Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Переход нашей экономики к рыночным отношениям имеет определенные особенности:
- рыночная экономика формируется неэволюционным путем: делается попытка проводить ее в процессе радикальных изменений общественного строя;
- внедрение рыночной экономики проходит без достаточно апробированных по отношению к нашим условиям хозяйствования законодательно-правовых актов и нормативов;
- государство не поддерживает развитие новых видов предприятий и не обременяет себя помощью действующим предприятиям (особенно малым); на данный момент практически нет стимулов и льгот для различных предприятий и предпринимательства.

Содержание работы

Введение 2
1. Современные проблемы управления 4
1.1 Управление предприятием, его хозяйственной, экономической и социальной деятельностью 4
1.2 Отсутствие стратегического управления как важнейшая проблема менеджмента российских предприятий 7
1.3 Актуальные проблемы в управлении отечественными предприятиями 14
2. Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада» 21
2.1 Общая характеристика предприятия и основные технико-экономические показатели ее работы 21
2.2 Оценка внешней и внутренней среды, миссия и цели предприятия 26
2.3 Характеристика организационной структуры управления и предложения по ее совершенствованию 33
2.4 Анализ управленческого персонала и структуры управленческих отношений 43
2.5 Оценка эффективности управления предприятием 46
Заключение 50
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

Sovremennye_problemy_upravlenia_MENEDZhMENT.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

Для практической реализации долгосрочных целей фирмы, необходимо разрабатывать соответствующие  планы и программы действий. Причем, в зависимости от отраслевой принадлежности фирмы концепции построения планов могут отличаться по длительности, функциям и специальным мерам.

В основе разработки таких планов лежат: изучение изменений  внешней среды, оценка конъюнктуры  товарных рынков и поведение участников рыночных отношений, анализ экономико-политических и социально-демографических ситуаций, исследование нормативно-правовых актов государства и т.д.; анализ внутрифирменных возможностей и выработка стратегий действий для получения конкурентных преимуществ товаров фирмы по сравнению с товарами конкурентов; разработка 3-х - 5-ти летних стратегических планов хозяйственной деятельности с четким количественным определением целей и стратегических мер по их достижению с использованием многовариантных сценариев развития фирмы.

Элементами  стратегического плана фирмы с рыночной ориентацией являются: глобальная идея (миссия) фирмы, которая дает ответ на фундаментальные вопросы ее существования, вытекающие из основополагающей концепции деятельности фирмы. Определяя свою миссию, фирма выбирает свой базовый рынок, на котором она будет вести конкурентную борьбу; осуществляет внешний аудит, то есть изучение макро- и микроокружения фирмы, неподвластного фирме, с точки зрения силы и слабости фирмы, угроз и новых возможностей; проводит внутрифирменный аудит, то есть изучение внутренних факторов, подконтрольных фирме, исследование внутренних ресурсов и обстоятельств для определения ее сильных и слабых сторон, естественных преимуществ, выражающихся в качестве товаров, которых невозможно скопировать или подделать, в цене, в продвижении и размещении товаров в местах, недоступных конкурентам и т.д.

Тактические цели любой фирмы ориентированы на решение текущих проблем: получение  постоянной прибыли за счет базовых  изделий и рациональною использования  производственных ресурсов, повышения производительности труда и бездефектного изготовления продукции; обеспечение максимального дохода в краткосрочном периоде через умелое сочетание производства базовых изделий с освоением новых технологий и видов продукции, оптимальное формирование товарного ассортимента и правильного выбора каналов товародвижения, определение ценовой политики и стимулирование спроса; разрешение текущих социальных и производственных конфликтов путем формирования желаемого поведения персонала и обеспечение занятости у трудоспособного населения региона, создание благожелательного отношения потребителей к товарам фирмы и изменения уровня жизни людей в регионе, где действует фирма, то есть социальных обязательств перед природой и обществом [21, с. 3].

По традиции главной целью хозсубъекта считается достижение максимальной прибыльности и доходности от производственно-коммерческой деятельности вне зависимости от других факторов. Однако практика показывает, что величина прибыли и вероятность ее получения находятся в обратной зависимости, так как рентабельность производства товаров зависит не только от структуры себестоимости и цены на продукцию, но и скорости оборота капитала и ценовой эластичности товара.

В целом тактические  цели производственно-коммерческой деятельности фирмы сводятся к определению и выяснению основных факторов:

- сколько и  какой продукции (старой, новой)  нужно производить, чтобы удовлетворить  спрос в целом на рынке и  отдельных его сегментах в  текущем периоде; 

- соответствует  ли продукция фирмы отечественным и мировым стандартам качества и как приспособить ее к потребностям рынка;

- где и в  каком регионе наиболее выгодно  вести сбыт своей продукции  и каковы территориальные границы  этих регионов, обеспечивающие получение  адекватных результатов; 

- чем угрожают предприятию конкуренты на отечественных и мировых рынках и как противостоять этой угрозе, каким образом организовать продвижение своих товаров на эти рынки, не понеся при этом чрезмерных расходов;

- зон деятельности, где у фирмы есть ключевые  преимущества в цене, в качестве обслуживания по отношению к вероятным конкурентам, позволяющим удовлетворить желания и запросы целевых сегментов рынка;

- как сформировать  рынок для нового продукта  фирмы и т.д. 

