Бюджетная самостоятельность, как фактор повышения финансовой устойчивости муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является разработка основ и механизмов обеспечения самостоятельности бюджетов на региональном и муниципальном уровнях, как фактора повышения финансовой устойчивости территорий.
Для достижения цели дипломной работы в процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть содержание понятия самостоятельности бюджетов, как фактора повышения финансовой устойчивости муниципального образования; провести практический анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования; выявить основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы самостоятельности бюджетов муниципального образования 6
1.1 Понятие и сущность самостоятельности бюджетов
муниципальных образований в России 6
1.2 Собственные доходы как основной критерий повышения финансовой устойчивости муниципального образования 17
1.3 Проблемы финансовой самостоятельности муниципального образования в современных условиях 27
2 Анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования
с. Покровского 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика 32
2.2 Анализ формирования и использования финансовых
ресурсов 39
2.3 Оценка финансовой устойчивости муниципального
образования 48
3 Основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования 60
3.1 Приоритетные направления повышения самостоятельности
бюджетов муниципального образования 60
3.2 Методика оценки самостоятельности бюджетов 68
3.3 Способы повышения финансовой устойчивости
муниципального образования 78
4 Безопасность муниципального образования 93
Заключение

Файлы: 1 файл

Бюджетная самостоятельность, как фактор повышения финансовой устойчивости муниципального образования.docx

— 1.67 Мб (Скачать файл)

76,4

105,1

116,7

0

20

40

60

80

100

120

140

2010

2011

2012

Тыс. руб.

Рисунок 2.9 – Динамика расходов администрации с. Покровское по внебюджетной деятельности в 2010-2012 гг.

 

Остаток денежных средств  на внебюджетном расчетном счете  на 1.01.2013 г. составил 6 861,00 рубль.

В таблице 2.8 представлен  проект расходов бюджета Покровского  сельсовета на 2013 год.

Таблица 2.8 - Проект расходов бюджета Покровского сельсовета на 2013г.

Наименование расходов

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Общегосударственные вопросы

4019,9

3,7

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

10,0

0,04

Национальная экономика

10,0

0,04

Жилищно-коммунальное хозяйство

20863,5

76,6

Культура, кинематография и  СМИ

1416,0

5,2

Социальная политика

668,7

2,5

Здравоохранение, физическая культура и спорт

80,0

0,3

Межбюджетные трансферты

168,0

0,6

Всего расходов

27226,1

100,0


 

Несмотря на возникающие  трудности с реализацией реформы  местного самоуправления в Покровском сельсовете пока удается избежать системных  и технологических проблем, в  том числе за счет перехода на казначейское исполнение бюджета. В результате реализации новой схемы исполнения бюджета, осуществление и учет операций по кассовым выплатам из областного бюджета Ставропольского края и местных бюджетов производится с единого счета, открытого финансовым органам в территориальных органах Федерального казначейства.

Обеспеченность муниципалитетов  финансовыми ресурсами в настоящее  время во многом зависит от развитости межбюджетных отношений. Но эффективное  управление муниципальными финансами  – приоритетная задача муниципального образования. Причем необходимо отметить, что управление муниципальными финансами  – специфическая сфера деятельности, в которой решающее значение имеет  не количество решенных вопросов, а  качество их решения.

От качества управления муниципальными финансами зависит, сможет ли муниципальное  образование реализовать свой финансовый потенциал и проводить эффективную  бюджетную и долговую политику, противостоять  негативным воздействиям внешней среды  и извлекать максимальную выгоду из появляющихся возможностей.

Несмотря на вышеизложенное, систему управления муниципальными финансами в Покровском сельсовете, можно охарактеризовать, как требующую совершенствования.

Одной из наиболее значимых проблем является планирование бюджета. Сравнительно недавно в основе финансирования расходов бюджета лежал принцип  пообъектного финансирования, то есть финансирование бюджетных учреждений по потребности, без какого-либо учета результатов их деятельности. Планирование бюджета осуществлялось от «базы» прошлого года, а вопрос отдачи, пользы поднимается слабо.

В результате формирования бюджета от базы прошлого года главные  распорядители бюджетных средств  лишались каких-либо стимулов к рациональному  и экономному использованию бюджетных  средств. Более того, они вынуждены  были «раздувать» свои расходы, чтобы  не столкнуться с проблемой сокращения финансирования в следующем году. Следовательно, нагрузки на бюджет постоянно увеличивались. Когда расходы финансируются по смете, не имеет значения: какие конкретно работы учреждение выполнило для нужд города, поскольку учреждению гарантировано обеспечение из бюджета заработной платы, оплата коммунальных услуг и т.п.

Исходным принципом при  формировании и исполнении бюджета  становится обоснование приоритетов  и ожидаемых результатов. Бюджетные  расходы «привязываются» к конечным результатам. Должна быть прямая зависимость  между эффективностью и результативностью  бюджетных услуг, объемом и качеством  с одной стороны, распределением бюджетных средств между бюджетополучателями, программами - с другой.

Не менее остро стоит  вопрос развития программно-целевого метода планирования бюджета. В настоящее  время получатели бюджетных средств при подготовке целевых программ ориентируются не на активизацию действующих обязательств, а на получение дополнительных ресурсов из бюджета.

Бюджетная политика занимает важное место в развитии муниципального образования. Все полномочия муниципалитета должны быть обеспечены бюджетными средствами. Поэтому от того, на каких принципах, и по каким правилам формируются  и используются бюджетные средства, как сельское поселение управляет  «переданными» ему обществом  финансовыми ресурсами зависит  не только выполнение обязательств, но и эффективность работы всего  муниципального образования, а значит достижение целей развития сельского  поселения Покровский сельсовет.

Основные проблемы управления финансами в администрации с. Покровское могут быть сформулированы следующим образом:

- неопределенность границ  общественных финансов. Что требует  уточнения перечня бюджетных  услуг и организаций, действительно  требующих финансирования из  бюджета, на основе инвентаризации  системы бюджетных учреждений  и реализации программы оптимизации  муниципальных расходов и реструктуризации  сети бюджетных учреждений;

- несовершенство бюджетного  процесса. Принятие решений в  области бюджетной политики происходит  исходя из краткосрочной перспективы,  без учета их будущих последствий,  а финансирование многих направлений  расходов возобновляется ежегодно  без анализа альтернативных или  более эффективных способов предоставления  бюджетных услуг; 

- несовершенство системы  управления расходами бюджета.  Повышение эффективности предоставления  бюджетных услуг населению города  требует их детальной инвентаризации  и разработки стандартов качества. Реализация этих мер требует  пересмотра состава бюджетных  обязательств муниципальных органов  власти, осуществления институциональных  преобразований, направленных на  внедрение рыночных отношений  в финансирование бюджетных услуг,  оптимизации количества бюджетных  учреждений и численности персонала. 

  Таким образом, можно отметить, что в целом муниципальное образование не располагают реальными возможностями формирования за счет собственных средств финансовой базы, способной обеспечить в полном объеме выполнение возложенных на них полномочий. Доходы местного бюджета не соответствуют потребностям органов местного самоуправления для реализации ими собственных полномочий: осуществления капитальных вложений в развитие и модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения и образования, объектов инфраструктуры.

Закрепленные за местным  бюджетом поступления от налогов  и сборов не обеспечивают в значительной степени расходы местных бюджетов. На сегодня доходы местного бюджета  позволяют лишь обеспечить выплату  заработной платы муниципальным  служащим и оплату коммунальных услуг, удельный вес которых в общем  объеме доходов составляет в среднем  для РФ около 60%.

