Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Переход нашей экономики к рыночным отношениям имеет определенные особенности:
- рыночная экономика формируется неэволюционным путем: делается попытка проводить ее в процессе радикальных изменений общественного строя;
- внедрение рыночной экономики проходит без достаточно апробированных по отношению к нашим условиям хозяйствования законодательно-правовых актов и нормативов;
- государство не поддерживает развитие новых видов предприятий и не обременяет себя помощью действующим предприятиям (особенно малым); на данный момент практически нет стимулов и льгот для различных предприятий и предпринимательства.

Содержание работы

Введение 2
1. Современные проблемы управления 4
1.1 Управление предприятием, его хозяйственной, экономической и социальной деятельностью 4
1.2 Отсутствие стратегического управления как важнейшая проблема менеджмента российских предприятий 7
1.3 Актуальные проблемы в управлении отечественными предприятиями 14
2. Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада» 21
2.1 Общая характеристика предприятия и основные технико-экономические показатели ее работы 21
2.2 Оценка внешней и внутренней среды, миссия и цели предприятия 26
2.3 Характеристика организационной структуры управления и предложения по ее совершенствованию 33
2.4 Анализ управленческого персонала и структуры управленческих отношений 43
2.5 Оценка эффективности управления предприятием 46
Заключение 50
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

Sovremennye_problemy_upravlenia_MENEDZhMENT.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

Ключевыми понятиями  структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структуры  управления могут быть как отдельные  работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то, или иное количество сотрудников.

В открытом акционерном  обществе «Марий Эл – Лада» применяется  линейно-функциональная структура - ступенчатая  иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.

Причем необходимо отметить, что на предприятии отсутствовала  составленная ими организационная структура, поэтому в работе будет представлена организационная структура составленная мной самостоятельно на основе данных штатного расписания и должностных инструкций.

 

 

 


 

 




 







 

 




 

 

 

 

Рис. 2 – Организационно-производственная структура управления ОАО «Марий Эл – Лада»

 

Для анализа  организационной структуры управления (представленной на рисунке) заполним таблицы.

Таблица 4

Анализ нормы управляемости  руководителей высшего звена

Руководители

Количество подчинённых

Норма

Генеральный директор

7

4-8

Главный бухгалтер

4

Начальник отдела послепродажного  обслуживания

8

Начальник отдела кредитования и страхования

4

Коммерческий директор

8

Мастер участка уборочно-моечных  работ

6


 

 

В организации  наблюдается оптимальная загруженность органов управления, следовательно оперативные вопросы должны решаться своевременно и повышать эффективность управления.

Таблица 5

Анализ распределение структурных подразделений по функциям управления

Наименование  функции

Структурное подразделение

Должность

Вид выполняемых  работ

Организация управления и контроля

Генеральный директор

Генеральный директор

Наделён всеми  полномочиями, осуществляет единоначальное руководство подчинёнными ему работниками  и сосредотачивает в своих руках все функции управления и контроля

Бухгалтерия

Главный бухгалтер

Осуществляет  управление над работниками бухгалтерии, контролирует правильность и своевременность  получения внутренней документации и сдачи отчетности

Экономист

Экономист

Контроль выполнения плановых заданий по снижению себестоимости, снижению удельных трудовых затрат, росту прибыли предприятия

Юрисконсульт

Юрисконсульт

Обеспечивает  контроль над правильностью заключения и соблюдения условий договоров 


 

 

Продолжение таблицы 5

Наименование функции

Структурное подразделение

Должность

Вид выполняемых  работ

Организация управления и контроля

Отдел послепродажного  обслуживания

Начальник отдела послепродажного  обслуживания

Организуют  управление и контроль над подчиненными, соблюдение трудовой дисциплины, выполнения поставленных планов

Отдела кредитования и страхования

Начальник отдела кредитования и страхования

Отдел сбыта

Коммерческий директор

Участка уборочно-моечных  работ

Мастер участка уборочно-моечных  работ

Функцию нормирования

Экономист

Экономист

Анализ и расчет величин затрат рабочего времени, денежных и материальных ресурсов, используемых для планирования хозяйственной деятельности предприятия

Функция планирования

Экономист

Экономист

Перспективное и текущее экономическое и социальное планирование, анализ и обобщение технико-экономических показателей

Функция координации

Генеральный директор

Генеральный директор

Обеспечение бесперебойности, непрерывности работы всех функций. Главная задача– достижение согласованности  в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними.

