Анализ и совершенствование системы информационного обеспечения принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:59, дипломная работа

Описание работы

Логика развития экономических процессов в России, ограниченность финансовых средств, отсутствие инвестиций ставят труднейшие задачи перед организациями. Резкие колебания конъюнктуры спроса на рынке при жесткой конкуренции напрямую влияют на принятие управленческих решений.
Для уменьшения степени риска при принятии решений необходимо иметь оперативную информацию о состоянии материальных, денежных и людских ресурсов на текущий момент, об узких местах, куда нужно направлять средства. В условиях многономенклатурного и наукоемкого производства все эти проблемы невозможно решить без эффективной организации сбора и обработки информации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 9
1.1 Теоретические основы принятия управленческих решений 9
1.2. Теоретико – методологические основы информационного обеспечения управленческой деятельности 18
3. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 36
2.1. Общая характеристика объекта анализа 36
2.2. Анализ системы информационного обеспечения принятия решений 55
2.3. Анализ материально-технического оснащения информационного обеспечения принятия решений 67
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 79
3.1.1. Рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения 79
3.1.2. Разработка локального Положения «Об организации информационного обеспечения управления в администрации города Георгиевска» 85
3.1.3. Предложение по использованию экспертной системы для принятия управленческих решений 89
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 103

Файлы: 1 файл

диплом_Баласанян.doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

     Информация  и ее потоки в деятельности руководителя могут разбиваться также в зависимости от источников (население, предприятия и организации, вышестоящие органы и т.д.), качественного содержания (вычисление ценной по содержанию информации, от которой зависят управленческие воздействия, исходящие от структурных подразделений), количественных характеристик (целесообразно выделить вероятностные, семантические и иные меры информации, используемые при управленческом регулировании и обеспечении других управленческих потребностей).

     Подобная  классификация весьма относительна. Все виды информации взаимосвязаны, взаимодействуют между собой, трансформируются друг в друга. Одна и та же информация порой выступает в различных видах. Она может усложняться и изменяться, иметь многоступенчатое строение, причем отдельные группы, выделенные в пределах в пределах основного классификационного признака, могут дополнительно разбиваться на подгруппы по частным основаниям и свойствам. Кроме того, не всегда можно четко дифференцировать информацию по тем или иным основания и признакам, а затем сводить ее в классы. Эта работа осложняется, если в ходе обобщения и классификации будет использоваться электронно-вычислительная техника.

     В целом классификация позволяет  получать ценные сведения об информации, необходимой для эффективной деятельности руководителя любого ранга, способствует решению многих принципиальных вопросов проектирования информационной системы управленческой деятельности и анализа соответствующего обеспечения структурных подразделений. Не располагая исчерпывающими данными о важнейших свойствах и характеристиках информации, нельзя оптимизировать ее, обеспечивать заданную точность, надежность и эффективность использования.

     Источники и роль управленческой информации. Информация должна быть ориентирована, по крайней мере, по следующим направлениям:

     во-первых, по месту и роли руководителя в системе управления предприятием, организацией, частной и общественной жизнедеятельности людей и соответственно по компетенции конкретных подразделений (объем и содержание управленческой информации призваны корригировать с компетенцией руководителя);

     во-вторых, по характеру и иерархии законов  и иных нормативных правовых актов, подлежащих обязательной реализации в  управленческих процессах;

     в-третьих, по свойствам, формам и закономерностям  управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия руководителей различных уровней, а также формируют специфические виды взаимоотношений.

     Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:

     а) нормы законодательных и иных актов, управомочивающие руководящих работников на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении (решения и действия по исполнению законов и иных нормативных актов);

     6) обращения работающих в организации по реализации своих законных интересов и субъективных прав;

     в) обязательные указания вышестоящих  органов, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие реальность управления (директивная управленческая информация);

     г) факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов (управленческая информация об обратных связях в процессах руководящей деятельности);

     д) проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном сильном вмешательстве руководителей (управленческая информация о кризисных состояниях).

     О последних источниках надо сказать  подробнее, поскольку они предполагают выработку заранее соответствующих алгоритмов управленческих действий. Хотя такие ситуации неповторимы, все равно по каждой из них должны быть продуманы и отрепетированы модели быстрого и энергичного поведения конкретных должностных лиц.

     Проблемная  ситуация возникает тогда, когда обнаруживаются серьезные отклонения от заданных параметров деятельности управляемых объектов или подчиненных управляющих компонентов, появляются сомнения в возможностях достижения поставленных целей, особенно если речь идет о взаимосвязанной, кооперированной деятельности множества людей, становится явной необходимость в изменении заданных целей и параметров деятельности. Эта ситуация порождается диалектикой жизни, извечной несогласованностью между стабильностью и изменчивостью, старым и новым. В информационном отношении проблемная ситуация опирается (должна опираться) на первичные, фактологические сведения и данные, ибо каждый уровень обработки (передачи) ее преломляет, изменяет, интерпретирует, в результате чего в момент принятия необходимого решения она во многих случаях воспринимается иначе, чем есть на самом деле. Отсюда «оттяжки» и некорректности в разрешении проблем.