С 1 января 2006 г. большинство субъектов РФ наделило вновь образованные поселения полномочиями по решению следующих вопросов местного значения: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

Как видим, муниципальные  органы самоуправления должны удовлетворять  все более значительные объемы социальных и бытовых потребностей населения. Для этого им очевидно необходимы более широкие, законодательно закрепленные полномочия по формированию налоговой  базы местных бюджетов. Современная  налоговая система на местном  уровне не должна также ограничиваться реализацией исключительно фискальной функции. С помощью системы местных  налогов и сборов, а также закрепленных отчислений от федеральных и региональных налогов, органы местного самоуправления должны иметь возможность регулировать развитие экономической ситуации, способствовать решению экономических и социальных проблем на данной территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

3.1 Приоритетные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования

 

Основная задача бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу - сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование этих средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства. Взвешенная и ответственная бюджетная политика, бюджетные правила и процедуры, обеспечивающие прозрачность, подотчетность и результативность бюджетных расходов, - необходимое условие устойчивого экономического развития и, следовательно, реализации стратегических приоритетов развития страны.

Основной целью  стратегического развития доходного  потенциала территориальных бюджетов является исследование возможностей повышения уровня обеспеченности территориальных бюджетов собственными доходами и разработка подходов и механизмов стимулирования территорий к финансовому само обеспечению.

Особенности реализации принципов бюджетного федерализма  в условиях современного этапа реформирования системы местного самоуправления в  России заключаются в том, что  основные цели проводимой реформы местного самоуправления направлены на демократизацию институтов местного самоуправления на основе их реальной финансовой самодостаточности  и независимости от органов государственной  власти.

Вместе с тем практически ни в одном регионе России не созданы основы и механизмы реализации этих реформ. Основой их реализации должен стать экономический потенциал муниципальных образований, дифференциация которого в разрезе муниципалитетов субъектов Федерации может быть достаточно полярной. Чем больше территория субъекта Федерации, тем более значимым может быть разрыв между наиболее и наименее экономически развитыми муниципалитетами. В этих условиях становится очевидной необходимость сопоставления механизмов реализации местного самоуправления с реальным экономическим обеспечением тех или иных новаций и ожидаемым эффектом от их реализации [44].

Стратегические  направления развития доходного  потенциала территорий во многом определяются преобладанием в составе собственных  доходов бюджетов налоговых платежей.

Одним из основных направлений налоговой политики в регионе должно стать стимулирование инструментами налоговой политики позитивных структурных изменений  в экономике, последовательное снижение совокупной налоговой нагрузки на бизнес. Самый высокий уровень налогового бремени в настоящее время  имеет место в секторе добычи полезных ископаемых (по итогам 2010 года - 51,6%). Минимальный уровень налоговой нагрузки в сельском хозяйстве (4,3%) и в социальной сфере (8,3%). В обрабатывающих производствах уровень налоговой нагрузки в 2010 г. составил 19,1%. Тем самым сокращается разрыв в инвестиционной привлекательности сырьевого и перерабатывающего сектора, что является необходимым условием для прогресса в диверсификации экономики.

Проведение в среднесрочной  перспективе активной социальной политики, повышение роли государства в  стимулировании инвестиционного процесса (в частности, в рамках государственно-частного партнерства), и реализация национальных проектов потребуют в среднесрочной  перспективе поддержания расходов федерального бюджета на достаточно высоком уровне. Учитывая важность обеспечения долгосрочной макроэкономической устойчивости, это делает преждевременным дальнейшее снижение в период до 2014 года ставок основных налогов.

В соответствии с законодательно установленным  разграничением полномочий значительная часть бюджетных услуг и социальных гарантий находится в сфере ответственности  региональных и местных органов  власти. Одной из ключевых задач  бюджетной политики, провозглашенной  в рамках государственной бюджетной политики на 2013 год и на среднесрочную перспективу, является выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Основные подходы  к формированию финансовых взаимоотношений  федерального бюджета с бюджетами  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  должны соответствовать направлениям, зафиксированным в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2009 г. № 1123-р.

Информация о работе Бюджетная самостоятельность, как фактор повышения финансовой устойчивости муниципального образования