Координация осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов между руководителями, согласование рабочих планов и графиков, внесение в них корректировок, увязки работы между исполнителями.

Бухгалтерия

Главный бухгалтер

Отдел послепродажного  обслуживания

Начальник отдела послепродажного  обслуживания

Отдела кредитования и страхования

Начальник отдела кредитования и страхования

Отдел сбыта

Коммерческий директор


 

 

 

Окончание таблицы 5

Наименование  функции

Структурное подразделение

Должность

Вид выполняемых  работ

Функция мотивации

Генеральный директор

Генеральный директор

Издает приказы  по утверждению штатного расписания, положения по оплате труда, по премированию и стимулированию работников

Функция регулирования

Экономист

Экономист

Ликвидация  отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние

Бухгалтерия

Бухгалтерия

Перераспределение материально-технических и финансовых ресурсов, оперативном управлении ходом производственного процесса

Генеральный директор

Генеральный директор

Изучение изменений  факторов внешней среды, оказывающих  влияние на качество управленческого  решения и эффективность инновационного менеджмента, решает задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы в случае отклонения от заданных параметров.


 

Таблица 6

Анализ реализации функций управления

№ п/п

Наименование  функций

Должности руководителей, подразделения и работники, выполняющие  данную функцию

1.

Управление  предприятием

Генеральный директор, Главный бухгалтер, Начальник отдела послепродажного обслуживания, Начальник отдела кредитования и страхования, Коммерческий директор, Мастер участка уборочно-моечных работ

2.

Маркетинг и  продажи

Коммерческий  директор, Менеджеры по продажам, Начальник отдела кредитования и страхования, Менеджеры по кредитам и страхованию, Инженеры по гарантийному ремонту и ТО

3.

Экономика, финансы, бухгалтерия

Главный бухгалтер, Бухгалтера, Экономист

4.

Управление  персоналом

Генеральный директор, Бухгалтера

5.

Вспомогательные службы

Юрисконсульт, Секретарь, Мойщики


 

 

Анализ организационной системы управления ОАО «Марий Эл – Лада» выявил ряд преимуществ:

  1. быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим,
  2. стабильность полномочий и ответственности за персоналом.
  3. единство и четкость распорядительства;
  4. оперативное принятие и выполнение решений;
  5. личная ответственность каждого руководителя за результаты деятельности;
  6. профессиональное решение задач специалистами подразделений.

 

Далее проведем оценку правильности построения схемы организационной структуры управления исходя из требований к построению подобных структур и представим в таблице.

Таблица 7

Параметры оценки

Проявление  параметра

1.Визуальная  оценка правильности построения  схемы ОСУ

1.1.Правильность  отражения связей на схеме

На схеме нет необоснованных связей, ненужных пересечений связей.

Информационная связь между подчиненными и руководителями отражена правильно, достаточно полно

1.2.Выделение  уровней управления на схеме

Каждый уровень управления в схеме ОСУ четко просматривается. Элементы, отнесенные к одному уровню управления, располагаются на одной горизонтали. Ошибок в отнесении элементов ОСУ к конкретному уровню управления (полномочий) нет.

1.3.Полнота и  достоверность отражения связей  на схеме

Все элементы на схеме имеют связи с другими элементами. «Брошенных» элементов или элементов, не имеющих входящих связей на схеме нет. Все специалисты аппарата управления предприятия отражены


 

 

Окончание таблицы 7

Параметры оценки

Проявление  параметра

2.Соблюдение правил построения ОСУ при составлении схемы

2.1.Наиболее  важные (стратегические виды) деятельности  должны являться основными звеньями  ОСУ, а статус их руководителей  должен соответствовать значимости  этих видов деятельности

Организация занимается разными видами деятельности, но основным видом деятельности является продажа автомобилей и ремонт, это определило особенность ОСУ. В структуре предприятия выделяется: коммерческий отдел и отдел послепродажного обслуживания.

Во главе, которых стоят руководители данных подразделений они подчиняются генеральному директору. Эта особенность подчинения отражена на ОСУ предприятия.

2.2.Структура  должна быть полномасштабной,  объединять всех коллективных  и индивидуальных членов организации

Данное требование в схеме выполняется. Структура предприятия может быть признана полномасштабной

2.3.Схема должна  корректироваться в соответствии  с изменениями в деятельности  организации

Структура организации на предприятии составлена не была, однако судя по штатному расписанию, происходили изменения не только в численности работников но и в структурных подразделениях

2.4.Приоритет  выполняемых и желаемых функций  управления над составом звеньев

В схеме выделено несколько крупных звеньев управления под руководством генерального директора. Они выполняют основные функции по управлению предприятием. Остальные специалисты находятся ниже уровнем, т.е. они управляют узким участком (отделом) в организации.

2.5.Схема должна  отличаться минимально допустимой  сложностью, быть читабельной, допускать легкость в использовании

Предприятие является малым, поэтому структура довольно таки проста и отражает организационную структуру в полном объеме.


 

Поэтапно проанализировав состояние ОСУ можно сделать вывод, что данная структура не имеет каких-либо визуальных ошибок и недостатков. Также соблюдены правила построения ОСУ. Схема достаточно легка в использовании, отличается допустимой сложностью для специфики данного предприятия.

Разработанная структура  управления организацией должна соответствовать  предложенным целям в развитии предприятия. Можно отметить, что в виду снижения продаж наблюдается рост текучести кадров. Это может негативно повлиять на деятельность предприятия в целом. По этому предприятию необходимо нанимать к работе специалистов с достаточным уровнем образования, опытом работы или же повышать квалификацию уже имеющихся работников за счет предприятия. Для новых работников устанавливать испытательный срок, в течение которого они себя проявят как специалисты, а также премировать и стимулировать работников.

Высокая инфляция, конкуренция, а также высокие темпы НТП  также могут негативно сказаться  на эффективности деятельности предприятия. Поэтому предлагается проводить  маркетинговые исследования рынка, во время реагировать на изменения, оказывать весь спектр услуг необходимы для потребителей, следить за ценовой политикой конкурентов.

Показатели рентабельности предприятия снижаются, что является негативным последствием роста себестоимости и снижения продаж продукции. Поэтому необходимо стремиться к снижению затрат и стимулировать рост продаж.

Основной упор предприятию необходимо делать на повышение ассортимента и  расширение доли на рынке, снижение кредиторской задолженности. Данные предложения  помогут повысить эффективность  действующей системы управления на предприятии.

 

 

Повышение рентабельности продаж

Отдел кадров

 

Торговый отдел

 

Отдел послепродажного  обслуживания

Курсы повышения квалификации

 

Социальная поддержка (организация корпоративных отдыхов за счет предприятия, скидки на услуги предприятия)

Проведение маркетинговых исследований

Покупка современного и энергосберегающего оборудования

 

Снижение себестоимости за счет выявления резервов, Выявление неоправданных расходов

Прием на работу специалистов только со средним и высшим образованием, опытом работы

 

Выплата премии при выполнении плана, повышение ставок премии при перевыполнении плана

 

Использование различных видов рекламы и продвижения товара для привлечения новых клиентов предприятия

 

Обучение персонала работе на новом оборудовании

 

Эффективное использование оборудования, снижение простоев

Наличие испытательного срока при приеме на работу

Эффективное распределение нагрузки по разным профессиям и должностям, чтобы не было излишне загруженных работников

Эффективная ценовая политика

Усовершенствование услуг под нужны покупателя

Достижение высокого качества, новизны услуг

         

Информация о работе Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада»