Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Переход нашей экономики к рыночным отношениям имеет определенные особенности:
- рыночная экономика формируется неэволюционным путем: делается попытка проводить ее в процессе радикальных изменений общественного строя;
- внедрение рыночной экономики проходит без достаточно апробированных по отношению к нашим условиям хозяйствования законодательно-правовых актов и нормативов;
- государство не поддерживает развитие новых видов предприятий и не обременяет себя помощью действующим предприятиям (особенно малым); на данный момент практически нет стимулов и льгот для различных предприятий и предпринимательства.

Содержание работы

Введение 2
1. Современные проблемы управления 4
1.1 Управление предприятием, его хозяйственной, экономической и социальной деятельностью 4
1.2 Отсутствие стратегического управления как важнейшая проблема менеджмента российских предприятий 7
1.3 Актуальные проблемы в управлении отечественными предприятиями 14
2. Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада» 21
2.1 Общая характеристика предприятия и основные технико-экономические показатели ее работы 21
2.2 Оценка внешней и внутренней среды, миссия и цели предприятия 26
2.3 Характеристика организационной структуры управления и предложения по ее совершенствованию 33
2.4 Анализ управленческого персонала и структуры управленческих отношений 43
2.5 Оценка эффективности управления предприятием 46
Заключение 50
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

Sovremennye_problemy_upravlenia_MENEDZhMENT.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

В организациях, которым присущи перечисленные  выше недостатки, эволюция организационных  структур протекает в значительной мере стихийно, управление осуществляется импульсами, деятельность управляющих, особенно высшего звена, перегружается рутинными процедурами, условия их труда становятся вредными. Поэтому управленческие ошибки и просчеты - обычное дело, к тому же они обнаруживаются, когда коррекция уже невозможна или бесполезна.

Однако, несмотря на информационную непрозрачность, каждый работник, а тем более руководитель, имеет свое (часто твердое) мнение о событиях, вытекающее из той части ограниченной и искаженной информации, которая ему доступна. Это мнение, преломленное через способности, компетенцию и личные формальные и неформальные интересы формирует некоторую устойчивую ориентацию, позицию и потенциал для действий в организационных отношениях и прецедентах. Неудивительно, что несовпадение позиций из-за несходства убеждений (заблуждений) и интересов, приводит к противоречиям, межличностной и межведомственной борьбе, которая является мощнейшим стимулом и регулятором эволюции организационной структуры.

Понятно, что  при таком положении, о слаженной, эффективной работе можно только мечтать. Подтверждением этому являются опросы руководителей подразделений, проведенные в ряде крупных организаций. Попытка восстановить, например, административную структуру на основании опроса не дает однозначного результата. Ответы и руководителей, и их подчиненных, а также работников смежных подразделений и служб о функциональных обязанностях, технологии функционирования, ответственности и подчиненности противоречат друг другу.

Противоречия  в условиях структурно-функциональной неупорядоченности становятся важнейшим  структурообразующим фактором, слабо  поддающимся прогнозированию.

Вопрос об изменениях в организационной структуре  возникает, обычно, на острие проблемных или конфликтных ситуаций. Инициатором, как правило, выступает один из руководителей, испытывающий организационные затруднения, и который претендует на иной функциональный статус, численность своего подразделения или иные условия работы. К обсуждению такой ситуации привлекаются заинтересованные стороны, часто высшие руководители или руководителей-участников конфликта. При этом обсуждается не весь комплекс организационных взаимосвязей (в силу их сложности и неочевидности), а только та их часть, которая просматривается на поверхности явлений и интересует инициатора предложений и его оппонентов.

При отсутствии необходимой и достоверной информации лица, принимающие решения, отдают предпочтение версии наиболее приближенного, лояльного или красноречивого ходатая. Проводимая, затем, реорганизация не затрагивает глубинные причины конфликтной (проблемной) ситуации и не решает проблемы в целом.

Изменение условий работы одного подразделения приводит к новому функциональному, правовому или иному соотношению работников и подразделений и часто порождает новые диспропорции и трудности для других. Новые трудности, в свою очередь, вызывают новые конфликты и проблемы и новые предложения по реорганизации. Такова современная практика эволюции организационных структур и систем управления на большинстве отечественных предприятий.

Особенности национальной культуры управления, или как теперь называют - национальный менталитет, не оставляет надежд на то, что все само собой образуется. Практика показывает, что самые выигрышные экономически просчитанные проекты и бизнес-планы можно успешно провалить. Причина одна - бездарная организация и управление. Вместе с тем опыт показывает, что даже в неблагоприятных экономических условиях, но при разумной организации дела можно добиться многого.

