Валютная политика Банка России, ее направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:06, реферат

Описание работы

В большинстве стран центральный банк является проводником государственной валютной политики, однако, к примеру, в Италии валютную политику разрабатывает и реализует наряду с центральным банком специально созданное ведомство - итальянское валютное бюро.
Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты. В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:
регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки уровня);
управление официальными валютными резервами;
валютное регулирование и валютный контроль;

Содержание работы

Валютная политика Банка России, ее направления……………………3
Федеральное казначейство РФ, его функции…………………………..7
Список использованной литературы……………………………………14
Практическое задание…………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Готовая работа.docx

— 53.66 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Валютная политика Банка России, ее направления……………………3
  2. Федеральное казначейство РФ, его функции…………………………..7
  3. Список использованной литературы……………………………………14
  4. Практическое задание…………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Валютная политика Банка России, ее направления.

 

 

   В большинстве стран центральный  банк является проводником государственной  валютной политики, однако, к примеру, в Италии валютную политику разрабатывает  и реализует наряду с центральным  банком специально созданное ведомство - итальянское валютное бюро.      

Валютная  политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса  национальной валюты. В наиболее общем  виде валютная политика состоит из следующих элементов:

  • регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки уровня);
  • управление официальными валютными резервами;
  • валютное регулирование и валютный контроль;

 

     - международное    валютное    сотрудничество    и    участие    в международных валютно-финансовых организациях.     

Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются валютные интервенции  и, в той или иной степени, практически  все инструменты денежно-кредитной  политики (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Таким образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением -центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика».      

Основными принципами валютного регулирования  и валютного контроля в Российской Федерации являются:      

- приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;     

- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;      

- единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

- единство системы валютного регулирования и валютного контроля;     

- обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.     

Центральный банк Российской Федерации отвечает за проведение государственной валютной политики страны.     

Глава 9 Федерального закона «О Банке России»  предусматривает разграничение  полномочий ЦБР в области международной  и внешнеэкономической деятельности. В частности ЦБР представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных  государств, в международных банках и иных международно-финансовых организациях. Причем в статье 51 специально оговорено, что Банк России выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных  банков, осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами.     

Валютная  политика любой страны представляет собой совокупность всех мероприятий, проводимых российским государством и  центральным банком в сфере валютных отношений и денежного обращения, с конечной целью воздействия  на экономику страны и покупательную  силу национальной денежной единицы. Это  всецело относится и к России. Валютная   политика   выполняет   роль   переходного   моста   на   стыке национальной и мировой экономики, превращаясь в важнейший инструмент создания предпосылок интеграции России в мирохозяйственные связи. Целями валютной политики Российской Федерации в период перехода от командно-административной экономики к рыночным отношениям являются:

- прекращение так называемой «всеобщей долларизации всей страны»;       

- поддержание стабильности национальной валюты - российского рубля, т.е. более или менее стабильного курса по отношению к валютам других государств;

- создание предпосылок для введения полной конвертируемости рубля. Валютную политику по форме и по существу нельзя отделить от всего

круга проблем внешнеэкономических связей. Например, валютный курс напрямую связан с движением товаров, услуг и  капиталов, что находит свое конкретное обобщающее выражение в платежном  балансе страны. Следовательно, внешнеэкономическое  регулирование в ходе перехода страны к рыночным преобразованиям структурно переплетается с важнейшими целями валютной политики.      

Основное  направление валютной политики, как  составной части экономической  стратегии страны в переходный период, можно проследить, в первую очередь, на примере либерализации условий  внешнеэкономической деятельности страны. В «Программе углубления экономических  реформ» российским правительством были определены следующие конкретные цели либерализации условий внешнеэкономической  деятельности:     

- отход от количественных ограничений во внешней торговле и переход к экономическим методам ее регулирования, переход к единому курсу рубля;

- сближение структуры внутренних и внешних (мировых) цен, последовательное снижение ставок экспортного тарифа и введение

унифицированного  импортного тарифа;     

- переход к внутренней конвертируемости рубля для резидентов и нерезидентов сначала по текущим, а затем по капитальным операциям;      

- поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.     

В рабочей программе Совета Министров - Правительства Российской Федерации  «Развитие реформ и стабилизации российской экономики были выдвинуты  следующие задачи:      

- либерализация   рынков,   в   первую   очередь,   валютного   и внешнеторгового;      

- ликвидация множественности курсов и переход к единому валютному курсу;     

- расширение объемов продажи экспортной выручки на валютном рынке.

Для достижения перечисленных выше задач предполагалось:     

- резко ограничить, а затем полностью прекратить квотирование и лицензирование экспортных поставок;

  • снизить экспортные пошлины на неэнергетические товары и ликвидировать централизованный экспорт;
  • отменить льготы по освобождению предприятий, отраслей и регионов от продажи экспортной выручки;

 

     - отказаться от практики установления дотационных коэффициентов для централизованного импорта.     

Эффективность указанных специфических мер  валютной политики увязывалась в  обязательном порядке в сочетании  с такими направлениями экономической  политики государства, как:     

- проведение жесткой денежно-кредитной политики и снижение темпов инфляции;     

- достижение    процентной    ставкой    по    банковским    ссудам положительного уровня;     

- повышение ставок по депозитам и вкладам, обеспечивающее более высокую доходность рублевых сбережений по сравнению с приобретением и размещением СКВ;

  • расширение производства конкурентоспособной на внешнем рынке продукции и развитие импортозамещающих производств;
  • улучшение платежного баланса страны.

 

     Такая стратегия получила название «валютная  шоковая терапия» по аналогии с «шоковой терапией». Сторонники данного варианта курсовой политики полагали, что быстрое  введение конвертируемости российского  рубля можно обеспечить либо значительным понижением валютного курса, фиксируя его на существенно низком уровде (т.е. используя методы постоянной девальвации), либо посредством определения курса национальной валюты на основе спроса и предложения на свободном рынке. Указанная стратегия не учла главного: валютный сегмент, равно как и финансовый рынок в целом, находятся на протяжении всех лет реформы в крайне нестабильном положении. Анализ мирового опыта свидетельствует о наличии следующих основных вариантов осуществления курсовой политики:

  • «свободно плавающие» валютные курсы;
  • регулируемое «плавание» валют;
  • постоянно фиксированные курсы.

 

     Россия  выбрала смешанный вариант: проведение умеренной политики регулируемого  «плавания» при непрерывном изменении  валютных курсов и применении корректирующих внутренних мер по стабилизации экономики  страны. Выбор подобного рода курсовой политики возможен при учете темпов инфляции, состояния платежного баланса, разницы процентных ставок за кредит, спекулятивных валютных операций, ускорения  либо задержки валютных платежей, степени  доверия к рублю в самой  России и на мировых валютных рывках, т.е. учете факторов, влияющих на российский валютный рынок.      

В России было допущено с самого начала реформ хождение сильной мировой  резервной валюты — доллара США. В других странах, напротив, предпринимались   меры,   направленные   на   максимальное   ограничение хождения иностранной валюты на национальном рынке и укрепление национальной валюты.     

Россия, после введения внутренней конвертируемости, открыла по форме и по существу доступ к долларовым накоплениям  и расчетам в иностранной валюте. Данное обстоятельство привело к  «всеобщей долларизации всей страны».     

Обращение на территории России иностранной валюты ведет к ослаблению национальной валюты. В соответствии с положением Центрального банка России «О прекращении' на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическими лицами товары (работы, услуги)» от 15 августа 1997 г. № 503 с 1 ноября 1997 г. вступил в силу новый порядок расчетов за товары и услуги, продаваемые физическим лицам. В результате российский рубль стал единственным платежным средством при всех видах расчетов.     

Одна  из важнейших функций ЦБ — поддержание  устойчивости курса рубля. Безусловно, устойчивый валютный курс является очень  важным экономическим параметром для  российских предприятий.     

В конце 2003 г. ЦБР прекратил активную поддержку курса доллара на валютном рынке, в результате чего котировки  доллара снизились.      

Начиная с весны 2003 г. ЦБ был взят курс в  валютной политике, означающий ее поворот  на 180 градусов. Главными целями ЦБ стали: контроль за инфляцией и выравнивание доходности валютных и-рублевых инструментов. При превышении номинальной рублевой доходности над валютной это достигается двумя способами — либо ускорить девальвацию рубля и повысить доходность валютных инструментов, либо снижать доходность на внутреннем рынке. Выбор был сделан в пользу снижения доходности рублевых инструментов. Таким образом, рынку задан четкий ориентир возможной девальвации рубля.     

Несмотря  на положительные стороны крепкого рубля, в частности, рост потребительского  спроса и  снижение  процентных ставок,  новая политика ЦБР таит в себе риски, которые не следует недооценивать. В условиях унификации и изменения  регулируемых тарифов после 2003 г. правительство  не сможет и дальше сдерживать инфляцию, в результате чего политика ЦБР может  оказаться дискредитированной, а  сам банк столкивается с еще большими проблемами. 

 

 

    1. Федеральное казначейство РФ, его функции.

Система органов федерального казначейства представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой и иерархической организации, где каждый уровень (федеральный, региональный и локальный) имеет свои задачи, функции и специфику.

К федеральному уровню относится:

Главное Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ. Оно является органом управления всей казначейской системой и ему подчинены все нижестоящие территориальные органы казначейства.

 

Структура органов федерального казначейства

К региональному  уровню относятся территориальные управления федерального казначейства, входящие в состав РФ республик, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Локальный уровень охватывает отделения федерального казначейства городов республиканского, краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского, краевого и областного подчинения (за исключением городов районного подчинения).

Органы казначейства имеют  статус самостоятельной федеральной  службы, являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы  расходов и текущие счета в  учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций и печать со своим наименованием. Казначейство подчиняется Министру финансов Российской  Федерации.

Информация о работе Валютная политика Банка России, ее направления