     Конфликтная ситуация, состоящая в возникновении  противоречий, неразрешимых самостоятельно участниками управленческих и иных отношений, предполагает поиск специальной информации и использование в этих целях специальных форм и методов. Такая информация призвана обеспечивать объективный подход к выявлению, анализу и оценке причин конфликта, независимые экспертные заключения, достоверное знание позиций и мнений конфликтующих сторон, обоснованное привлечение действующих правовых норм. Самыми важными при разрешении конфликтных ситуаций являются устранение причин противоречий, разногласий, столкновений и введение их в русло позитивных, компромиссных взаимоотношений, а также создание гарантий преодоления конфликта и недопущения его в будущем.

     Все источники управленческой информации имеют важное значение для эффективной  деятельности руководителя любого уровня. В каждой организации и по каждой должности информацию, идущую сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали (координирующую), целесообразно связывать в «тугой узел», обеспечивающий реализацию соответствующих полномочий9.

     В то же время вся управленческая информация, из каких бы источников она ни шла и кто бы ни выступал ее носителем, непременно должна соответствовать требованиям актуальности, достоверности, достаточности, доступности и аутентичности.

     Актуальность означает, что собранная информация является, свежей, отличается оперативностью сбора и передачи, новизной, соответствует задачам сегодняшнего дня и может способствовать их решению. Часто именно актуальность обусловливает возможности информации.

     Достоверность информации определяется ее способностью схватывать и отражать факты, события и особенно их причины и взаимосвязи. Ее получение представляет собой очень сложный познавательный и аналитический процессы, требующие привлечения специалистов и использования современных научных процедур.

     Достаточность свидетельствует, что информация получена по целому ряду системно увязанных вопросов, глубоко и всесторонне раскрывает исследуемый процесс, особенно его внутренние источники, движущие пружины и внешние детерминанты, характеризует процесс в целом, содержит предпосылки для прогнозирования и моделирования возможных новых состояний данного процесса.

     Доступность информации связана с ее открытостью, гласностью, возможностью ее оперативного получения в нужном объеме. Часто информация имеется, но она закрыта и используется очень узким кругом должностных лиц. В таком случае коэффициент ее полезного действия очень низок.

     Аутентичность обусловливает текстуальное и словесное выражение информации в понятной людям форме, соответствие их познаниям в области языка. Засоренность информации различными узкоспециальными терминами или иностранными, редко употребляемыми словами усложняет постижение и практическое использование информации.

     Информация  имеет большое значение для внутреннего  управления фирмой и ее внешних контактов, и особенно для принятия решений  она является ограниченным и дорогим ресурсом производственной активности фирмы.

     Связь информации с целями и решениями  показана в табл. 3.

     В системах с разделением труда  лица не обладают одинаковой информацией  и поэтому необходим ее обмен  или коммуникации. Идеализированный информационный процесс может быть представлен схемой рисунок 1. 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 310.

     Связь характера информации с полнотой решения

Состояние инфоpмации Полная Неполная
Решение с опpеделенностью с pиском с неопpеделенностью
Объективные ожидания однозначные квазиоднозначные неоднозначные
Субъективные  ощущения увеpенность  неувеpенность 
 

     

     Рисунок 1. Схема информационного процесса

     Информационное  обеспечение - одно из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента.

     Основные  требования к качеству информации:

     -своевременность; 

     - достоверность; 

     -достаточность; 

     -надежность;

  • адресность;
  • правовая корректность;
  • многократность использования;
  • высокая скорость сбора, обработки и передачи;
  • возможность кодирования;
  • актуальность.

     Информация  классифицируется по следующим признакам:

  1. По объекту - показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.
  2. По принадлежности к подсистеме системы менеджмента -информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме.
  3. По форме передачи - вербальная (словесная) информация и невербальная;
  4. По способу передачи - спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.
  5. По режиму передачи - в не регламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки.
  6. По назначению - экономическая, техническая, социальная, организационная и др.

     В динамике информационное обеспечение  как процесс входит в понятие  коммуникация.

     Центральная задача - улучшение информированности ЛПР. Степень информированности - отношение фактического уровня информации к требуемому. Потребность в информации - разница между ними.

     Информационные  технологии достаточно разнообразны. При их выборе следует учесть:

     - когда, как часто, как долго  осуществляется связь;

     - кто с кем связывается;

     - как связаны участники ("звезда", "круг", "колесо", "цепь", "селектор");

     - что является предметом и чем  она осуществляется.

     Классификация информационных технологий представлена на рисунке 2.

     Из  всего обилия компьютерных информационных систем далее рассматриваются два  типа:

     - управленческие информационные  системы (MIS - management information system),

     - системы обеспечения принятия  решения (DSS - decision support system).

     В MIS данные собираются, обрабатываются и представляются менеджеру таким  образом, чтобы обеспечить оперативное  управление. Основные компоненты MIS - база данных, компьютерная система и форма, в которой данные распределяются. 

Информация о работе Анализ и совершенствование системы информационного обеспечения принятия решений