Организационная структура, даже если она идеально отлажена на какой-то момент времени, уже в  следующий момент требует коррекции  и настройки, иначе изменениями внешних или внутренних условий функционирования приводят организацию к диспропорциям. Если такая коррекция своевременно не проведена, диспропорции накапливаются и усиливаются негативные проявления.

Таким образом, установить приемлемые структурные пропорции однажды и на все времена невозможно. Эффективность организационной структуры поддерживается постоянным регулированием, адаптацией ее конфигурации и пропорций к множеству изменений внешних и внутренних (структурообразующих) факторов, к которым относятся:

  • цены и спрос на товары и услуги, сырье, материалы, стоимость рабочей силы, налоги; банковские процентные ставки, административное законодательство
  • технология производства, включая оборудование
  • численность, квалификация, образование, способности работников
  • производительность персонала и техники
  • производственные площади, всевозможные нормативы и многое, многое другое.

Для решения  этих проблем необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как связать множество разнокачественных факторов с параметрами организационной структуры?
  • Как согласовать деятельность персонала и подразделений?
  • Как сделать организационноую структуру информационно прозрачной?
  • Каков порядок перехода к новой организационной культуре?
  • Как готовить кадры для новых организационных условий?

 

Без ответов  на эти вопросы трудно добиться предсказуемых  результатов.

2. Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада»

2.1 Общая характеристика предприятия и основные технико-экономические показатели ее работы

 

ОАО «АВТОВАЗ»  является крупнейшим в России  автопроизводителем и  компанией, активно работающей в 46 странах. Общества, входящие в Группу АВТОВАЗ, ведут деятельность  более чем в 17 государствах. В нее входят около 270 дочерних предприятий, одним из которых является ОАО «Марий-Эл-Лада».

Открытое Акционерное  общество «Марий-Эл-Лада» учреждено  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, зарегистрировано решением исполнительного комитета Йошкар-Олинского городского Совета народных депутатов 25.06.1991г. № 668. Устав  открытого акционерного общества «Марий-Эл-Лада» зарегистрирован постановлением Администрации г. Йошкар-Олы от 09 сентября 1993г. за №1194, перерегистрирован Государственной Регистрационной палатой за №240 от 12 февраля 1998 года. 

Место нахождения общества: Российская Федерация, 424006, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, 103.

Уставный капитал составляет 1800 (Одна тысяча восемьсот) рублей. Он распределяется между учредителями в следующих размерах:

  • открытое акционерное общество «АВТОВАЗ» (78%) - 1400 руб. (1400 акций);
  • физические лица (граждане России, члены трудового коллектива ОАО «Марий-Эл-Лада») (22%) – 400 руб. (400 акций).

Уставный капитал  разделен на обыкновенные именные акции  в количестве 1800 (Одна тысяча восемьсот) штук номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая.

Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

  • гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;
  • оказание услуг гражданам, предприятиям, организациям в предпродажной подготовке, техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей;
  • реализация автомобилей и запасных частей к ним;
  • изготовление запасных частей и другой собственной продукции и их реализация;
  • проведение технических экспертиз, с оформлением документов по возмещению ущерба, связанного с ремонтом и восстановлением автомобилей;
  • консультационные, рекламные, маркетинговые услуги, инжиниринговые, брокерские, дилерские и лизинговые услуги;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • торговля грузовыми автомобилями, прицепами, полуприцепами, мотоциклами, мотороллерами, мотоблоками, мопедами, велосипедами и запчастями к ним;
  • выполнение строительно-монтажных работ, в том числе возведение несущих ограждающих конструкций зданий и сооружений;
  • осуществление строительных и пусконаладочных работ;
  • реконструкция объектов, монтаж, техническое обслуживание и ремонт оборудования;
  • транспортно-экспедиционное обслуживание;
  • международные перевозки имеющимися транспортными средствами, в том числе автомобильным и водным;
  • посредническая деятельность;
  • комиссионная торговля автомобилями и запасными частями, а также иными промышленными товарами;
  • разработка программного и методического обеспечения на различные виды работ;
  • производство сельскохозяйственной продукции путем создания подсобных, фермерских, индивидуальных хозяйств;
  • коммерческая деятельность по поставке сельхозпродуктов;
  • производство зерновых, хлеба и хлебобулочных изделий;
  • реализация горюче-смазочных материалов;
  • заправка автомобилей ГСМ;
  • платная стоянка автомобилей;
  • реализация специального оборудования;
  • абонементное обслуживание и страхование автомобилей через страховые компании;
  • осуществление деятельности  по утилизации отходов производства и потребления, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных);
  • оценочная деятельность;
  • осуществление иной коммерческой и производственной деятельности.

