Анализ распределения и использования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:00, дипломная работа

Описание работы

Объектом нашего исследования является процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: русская народная сказка, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста. Объект и предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1) Изучить теоретические основы использования сказки в формировании речи детей младшего дошкольного возраста;
2) выявить особенности развития речи на основе сказки;
3) разработать и апробировать систему занятий с использованием русской народной сказки в развитии речи младшего дошкольного возраста;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………… 6
1.1. ЗАДАЧА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА…………………………….………………………… 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………. 10
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СКАЗОК ………………..…………………17
2.1. МЕТОДИКА РАССКАЗЫВАНИЯ СКАЗОК ……………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.91 Кб (Скачать файл)

Изменяется направленность интересов ребенка. Это изменение  очень заметно, ведь если раньше малыш  интересовался миром предметов, то в этом возрасте все его сознание направлено на познание мира людей. Малыш  начинает знакомиться и изучать  сверстников, взрослых людей, их повадки  и отношения, их деятельность. Ребенок  начинает наблюдать за людьми, воспринимать и подражать им. То есть, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется познанием социальной действительности.

     В зависимости от этих изменений происходящих в сознании ребенка, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется появлением такого типа его ведущей деятельности, как ролевая игра. В ней находит свое отражение смысл человеческих отношений, то есть его коммуникативное поведение усложняется, развивается социальное восприятие, возникает образное мышление, а также воображение.

Малыш тянется к сверстникам, учится знакомиться и играть, смущается, проявляет радость, интерес, иногда жадничает. А значит, развитие детей  младшего дошкольного возраста приводит малыша к тому, что у него появляется желание действовать не только самостоятельно и независимо, но и в коллективе, вместе со сверстниками. Игра «рядом», когда дети играли каждый в свою игру, но находились рядом, заменяется на игру «вместе». Этому свидетельствуют и игры, в которые малыш начинает играть с другими детишками. И если в начале младшего дошкольного возраста его отношения это лишь предметно-игровые действия, имеющие непродолжительный характер, то со временем эти взаимоотношения переходят в полноценные игры.

Речевое развитие детей младшего дошкольного развития характеризуется  его высокой активностью. Малыш  постоянно разговаривает,  между  ребенком и родителем, а также  между ребенком и сверстниками появляются диалоги. Чаще это вопросы, побуждения к чему-либо или сообщения о  себе или о чем-либо. Тут на первое место выходит познавательная функция, ведь малыш постоянно задает вопросы  и развивается, получая на них  ответы. Главной отличительно особенностью становится то, что малыш начинает говорить, действуя при этом, то есть речь становится частью действия.[20]

Запоминание у детей младшего дошкольного возраста непроизвольное. Память скорее образная, у ребенка доминирует узнавание над запоминанием. Малыш не может еще довольно продолжительно удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Наблюдается быстрая смена деятельности, ребенок быстро переключается с одного предмета на другой. Фон настроения неустойчивый, зависит от физического благополучия и комфорта. Ребенку свойственны резкие перепады настроения. Здоровому в эмоциональном плане малышу присуща жизнерадостность и оптимизм.

Нельзя не сказать и  об изменениях в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста. Тут также происходят существенные изменения, связанные с тем, что  у малышей совершенствуется предметное восприятие. Ребенок учится анализировать, осознавать то, что он делает и учится действовать продуктивно. У ребенка  в это время активно проходит сенсорное развитие, он уже знает  о формах, положении и размерах предметов, что взрослые могут заметить по рисункам ребенка, в которых появляется формообразование, по тому, что малыш  начинает на новом уровне решать мыслительные задачи. Малыш начинает экспериментировать, совершенствуются его орудийные  действия. А самое главное, чем  характеризуется развитие детей  младшего дошкольного возраста, это  то, что малыш начинает мыслить, в  его мозге возникают уже довольно сложные причинно-следственные взаимосвязи. То есть он начинает понимать, что он делает и зачем ему это нужно.

Темпы освоения ребенком как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При всем этом процесс достаточно растянут во времени, вследствие непрочности приобретаемых умений, индивидуальных темпов и путей овладения родным языком. Проиллюстрируем это примерами.

На ранних этапах, да и  в дальнейшем, развитие речи осуществляется в значительной мере благодаря речевому подражанию. Но у одних детей освоение на его основе лепета, первых слов, рост словаря совершается равномерно, поступательно. У других – процесс  накопления слуховых образов слов совершается  скрыто. Тогда словарь растет скачкообразно.

Рассмотрим динамику освоения разных сторон речи.[13]

Звукопроизношение. Речевой  слух ребенка достигает известного совершенства уже в раннем возрасте. К полутора годам дети правильно  воспроизводят числе слогов в двусложных словах, а к двум – в 75% случаев в слове из трех все три слога. Сравнительно легко дети воспринимают ритм слова, ударение, интонационную окраску (радость, недовольство, страх). Сходно произносимые звуки ребенок к концу второго года усваивает сразу группами. На третьем году, слыша образец, пытается исправить свое произношение. В это же время, не умея еще произносить правильно какой-нибудь звук, ребенок улавливает ошибочное его произнесение другими. К трем годам дети неплохо различают сходнозвучащие слова: «сосулька – Сашулька», «баран – барабан», «шар – шарф, шкаф».

Однако о полном совершенстве речевого слуха говорить еще рано, так как в жизни ребенок  слышит преимущественно фразы, связную  речь, а воспринять ее на слух сложнее, чем отдельные слова. Напомним, что  даже взрослые лучше всего удавливают фразы, состоящие не более, чем из 10 слогов. Тогда при их устном и письменном воспроизведении не бывает пропусков и смысловых ошибок. Слова, занимающие среднее положение в фразе, распознаются хуже, чем начальные и конечные. Поэтому важно, чтобы дети хорошо слышали новое слово или отрабатываемые звуки.

     Особенности произношения детей на третьем и четвертом году жизни во многом общие. А.Н.Гвоздев характеризует это время как период усвоения звуков, когда наряду с правильным произношением наблюдаются пропуски, замены, уподобление звуков, смягчение их.

Известно, что трудными для  произношения являются свистящие, шипящие  и сонорные звуки (р, л). Начинают их осваивать дети на третьем году, а на четвертом их произношение в словах существенно (с 38 до 80%) улучшается, если ребенок повторяет за воспитателем правильный образец слова. Вместе с тем и в этот период произношение звуков неустойчиво; дети редко (1/3 часть случаев) произносят их правильно сами, когда не слышат образец: нередко бывает, что произнося чисто но-вый звук, дети ошибаются в произношении тех, которые освоили ранее.

В младшем дошкольном возрасте правильное произношение легко нарушается при ослаблении педагогической работы, при перегрузке групп, в шумной обстановке, в период заболевания детей. Чисто говорящие дети, попав в общество сверстников или малышей, имеющих дефекты произношения, начинают искажать слова. Дефекты произношения до пяти лет обычно считают допустимыми, физиологическими, т.е. связанными с незавершенностью строения и функций речевого аппарата, дыхания, и т.д. [8]

В три года речь становится средством общения между сверстниками. Однако изучение того, как реагирует  младший дошкольник (2-4 года) на незнакомого  человека: стремится установить контакт? выжидает? не отвечает на общение? –  выявили следующее (данные А.Г. Рузской). Если незнакомый взрослый не обращается к ребенку или выражает свое расположение лишь мимикой и улыбкой, то лишь 2% детей пытаются войти с ним  в контакт. Правда, на активное обращение  откликается уже каждый восьмой  ребенок этого возраста.

Конечно, дети робеют, но главное  они не имеют опыта взаимодействия с разными людьми; у них недостаточно развиты мотивы общения и средства для осуществления этой деятельности.

То же можно сказать  и о взаимообщении детей. Период его «взлета» (в смысла разнообразия мотивов общения и языковых средств) – пятый год жизни. В младшем дошкольном возрасте наблюдается известный спад: однообразие мотивов общения и простота их языкового выражения, что более подробно будет разобрано в ходе дальнейшего изложения.

Обогащается лексика и  формы ее использования. Если в процессе наблюдения и рассматривания картин обращать внимание детей на красоту  явлений природы, уже в 4-6 лет они  начинают осваивать соответствующий  словарь и способы характеристики. Хотя пока они в основном говорят  о цвете и размере объектов, третья часть даваемых ими определений, развернутые, т.е. с перечислением 2-3 признаков, элементами сравнения, объяснения: «Снег белый и немножко голубой», «Блестит, как золотой». На пятом  году несколько меняется и морфологический  состав высказываний за счет более  частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует распространению простых предложений и превращению их в сложные.

В процессе обучения детей  рассказыванию у них формируются  многие элементы связной речи.[9]

     Так, размеры детских рассказов (один из элементов признака информативности) таковы же, как в старшей и подготовительное группах и даже у школьников начальных классов (в среднем 25-45 слов). Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например, завершенность темы, интеграция между частями рассказа и другие. Так, в пятой части случаев у наблюдаемых нами воспитанников средних групп можно было заметить попытки самостоятельно выделить в картине части и высказаться в 2-3 предложениях по каждой. Хотя в целом это пока лишь отдельные проявления того или другого признака связной речи.

Начиная с пятого года жизни, можно наблюдать дифференцированное, в зависимости от ситуации и темы высказывания, использование языковых средств. Так, высказываясь о явлениях природы, дети в 3-7 раз чаще, чем при  описании явлений общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных явлений общественной жизни  активизируется в 2-2,5 раза употребление глаголов. В высказываниях о природе  их мало (11-16%).

     Также дифференцированно  дети используют грамматический  строй речи. Наиболее благоприятна  для включения в высказывания  сложных предложений ситуация, где  надо партнеру по игре или  взрослому что-то разъяснить, убедить  его, доказать. Большое число сложных  предложений встречается в рассказах  детей по сюжетной картине  (17-20%). Немаловажное значение имеет  и методика обучения.

Возросшая на пятом году активность и самостоятельность  в деятельности облегчает детям  освоение функций речи: общение со взрослыми и друг с другом, умения понятно выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. Ребенок произносит в среднем 180-210 слов в течение 30 минут игры. У детей большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают – 40% от общего числа поводов возникновения высказываний. В этих ситуациях дети произносят так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку. Морфологический строй высказывания (в смысле частоты использования глаголов, прилагательных, наречий) при этом не хуже, чем на занятиях.

До четырех лет у  детей, как описывалось выше, наблюдаются  случаи индукционных отношений между  речью и игровыми действиями. Ребенок  легко комментирует то, что видит, говорит о том, что собирается сделать или уже сделал, но молчит во время выполнения собственных  действий. На пятом году желание  и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается.

     Таким образом, речевую практику детей не только во время занятий, но и разных видов деятельности можно с успехом использовать для закрепления речевых навыков и совершенствования мышления.[8]

У детей, начиная с 3,5 лет, постепенно создается речевая основа для формирования дружеских взаимоотношений, усвоения правил поведения. Но для этого  необходимо знать особенности проявления общения и пути его совершенствования.

     Нравственный  словарь разнообразится именно  за счет глаголов и существительных.  Употребляемые наречия и прилагательные  довольно однообразны. Они характеризуют  выполнение правил и оценивают  поведение (правильно-неправильно, плохо-хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4-5 лет становятся регулятором поведения детей.

 

 

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СКАЗОК

2.1. МЕТОДИКА РАССКАЗЫВАНИЯ  СКАЗОК   

   Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

     Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.[16]

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой  действует самостоятельно, полагаясь  на свои силы.

Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается  способным преодолеть самые невероятные  препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

Русские народные сказки, вводя  детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к  людям, показывают высокие чувства  и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».[16]

Информация о работе Анализ распределения и использования прибыли