Бюджетная самостоятельность, как фактор повышения финансовой устойчивости муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является разработка основ и механизмов обеспечения самостоятельности бюджетов на региональном и муниципальном уровнях, как фактора повышения финансовой устойчивости территорий.
Для достижения цели дипломной работы в процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть содержание понятия самостоятельности бюджетов, как фактора повышения финансовой устойчивости муниципального образования; провести практический анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования; выявить основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы самостоятельности бюджетов муниципального образования 6
1.1 Понятие и сущность самостоятельности бюджетов
муниципальных образований в России 6
1.2 Собственные доходы как основной критерий повышения финансовой устойчивости муниципального образования 17
1.3 Проблемы финансовой самостоятельности муниципального образования в современных условиях 27
2 Анализ бюджетной самостоятельности муниципального образования
с. Покровского 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика 32
2.2 Анализ формирования и использования финансовых
ресурсов 39
2.3 Оценка финансовой устойчивости муниципального
образования 48
3 Основные направления повышения бюджетной самостоятельности и финансовой устойчивости муниципального образования 60
3.1 Приоритетные направления повышения самостоятельности
бюджетов муниципального образования 60
3.2 Методика оценки самостоятельности бюджетов 68
3.3 Способы повышения финансовой устойчивости
муниципального образования 78
4 Безопасность муниципального образования 93
Заключение

Файлы: 1 файл

Бюджетная самостоятельность, как фактор повышения финансовой устойчивости муниципального образования.docx

— 1.67 Мб (Скачать файл)

- недопустимостью изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Вместе с тем, несмотря на систему государственного дотирования  и субсидирования, проблемы с финансами  на местном уровне существуют. Значительное количество полномочий, переданных с федерального уровня субъектам Российской Федерации, делегируются последними органам местного самоуправления. В итоге до сих пор большинство муниципальных образований являются дотационными. Кроме того, субъектами Российской Федерации зачастую не соблюдаются требования закона об обязательности финансового обеспечения переданных государственных полномочий.

Кроме того, местные бюджеты  формируются за счет отчислений от федеральных и региональных налогов, нормативы которых закреплены в  Бюджетном кодексе Российской Федерации, при этом органы местного самоуправления отстранены от регулирования объема таких отчислений, что усиливает  их зависимость от федеральной и  региональной властей.

Построенное на основе теории дуализма муниципального управления российское законодательство, как видно, не нашло  еще баланс между степенью государственного вмешательства и степенью самостоятельности  муниципальных образований. Органам  местного самоуправления предоставлена  свобода экономической деятельности, но лишь в области частноправовых отношений. В сфере публичного права  органы местного самоуправления такую  самостоятельность утратили. Это  проявилось и в ограничении конституционного права местного самоуправления на установление местных налогов и сборов, и  в «заданности» многих параметров местного бюджета, и в новом регулировании, гораздо более жестком по сравнению с ранее действовавшим законодательством, межбюджетных отношений, и в возможности принятия местного бюджета законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.

Обозначенные проблемы не позволяют в полной мере сделать  местное самоуправление действительно  самостоятельным, успешным, эффективным, надлежащим образом, учитывающим и  интересы государства, и интересы населения  муниципального образования.

 

 

2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С. ПОКРОВСКОЕ

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика 

 

Село Покровское Красногвардейского района Ставропольского края является сельским поселением (далее по тексту – поселение) в соответствии с  Законом Ставропольского края от 4 октября 2004 года № 88-кз «О наделении  муниципальных образований Ставропольского  края статусом городского, сельского  поселения, городского округа, муниципального района».

Как видно из рисунка 2.1, территория поселения входит в состав Красногвардейского муниципального района Ставропольского края. Район располагается на крайнем северо – западе Ставропольского края.

 

 

Рисунок 2.1 – Схема расположения с. Покровское Красногвардейского района

 

 

На севере район граничит с Ростовской областью и Калмыкией, на востоке - с Ипатовским, на юго-востоке - с Труновским, на юге - с Изобильненским, на юго-западе - с Новоалександровским районами Ставропольского края, на западе - с Краснодарским краем.

Площадь Красногвардейского района 2236 кв.км. Район простирается с севера на юг на 48 км, а с запада на восток - на 68 км.

Районный центр - село Красногвардейское, находится в 120 км от краевого центра - г. Ставрополя и в 48 км от ближайшей  железнодорожной станции Расшеватская.

Красногвардейский район - один из крупных на Ставрополье. Численность  населения на 01.01 2011 года - 40,8 тыс. человек. На его территории расположено 20 населенных пунктов, из них 8 сёл, 8 посёлков и 4 хутора. Наиболее крупными являются сёла: Красногвардейское, Ладовская балка, Дмитревское, Преградное. В составе Красногвардейского муниципального района 11 муниципальных образований. Административным и культурным центром района является с. Красногвардейское, в котором проживает 15,8 тыс. жителей.

