Анализ распределения и использования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:00, дипломная работа

Описание работы

Объектом нашего исследования является процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: русская народная сказка, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста. Объект и предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1) Изучить теоретические основы использования сказки в формировании речи детей младшего дошкольного возраста;
2) выявить особенности развития речи на основе сказки;
3) разработать и апробировать систему занятий с использованием русской народной сказки в развитии речи младшего дошкольного возраста;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………… 6
1.1. ЗАДАЧА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА…………………………….………………………… 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………. 10
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СКАЗОК ………………..…………………17
2.1. МЕТОДИКА РАССКАЗЫВАНИЯ СКАЗОК ……………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.91 Кб (Скачать файл)

В действиях и поступках  сказочных героев противопоставляется  трудолюбие – ленивости, добро –  злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует  добро, облегченно вздыхают, когда герои  преодолевают трудности и наступает  счастливая развязка.

Е.А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

Искусством рассказывания  сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие  жанра сказки.[17]

Сказки динамичны и  в то же время напевны. Быстрота развертывания  событий в них великолепно  сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны, сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.

Сказка учит смелости, доброте  и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести.

Сказка развивает эстетическое чувство. Для нее характерно раскрытие  прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.[17]

Образовательная программа  интегрирует знания о народах  мира, особенностях их коммуникаций, способствует формированию положительных установок  по отношению к ним, осмыслению содержания сказок народов мира средствами театрализованной игры, изобразительного искусства и  литературного творчества.

Дети знакомятся с общим  и особенным в разных культурах, выделяют ведущие признаки этноса: название, язык, этническая территория, антропологический тип (внешность), выделяют общечеловеческие ценности, а также рассматривают примеры  взаимовлияния культур.

Полученные знания, умения и навыки ребёнок закрепляет через  различные виды деятельности: изобразительную, литературное творчество, театрализованную игру. Некоторые занятия строятся в форме ситуационного моделирования. Дети погружаются в учебный материал, представляют себя участниками событий. Значительное внимание уделяется взаимоотношениям человека и природы. Древние традиции в материальной и духовной культуре народов рассматриваются как  приспособление людей к природно-климатическим  условиям их родного края.

Восприятие сказки — сложный  процесс активного воссоздания  образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребенка, определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка.

Первоначально иллюстрация, рисунок ребенка к сказке, служит опорой, через которую он передает собственное творческое завершение сказки, изначально заданной педагогом.[19]

На следующем этапе, такой  опорой служат разнообразные предметы из «волшебного сундучка», которые  включаются в контекст сказочной ситуации при коллективном сочинении сказки. На этом этапе педагог предлагает лишь начало сказки, помогая завершить ее при затруднении детей. В усложненной форме воспитатель предлагает тему, которою раскрывают дети при коллективном сочинении сказки или в индивидуальной работе, совмещая с процессом создания иллюстрации к собственной сказке.

     Продемонстрируем особенности работы со сказкой на примере урока по первичному восприятию "Путешествие в сказку".

Во-первых, перед началом  занятия с помощью музыки создается  эмоциональный фон; выбирается место  занятия; выносится необычный предмет.

Цель - создать комфорт  и заинтересованность.

Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.

Конечно, на первых порах  сложно, глядя только на предметы, что-либо интересное сочинить. Но давайте поможем  ребятам в этом сложном деле. Итак, «Чашка с молоком». Если нужен рассказ, то можно подвести детей к мысли  о больной девочке или голодном котенке. Но ведь речь идет о сказке. И тогда мы делаем чашку волшебной. И молоко тоже волшебное. Белое, вкусное, сладкое - если попадает к добрым людям. Горькое и черное у Бабы-Яги. Дошкольники, без сомнения, заряжаются нашей энергией, нашей выдумкой…

Еще более сложная работа предстоит детям, когда им предлагаются только схемы, не напоминающие ни одну из сказок.

