Анализ кадровой политики и выявление проблем управления персоналом ЗАО "АБИ групп"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях могут "выжить" лишь те фирмы, которые осуществляют стратегическое планирование. И это в немалой степени касается и кадровой политики организации.
Политика организаций в области кадров неодинакова и зависит от условий внешней и внутренней среды.
В качестве объекта исследования выбрано предприятие ЗАО "АБИГРУПП", управляющая компания пяти холдингов группы компаний ABIGROUP.
Цель курсовой работы - оценить кадровую политику и выявить доминирующие проблемы управления персоналом.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты, понятие и задачи кадровой политики организации
1.1 Открытая и закрытая кадровая политика
Глава 2. Анализ и оценка кадровой политики ЗАО "АБИГРУПП"
2.1 Экономико-организационная характеристика объекта исследования
2.2 Количественная и качественная характеристика кадрового состава ЗАО "АБИ ГРУПП"
2.3 Анализ кадровой политики и выявление проблем управления персоналом ЗАО "АБИ Групп"
Глава 3. Разработка мероприятий, направленных на улучшение кадровой политики и развитие кадрового потенциала ЗАО "АБИ ГРУПП"
Заключение
Библиографический список литературы

Файлы: 1 файл

АБИ Групп.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Система мотивации персонала ЗАО "АБИГРУПП" представляет собой совокупность систем материального и нематериального стимулирования сотрудников. Система мотивации персонала состоит из следующих компонентов:

  • система прямой материальной мотивации;
  • система косвенной материальной мотивации;
  • система нематериальной мотивации.

Система прямой материальной мотивации персонала состоит из базового оклада и премиальных (переменная часть заработной платы и премия из фонда руководителя). Базовый оклад - это постоянная часть заработной платы работника, премиальные - это переменная часть заработной платы сотрудника, которая может быть пересмотрена. Таким образом, система прямой материальной мотивации фактически есть ни что иное, как система оплаты труда. Для специалистов и линейных менеджеров базовый оклад составляет 50% заработной платы, 50% - премиальные за выполнение специальных задач. Для среднего и топ-менеджмента базовый оклад - 100%, премиальные - 200%. Так же при наличии дополнительных средств в ФОТ руководитель может выписать сотруднику "премию из фонда руководителя" по результатам работы за определенный период или за достижение отличных результатов деятельности.

Таким образом, прямой материальной мотивацией в ЗАО "АБИГРУПП" является заработная плата, которая зависит от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, количества и качества затрачиваемого труда.

Система косвенной материальной мотивации - это так называемый компенсационный пакет (соцпакет), предоставляемый работнику. Компенсационный пакет - это бенефиты, предоставляемые сотруднику организации в зависимости от уровня его должности, профессионализма, авторитета.

Систему косвенного материального стимулирования анализируемого предприятия можно разделить на два блока:

  • обязательные бенефиты - регламентируются трудовым законодательством (оплата больничных листов, оплата ежегодных отпусков, обязательное медицинское страхование отчисления на обязательное пенсионное страхование);
  • добровольные бенефиты - используются работодателем на добровольной основе в соответствии с положением о социальных выплатах и льготах работникам ГК "АБИ Групп", размер выплат корректируется ежегодно (бракосочетание, рождение ребенка, сильное повреждение или утеря имущества, смерть родственника 1-го круга).

Система нематериальной мотивации - это совокупность внешних стимулов немонетарного характера, которые используются в организации для поощрения эффективного труда сотрудников. Практический опыт показывает, что зарплата и используемая система бенефитов (соцпакет) не всегда являются решающим фактором повышения заинтересованности сотрудников к работе в тои или иной организации. Очень важным условием для решения данной задачи является использование методов нематериального стимулирования. В ЗАО "АБИГРУПП" используются традиционные методы нематериального стимулирования, такие как:

  • обеспечение карьерного роста сотрудников (бесплатное обучение, движение "вверх" по карьерной лестнице с повышением занимаемого статуса);
  • приоритет при планировании отпуска;
  • устная и/или письменная благодарность за эффективную работу по итогам работы за полгода и год, ценные призы (за полгода благодарность вручается при общем собрании коллектива структурной единицы генеральным директором, за год - на Новогоднем корпоративном мероприятии группы компаний (600 чел), так же вручаются ценные призы. Само Новогоднее мероприятие так же является методом нематериального стимулирования, т.к. проводится с приглашением звезд Российской эстрады и полностью за счет компании);
  • доска почета (представление на сотрудника для размещение на доске почета вносит руководитель структурной единицы каждые полгода на имя генерального директора. Представление включает в себя: резюме сотрудника, результаты деятельности за год, обоснование для размещения на доске почета);
  • организация досуга сотрудников, для этого в каждом холдинге ABI GROUP есть сотрудник отвечающий за данное направление деятельности. В ЗАО "АБИ Групп" этим занимается менеджер по организации корпоративных мероприятий. Нематериальное стимулирование в данном направлении работы с кадровым составом ЗАО "АБИ Групп" выражается следующим образом:
  • Организация и проведение корпоративных мероприятий для сотрудников и их детей:
  • Корпоративный вечер в честь Нового года, приглашаются сотрудники показавшие отличные результаты деятельности со всей Группы компаний ABI GROUP, сюда входят не только управленческий состав и ИТР, но и рабочий персонал заводов, магазинов, автотранспортного подразделения. (В среднем из 5 500 человек выбирается 600 человек, около 100 человек из них награждаются грамотами и ценными призами непосредственно на корпоративном мероприятии, а остальные благодарностями непосредственно генеральным директором или его заместителем внутри структурной единицы).
  • Организация детского конкурса к 23 февраля и 8-му марта (определяется тематика мероприятия, разрабатывается концепция, организуется информирование сотрудников, все дети получают призы)
  • Организация поздравления с 23-им февраля мужчин и с 8-ым марта женщин (каждый год концепция мероприятия меняется, это может быть просто открытка и небольшой сувенир либо посещение театра, кино и т.п.)
  • Организуются конкурсы и выставки - "пасхальный сюрприз", "день защиты детей", "день матери", "день космонавтики".
  • Корпоративное мероприятие для сотрудников и членов их семей - "День здоровья" в 2010 году он проходил на турбазе "Мещерский скит" с привлечением агентства "Однажды", мероприятие посетили 200 человек.
  • "День первоклассника", в 2010 году мероприятие проводилось в кукольном театре, где дети сотрудников, которые идут в первый класс посмотрели спектакль, а после этого им были вручены портфели с набором канцелярских товаров для школы (всего 154 набора, стоимостью 800 рублей каждый)
  • Организация оздоровительного отдыха детей сотрудников в детских летних лагерях (50% от стоимости путевки оплачивает предприятие, 40% - ФСС, 10% - сотрудник). В 2010 году 65 сотрудников ЗАО "АБИ Групп" отправили своих детей в летние лагеря.
  • Организация физкультурно-оздоровительного досуга сотрудников. В 2010 году сотрудники ЗАО "АБИ Групп" за счет средств компании могут посещать: бассейн, волейбол, футбол, занятия по пилатесу и аэробике.
  • Организация поздравлений с днями рождения (по электронной почте, а при ее отсутствии на информационном стенде) каждого сотрудника ЗАО "АБИ Групп".

Оценка результатов опроса сотрудников показала - большинство сотрудников неудовлетворенны имеющейся системой мотивации персонала на предприятии. На вопрос анкеты "Какие методы мотивации, по Вашему мнению, имеют место в вашей организации?" ответы разделились следующим образом (рис.15).

Сотрудники предприятия чаще всего поощряются: материально и морально - 14%, материально - 10%, морально - 64%, не поощряются - 12% респондентов.

По мнению респондентов разрыв между методами мотивации руководителей предприятия и его персонала очевиден (так ответили - 72% опрошенных). Руководящий персонал чаще поощряется материально - премии, доплаты. Размер доплат выше, чем у персонала предприятия.

По мнению большинства на предприятии необходимо ввести доплаты за выполнение и перевыполнение плана, повысить как уровень заработной платы и социальных доплат.

 

Рис.11. Применяемые методы мотивации в ЗАО "АБИГРУПП",%

 

Изменить систему мотивации хотели бы 76% респондентов, причем были мнения, что необходимо повысить как уровень заработной платы, так и улучшить систему премирования.

84% респондентов считают, что мотивация персонала ключевой фактор деятельности всей организации. При этом 88% опрошенных считают, что моральные методы мотивации в современных условиях не потеряли своей важности и актуальности.

Таким образом, проведенное исследование показало, что персонал предприятия в целом неудовлетворительно оценивает систему мотивации на предприятии и отмечает необходимость ее пересмотра и совершенствования.

О неудовлетворительной работе системы мотивации говорят следующие симптомы:

  • Непрозрачная и несправедливая модель компенсаций и вознаграждений каждого работника в соответствием с его вкладом в общий результат;
  • Преобладание негативной мотивации;
  • Текучесть персонала по причине неудовлетворенности уровнем оплаты труда;
  • Сложность в привлечении квалифицированных специалистов на вакантные должности;
  • Неконкурентоспособность компании на рынке труда по ряду позиций, зарплаты по некоторым позициям находятся ниже рыночного коридора;
  • Снижение имиджа привлекательного работодателя компании.

Оценка персонала - целенаправленный процесс установления соответствия способностей, мотиваций и других качественных характеристик сотрудников требованиям должности или рабочего места.

В ЗАО "АБИГРУПП" оценка персонала проводится посредством аттестации. Аттестация - процедура комплексной оценки сотрудников, которая проводится с целью определения соответствия сотрудника занимаемой должности, а так же результативности его труда, которая включает в себя оценку профессиональных знаний и навыков, индивидуально-личностных качеств и корпоративной компетентности. По итогам прохождения процедуры аттестации разрабатывается план индивидуального развития сотрудника, его материальной и нематериальной мотивации.

С 2007 года в компании разрабатывалось и внедрялось положение о порядке проведения аттестации.7 сентября 2009 года генеральным директором утверждена доработанная версия данного положения. Все сотрудники ЗАО "АБИГРУПП" подлежат плановой аттестации 1 раз в 3 года.

В 2009 г. аттестацию прошли 35 сотрудников. Рассчитаем коэффициент охвата работников аттестацией (Кор):

 

Кор = Чат / ССЧ * 100%,

 

где Чат - численность работающих, прошедших аттестацию.

ССЧ - среднесписочная численность сотрудников.

 

Кор = 35/292*100%=11.98%

 

При условии прохождения аттестации всех сотрудников организации 1 раз в 3 года нормативное значение Кор = 33%. Значение показателя по итогам 2009 г. ниже нормативного. Это свидетельствует о несоблюдении графиков плановой аттестации, что связано с различными факторами:

  • Не учитываются объективные показатели работы (KPI);
  • Неудовлетворительная работа системы мотивации, отсутствие соответствия уровня оценки по итогам аттестации и уровня оплаты труда;
  • Ограничены возможности карьерного роста, отсутствие кадрового резерва;
  • Недостаточное понимание целей, задач и возможностей оценки персонала руководителями высшего и среднего управленческого звена.

Функция управление знаниями в ЗАО "АБИГРУПП" возложена на корпоративный университет. В компании большое значение уделяется профессиональному и личностному развитию сотрудников. Наряду с обучением в корпоративном университете, которое для сотрудников ЗАО "АБИГРУПП" проводится бесплатно сертифицированными тренерами учебного центра корпоративного университета, сотрудники так же посещают внешнее привозное обучение с тренерами "Центра - НЛП в образовании" г. Москва, посещают внешнее выездное обучение с целью повышения профессиональной компетентности.

В компании сформирована и ежемесячно пополняется база знаний, основанная на материалах, привезенных сотрудниками с внешнего обучения. В ЗАО "АБИГРУПП" функционирует библиотека, книжный фонд насчитывает более 7 000 экземпляров и ежемесячно пополняется по заявкам сотрудников новой актуальной литературой.

В компании регулярно проводятся мероприятия по обмену опытом, где сотрудники делятся знаниями и навыками, в том числе, полученными на внешнем обучении.

В обучение персонала вкладываются значительные материальные, временные и человеческие ресурсы. Только на внешнее выездное обучение в 2010г. было затрачено 1 132 000 тыс. руб. На сегодняшний день в компании разрабатывается система оценки качества обучения, рассчитываются экономические показатели эффективности пройденного обучения.

Корпоративная культура в ЗАО "АБИ Групп" складывалась по мере развития организации. В течение 2009 и 2010 года основные моменты в данном направлении были оформлены в Корпоративный кодекс (КК) (Приложение 11) и Корпоративные стандарты (КС) (Приложение 12), нагрузка за продвижение и внедрение КК и КС в компании в равной степени легла на руководителей, департамент по управлению и развитию персонала и корпоративный университет. В течение 2010 года по данному направлению в ЗАО "АБИ Групп" были проведены следующие мероприятия:

  • Разработан мастер-класс "Корпоративная культура" - все сотрудники его посетили компании в соответствии с графиком.
  • Проведено тестирование сотрудников на предмет теоретических знаний и практического применения КК и КС
  • Организованы проектно-целевые группы и разработан план мероприятий на 2010 - 2011 год по продвижению КК и КС:
  • стандарт мотивация - проведен день "Благодарю за….", создана "Доска почета"
  • стандарт эффективное взаимодействие - созданы фотоархивы структурных единиц, разработана система оценки взаимодействия между подразделения (руководители структурных единиц оценивают деятельность смежных подразделений на отчетном совещании у генерального директора)
  • стандарт эффективное планирование - проведена проверка наличия в подразделениях планов, отчетов, протоколов совещаний.
  • стандарт эффективное достижение результата - в декабре 2010 года будут размещены плакаты на информационных стендах и выйдет брошюра "Рекорды ЗАО "АБИ Групп", куда войдут серьезные и шуточные результаты которых достигли сотрудники/ отделы/ службы; анализ планов и отчетов на предмет достижения результата запланирован на февраль 2011 г.
  • стандарт глубокое изучение вопроса - создано положение по дресс-коду, объявлен конкурс на лучшую стратегию и альтернативные варианты решений (март 2011).

Анализ кадровой политики ЗАО "АБИГРУПП" выявил следующие проблемы в управлении персоналом:

  • Отсутствие кадрового резерва;
  • Непрозрачная и несправедливая модель компенсаций и вознаграждений каждого работника в соответствии в выполняемым функционалом, статусом позиции, ответственности в рамках компетенций, с вкладом в общий результат;
  • Необъективность оценки по итогам аттестации, не учитываются объективные показатели работы (KPI).

Кадровая политика в целом характеризуется как открытая, превентивно авантюристическая с предпосылками к рациональной.

Информация о работе Анализ кадровой политики и выявление проблем управления персоналом ЗАО "АБИ групп"