Местное самоуправление в  поселении - форма осуществления  народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Ставропольского  края, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения  поселения с учетом исторических и иных местных традиций.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные  законы, Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и  другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устав (Основной закон) Ставропольского края, законы и иные нормативные правовые акты Ставропольского края, настоящий Устав, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

 

 

Рисунок 2.2 - Структура Местной Администрации муниципального образования

 

Структуру органов местного самоуправления поселения составляют:

- представительный орган  – Совет депутатов села Покровского;

- глава поселения –  глава администрации с. Покровское;

- местная администрация  (исполнительно – распорядительный  орган муниципального образования)  – администрация с. Покровское .

Глава поселения является главой местной администрации и  исполняет полномочия председателя представительного органа поселения, а так же высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Администрация поселения  – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления поселения, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского  края. Администрация поселения обладает правами юридического лица.

В структуру администрации с. Покровское входят, глава муниципального образования, аппарат администрации.

Структурные подразделения  администрации с. Покровское возглавляются руководителями, действующими на основе единоначалия. Руководитель структурного подразделения администрации подчиняется непосредственно главе администрации с. Покровское и управляющему делами администрации с. Покровское – по вопросам его компетенции.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся  в муниципальной собственности  имущество, средства бюджета поселения, а также имущественные права поселения. Поселение имеет собственный бюджет (далее - местный бюджет поселения).

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных  федеральными законами требований к  регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размеру дефицита местного бюджета, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств поселения.

На рисунке 2.3 представлены сведения об основных направлениях деятельности Администрации муниципального образования.

Рисунок 2.3 – Сведения об основных направлениях деятельности Администрации с. Покровское

 

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета поселения и контроль за его исполнением осуществляются в соответствии с решением представительного органа поселения, принимаемым с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами Ставропольского края [36].

Полномочия местной администрации  поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

Органы местного самоуправления поселения в порядке, установленном  федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти Ставропольского края отчеты об исполнении местного бюджета поселения.

В местном бюджете поселения  раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для  обеспечения осуществления органами местного самоуправления поселения  отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Ставропольского края, а также осуществляемые за счет указанных  доходов и субвенций соответствующие  расходы местного бюджета.

Проект местного бюджета  поселения, решение об утверждении  местного бюджета поселения, годовой  отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета поселения и о численности  муниципальных служащих органов  местного самоуправления поселения, работников муниципальных учреждений с указанием  фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Финансирование обеспечения  деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета  поселения.

Анализ социально-экономического развития с. Покровское Красногвардейского муниципального района Ставропольского края свидетельствует о позитивных тенденциях в экономике района.

Уровень 2010 года превышен по производству промышленной, сельскохозяйственной продукции, обороту розничной торговли и общественного питания, объему платных услуг населению. Повышаются денежные доходы населения и уровень оплаты труда. Улучшилась ситуация на рынке труда, уменьшилась численность граждан, незанятых трудовой деятельностью.

Важной отраслью района является сельское хозяйство и животноводство. Район активно развивает животноводческую отрасль как мясного, так и молочного направления.

В плане привлечения инвестиций в развитие агропромышленного комплекса  район тесно сотрудничает с агропромышленной фирмой «Золотая Нива», концерном «Энергомера», агропромышленной компанией «Агрико», агропромышленной фирмой «Ставагропродукт».  Идет поиск инвесторов для реализации следующих инвестиционных проектов: строительство элеватора для оказания услуг по приемке, сушке, подработке и хранению зерна потенциальной мощностью 60 тыс. тонн зерна одновременного хранения и склада сухих минеральных удобрений и средств защиты, строительство маслоэкстракционного завода мощностью 9,6 тыс. тонн растительного масла в год, строительство завода по производству 8,8 тысяч тонн топливных гранул в год из соломы и лузги.

Кроме стационарных торговых точек реализация товаров осуществляется на рынке и ярмарках, которые действуют  на территории муниципальных образований  поселений.

Платных услуг населению оказано на 8,9 % выше уровня прошлого года. Из общей суммы оказанных услуг на долю жилищно-коммунальных приходится 63,3 %.

Жилищно-коммунальное хозяйство  и топливно-энергетический комплекс в районе представлены тремя муниципальными унитарными предприятиями, а так же пятью участками и филиалами государственных унитарных предприятий, акционерных обществ.

Значительное внимание уделялось  санитарной очистке населенных пунктов, благоустройству, озеленению.

Укрепляется техническая  оснащённость жилищно-коммунального  хозяйства. В ходе реализации мероприятий  по энергосбережению в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ на территории с. Покровское Красногвардейского района на сегодняшний день 100 % объектов коммунального хозяйства и социально-бытового назначения обеспечены приборами учёта.

Среднемесячная заработная плата за 12 месяцев 2012 года, составила 9561 рублей и увеличилась к уровню 2009 года (8059 рублей) на 13,6 %.

На 1 января 2013 года средний размер пенсии в с. Покровское Красногвардейском районе составил 5711,62 рублей. К соответствующему периоду 2009 года увеличился на 16,4%.

В целях обеспечения доступности  качественного образования для  всех слоев населения сформирована образовательная сеть, которая представлена 14 средними общеобразовательными учреждениями, 13 дошкольными образовательными учреждениями, 1 учреждением дополнительного образования. В районе имеется специальная  коррекционная школа – интернат, детский дом и филиал профессионального  училища.

Информация о работе Бюджетная самостоятельность, как фактор повышения финансовой устойчивости муниципального образования