   Да, перед детьми только схемы (нужно предлагать сразу только одну из них). Как же сочинять сказку, глядя только на линию или на пунктиры? Очень трудно. Поэтому вначале мы решаем с ребятами такой вопрос: «На что похожа… (волнистая линия)?» Вместе с детьми приходим к выводу, что эта линия может быть похожа на дорогу, змею, ленточку… И тогда мы подсказываем детям: «А может, это про ежика, который катился по такой же волнистой дорожке, а затем ему показалось, что он катится вниз по чему-то очень мягкому. И это оказалась змея, которая проснулась от уколов иголок ежика. И тогда…»

    Вот так, в каждом конкретном случае, мы помогаем детям сочинять сказки по схематической модели.

Продолжая моделирование  сказок, мы обучаем дошкольников прятать  знакомых сказочных героев в обычные  геометрические фигуры.

Так мы показываем три одинаковых (по величине и цвету) кружка:

- значит, надо полагать, эти  кружки означают сказку «Три  поросенка»;

или три одинаковых по цвету, но разных по величине кружка:

- естественно, они говорят  о сказке «Три медведя»;

или семь одинаковых треугольников: это может быть сказка «Волк и  семеро козлят».

может быть, дети вспомнят сказку «Гуси-лебеди».

- а это может быть  сказка «Репка».

     Или мы можем просто показать детям две палочки различной высоты и спросить, кто это может быть? Мама и дочка, волк и заяц, медведь и лиса. А ваши варианты?[12]

Рассказывание русской народной сказки

«Заюшкина избушка» ( с использованием моделирования )

     Цель – учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, оценивать персонажей, учить интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании.

Игрушки: зайчик, лиса, медведь, волк, петушок; книга с красочными

иллюстрациями; листы бумаги с заготовками (2 листа – квадраты, 5 – окружности).

Ход: Посмотрите, сколько  у меня игрушек. Кто это? (Зайчик, лиса, медведь.) Как можно назвать  этих животных по-другому? (Зайка, заинька, лисонька, мишенька...) Как их называют в сказках? (Зайчик-попрыгайчик, заинька, зайчонок, заюшка; лиса, лисичка, лисонька, Лиса Патрикеевна, лиса-плутовка, лисичка-сестричка; петух, петушок, Петенька, петушок – золотой гребешок...)

– Вы знаете уже много  сказок. В каких сказках вам  встречались лиса, заяц, петух, медведь? («Колобок», «Теремок», «Кот, петух и  лиса».) Послушайте еще одну историю, которая случилась с этими  героями. (Воспитатель выразительно рассказывает сказку, проводит беседу, используя иллюстрации в книге.) Где жили лисичка и зайчик? Что  с ними

случилось? Кто хотел помочь зайчику? Как лиса всех пугала? (Интонационное  упражнение: произнесение слов лисы.)

Расскажите, как петушок  сумел выгнать лису из домика зайчика. Скажите, как петушок грозил лисе. (Интонационное упражнение.) Давайте  нарисуем сказку. Возьмите листочки бумаги. На них нарисованы два домика. Один домик зайчика, другой – лисы.

Каким карандашом обведём  домик лисы? Он ледяной, обведём его  голубым а деревянный домик зайца обведём коричневым. Вот плачет зайчик. Дорисуйте к этому кружочку ушки, и получится зайчик. Идут собаки, хотят помочь зайчику. У собаки хвост колечком. Дорисуйте ко второму кружочку хвост колечком. Кто пришёл потом? Волк зубастый. Вон какая у него зубастая пасть!.. А вы хотите поиграть в сказку? (Воспитатель распределяет роли и предлагает повторить диалоги сказочных персонажей).

 

Рассказывание русской народной сказки «Теремок»

(с использованием моделирования)

     Цель – учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий с помощью моделирования; упражнять в словообразовании.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, круги разного цвета, книга  с картинками.

    Ход: Воспитатель: Где живёт мышка? А лягушка? Зайчик живёт под кустом. А лиса где живёт? (В норе). Волк – в логове. Как называется дом медведя? Медведь живёт в берлоге.

