Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение общей темы «Финансовое планирование на предприятии», раскрытие входящих в тему вопросов:
Финансовый план как составную часть бизнес – плана;
Методы финансового планирования;
Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 236.91 Кб (Скачать файл)

 

 


 


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики повышается значимость и актуальность финансового планирования. Очевидно, что от должной организации финансового планирования коренным образом зависит благополучие предприятия. Бизнес не может рассчитывать на процветание, не разрабатывая финансовых планов и не контролируя их выполнение. В развитых странах планирование — один из важнейших инструментов регулирования хозяйства.

В курсовой работе рассматривается вопрос «Финансовое планирование на предприятии».

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что существующая на сегодняшний день система рыночных отношений предъявляет еще более высокие требования к финансовому планированию, чем система директивного управления, так как при рыночных отношениях за все неблагоприятные последствия деятельности, в том числе и за просчеты в финансовом планировании, ответственность несет непосредственно предприятие.

Практическая значимость данной темы состоит в осознании необходимости эффективного управления финансами организации, которое возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта.

Целью курсовой работы является изучение общей темы «Финансовое планирование на предприятии», раскрытие входящих в тему вопросов:

Финансовый план как составную часть бизнес – плана;

Методы финансового планирования;

Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием.

Задача курсовой работы состоит в анализе финансового планирования и перспективы его развития в России. Раскрытие необходимости проведения финансового планирования, его специфических особенностей, места в системе финансовых отношений, характеристике методов и состава участников, классификации, анализе различных методов и видов финансового планирования в России, обоснование направлений по его дальнейшему совершенствованию.

Объектом изучения курсовой работы является финансовое планирование, как планирование всех расходов и доходов предприятия для обеспечения его успешного развития.

Предметом исследования является система финансового планирования на предприятии.

Временной период исследования 2009-2013 годы.

В курсовой работе применены следующие методы:

- сравнения (финансовые показатели  отчётного периода сравниваются  с показателями за предыдущий  период (базисными));

- группировки (показатели  группируются и сводятся в  таблицы);

- обобщения (делаются выводы  об общих свойствах исследуемого  объекта);

- прогнозирования (заключение  о тенденциях развития исследуемого  явления);

- сравнений и аналогий, экономико-математического моделирования.

В первой главе описывается финансовый план, как составная часть бизнес-плана.

Во второй главе описываются методы финансового планирования.

В третьей главе описываются виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием.

Курсовая работа состоит:

- введение, где описываются  основные задачи написания курсовой;

- теоретическая часть, состоящая  из трех глав;

- заключение;

- расчётная часть, с пояснениями, где рассчитываются финансовые  показатели, планируется отчет о  прибылях и убытках, составляется  баланс доходов и расходов, делаются  выводы к расчётной части;

- приложение.

Для написания работы использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебники, монографии, статьи, интернет-ресурсы, а также статистическая бухгалтерская отчётность.

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию, так как именно на предприятии создаётся продукция, выполняются работы, оказываются услуги. Для решения поставленных задач и достижения намеченных целей, предприятие использует факторы производства: трудовые ресурсы, технику, технологии, природные ресурсы, капитал и т. д. На предприятии разрабатываются бизнес-планы, осуществляется управление и от того, насколько эффективно осуществляется планирование и управление, зависит благосостояние предприятия и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Финансовый план как составная честь бизнес-плана

1.1. Сущность и содержание финансового планирования.

Финансовое планирование - многоуровневая система расчетов, которые затем консолидируются в балансе доходов и расходов (финансовом плане). Главной целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала, резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников финансирования, а также определение соответствия доходов организации расходам на прогнозируемый период, формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия.

Для поддержания платежеспособности предприятия необходимо эффективное управление его денежными потоками. [2, с. 24]

В своё время классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел или краха.

Как показала практика, применение планирования создаёт следующие важные преимущества:

делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

проясняет возникающие проблемы;

стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

улучшает координацию действий в организации;

создаёт предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

способствует более рациональному распределению ресурсов;

улучшает контроль в организации. [15, с. 21-22] 

Подавляющее большинство решений, которые приходится принимать высшему и среднему управленческому персоналу на предприятии - это решения финансового характера, т. е. выражаемые в терминах финансов. Логика подобных решений описывается известным соотношением: доходы, которые ожидаются в результате принятия данного решения, должны определенным образом превосходить совокупные затраты, связанные с его подготовкой и реализацией. Безусловно, некоторые решения могут иметь иное обоснование, нежели текущая выгодность; среди них — отсутствие убытка, социальный аспект, осознанная неэффективность в краткосрочном плане в сочетании с ожидаемой прибыльностью в долгосрочной перспективе и т. п. Тем не менее, решения, основанные на денежных оценках, без сомнения преобладают. [4, с. 65]

Планирование — это не только способность предусмотреть все необходимые действия, и предвидеть любые неожиданности в виде рисков, которые могут возникнуть по ходу дела, но и умение с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но должна быть способна управлять им. [14, с. 16]

Финансовое планирование – ключевой элемент корпоративного планового процесса, главным предназначением которого является обеспечение сбалансированности объёма финансовых ресурсов и источников их создания. Финансовое планирование – это процесс целенаправленного изменения финансового состояния компании, включая рост и структурные улучшения состава активов, источников их финансирования и повышение эффективности ведения бизнеса. Его главная цель – обеспечение повышения финансового потенциала, создающего предпосылки для инновационного развития, достижение высокой конкурентоспособности и финансового равновесия в долгосрочной перспективе. [6, с. 343-344]

Основные задачи, решаемые финансовым планированием: обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами основной хозяйственной деятельности предприятия, определение прибыли и возможных факторов ее увеличения, определение финансовых взаимоотношений с бюджетами и банками, обеспечение сбалансированности между доходами и расходами предприятия, контроль над финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.

Процесс финансового планирования можно разбить на шесть этапов:

1. Расчёт показателей, составление документов финансовой отчётности и использование полученных данных для анализа влияния конкретных планов по развитию бизнеса на предполагаемые прибыли и финансовые показатели.

2. Определение средств, необходимых  для поддержки плана. Сюда входят  фонды на приобретение зданий  и оборудования, а также материально-производственных  запасов и дебиторской задолженности, на программы по исследованию, разработке и на главные рекламные  компании.

3. Прогнозирование ресурсов, которые должны создаваться внутри  компании, а также средств, получаемых  из внешних источников. Любые  условия, ограничивающие возможности  осуществления производственных  планов, должны включаться в план.

4. Создание и поддержание  системы управления, отвечающей  за распределение и использование  фондов в рамках фирмы.

5. Разработка процедур  для корректировки основного  плана, если экономические прогнозы, на которых этот план основан, не сбываются.

6. Создание системы вознаграждения  менеджеров, основанной на эффективности  работы.

Виды финансового планирования. С позиции рассматриваемого временного горизонта различаются долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное финансовое планирование. Основное предназначение долгосрочного плана – определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов роста (свыше трёх лет); среднесрочного – обеспечение заданных темпов изменения активов и пассивов (до трёх лет); краткосрочного – поддержание постоянной платёжеспособности компании.

Результатом стратегического финансового планирования являются прогнозные документы «Отчёт о прибылях и убытках», «Баланс», и «Отчёт о движении денежных средств», которые позволяют представить и оценить финансовое состояние компании на конец планового периода. [6, с. 346-350]

При разработке финансового плана используются различные модели, чтобы реализовать три ключевых компонента финансового плана:

- прогноз продаж; - прогнозные  документы финансовой отчётности; - план внешнего финансирования.

По окончании разработки прогноза продаж приступают к прогнозированию баланса и отчёта о прибылях и убытках. Наиболее часто используемой технологией является расчёт отношения к выручке. Предполагается, что основные статьи отчёта о прибылях и убытках и статьи баланса увеличиваются пропорционально объёмам продаж. Если прогнозируемое процентное отношение каждой статьи к выручке сохраняется из года в год, то все статьи будут расти с той же скоростью, что и продажи. Этот подход называется методом постоянного отношения.

Отчёт о прибылях и убытках на следующий год необходим для прогнозирования как чистой, так и нераспределённой прибыли. При прогнозировании баланса, активы, отражаемые на балансе компании, должны увеличиться при увеличении продаж. Компании также следует решить, как создавать необходимые дополнительные фонды, основываясь на ряде факторов, включая целевую структуру капитала фирмы, влияние краткосрочных займов на коэффициент текущей ликвидности, условия задолженности и рынок собственного капитала, а также ограничения, налагаемые долговыми соглашениями. [5, с. 95-106]

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.

С развитием мировой экономики планирование деятельности стало основой работы предприятий. Характерным примером этого является бизнес-план. Без него редкий инвестор решится вкладывать деньги в развитие или расширение бизнеса. От правильности и точности прогнозов зависят успехи и неудачи предпринимательской деятельности.

 

 

 

1.2 Бизнес - план, этапы  разработки

 

Чтобы стать жизнеспособным, стабильным и прибыльным, бизнес нуждается в чём-то большем, чем деньги. Он нуждается в планировании. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь своих целей и задач, в первую очередь повышения прибыльности работы. [15, с. 235]

Бизнес-планирование  (business planning) – процесс составления комплексного плана развития фирмы в целом или отдельного крупного проекта, предусматривающий описание основных направлений деятельности, планируемых к производству продуктов, потенциальных рынков, технологий, ресурсов (материальных, финансовых и др.), рисков и финансовых последствий. С позиции экономической теории бизнес-план выполняет как минимум четыре функции. Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для формирования концепции развития, т. е. стратегии бизнеса. Данная функция крайне необходима в период создания фирмы, а также при разработке принципиально новых направлений деятельности. В этом случае бизнес-план используется как некое формализованное средство качественного и количественного обоснования целесообразности и правильности выбранного курса. Вторая функция – собственно планирование. Она служит для экономической оценки выбранного направления деятельности и идентификации ключевых ориентиров, а в случае реализации бизнес-плана – для контроля его выполнения. Третья функция – привлечение займов и кредитов. Для того чтобы застраховать себя от вполне возможного невозврата предоставляемых кредитов, банки, как правило, требуют не только гарантий и реального залога, но и тщательно проработанной концепции, стратегии бизнеса. Ни один солидный кредитор или банк не выдадут под новое дело кредиты, если им не будет предоставлен убедительный и обоснованный план работы фирмы. Поэтому хорошо подготовленный бизнес-план становится одним из ключевых факторов в решении вопроса о привлечении источников финансирования. Четвертая функция – рекламно-пропагандистская. Она необходима для привлечения к новому делу потенциальных партнеров, которые могут вложить в намечаемый проект собственный капитал или содействовать мобилизации иных источников. В этом случае бизнес-план может разрабатываться как документ, предназначенный для того, чтобы убедить потенциальных партнеров либо инвесторов в перспективности будущего дела и возможности личного участия в нем. Кроме общего плана будущей деятельности фирмы могут разрабатываться частные бизнес-планы, отражающие те или иные ее аспекты (реализация определенной идеи, выдвижение на рынок конкретных видов товаров, услуг и т. д.). Таким образом, бизнес-план используется как внутренний документ, являющийся ориентиром для принятия решений на всех уровнях управления. Жестко регламентируемых формы и структуры бизнес-плана, естественно, не существует. Они зависят от назначения бизнес-плана, особенностей предприятия, выпускаемой продукции и ряда других факторов. Однако любой бизнес-план должен достаточно четко и убедительно осветить следующие вопросы относительно предполагаемого бизнеса: сущность бизнеса (проекта); материальное, техническое, ресурсное и технологическое обеспечение; мероприятия в области маркетинга; организация дела, включая его кадровое обеспечение; степень надежности и мероприятия по ее повышению; финансовое обеспечение, включая оценку рисков. [13, с. 65-66]

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии