Анализ и совершенствование системы информационного обеспечения принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:59, дипломная работа

Описание работы

Логика развития экономических процессов в России, ограниченность финансовых средств, отсутствие инвестиций ставят труднейшие задачи перед организациями. Резкие колебания конъюнктуры спроса на рынке при жесткой конкуренции напрямую влияют на принятие управленческих решений.
Для уменьшения степени риска при принятии решений необходимо иметь оперативную информацию о состоянии материальных, денежных и людских ресурсов на текущий момент, об узких местах, куда нужно направлять средства. В условиях многономенклатурного и наукоемкого производства все эти проблемы невозможно решить без эффективной организации сбора и обработки информации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 9
1.1 Теоретические основы принятия управленческих решений 9
1.2. Теоретико – методологические основы информационного обеспечения управленческой деятельности 18
3. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 36
2.1. Общая характеристика объекта анализа 36
2.2. Анализ системы информационного обеспечения принятия решений 55
2.3. Анализ материально-технического оснащения информационного обеспечения принятия решений 67
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 79
3.1.1. Рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения 79
3.1.2. Разработка локального Положения «Об организации информационного обеспечения управления в администрации города Георгиевска» 85
3.1.3. Предложение по использованию экспертной системы для принятия управленческих решений 89
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 103

Файлы: 1 файл

диплом_Баласанян.doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

     Управленческое  консультирование связано с УР ситуационного типа. Эти решения готовятся и реализуются в связи с обращениями: персонала или граждан (прием по личным вопросам), руководителей других организаций, надзирающих органов государственного, муниципального или корпоративного управления. УР в рамках данной функции отражает ответы на вопросы, запросы, требования и т.д. 

     Таблица 12.

     Основное  содержание понятий управленческих решений

Понятия В широком смысле В узком смысле
Управление Вся система  классов, отношений и явлений  управления в природе и обществе. Технологическая   организация объекта управления.
Менеджмент Всеобщий принцип  социального управления; влияние  и искусство управления людьми. Управление  производством. Деятельность по организации  поставленных целей.
Администрирование Административно – государственное управление; социально - политический менеджмент. Разработка  и постановка целей, определение политики организации.
Руководство Иерархическая система институтов власти. Непосредственное  управление людьми.
 

     Управление  производственной и обслуживающей  деятельностью ориентирует УР на совершенствование функционирующей системы организации без ее перестройки. УР касаются совершенствования деятельности бухгалтерии, отдела кадров, отдела маркетинга, управления производственных цехов и т.д.

     Формирование  системы управления организацией отражается в УР, направленных на реструктуризацию и реформирование организации. Результаты таких решений вносят существенные изменения в миссию организации, ее структуру, выпускаемую продукцию, кадровую политику, отношения с внешней средой.

     Задачи  разработки, принятия и реализации управленческих решений обладают целым рядом особенностей, которые существенным образом отличают их от задач, решаемых в рамках других наук.

     К числу таких особенностей относятся3:

     -прагматичность, означающая, что выбор терминального варианта решения осуществляется на основе соответствующей системы ценностей и в соответствии с содержанием конкретной управленческой проблемы;

     -терминальность, означающая, что процесс заканчивается реализацией принятого решения;

     -неформальность, означающая присутствие в реальных управленческих задачах элементов, которые не могут быть формализованы с необходимой полнотой и точностью;

     -неопределенность, означающая, что в информационном плане задачи разработки, принятия и реализации управленческих решений решаются, как правило, в условиях различного рода неопределенностей (стохастической, расплывчатой, поведенческой и т.д.);

     -риск и ответственность, означающие, что многие из управленческих задач решаются в условиях риска и связанной с ним ответственностью лица, принимающего решения (ЛПР);

     -сопрягаемость  и наследуемость, означающие, что реальные задачи управления не являются независимыми, а входят в некоторую общую систему взаимосвязанных, взаимовлияющих, последовательно и одновременно решаемых задач.

     В управленческой деятельности выделяются четыре класса наиболее распространенных проблем. К ним относятся4.

  1. Стандартные проблемы. Они требуют применения инструкций, установленных руководителем правил для своего решения Пример - прием или увольнение сотрудников в организации.
  2. Хорошо структурированные проблемы. Они имеют количественные характеристики и показатели. К их решению чаще всего применяют экономикоматематические методы. Пример - расчет эффективности работы персонала в небольшой по численности организации в зависимости от конкретных показателей деятельности персонала и организации (предприятия)
  3. Слабо структурированные проблемы. Они имеют не только количественные, но и качественные характеристики. Для их решения, как правило, используется системный подход. Пример – прогнозирование рынка труда или миграции населения в регионе.
  4. Неструктурированные проблемы. Их решение возможно на основе экспертных оценок, суждений профессионалов, так как эти проблемы обычно имеют своим предметом малоизученные (неизученные) процессы. Пример -инвестиционная деятельность в регионе с еще неопределенной или неустойчивой экономической ситуацией.