- Сейчас я расскажу  вам сказку, в которой все эти  звери жили дружно в одном  домике. Сказка называется «Теремок».  (Рассказывая сказку, воспитатель показывает детям

книжные иллюстрации к  ней.)

Беседа 

- Вот какая сказка о  животных. Запомните, как она называется. Назовите тех, кто поселился  в домике-теремке. Как просились  в теремок звери? Что они  говорили?

Вспомните, какие в сказке у каждого зверька прозвища: мышка... лягушка... зайчик...

- Давайте поиграем в  эту сказку. Сделаем свои теремки.  Вот на листике у вас есть  домик. Нарисуем двери, чтобы  звери могли войти в теремок. 

- Кто пришёл первым?

- Мышка какая? Хвостатая, потому что у неё длинный хвостик. Лягушка громко квакает, у неё большой рот, как будто она всё время улыбается. Значит, она какая? (Весёлая.)

Воспитатель показывает, как  обозначить на рисунках каждого из персонажей.

Если дети не устали, воспитатель  предлагает поиграть в сказку с помощью  игрушек.

Дети разыгрывают диалоги. Занятие плавно переходит в творческую игру[11]

По сказкам:

«Репка», «Лиса, заяц и петух».

Цель: Обучение детей рассказыванию  методом моделирования сказок.

Задачи:

1) Учить детей самостоятельно  пересказывать и понимать сказки  на основе построения наглядной  модели, сохранять некоторые народные  обороты речи, совершенствовать  интонационную выразительность  речи.

2) Развивать у детей  мышление и воображение, эмоциональную  отзывчивость, память при отборе  условных заместителей персонажей  сказки, подбирая их по заданному  признаку (величине, цвету).

3) Учить детей строить  двигательную модель сказки по  ходу ее изложения.

4) Учить детей строить  полные и выразительные ответы  на вопросы по содержанию сказки.

5) Воспитывать умение  отличать сказочные ситуации  от реальных.

Первый используемый вид  модели - сериационный ряд (сказка «Репка»).

Второй вид - двигательное моделирование (сказка «Лиса, заяц и  петух»).

Материал и оборудование: Книжки-сказки «Репка» и «Лиса, заяц и петух», посылка, бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам. У каждого ребенка - конверты с набором условных заместителей к сказке «Репка» ( шесть полосок разной длины, один желтый круг) и конверты, в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета. Фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага.

Приемы и методы: Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке «Репка», подвижная игра «Лиса и зайцы», дидактическая игра «Почтальон».

Ход занятия:

1. Дети играют в группе. Заходит почтальон и вручает  воспитателя посылку и бандероль.  С ребятами подходит к столу  и вскрывает бандероль, достает  книжку «Репка».

Воспитатель: Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.

Читает детям письмо: Дорогие  ребята, посылаю вам свои любимые  книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам  мои сказки? Кот Леопольд.

2. Воспитатель: Эта книга-сказка  про «Репку». Мы с вами е  читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой  сказке? (Дети перечисляют: репка,  дед, бабка, внучка, жучка, кошка,  мышка). Давайте мы с вами поиграем  и попробуем составить эту  сказку. Пройдите за свои столы,  сядьте, возьмите конверт, на котором  нарисована полоска. Вынимаем  то, что в конверте. (Дети выполняют  задания воспитателя).

Воспитатель: Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером).

Чем они похожи? (Цветом).

Какого они цвета? (Оранжевого).

Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг).

Какого цвета? (Желтого).

3. У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска.

Какую возьмем по размеру  полоску для деда? Почему? (Самую длинную - дед самый высокий).

Какую возьмем по размеры  полоску для бабки? Почему? (Покороче, чем у деда - бабка ниже ростом, и т.д.).

Далее дети берут полоски  для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему именно эти полоски. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).

Информация о работе Анализ распределения и использования прибыли