В основе формирования и реализации целевых установок на каждом рынке конкретного товара в краткосрочном периоде лежит: разработка маркетинговых стратегий действий на основе учета местных условий и знаний поведения потребителей, их запросов и нужд; оценка текущей рыночной ситуации при постоянной корректировке задач по мере изменения конъюнктуры рынка и индекса цен, обострения конкурентной борьбы, сезонного падения спроса, уменьшение интересов покупателей к товарам фирмы и т.д.; высокая теоретическая и практическая подготовка работников маркетинга, детальная конкретизация деятельности хозсубъекта на рынке.

Обычно виды тактического маркетинга сводятся: к  модернизации и модификации стандартизированных  товаров; к усилению рекламных мер  для падающего спроса и уменьшению цен для стимулирования сбыта; к  расширению ассортимента услуг со стороны сервисных служб для привлечения дополнительных покупателей; к конструктивному улучшению товаров в соответствии с требованиями конкурентного рынка; к расширению номенклатуры экспорта и стимулированию персонала; к повышению ответственности за эффективность коммерческих сделок и заключению выгодных контрактов [8, с. 53].

Важное значение здесь имеет активное формирование потребительского спроса за счет знания того, что хотят потребители и  на этой основе формировать свой ассортимент продуманного и справедливого установления цен и информирования об этом потребителей; предложения товаров, которые, по мнению маркетологов предприятия, должны приобрести потребители. При чем, здесь очень важно знать не только что произвести, но и для кого, сколько и по какой цене предлагать товары, чтобы проникнуть вглубь рынка и отстоять свою долю, каким образом доставить их до потребителя и как убедить купить именно этот товар.

Как правило, цели фирмы определяют ее экономическую  политику, то есть задачи на будущие  и выбор соответствующей оргструктуры, отвечающей требованиям внешней  среды. Экономическая политика фирмы  представляет собой подход к решению  производственно-сбытовых проблем, то есть это мир цен и зарплаты, объемов производства и реализации, инвестиций и процентных ставок, страхования и кредитования, доходов и налогов. Она очень сложна и требует много усилий, знания и опыта руководителей, и является по сути дела руководством для действий и принятия решений, которые облегчают достижения целей и задач фирмы. Говоря по-другому, экономическая политика - это Кодекс внутрифирменный законов фирмы, определяющих направления действий и сроков исполнения, процедур и правил сохранения постоянства целей, направлений принятия решений.

Сформированные  высшим руководством фирмы политические решения, ориентируют будущие действия персонала на реализацию альтернатив, благоприятных для достижения целевых  установок и формирование внутрифирменных ценностей. Внутрифирменные ценности представляют собой совокупность взглядов и убеждений персонала, образ жизни и культуры фирмы, обычаи и традиции, закрепленные в своеобразном внутрифирменном Кодексе законов, стандартизированных указаний и правил поведения, которые направлены на обеспечение равных возможностей в бизнесе, лучшего использования трудовых и материальных ресурсов, хорошее обслуживание покупателей, справедливое распределение доходов фирмы и социальные гарантии работников [16, с. 31].

Эти Кодексы определяют направления действий и сроки их выполнения, намечают пути достижения целей, обеспечивают их сохранность и постоянство, предупреждают персонал от принятия ошибочных решений в будущем, ограничивая в определенных пределах свободу действий персонала фирмы. Новые устоявшиеся внутрифирменные ценности дают возможность: по новому взглянуть на проблемы, выделить причины возникновения внутрифирменных угроз и отклонений от первоначальных ценностей и определить разрыв в теоретической и практической деятельности фирмы; получить ответы на вопрос: каково было бы идеальное состояние фирмы, если бы мы улучшили свой фирменный потенциал, обеспечивающий устойчивое рыночное положение фирмы и получение желаемой величины прибыли. Роль внутрифирменных ценностей столь велика, что многие руководители бизнеса 80% своего рабочего времени тратят на из разработку.

1.3 Актуальные проблемы в управлении отечественными предприятиями

 

Вступление в ВТО и стремление России получать западные инвестиции потребует от российских предпринимателей привести параметры своих предприятий к стандартам ISO 9000, которые являются необходимым условием производства качественной продукции и услуг.

Однако, для  того, чтобы продукция и услуги российских предприятий стали действительно  качественными и конкурентоспособными, предприятия должны существенным образом изменить систему организации управления. Роль организации управления в общественном производстве усилилась с развитием системы рыночных отношений и появлением конкуренции. Рынок поставил в зависимость выживаемость предприятий и благосостояние его работников от качества организации управления.

К сожалению, Россия в этом деле оказалась в стороне  от общественного прогресса. Колоссальные ресурсы и талантливый народ  не смогли поднять ее до уровня развитых государств, именно, по причине бездарной организации государственного устройства в целом и экономической системы хозяйствования в частности.

Заметим, что  проблемы управления не могут быть объяснены простыми причинами. Многое связано с историческим укладом и общим уровнем цивилизации и культуры, но есть и более простые причины: недостаток образования или знания, а также сложность самого предмета.

Представим  себе организацию, в которой действует  множество работников. Организация  настолько велика, что контакт каждого с каждым не возможен. То есть, договориться о согласованной работе невозможно, даже если бы такое желание возникло. Однако работники выполняют свои функции, в результате которых появляется продукция. Например, каждую минуту с конвейера сходит автомобиль.

Между тем, работу крупного автомобильного завода обеспечивают десятки и сотни тысяч людей, участвующие в многономенклатурном  производстве. Наблюдая за работой  конвейера, кажется, что все происходит так естественно. Очевидно, что отлаженное производство возникает не сразу, а постепенно. Десятилетиями поколение за поколением, рабочие разных специальностей, инженеры, дизайнеры, экономисты, управленцы - сотни специалистов в совместном труде отлаживают свое мастерство и организационные формы взаимодействия.

Человеческая  цивилизация развивалась благодаря  общественному разделению труда, которое  позволило специализировать труд и  сделать его более качественным. Однако с углублением специализации  и ростом масштабов производства возникла проблема координации поведения работников и вообще согласования многих параметров производства. С появлением этой проблемы и возникла новая специальность и новая отрасль человеческой деятельности - организация управления или управление. Чем больше производство, чем сложней продукт, и чем больше специализирующихся звеньев участвуют в его создании, тем сложнее задачи управления и тем теснее связаны результаты коллективного труда с качеством функции управления. Почему множество известных фирм с богатой историей постепенно сокращали производство, уступая конкурентам, а потом разорились? Почему другие, менее известные, пошли в гору и заняли место потерпевших поражение на рынках товаров и услуг? Если система управления не развивается адекватно росту масштабов производства и не преодолевает возникающие проблемы за счет совершенствования качественных характеристик организации, ее ждет банкротство - это закон рыночной экономики.

Проблемы

Одна из наиболее общих причин болезней современных  предприятий определяется как структурно-функциональная неупорядоченность, которая проявляется в разрыве связей между структурообразующими элементами: целями, задачами, экономическими условиями, технико-технологическим базисом, функционально-поведенческим укладом и др. Эти фундаментальные основы, когда они не согласованы, провоцируют множество отклонений, проблемных и конфликтных ситуаций, неэффективное использование ресурсов, экономические провалы и банкротство.

Меду тем, большинство  руководителей организаций вместо того, чтобы сосредоточиться на вопросах приведения оргструктурных факторов в соответствие друг другу, тратят время на устранение ситуаций, которые порождаются их несоответствием. В больших и сложных системах первый руководитель не может непосредственно следить за ходом всех процессов, итогом которых являются промежуточные и конечные результаты. Поэтому создается многоступенчатая административная структура, назначение которой - распределение функций, прав, ответственности и возможность ведения параллельных процессов для достижения одной или нескольких целей одновременно.

Однако наряду с положительными свойствами административного  структурирования организации имеются  и отрицательные, которые начинают заметно проявляться при увеличении численности персонала и возрастании  интенсивности материальных и информационных потоков. Многоуровневая административная иерархия затрудняет прохождение информации, искажает ее содержание, снижает управляемость.

В потоке событий, связанных друг с другом длинной  цепочкой причинно-следственных связей, становится трудным определить, что повлекло за собой те или иные явления.

Организация, неспособная  адекватно воспринять информацию о  событиях и состояниях ее подсистем, проблемах и недостатках, характеризуется  как информационно непрозрачная.

Руководители  таких организаций проявляют склонность возлагать ответственность за ошибки и просчеты на нерадивость работников, а потому устраивают кадровую чехарду, которая еще более усиливает беспорядок. Слабым местом во всех без исключения исследованных нами организациях остается проблема влияния "человеческого фактора" на результаты функционирования.

В вопросах кадрового  обеспечения превалирует корпоративный  подход: подбор кадров по знакомству и  родственным связям без учета  профессиональной подготовки и способностей. Проблемы подбора, расстановки, подготовки, переподготовки, стимулирования и профессиональной и психологической адаптации кадров решаются неэффективно, либо вообще не решаются, и потому, человеческий фактор часто сводит на нет многие полезные технико-технологические и организационные нововведения.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада»