Фондовый рынок и организация финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

Роль и значение фондового рынка в системе рыночных отношений определяются следующими факторами:
— привлечение свободных средств в виде инвестиций для развития производства;
— обеспечение перелива капитала из затухающих отраслей в быстро прогрессирующие отрасли;
— привлечение средств для покрытия дефицита федерального и местного бюджетов;
— возможность оценить состояние экономики по индикаторам фондового рынка;
— влияние на изменение темпов инфляции.

Файлы: 1 файл

Финансовый менеджмент.docx

— 85.34 Кб (Скачать файл)

Итогом  финансовой стратегии является разработка финансовой политики предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, эмиссионной и другие. Большое внимание также уделяется учету факторов риска. Результатом перспективного финансового планирования  является разработка трех основных финансовых документов: 

-         прогноза отчета о прибылях и убытках 
-         прогноза движения денежных средств 
 
-         прогноза бухгалтерского баланса

Основной  целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия  на конец планируемого периода. Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы объемов продаж разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продукции. Расчеты на второй и третий год носят характер прогнозов, которые составлены на основе маркетинговых исследований. Прогнозы продаж выражаются, как в денежных, так и в финансовых единицах, и в любом случае помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств предприятия. Объем будущих продаж можно рассчитать, используя следующие методы:

Эвристические методы основаны на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных  участков рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительной чертой этого метода является то, что он определяет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность  изменения рыночной конъюнктуры. Анализ временных рядов используется для учета временных колебаний объема продаж продукции (работ, услуг). Включает метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности. Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных в результате наблюдений за объемом продаж в течение выбранного периода времени, на будущее. Причем, большое влияние на объемы продаж оказывает фактор сезонности. Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объеме продаж, связанные с временем потребления продукции. Например, объемы кирпича и цемента тесно увязываются с планами строительства. И поэтому этот метод широко используется преимущественно в отраслях с ярко выраженной цикличностью. 
Экономические модели позволяют определить корреляцию размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, изменение учетной ставки ЦБ РФ, темпа инфляции и т.п.), а так же от отраслевых показателей (состояния отрасли, уровня конкуренции в ней, емкости отраслевого рынка). Сочетание результатов, полученных с помощью исследования этих методов, позволяет учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике.

Немалое место отводится производственному  планированию. Основной целью производственного  плана является предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и  разработка мер по поддержанию и  развитию производства. Содержание производственного  плана может меняться в зависимости  от отрасли, в которой действует  фирма. Например, для бизнеса в  обрабатывающей промышленности в план в обязательном порядке включается политика управления запасами, снабжением, определяются поставщики комплектующих  материалов. 

План  производства желательно приводить  в перспективе на 2-3 года. Очень  полезной здесь может быть схема  производственных потоков, которая  наглядно покажет, откуда и как будут  поступать все виды сырья и  комплектующих изделий, в каких  цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться. Важно уточнить, каким образом будет осуществляться контроль за качеством продукции.

В завершении - оценка возможных издержек производства и ее динамика на перспективу. При  этом нужно указать затраты, связанные  с утилизацией отходов и охраной  окружающей среды. Здесь возможны ограничения  со стороны властей, поэтому этот вопрос важно предусмотреть заранее. В план производства необходимо также включить такие сведения, как вид требуемых производственных мощностей, необходимые производственные помещения, потребность в основных производственных фондах и рабочей силе (как постоянной, так и временной). В целом структуру данного раздела можно представить в следующем виде:

А) Производственный цикл. Очень полезным элементом планирования здесь может стать схема производственных потоков. Эксперты (партнеры, инвесторы) прежде всего рассматривают данный раздел с точки зрения рациональности технологической схемы, экономии затрат труда, времени и материалов. Здесь  должны рассматриваться сезонные колебания  загрузки производственных мощностей. 

Б) Производственные мощности и их развитие. Для уже  существующего бизнеса описать  производственные мощности, включая  производственные и административные помещения, склады и площадки, специальное  оборудование, механизмы и другие производственные фонды, имеющиеся  на фирме. Нужно указать необходимость  в приобретении дополнительных производственных мощностей, т.е. собирается предприятие  или нет купить или арендовать оборудование или помещения, сколько  это будет стоить, на ближайшие  три года.  Таким образом, будет показана перспектива расширения помещения и наращивания мощностей с целью увеличения объемов продаж.

В) Стратегия  в снабжении и производственный план. Описание всего производственного  процесса позволит подготовить производственные планы с информацией, характеризующей  зависимость затрат от объема производства для уровней продаж с разбивкой  по применяемым материалам, труду, закупаемым компонентам и накладным расходов производства. Важно указать, на каких стадиях производственного процесса будет проводиться контроль качества продукции. 

Г) При  составлении производственного  плана важно учитывать правовые аспекты бизнеса, т.е. указать любые  правительственные, местные или  зарубежные нормативные акты, которые  могут оказать влияние на функционирование предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что производственное планирование необходимо для определения  объема продукции и возможностей предприятия имеющимися производственными  мощностями удовлетворить план реализации продукции. Ведь, если предприятие не сможет выпустить необходимый объем, предприятие не получит ожидаемой  прибыли. Бюджет реализации является стартовой точкой составления общего бюджета: прогнозный объем реализованной продукции рассчитывается посредством умножения ожидаемого количества единиц продукции на ожидаемую цену единицы продукции. В бюджете реализации опеределяется также сумма денежных средств, которую предприятие может получить от своих клиентов, для учета этих данных в бюджете денежных средств. Бюджет производства составляется после бюджета реализации. Ожидаемый объем производства определяется посредством вычитания расчетных остатков материально-производственных запасов на конец периода,  которое предприятие считает для себя оптимальным. Бюджет прямых затрат на материалы составляется после определения потребностей в материально-производственных запасах и соответственно для планирования закупок на предстоящий период. Объем планируемых закупок зависит от ожидаемого потребления материалов и объемов материаьных запасов предприятия. Материальные затраты включают в себя расчет ожидаемых наличных платежей за приобретаемые материалы. На основе бюджета производства также составляется бюджет прямых затрат на труд. Производственные накладные расходы включают все прочие статьи, которые не являются прямыми затратами на материалы и на труд. Сюда относятся такие расходы, как амортизация, отдельные виды налогов, включаемые в себестоимость, арендная плата и другие.

После производственного  бюджета составляются бюджет общих  и административных расходов и бюджет денежных средств. Все бюджеты представлены в виде смет.

Финансовый  менеджер оценивает финансовое положение  компании по следующим вопросам: 
-         определяет статьи, которые в прошлые периоды изменялись прямо пропорционально изменению объема реализованной продукции; 
-         определяет планируемый объем реализации; 
-         оценивает соответствующие статьи в соответствии с предполагаемым изменением объема реализации. Например, если в прошлом материально-производственные запасы изменялись прямо пропорционально изменению объема реализации, то при росте реализованной продукции на следующий год на 20% материально-производственные запасы при прочих равных условиях также увеличатся на 20%. Таким образом, можно высчитать по балансу необходимость в дополнительных источниках внешнего финансирования, обусловленных планируемым приростом реализованной продукции. В целях финансирования в отечественной практике привлекают акционерный и партнерский капитал, так как получение банковских кредитов в настоящее время очень затруднено. Для определения стратегии компании, а также для гарантии перед инвесторами в надежности вкладываемых ими средств составляют бизнес-план.

Текущее финансовое планирование является планированием  “осуществления”, оно рассматривается  как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию  его показателей. Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия  также состоит в разработке трех документов: плана движения денежных средств, плана отчета о прибылях и убытках и плана бухгалтерского баланса.

Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется  тем, что за год в основном выравниваются  сезонные колебания конъюнктуры  рынка. К тому же такой период времени  соответствует законодательным  требованиям к отчетному периоду.  Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может меняться и в каком-то квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность потоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.