     С точки зрения содержания все множество возможных задач управления можно разделить на следующие типы:

     -распознавания  образов (идентификация);

      -оценивания;

     -синтеза  возможных вариантов; 

     -анализа  проблем; 

     -факторов;

     - анализа тенденций;

     -прогнозирования;

     -планирования;

     -программирования (составления программ реализации);

     -организации  и оперативного управления;

     - реализации принятых решений;

     -контроля.

     Классификация УР необходима для определения общих и конкретно – специфических подходов к их разработке, реализации и оценке решений, более глубокого всестороннего анализа решений, раскрытия роли решения в процессе управления, выявления типовых решений и типовых шаблонных элементов решений с целью выработки единой методологии разработки и реализации решений. Все это позволяет повысить качество, эффективность и преемственность решений.

     Существуют  различные классификации управленческих решений, одной из которых является классификация, приведенная в таблице 2.

     Эффективность управленческого решения - это соизмерение затраченных усилий, ресурсов или энергии на достижение определенных результатов.

     К основным факторам, характеризующим  эффективность управленческого  решения, относятся.

  1. Использование ресурсов. Характеризует структуру, качество ресурсов, их экономию в процессах управления и возможность пополнения и накопления.
  2. Фактор времени. Отражает своевременность решения, экономию времени, использования новых технологий и потенциал персонала, способного решать проблемы достаточно оперативно и профессионально.
  3. Целенаправленность управления. Отражает реальность и значительность цели, в соответствии с которой и рассматривается результат деятельности менеджера, его стратегия, учет рыночных процессов экономического развития.

     Качество  управленческого решения - это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его выполнения.

     Таблица 25

     Классификация управленческих решений.

Признаки  классификации Группы  решений Комментарии
1 2
Степень новизны проблемы Традиционные  Нетипичные 1 – ранее  встречавшиеся в управлении;

2 – поиск  связан с разработкой новых  альтернаиив

Значимость  цели Стратегические Тактические 1 – прием  решения преследует свою цель;

2 – решение  является достижением более высокой цели

Сфера воздействия Глобальные Локальные 1 – решение  влияет на всю организацию  (регион);

2 – влияет  на деятельность отдельных групп

Прогнозирование последствий решений Корректируемые Некорректируемые 1 – поддается  корректировке в ходе выполнения;

2 – не поддается,  последствия необратимы

Характер  использования информации Детерминированные Вероятностные 1 – принимается  в условиях определенности;

2 – в условиях  неопределенности

Длительность  выполнения решения Долгосрочные Краткосрочные Различаются по срокам решения проблем
Метод разработки решений Формализованные Неформализованные 1 – по известному  алгоритму;

2 – основа  способности и инициатива руководителя

Количество  критериев выбора С одним критерием Множество критериев 1 – выбор  лучшей альтернативы по одному критерию; 2 – по ряду критериев
Форма принятия решений Единоличные Коллегиальные 1 – руководитель  сам принимает решения;

2 – для принятия  решений требуется группа специалистов

Способ  оформления решений Документированные Недокументированные 1 – в виде  документа;

2 - устно

 

     К критериям качества управленческого  решения относятся.

     1. Показатель энтропии, т. е. количественной неупорядоченности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражаются количественно, показатель энтропии приближается к единице.

     2. Степень риска вложения инвестиций.

     3. Вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и 
сроков.

     4. Степень адекватности (или степень точности прогноза) теоретической модели фактическим данным, на основе которых она была разработана.

     К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся.

  1. Применение к разработке решения научных подходов.
  2. Изучения влияния экономических законов на эффективность управленческого решения.
  3. Обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией.
  4. Применение методов функционально - стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения.
  5. Структуризация проблемы и построение дерева целей.
  6. Обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решения.
  7. Правовая обоснованность принимаемого решения.

     8.Автоматизация  процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решения.

     9. Разработка и обеспечение функционирования  системы ответственности и мотивации качества и эффективности решения.

     Ответственность - это необходимость отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках и компенсировать неисполнение или ненадлежащее исполнение порученного действия.

     Руководитель  организации может нести ответственность  как гражданин и как должностное лицо.

     Все эти виды ответственности можно  классифицировать по следующим признакам6:

  • уровням ответственности (международный, государственный, уровень организации, и ее подразделений);
  • времени ответственности (за прошлые, настоящие или будущие результаты уже принятого решения);

Информация о работе Анализ и совершенствование системы информационного обеспечения принятия решений