, мед, пиво пил. По усам текло, в рот капли не попало»).

     Таким образом, работа со сказкой сказки предполагает восприятие сказки, проживание и переработку ее нравственного урока, включение творческого воображения ребенка по разрешению проблемной ситуации сказки и раскрытию предложенной педагогом темы в сказочной форме.[12]

     Восприятие  сказки и предпочтение определенных  героев и сказочных сюжетов  связано с возрастными особенностями  младшего школьника. Ребенок младшего  дошкольного возраста идентифицирует себя с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Интересны для ребенка становятся волшебные сказки с богатым сюжетным содержанием. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

     Основной принцип  подбора сказок – это направленность  проблемной ситуации, характерной  для данного возраста, нравственный  урок, который дает сказка, доступный  для осмысления детям младшего  дошкольного возраста.

Работа с народными  и авторскими сказками может проводиться  с использованием разнообразных  стратегий и организационных  форм. Кроме занятий, это могут  быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

 Используя методы моделирования сказки, мы пришли к выводу, что детям это интересно. Занятия проходят в более живой форме, дети выполняют игровые упражнения, драматизируют, принимают участие в настольных и подвижных играх.  А самое главное, что дети хотят рассказывать сказки, активны, внимательны друг к другу. 

       Моим  подопечным очень нравится  придумывать  сказку по предложенному сюжету.  Выбор темы сказки и ее сюжета  является важным методическим  моментом обучения творческому  рассказыванию.  Сюжет должен  вызвать у детей желание придумывать  сказку с композиционным построением  с включением в неё элементарных  описаний, предлагаемый сюжет должен  учитывать уровень речевого развития  детей, соответствовать имеющемуся  у них опыту. Эта работа служит  углублению интереса к речевой  деятельности, активизирует мышление, воображение, затрагивает нравственные  и эстетические чувства, создаёт  возможность влияния художественного  образа на развитие словесного  творчества детей.                                                                                              Другим видом работы над сочинением  сказки является драматизация, инсценировка. В процессе инсценировки сказки  с использованием кукол, элементов  костюмов активизируется словарь  детей по определённой теме, развивается  творческая фантазия детей, развивается  просодическая сторона речи, раскрепощается  личность ребёнка. Детям нравится  сочинять свои сказки, самое          главное для нас в этом творческом задании является научить ребёнка входить в образ.

Работа велась также и  над эмоциями. На занятиях мы проводим психогимнастику – например: покажите злого волка, весёлую Красную Шапочку, печальную Алёнушку. После таких занятий родители отметили у своих детей умение различать эмоции других людей, их эмоциональное состояние, что позволяло детям реагировать и на содержание сказок и выражать адекватное отношение как к героям сказок, так и к близким людям. Застенчивые и боязливые дети в процессе занятий приобрели чувства сорадования и сострадания, что было отмечено в передачи ими интонаций, мимики и жестов.   Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова». Ребёнок связывает слово с действием, образом. Процесс драматизации позволяет закрепить внешние проявления, а через рисунок закрепить эмоциональное отношение к качествам героев, оценить их поведение, благодаря чему родители отметили исчезновение агрессивности,

проявление благодарности  и послушания. Занятия позволили  обеспечить социальную адаптацию дошкольников путём введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя  малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты. Также были расширены  представления детей об окружающем мире по средством введения их в литературную и музыкальную культуру, что заметно содействовало эмоциональному развитию детей, обогащению словаря, развитию образной связной речи.[11]

Наблюдая, как мои дети быстро развиваются, овладевают знаниями и умениями, я убедилась, что необходимо продолжать работу в данном направлении. К концу года дети научились давать полные и выразительные ответы по содержанию прочитанной сказки, у  детей улучшились мышление, воображение, память. Научились создавать воображаемые образы, использовать заместители при  пересказе сказки или отдельных  эпизодов. Научились самостоятельно придумывать текст сказки, эмоционально выражать мимикой настроение сказочных героев, описывать их внешний вид и характерные признаки. Дети могут задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответ, логично, последовательно рассказать о факте из жизни. Результаты диагностики показали, что у детей хороший уровень развития. Мои подопечные стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные, пословицы, поговорки, фразеологизмы.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Художественная литература и народный фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей..

Информация о работе Анализ распределения и использования прибыли