Процесс текущего финансового планирования можно рассмотреть на примере  составления годового плана движения денежных средств. Он представляет собой  собственно план финансирования, который  составляется на год с разбивкой  по кварталам. План движения денежных средств отражает денежные потоки: притоки и оттоки, в том числе  все направления расходования средств. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции (работ, услуг), от реализации основных средств  и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые предполагается получить в течение года или квартала. При  необходимости привлекаются заемные  средства, осуществляется выпуск акций  и/или облигаций. В расходной части  – затраты на производство реализованной  продукции (работ, услуг), суммы налоговых  платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за банковский кредит (в части, причитающейся соответственно с действующим порядком за счет прибыли), направления использования чистой прибыли (накопления, потребление, резервный  фонд).

Налог на добавочную стоимость и акцизы в  плане движения средств не отражаются, так как они взимаются до образования  прибыли. Как в доходной, так и  в расходной частях плана отражаются поступления (притоки) и расходы (оттоки) денежных средств по трем видам деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой. Сальдо по каждому виду деятельности образуется как разность итоговых величин разделов доходной и расходной частей. С помощью такой формы плана предприятие может проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах. Благодаря плану движения денежных средств планирование охватывает весь оборот денежных средств предприятия. Это дает возможность проводить анализ и оценку поступлений и расходов денежных средств и принимать решения о возможных способах финансирования в случае возникновения дефицита средств. В плане должны быть представлены источники покрытия дефицита, в этом случае план считается окончательно составленным. Разработка плана движения денежных средств происходит в несколько этапов. На первом этапе рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений, так как она является частью себестоимости и предшествует плановым расчетам прибыли. Плановая сумма амортизационных отчислений определяется на основе данных о среднегодовой балансовой стоимости основных фондов (по группам) и норм амортизуемых отчислений. На втором этапе на основе нормативов составляется система затрат, которая включает основные расходы на сырье и материалы ( в соответствии с техническими требованиями), прямые издержки на оплату рабочей силы (научно обоснованные основные ставки заработной платы) и накладные расходы. Стандартные нормы затрат разрабатываются на основе определенной методики. Уровень принятых стандартов позволяет выявить те участки предприятия,  которые мешают его эффективному функционированию и препятствуют выпуску конкурентоспособной продукции.

На следующем  этапе определяется выручка от реализации продукции. В качестве исходной точки  берется прошлогодняя выручка от реализации. Эта величина изменяется в текущем году в результате изменения: себестоимости сравниваемой продукции; цен на реализуемую продукцию  предприятия; цен на покупные материалы  и комплектующие; оценки основных средств  и капиталовложений предприятия; оплаты труда (в связи с возможной инфляцией).  Необходимым условием разработки плана является сбалансированность объема производства с прогнозом объема реализации продукции. Для предприятия целесообразно задействовать все производственные мощности и оптимизировать величину материальных запасов. Это является неотъемлемой частью составления годового производственного плана. Следующим документом является плановый отчет о прибылях и убытках, в котором уточняется спрогнозированный на перспективу размер получаемой прибыли на предстоящий год. Так как в России небольшой опыт разработок финансовых планов большой интерес вызывают зарубежные методики планирования. Например, “метод разработки финансового плана на нулевой основе”. Каждый вид деятельности в начале текущего года должен доказать свое право на дальнейшее существование. Для этого менеджеры должны подготовить план затрат для их сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем прибыли от дополнительного прироста деятельности, за которую они отвечают. Если окажется, что у какой-то сферы деятельности низкий рейтинг, то может оказаться целесообразно перевести ресурсы в более эффективную сферу. Заключительным документом финансового плана является составление бухгалтерского баланса на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах в активах и пассивах в результате планированных мероприятий, и показывает состояние имущества и финансов предприятия.   В результате сравнения фактических показателей с плановыми осуществляется финансовый контроль. Особое внимание при этом уделяется следующему: 
-         выполнению статей текущего финансового плана для выявления отклонений и причин, которые сигнализируют от улучшении или ухудшении финансового состояния предприятия и необходимости реагирования его руководства на это; 
-         определению темпов роста доходов и расходов за прошедший год для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов; 
-         наличию материальных и финансовых ресурсов, состоянию производственных фондов на начало очередного планового года

В целях  контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Оперативный план необходим для эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. 

Информация о работе Фондовый рынок и организация финансов