Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Переход нашей экономики к рыночным отношениям имеет определенные особенности:
- рыночная экономика формируется неэволюционным путем: делается попытка проводить ее в процессе радикальных изменений общественного строя;
- внедрение рыночной экономики проходит без достаточно апробированных по отношению к нашим условиям хозяйствования законодательно-правовых актов и нормативов;
- государство не поддерживает развитие новых видов предприятий и не обременяет себя помощью действующим предприятиям (особенно малым); на данный момент практически нет стимулов и льгот для различных предприятий и предпринимательства.

Содержание работы

Введение 2
1. Современные проблемы управления 4
1.1 Управление предприятием, его хозяйственной, экономической и социальной деятельностью 4
1.2 Отсутствие стратегического управления как важнейшая проблема менеджмента российских предприятий 7
1.3 Актуальные проблемы в управлении отечественными предприятиями 14
2. Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада» 21
2.1 Общая характеристика предприятия и основные технико-экономические показатели ее работы 21
2.2 Оценка внешней и внутренней среды, миссия и цели предприятия 26
2.3 Характеристика организационной структуры управления и предложения по ее совершенствованию 33
2.4 Анализ управленческого персонала и структуры управленческих отношений 43
2.5 Оценка эффективности управления предприятием 46
Заключение 50
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

Sovremennye_problemy_upravlenia_MENEDZhMENT.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

Все выше перечисленные факторы привели к снижению чистой прибыли на 2883 тыс.руб. или на 30%. Это свидетельствует о превышении расходов над доходами и характеризует деятельность предприятия с отрицательной стороны.

Стоимость основных средств в 2012 году по сравнению с 2010 выросла на 495 тыс. руб. и в отчетном периоде составила 5034 тыс. руб. В то же время показатель фондоотдачи снизился на 11 руб./руб. или 17% и в 2012 году составил 52,45 руб./руб., что является отрицательным моментом в деятельности организации и говорит о снижении эффективности использовании основных средств. Фондовооруженность, напротив, выросла на 26,27 тыс. руб./ чел. и в отчетном году стала равна 100,68 тыс. руб./ чел.

Среднесписочная численность  работников в отчетном периоде составила  50 человек, ее снижение за рассматриваемый период составило 11человек или 18%.

За анализируемый  период произошел рост кредиторской задолженности на 26%, а дебиторская задолженность в свою очередь сократилась на 57%. Кроме того, наблюдается превышение кредиторской задолженности над дебиторской.

2.2 Оценка внешней и внутренней среды, миссия и цели предприятия

 

Анализируя  организацию, необходимо дать характеристику ее внутренней и внешней среды.

Анализ внутренней среды организации целесообразно представить таблицей.

 

Таблица 2

Анализ внутренней среды организации

Фактор внутренней среды

Состояние, характеристика фактора

Производство 

Основным видом  деятельности является Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт.

ОАО «Марий-Эл-Лада»  является одним из лидеров по реализации автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ» в Республике Марий Эл». ОАО «Марий-Эл-Лада представляет полный модельный ряд автомобилей LADA. Устойчивые позиции на рынке обусловлены не только широким ассортиментом, но и обеспечения покупателей необходимыми видами услуг по ТО автомобилей.

Финансы

По результатам  хозяйственной деятельности за 2010-2012 года предприятие имело чистую прибыль в размере 9611-6728 тыс.руб. Наиболее рентабельным год оказался 2010 г. , а менее рентабельным 2012 год.

Активы организации  растут, так за 3 последних года рост составил 30%. Рост был обусловлен за счет роста запасов на предприятии и значительного роста кредиторской задолженности на 26%.

Кадры

Профессиональный  потенциал работников высок. На предприятии  в основном работают специалисты, имеющие  профильное образование. Политика оплаты труда аналогична политике других подобных организаций. Работники имеют полный социальный пакет. Среднемесячная заработная плата из года в год растет, однако в виду снижения объемов продаж, предприятие вынуждено было провести оптимизацию численности персонала, в результате на предприятии выросла текучесть кадров.

