Адаптация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной работы – разработка проекта совершенствования системы адаптации в ГОУ СПО «ОХПК».
Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
• проанализировать теоретические аспекты адаптации;
• изучить и оценить данный процесс в ГОУ СПО «ОХПК»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ.
ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ………………………………..5
1.1. Сущность и типология адаптации……………………………………………………..5
1.2. Этапы, методы и программы адаптации………………………………………………7
1.3. Особенности управления системой адаптации……………………………………….9
Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
В ГОУ СПО «ОХПК» …………………………………………………………………10
2.1. Общие сведения об организации……………………………………………………10
2.2. Анализ системы управления ГОУ СПО «ОХПК»………………………………….14
2.3. Анализ системы управления персоналом…………………………………………..18
2.4. Анализ системы адаптации персонала в ГОУ СПО «ОХПК»……………………..22
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ В ГОУ СПО «ОХПК»…..24
3.1. Методика проектирования системы адаптации персонала………………………..24
3.2. Определение функций управления адаптацией……………………………………26
3.3. Программа адаптации сотрудников ГОУ СПО «ОХПК»………………………….28
3.4. План реализации проекта……………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

АДОПТАЦИЯ.docx

— 130.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

КНИГИ

  1. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. – М., 1998.
  2. Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. – М.,  1996.
  3. Карастелин С.А., Поляк Г.Б. Социальное развитие трудовых коллективов. – М., 1998.
  4. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М., 2005.
  5. Малуев П.А., Мелихов Ю.Е. Управление персоналом. – М., 2005.
  6. Половинко В.С. Управление персоналом: системный подход и его реализация. – М., 2002.
  7. Управление персоналом: Учебник \ Под ред. Т.Ю.Базарова. – М., 2002.

 

СТАТЬИ

  1. Волина В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом. – 2000. - № 7.
  2. Ивлева В. В. Системный подход к адаптации сотрудников // МИКСПЕРСОНАЛ.–2006. - № 3-4.
  3. Махина Т.А. Адаптация новичков: слагаемые эффективности // Кадровый менеджмент. – 2003. - № 3.
  4. Адаптация персонала. // Организация работы службы персонала: Методическое пособие \ приложение к журналу «Справочник кадровика». – 2006. - № 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Положение об адаптации сотрудников 

государственного образовательного учреждения среднего профессионального  образования 

«Омский художественно-промышленный колледж»

 

 

  1. Общие положения

                 Настоящее положение разработано с целью определения подходов к системе адаптации новых сотрудников (назначенных на новую должность), регулирования и управления процессом адаптации персонала колледжа.

          Адаптация сотрудников ГОУ СПО  «ОХПК» представляет собой комплекс  мероприятий, направленных на  приспособление вновь принятых  работников к содержанию, условиям, режиму труда, социальной среде  колледжа и того подразделения  (службы), где они работают.

          Адаптация является важным элементом  системы управления персоналом  колледжа и предназначена решать  проблемы формирования у новых  сотрудников требуемого уровня  результативности труда в наиболее  короткие сроки.

          В процессе адаптации участвуют:

    • линейный руководитель – непосредственный руководитель наставника и адаптанта;
    • инспектор по кадрам – руководитель процесса адаптации в колледже;
    • наставник - квалифицированный сотрудник, имеющий достаточный опыт работы в конкретной должности (специальности);
    • адаптант – вновь принятый сотрудник либо работник, переведенный на другую работу (новую должность);
    • психолог – сотрудник колледжа, владеющий примами создания комфортного микроклимата и методами разрешения конфликтных ситуаций.            

 

  1. Цель и задачи адаптации

           Цель адаптации – помочь новому сотруднику успешно освоиться в колледже, войти в должность,  формировать профессионально важные качества.

                 Задачами адаптации являются:

  • сокращение текучести кадров;
  • снижение факторов стресса, озабоченности и неопределенности у новых работников;
  • экономия времени руководителей и сотрудников при решении организационных вопросов;
  • развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой у адаптантов.

 

 

  1. Организация адаптации
    1. Работу по адаптации новых сотрудников возглавляет инспектор по кадрам. Он организует взаимодействие всех участников, подготовку и проведение процесса. 
    2. Для каждого нового сотрудника составляется (на основе базовой) и утверждается Программа адаптации. Разработку Программы возглавляет и организует его (сотрудника) непосредственный руководитель:
  • заместитель директора по научно-методической работе – для руководящих работников;
  • заведующие отделениями - для преподавателей и учебно-вспомогательного персонала учебной части;
  • старший мастер - для мастеров производственного обучения и учебно-вспомогательного персонала учебно-производственной службы;
  • комендант общежития - для работников общежития;
  • инспектор по кадрам – для других работников.

         В состав рабочей группы по  созданию Программы адаптации  кроме линейного руководителя  входят наставник молодого специалиста  и психолог.

    1. Адаптация персонала колледжа проходит в четыре этапа и имеет продолжительность для руководящих и инженерно-педагогических работников - один год; для всех остальных категорий – от одного до трех месяцев.
      1. Первый этап «Общая ориентация» сотрудника включает знакомство с организационными и функциональными особенностями колледжа, системой коммуникаций, правилами поведения - осуществляет инспектор по кадрам.
      2. Второй этап «Вхождение в должность» включает практическое знакомство нового сотрудника со своими обязанностями и предъявляемыми к нему требованиями – осуществляет непосредственный руководитель.
      3. Третий этап «Действенная адаптация» включает практическое освоение необходимых для выполнения работы знаний, умений и навыков – осуществляет наставник.
      4. Четвертый этап «Функционирование» завершает процесс адаптации, является переходом к стабильной работе, включает анализ показателей адаптации – осуществляет  непосредственный руководитель.

Участие психолога в процессе адаптации  носит консультативный характер.

    1. Приказом директора колледжа, изданным на основании служебной записки, подготовленной непосредственным  руководителем адаптанта, за каждым новым сотрудником закрепляется наставник из числа наиболее опытных и квалифицированных работников подразделения (службы). Линейный руководитель определяет перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучаемый с помощью наставника,
    2. Участники процесса адаптации руководствуются в своей деятельности нормативными документами, регламентирующими деятельность колледжа, настоящим Положением, Положением о наставничестве, Программой адаптации, должностной инструкцией и др.
    3. Методическое обеспечение адаптации осуществляется за счет средств колледжа. Оплата труда организаторам адаптации новых сотрудников производится в виде надбавок за составление программ адаптации, разработку методических материалов, обучение и наставничество. Размер надбавок устанавливается Положением об оплате труда.
    4. По итогам адаптации непосредственный руководитель нового сотрудника проводит собеседование и анализирует отчеты наставника и адаптанта, после чего принимает решение о снятии наставничества и включении сотрудника в текущие программы. Итоговый отчет передается инспектору по кадрам и хранится в личном деле сотрудника.

 

 

  1. Права и обязанности участников адаптации

4.1 Инспектор по кадрам, непосредственный  руководитель адаптанта, (далее по тексту Руководители адаптации) имеют право:

    • запрашивать у наставника и адаптанта необходимые документы и информацию для оценки результатов и коррекции их деятельности в пределах своей компетенции;
    • проводить собеседования с наставником, психологом и адаптантом, анкетирование новых сотрудников с целью получения обратной связи;
    • проводить диагностику качества профессиональной деятельности вновь принятых сотрудников;
    • контролировать процесс адаптации с целью выявления проблемных областей в пределах своей компетенции;
    • вносить изменения в Программу адаптации;
    • решать вопрос о замене наставника в части подготовки служебной записки вышестоящему руководству.
    1. Руководители адаптации обязаны:
    • владеть нормативно-правовой базой адаптации, строго соблюдать требования настоящего Положения и других нормативных документов;
    • владеть технологией адаптации, формами и методами получения и анализа информации;
    • обеспечивать системность, гибкость, открытость процесса адаптации;
    • контролировать соблюдение сроков адаптации и анализировать причины отклонений;
    • соблюдать профессиональную этику и доброжелательное отношение ко всем участникам процесса.
    1. Наставник  и психолог (далее по тексту Организаторы адаптации) имеют право:
    • запрашивать у адаптанта информацию о выполнении заданий в пределах своей компетенции;
    • осуществлять контроль и коррекцию деятельности адаптанта;
    • вносить предложения по совершенствованию процесса адаптации;
    • участвовать в разработке адаптационных мероприятий.
    1. Организаторы адаптации обязаны:
    • выполнять план обучения и программу адаптации;
    • соблюдать нормы профессиональной этики;
    • качественно исполнять возложенные функции адаптации нового работника;
    • обеспечивать необходимый уровень профессиональной деятельности, закрепленного сотрудника.
    • не наносить ущерба своей основной профессиональной деятельности.
    1. Адаптант имеет право:
    • участвовать в обсуждении и решении вопросов организации адаптации;
    • получать всю необходимую информацию о деятельности колледжа и особенностях своей профессиональной деятельности;
    • получать своевременную квалифицированную помощь Руководителей и Организаторов адаптации в различных  видах профессиональной деятельности;
    • ходатайствовать о замене наставника в случае неисполнения последним своих обязанностей.
    1. Адаптант обязан:
    • выполнять план обучения и Программу адаптации согласно установленным срокам;
    • соблюдать нормы профессиональной этики и правила внутреннего распорядка;
    • качественно  исполнять обязанности, изложенные в должностной инструкции и других нормативных документах, регламентирующих деятельность сотрудников колледжа.

 

  1. Контроль адаптации

            Контроль процесса адаптации  осуществляется заместителями директора  колледжа (руководителями служб)  и линейными руководителями (п.3.3 настоящего Положения) в соответствии  с планом внутреннего контроля, утвержденным директором колледжа.

 

Приложение 2

Положение о наставничестве

в государственном образовательном  учреждении среднего профессионального  образования 

«Омский художественно-промышленный колледж»

 

 

  1. Общие положения 

          Настоящее Положение разработано  с целью регулирования отношений  между новым сотрудником и  квалифицированным специалистом  по передаче профессиональных  знаний, умений и навыков.

          Наставничество – профессиональное  обучение нового сотрудника (назначенного  на новую должность) на рабочем  месте путем его закрепления  за квалифицированным специалистом (наставником) с целью овладения  знаниями, умениями и навыками, необходимыми  для выполнения поставленных  организационных задач.

          Наставничество является важным  элементом системы адаптации  персонала колледжа и предназначено  формировать у новых сотрудников совокупность знаний о колледже, умений и навыков профессиональных и социальных действий, направленных на достижение поставленных целей.

Информация о работе Адаптация персонала