Валютная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

Национальная валютная система России образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, так как страна интегрируется в международные финансовые механизмы, и вступила в 1992 г. в МВФ. Признание устава Фонда налагает на неё определенные обязательства, касающиеся устройства её валютной системы.
Целью данной работы является рассмотрение понятия валютной системы и историю её формирования.

Содержание работы

Введение
1 История формирования современной валютной системы РФ
2 Валютная политика России в 2012-2014 гг.
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

валютная политика россии.docx

— 26.74 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

Кафедра Международной  торговли и таможенного дела

 

РЕФЕРАТ

 на тему: "Валютная политика России".

 

 

 

 

 

                                                                              

 

 

 

 

  Выполнил студент:

 

_________________________

(ф.и.о.)                                                                         Факультета___________

                                                                        группы _____

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону, 2012 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1 История формирования  современной валютной системы  РФ

2 Валютная политика России в 2012-2014 гг.

Заключение

Библиография

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Валютная система страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических  отношений и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной  российской экономики невозможно без  развитого финансового рынка, составной  частью которого является валютный рынок.

Валютный рынок как  форма организации движения валютных ценностей России за последние годы развивается бурными темпами, свидетельством чему служит появление новых уполномоченных банков, валютных бирж, валютных отделов  на фондовых биржах, широкой сети пунктов  обмена валюты, резкий рост объема валютной выручки хозяйствующих субъектов  от продажи ими на экспорт товаров, работ, услуг, бурное развитие торговли валютными фьючерсами и опционами. Развитие внутреннего валютного рынка Российской Федерации требует обобщения опыта его функционирования, возможностей и проблем.

Национальная валютная система  России образована с учетом структурных  принципов мировой валютной системы, так как страна интегрируется  в международные финансовые механизмы, и вступила в 1992 г. в МВФ. Признание  устава Фонда налагает на неё определенные обязательства, касающиеся устройства её валютной системы.

Целью данной работы является рассмотрение понятия валютной системы и историю её формирования.

 
 

 

 

 

1. История формирования современной валютной системы РФ 
Национальная валютная система России образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, так как страна интегрируется в международные финансовые механизмы, и вступила в 1992 г. в МВФ, и вышли на международный валютный рынок. Признание устава Фонда налагает на нее определенные обязательства, касающиеся устройства ее валютной системы.

Валютная система - совокупность двух понятий - валютного механизма и валютных отношений.

Валютный механизм - правовые нормы и представляющие их инструменты как на национальном, так и на международном уровнях.

Валютные отношения - денежные связи при осуществлении внешней торговли, оказании экономической и технической помощи, совершении сделок по покупке валюты и т.д.

Валютное регулирование  в Российской Федерации прошло в  своем развитии несколько этапов, которые можно обозначить следующим  образом:

Первый этап:

-1922 года - период валютного администрирования, включая конфискации и реквизиции ("валютный военный коммунизм");

-1927 года - период валютного регулирования;

-1987 года - административная валютная политика государства

(государственная валютная  монополия);

Второй этап:

-1991 года - период становления валютных отношений в условиях рынка.

Третий этап:

Март 1991-октябрь 1992 года - действие Закона СССР "О валютном регулировании".

Четвертый этап:

С октября 1992 года - действие Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"

Первый этап валютного  регулирования, начавшийся с момента  образования РСФСР (а затем СССР), характеризовался полной централизацией валютных доходов государством, от имени которого на мировых рынках выступали его представители  в лице государственных внешнеторговых объединений.

Среди первых мероприятий  Советской власти была национализация Государственного банка России, а  несколько позднее и всех остальных  банковских и кредитных учреждений с объявлением банковского дела государственной монополией. Отличительной  особенностью становления валютно-кредитной  системы советской России, а затем  СССР, являлось, в частности, введение государственной валютной монополии  как основополагающего принципа организации международных валютно-кредитных  отношений стран, относившихся к  социалистическому лагерю.

Валютная монополия приводила  к тому, что использование валютных доходов и обслуживание международных  расчетов страны осуществлялось одним  банком-монополистом - Внешторгбанком (позднее Внешэкономбанком). Верховный  Совет СССР утверждал народохозяйственные планы страны, в которых устанавливались также источники и объемы валютных поступлений, накопления золото-валютных резервов, направление и суммы расходов. Государство в лице Госплана, Минфина, Госбанка СССР определяло потребности регионов и отраслей, а министерства, ведомства, предприятия и местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов.

Фактически валютное регулирование  осуществлялось в форме прямого  государственного администрирования, "командования", что проявлялось  в установлении жесткого курса рубля  к иностранным валютам, ограничении  числа участников внешнеэкономической  деятельности, монопольного положения  одного банка в валютной сфере.

Уже к концу 20-х годов  от "валютных вольностей" не осталось и следа, а вся валюта сосредоточилась  в руках государства. После сворачивания НЭПа валютная и в целом внешнеэкономическая сфера были надолго отделены от предприятий и населения, что привело к известным результатам. Окончательно валютная монополия оформилась в 1930-37 годах.

И только в 1987 году правительство  предоставило предприятиям более или  менее реальные права оставлять  себе часть валютной выручки от экспорта и только в 1988 году появились первые признаки того, что власти готовы ликвидировать  государственную валютную монополию.

На втором этапе развития валютного регулирования, начавшегося  в 1987 году, практически все участники  хозяйственной деятельности получили право самостоятельно выступать  на внешнем рынке. Предприятия, учреждения, организации, наряду с государством, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту от участия во внешнеэкономической деятельности. В это же время началась широкомасштабная реформа банковской системы, выразившаяся, в частности, в создании большого числа независимых от государства  коммерческих банков, имевших право  открывать и вести валютные счета  клиентов и проводить валютные международные  расчеты.

Отражением своеобразия  этого этапа являлось отсутствие специального органа валютного регулирования (существовавшая при Совете Министров  СССР Государственная внешнеэкономическая  комиссия выполняла и другие функции). Кроме того, источником валютного  регулирования являлись решения  Совета Министров СССР и нормативные  акты министерств и ведомств. Все  это настоятельно требовало разработки специального законодательства по вопросам регулирования валютных отношений.

Третий этап развития валютного  регулирования в стране начался  с принятия в марте 1991 года Закона СССР "О валютном регулировании", который впервые ввел в юридическую  практику такие важные понятия как "валютные ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты", "валютные операции" и многие другие. По Закону основным органом валютного регулирования  стал Государственный банк СССР, что  принято в мировой практике. Государственный  банк СССР разработал письмо от 24 мая 1991 года № 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР", в котором подробным образом были урегулированы важнейшие стороны валютных отношений участников валютных операций. В этот период ускоренное развитие получает валютный рынок. Только в течение двух лет (начало 1991 года - начало 1993 года) Центральный банк Российской Федерации выдал лицензии на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шести специализированным межбанковским валютным биржам: Московской, Санкт-Петербургской, Уральской региональной, Сибирской, Азиатско-Тихоокеанской и Ростовской. В дальнейшем межбанковский и биржевой валютный рынок развивался еще более бурными темпами и стал важнейшим и самым ликвидным сегментом финансового рынка страны.

Развал Союза ССР и  провозглашение суверенитета Российской Федерации поставил задачу скорейшей  разработки и принятия собственного валютного законодательства. 9 октября 1992 года после повторного рассмотрения в Верховном Совете был принят Закон Российской Федерации "О  валютном регулировании и валютном контроле". С принятием этого  Закона было положено начало развитию собственного валютного законодательства суверенной России.

Данный закон устанавливает  принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов  валютного регулирования и валютного  контроля, права и обязанности  резидентов и нерезидентов, а также  ответственность за нарушение актов  валютного законодательства РФ.

В последние годы развитие валютной системы в России все  больше связывается с ее дальнейшей либерализацией, которая предполагает ослабление государственного регулирования  и контроля в валютной сфере.

 

 

 

 

2.Валютная политика России в 2012-2014 гг.

Международные финансовые институты  и экономические организации  прогнозируют продолжение роста  мировой экономики в 2012 году и  в перспективе до 2014 года. Темпы  роста производства товаров и  услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%. Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность существенного снижения деловой активности в странах - торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем. Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран - торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в России. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать улучшению ситуации с притоком капитала.

Банк России рассмотрел три  варианта условий проведения денежно-кредитной  политики в 2012 - 2014 годах, один из которых  соответствует прогнозу Правительства  Российской Федерации. В основу сценариев  положена различная динамика цен  на нефть.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта "Юралс" на мировом  рынке до 75 долларов США за баррель.

В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения  могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал - на 4,2%. Прирост  ВВП ожидается на уровне 3,3%.

В основе второго варианта рассматривается прогноз Правительства  Российской Федерации, положенный в  основу для разработки параметров федерального бюджета на 2012 - 2014 годы. Предполагается, что в 2012 году цена на российскую нефть  может составить 100 долларов США  за баррель.

В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение  в 2012 году цены на нефть сорта "Юралс" до 125 долларов США за баррель.

В 2013 - 2014 годах увеличение объема ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5 - 4,8%.

Основной задачей курсовой политики на 2012 год и период 2013 - 2014 годов является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка  России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. Банк России продолжит политику, направленную на повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

В течение переходного  периода курсовая политика будет  направлена на сглаживание колебаний  курса рубля к основным мировым  валютам, а также на компенсацию  устойчивых дисбалансов спроса и  предложения на внутреннем валютном рынке. Параметры механизма курсовой политики будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной  системы и конъюнктуры российского  денежного рынка и согласовываться с целями единой денежно-кредитной политики. При этом Банк России не будет устанавливать каких-либо целевых значений или фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты.

В настоящее время сохраняющийся  значительный профицит счета текущих операций создает фундаментальные предпосылки для укрепления рубля. Однако прогнозируемое сокращение профицита торгового баланса вследствие быстрого роста импорта приведет к снижению роли данного фактора и, соответственно, усилению влияния на курс состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами. Трансграничные потоки капитала могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков. Следствием этого, а также результатом сокращения участия Банка России в операциях на валютном рынке станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе.

Информация о работе Валютная политика России