Управление (руководство)

ОАО «Марий-Эл-Лада» возглавляет Генеральный директор, назначаемый на должность советом директоров, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его деятельность перед учредителями и трудовым коллективом. Во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделённый всеми полномочиями, осуществляющий руководство подчинёнными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам руководитель в свою очередь подчинён вышестоящему руководителю. Отдельные специалисты или функциональные отделы помогают линейному руководителю в сборе и обработке информации, в анализе хозяйственной деятельности, подготовке управленческих решений, контроле над их выполнением, но сами указаний или инструкций управляемому объекту не дают.


 

 

Окончание таблицы 2

Фактор внутренней среды

Состояние, характеристика фактора

Маркетинг

Основная цель маркетинговых исследований – это определение степени удовлетворенности потребителя и поставщика от работы с предприятием, а так же определение потребностей потребителей в товаре/услуге. По результатам маркетинговых исследований доля рынка организации с каждым годом растет. Вместе с тем в организации  отсутствует как таковой отдел маркетинга, его функции выполняет «Зам директора по продажам» и его подчиненные (менеджеры по продажам). Он вместе с генеральным директором решают, какие качественные и количественные параметры своих услуг стоит изменить, чтобы добиться большего удовлетворения поставщиков и конечных потребителей и через это повысить привлекательность своих товаров/услуг.

Инновации

В целях повышения  эффективности продаж, применяет новые технологии продаж, ведется активная маркетинговая политика. На предприятии отмечается высокий уровень организации и ведения продаж и оказания услуг.


 

Анализ состояния  внешней среды прямого и косвенного воздействия можно представить таблицей.

Таблица 3

Анализ внешней  среды организации

Фактор внешней  среды

Состояние, характеристика фактора

Среда прямого  воздействия

1.1 Потребители

Автомобиль  является продукцией высокой значимости, так как его характеристики –  это высокая цена, возможность повлиять на способ жизни или привычки, а также на имидж покупателя. Таким образом круг потребителей автомобилей – это как организационный (индустриальный), так и индивидуальный потребитель.

Основными покупателями ОАО «Марий-Эл-Лада» являются физические лица, которые сильнее всех влияют на прибыль организации. Они более чувствительны к ценам, сильно привязаны к продукту.

Предприятие очень  внимательно относится к своим  покупателем/клиентам, всегда для них  открыта. Для информативности создан сайт, где они могут найти всю информацию о предприятии, продукции, проводимых акциях, услугах, контакты.

1.2 Поставщики

ОАО «Марий-Эл-Лада»  является дистрибьютором завода АВТОВАЗ, поэтому основной поставщик автомобилей и запасных частей к ним для организации является ОАО «АВТОВАЗ». Поставки регулярные, качество товара хорошее.


Продолжение таблицы 3

Фактор внешней  среды

Состояние, характеристика фактора

1.3 Материалы (запасные части)

Предприятие использует только качественные материалы от прямого производителя.

1.4 Конкуренты

Основной конкурент  ОАО «Марий-Эл-Лада» - это автосалон  Автотрейд - Марий Эл, так как он является официальным дилером завода АВТОВАЗ. В г. Йошкар-Ола всего  два салона, работающих от завода «АВТОВАЗ». Цены в этих автосалонах одинаковые, так как их устанавливает сам завод. Отличия только в сервисе и обслуживание, в качестве выполненной работы. Оба салона находятся в удобном месторасположении, вблизи есть другие автосалоны. Отличие этих двух салонов в том, что дистрибьютер  ОАО «Марий-Эл-Лада» продает автомобили, которые принадлежат заводу, но находятся на стоянке дистрибьютера. После того как покупатель выбирает автомобиль и оплачивает его стоимость, ОАО «Марий-Эл-Лада» выкупает этот автомобиль у завода и после этого передает его покупателю со всеми документами. Процесс продажи у дилера ООО «Автотрейд – Марий Эл» другой, сначала дилер покупает автомобили у завода, затем продает уже собственный автомобиль покупателю.

1.5 Трудовые ресурсы

На предприятии  работают со средним специальным, а также высшим образованием. Предприятие ценит своих сотрудников за их квалификацию и опыт работы, регулярно отправляет на курсы повышения квалификации и тренинги. Предприятие стремится стимулировать своих работников, путем выплаты премий по результатам работы.

1.6 Органы государства

Хозяйственная деятельность предприятия регулируется законодательством РФ Систему законодательства о налогах и сборах в России составляет Налоговый Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные  законы о налогах и сборах. Государство контролирует деятельность коммерческих организаций при помощи следующей системы налоговых взысканий:

-НДС; налог  на прибыль предприятий, организаций;  налог на имущество предприятий; страховые взносы….