ОАО «Марий-Эл-Лада»  динамично развивающаяся компания, деятельность которой направлена на повышение качества автомобильных  продаж на территории Республики Марий  Эл. Деятельность ОАО «Марий-Эл-Лада» осуществляется согласно Сертификата Дилера 2 категории ОАО «АВТОВАЗ».

ОАО «Марий-Эл-Лада»  реализует автомобили как физическим, так и юридическим лицам.

По итогам деятельности ОАО «Марий-Эл-Лада» в 2011 году годовым  общим собранием акционеров 08 июня 2011 г. (протокол № б/н) было принято  решение о выплате (объявлении) дивидендов акционерам Общества в  размере 9 482 тыс. руб.

ОАО «Марий-Эл-Лада»  представляет полный модельный ряд  автомобилей LADA (семейства «Классика», «Samara», LADA-Нива, «Калина», «Приора», LADA Granta) автомобили производства ОАО «АВТОВАЗ»

Для оценки деятельности предприятия необходимо рассмотреть основные экономические показатели, которые представлены в таблице.

Таблица 1

Основные показатели финансово-экономической деятельности предприятия ОАО «Марий-Эл-Лада» за 2010-2012 гг.

Показатели

Год

Абсолютное  изменение

2012 года в  сравнении с 2010, +/-

Относительное изменение

2012 года в  сравнении с 2010, %

2010

2011

2012

1. Выручка от  продаж, тыс. руб.

288136

272671

264021

-24115

92%

2. Себестоимость  продукции, тыс. руб.

265804

253130

248157

-17647

93%

3. Валовая прибыль,  тыс. р.

22332

19541

15864

-6468

71%

4. Коммерческие  расходы, тыс. руб.

4942

4690

3715

-1227

75%

5. Прибыль от  продаж, тыс. руб.

8816

3951

432

-8384

5%

6. Прочие доходы, тыс. руб.

3346

8405

8415

5069

251%

7. Прочие расходы,  тыс. руб.

424

1093

771

347

182%

8. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

12036

11547

8517

-3519

71%

9. Чистая прибыль  (убыток) отчетного периода, тыс.  руб.

9611

9194

6728

-2883

70%


Окончание таблицы 1

Показатели

Год

Абсолютное  изменение

2012 года в  сравнении с 2010, +/-

Относительное изменение

2012 года в сравнении с 2010, %

2010

2011

2012

10. Стоимость  основных средств, тыс. руб.

4 539

4 761

5034

495

111%

11. Среднесписочная  численность работников по предприятию,  чел.

61

55

50

-11

82%

12. Фондоотдача  (стр.1/стр.10), руб./руб.

63,48

57,27

52,45

-11,0

83%

13. Фондовооруженность (стр.10/стр.11), тыс. руб./чел.

74,41

86,56

100,68

26,27

135%

14. Рентабельность  продаж, (стр.5/стр.1*100), %

3,1%

1,4%

0,2%

-2,9%

5%

15. Дебиторская  задолженность (тыс. руб.)

13 483

7 482

5841

-7642

43%

16. Кредиторская  задолженность  (тыс. руб.)

17 526

12 502

22148

4622

126%


 

Данные, представленные в таблице, показывают, что выручка от продажи продукции за рассматриваемый период снизилась на 24115 тыс. руб. или 8% и в итоге составила 264021тыс. руб. Снижение себестоимости проданной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным произошло на 17647 тыс. руб. или 7%. Необходимо отметить, что темп снижения выручки выше, чем темп снижения себестоимости, что является отрицательным моментом в деятельности предприятия.

Размер коммерческих расходов за анализируемый период снизился на 1 227тыс. руб. или 25% и в 2012 году составил 3715 тыс. руб. В итоге, прибыль от продаж снизилась на 8384 тыс. руб., что привело к снижению рентабельности продаж на 2,9%.

В отчетном периоде по сравнению с базисным величина прочих доходов значительно выросла на 5069 тыс. руб. Прочие расходы также выросли на 347 тыс. руб.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности управления ОАО «Марий-Эл-Лада»