Представленный  не полных перечень налогов обязателен для всех коммерческих организаций РФ.

Налоговые льготы – определенный вид стимулирования экономической деятельности предприятий. Понятие льгот значительно шире, нежели просто освобождение от уплаты налога. Так, в число льгот входит также возможность изменения сроков уплаты налога в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного кредитования., а также возможно полное освобождение от налогообложения.

1.8 Акционеры

Предприятие является открытым акционерным обществом, все акции распределены между работниками предприятия, аппарата управления и дочерним обществом


 

Окончание таблицы 3

Фактор внешней  среды

Состояние, характеристика фактора

Среда косвенного воздействия

2.1 Экономика 

Основными факторами, которые отрицательно сказываются  на росте продаж и услуг, являются:

- рост затрат  на производство продукции, а следовательно цен на продукцию.

- по-прежнему  высокие проценты по кредитам.

- требования  персонала о повышении заработной  платы.

- снижение доходов населения.

2.2 Политика

Политическая ситуация в республике Марий Эл достаточно стабильная. Главой государства и высшим должностным лицом в системе исполнительной власти республики является ныне действующий президент Леонид Маркелов. Государственное Собрание является высшим представительным и законодательным органом власти. Оно состоит из 52 депутатов и  осуществляет свою деятельность в форме сессий и заседаний постоянных комиссий. По итогам последних выборов убедительную победу одержали представители «Единой России». В настоящее время в республике число проводимых митингов и протестов увеличилось. Это связано с тем, что народ стал активнее отстаивать свои права.

2.3 Физико-географические условия

ОАО «Марий-Эл-Лада»  расположено по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Строителей, д.103, вблизи находятся автосалоны Форд Центр Марий Эл,  АВТОН , Автосалон KIA Motors, ТрансТехСервис. ООО «Автотрейд-Марий Эл» находится по адресу г.Йошкар-Ола, ул. Карла Либкнехта, д. 106 д, рядом расположен автосалон «АВТОКОМ».

2.4 Технология 

Общее ужесточение  к составу и технологии производства продукции требует все большей квалификации персонала и затрат на новые технологии.

2.5 Социокультурная  среда

Менеджеры, регулярно проходят обучение в учебном центре ОАО «АВТОВАЗ», по результатм работы выплачиваются премии.

2.6. Экология

Ужесточение экологических  норм, вынуждает предприятие-производителя применять оборудование соответствующего экологического класса.


 

Миссия организации  – это предназначение и смысл  существования организации для  ее собственников и сотрудников, покупателей и деловых партнеров, среды обитания и общества в целом. В миссии проявляется отличие организации от ей подобных, и это отличие затем формируется и реализуется в стратегии ее функционирования и развития.

В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:

  • целевые ориентиры, т.е. то, на что направлена деятельность организации и к чему она стремится в своей долгосрочной перспективе;
  • сфера деятельности и рынок, на котором организация осуществляет реализацию своего продукта;
  • философия организации, выраженная в принятых ею ценностях и верованиях.

Эти характеристики формируют имидж организации, ее организационную культуру и способность  к выживанию в конкурентной среде. После разработки миссии организации необходимо определить цели организации. Если миссия задает общие ориентиры, то цели выражают конкретное состояние организации, достижение которого является желательным в ее настоящем и будущем.

Цели организации  устанавливаются для ее успешного  функционирования и развития в долгосрочной перспективе. Однако цели должны быть реальными, они устанавливаются исходя из потенциала организации и должны удовлетворять некоторым ключевым требованиям: достижимость, гибкость, измеримость, конкретность, совместимость, приемлемость. Для формирования целей организации целесообразно воспользоваться методом построения «Дерева целей».

 



 


 


 



 

 



 

Рис. 1 Дерево целей предприятия

 

2.3 Характеристика организационной структуры управления и предложения по ее совершенствованию

 

Управление  предприятием должно осуществляться на базе определенной организационной  структуры. Структура предприятия  и его подразделений определяется предприятием самостоятельно.

Под организационной  структурой управления понимается упорядоченная  совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных систем организации.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада»