Антикризисная политика фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является анализ системы антикризисного управления и антикризисной политики фирмы на мировом рынке в условиях конкуренции на примере предприятий сельхозмашиностроения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты антикризисной политики фирмы.
2. Проанализировать причины возникновения и особенности протекания кризиса.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты антикризисной политики 6
1.1 Причины возникновения кризиса 6
1.2 Протекание кризиса 9
1.3 Анализ конкурентного положения фирмы 15
1.4 Методы оценки конкурентоспособности 23
1.5 Методы антикризисного управления 42
1.6 Выбор антикризисной стратегии 46
2 Характеристика состояния предприятий сельхозмашиностроения в настоящее время 58
2.1 Общая характеристика современной экономической ситуации в России 58
2.2 Анализ состояния сельхозмашиностроения в России и проблемы в связи с вступлением в ВТО 67
2.3 Состояние сельхозмашиностроения на мировом рынке 74
3 Антикризисная политика на предприятиях машиностроения 82
Заключение 93
Список использованной литературы 99

Файлы: 1 файл

Антикризисная политика фирмы.doc

— 805.00 Кб (Скачать файл)

Так, в Германии широко развита  сеть малых предприятий и организаций  кооперативного типа, которые предоставляют  сервисные услуги.

Для обеспечения оперативного ремонта  техники фирмы-производители организуют сеть специальных предприятий для ремонта своих машин, их узлов и агрегатов. Цены на обновленные узлы и детали составляют приблизительно 60% цены на новые.

Машина, полученная от фирмы-производителя, проходит перед реализацией специальную  предпродажную подготовку, которая  предусматривает расконсервацию и устранение повреждений, заправку топливом и смазочными материалами, проверку регулировок, подтяжку креплений, установку дополнительных узлов и деталей. Техническое обслуживание в гарантийный период проводится дилером бесплатно.

Установочное техническое обслуживание предусматривает следующее:

- инструктаж и практическое  обучение оператора (фермера)  правилам эксплуатации, запуска  и остановки машин, пользованием  органами управления;

- инструктаж по наиболее эффективному  использованию машины;

- инструктаж по безопасным приемам  использования машины;

- инструктаж по правилам обкатки  машины;

- инструктаж по применению соответствующих  топлив и смазочных материалов.

После проведения всех инструктажей дилер заполнят регистрационную карту, которую подписывает покупатель и которую высылают фирме-производителю. Отрывной талон карты остается у дилера.

Плановое техническое обслуживание (ТО) предусматривает перечень регламентных работ, которые выполняются с  установленной фирмой периодичностью. Контракт на проведение планового ТО машины обычно заключается на весь срок эксплуатации машины.

По выводам зарубежных экспертов, все ведущие фирмы сельхозмашиностроения  достигли высокого уровня развития конструкций  машин, их надежности и долговечности, поэтому конкуренция на рынке сельскохозяйственной техники сместилась из технической сферы в сферу технического сервиса12.

На российских предприятиях сельхозмашиностроения  еще не достигнут тот уровень  технической оснащенности и совершенства, который требует обязательного повышения уровня технического сервиса. Отечественные производители идут пока по пути повышения объемов производства, также необходим рост качества отечественной продукции сельхозмашиностроения, приведение его в соответствие с мировым уровнем. К сожалению, эта ситуация еще не возникла.

Отечественное производство еще не достигло достаточной степени насыщенности рынка, а также качество производимой сельскохозяйственной техники оставляет  желать лучшего.

С января по май текущего года Ростсельмаш выпустил 2649 комбайнов против 1831 за первые пять месяцев 2004 года. Рост производства составил 45%. Запасных частей было произведено на сумму 604 млн. рублей, что на 60% больше, чем тот же период 2004 года. В соответствии с утвержденной программой развития компания намерена увеличить объемы производства в 2005 году на 20%.

Весной 2005 года компания Ростсельмаш  заключила с «Россельхозбанком» и Юго-Восточным банком Сбербанка  РФ соглашения о кредитовании покупателей  комбайнов «Дон-1500Б», «Вектор», «Нива-Эффект» и «Дон-680». За указанный период российские сельхозпроизводители приобрели в кредит 350 единиц уборочной техники производства Ростсельмаш. Такая договоренность со Сбербанком является одним из способов повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной техники, так как предприятие осваивает рынок покупателей, которые не обладают достаточными средствами для покупки техники сразу. Нужно отметить, что в настоящее время ситуация в сельскохозяйственной отрасли такова, что таких предприятий большинство. Таким образом, договоренность с банками о кредитовании покупателей является хорошим ходом в смысле антикризисной стратегии фирмы.

Также весной 2005 года компания Ростсельмаш  начала поставки комбайнов, соответствующих  стандарту «Евро-2». Первыми покупателями этих машин стали литовские аграрии. Всего до конца 2005 года будет отгружено около 200 машин с двигателем «Евро-2». Такое развитие привлекает к себе успешные предприятия, которые хотели бы приобретать качественную технику европейского уровня и в состоянии за нее платить.

К уборочному сезону-2005 компания Ростсельмаш  начала создавать сеть региональных складов по обеспечению гарантийной  техники запасными частями. Данные региональные склады организуются на базе нескольких сервисных центров компании. Создание региональных складов позволит оптимизировать номенклатуру складских запасов, сократить сроки получения гарантийных комплектов с 3 до 1 суток, обеспечить наличие и правильное хранение импортных комплектующих, а также техническое обслуживание агрегатов зарубежного производства.

Компания Ростсельмаш является мировым производителем сельскохозяйственной техники, на долю которой приходится 14% мирового и 65% рынка России и СНГ. Оборот компании в 2004 году составил 330 млн. долларов. Компания входит в промышленный холдинг «Новое Содружество».

Дилерская сеть Ростсельмаш — крупнейшая в России и СНГ, включает в себя более 70 компаний, осуществляющих продажу  и гарантийное обслуживание техники, запасных частей. Общая численность  работников Ростсельмаш в настоящее время составляет около 13 000 человек. В феврале 2005 года Ростсельмаш награжден Серебряной медалью Конкурса инноваций в рамках международной агропромышленной выставки SIMA во Франции.

Унифицированные жатки — одна из новых разработок Технического центра компании Ростсельмаш, предназначенная для повышения надежности, технического уровня и, как следствие, потребительских свойств зерноуборочных комбайнов.

Унифицированные жатвенные части  агрегатируются с комбайнами «Дон-1500Б», «Вектор» и моделью-разработкой 2005 года «Дон-1500М». По сравнению с серийно выпускаемыми моделями, новые жатки обладают рядом конструкционных отличий и преимуществ. Усилена конструкция корпуса жатки. В два раза сократилось время, требующееся для навеса жатки, что повышает оперативность подготовки комбайна к работе. Благодаря изменениям в конструкции, жатка обеспечивает возможность уборки кукурузы на зерно, выросла скорость агрегата при уборке высокоурожайных хлебов, улучшена очистка режущего аппарата от срезанных стеблей. Уменьшилась общая масса жаток, что снижает массу комбайна в целом и, соответственно, показатели давления на почву.

Новые жатки могут быть оборудованы  рычажно-пружинным или электрогидравлическим (автоконтур) механизмом копирования  рельефа почвы, а также гидравлическим приводом вращения мотовила, что позволяет регулировать скорость вращения мотовила с рабочего места оператора.

Описанные изменения существенно  облегчают труд механизатора и повышают эффективность и производительность работы комбайна. Полный переход на комплектацию комбайнов новыми унифицированными жатками компания Ростсельмаш планирует на конец 2005 — начало 2006 года.

 

Заключение

 

Антикризисную стратегию управления можно определить как долгосрочное качественно определенное направление  развития предприятия, касающееся сферы деятельности предприятия, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри предприятия, а также позиции предприятия в окружающей среде, смягчающее кризисную ситуацию, в которую может попасть предприятие, и способствующее его финансовому благополучию.

Стратегия антикризисного управления дает ответ на вопрос. Каким способом, с помощью каких действий предприятие  сумеет достичь стабильного функционирования, сохранив или упрочив свое финансовое положение в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. «Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора тактики с учетом изменяющейся ситуации»13.

Время показало, что преодолевать кризис гораздо легче в том случае, если на предприятии велась какая-либо антикризисная деятельность. Здесь можно привести аналогию с заболеванием: проще и дешевле сделать прививку, перенести заболевание в очень легкой форме, выработать иммунитет, чем перенести заболевание в тяжелой форме, а потом долго (и зачастую безрезультатно) лечиться. Банкротство же предприятия – это его смерть.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что современное антикризисное  управление включает в себя не только процедуру банкротства, не только меры по выведению предприятия из кризиса, но и профилактику банкротства, профилактику финансового кризиса.

Необходимо отметить, что эффективность антикризисного управления прямо зависит от «правильности» выбора соответствующей стратегии и тактики. Можно выделить несколько критериев этого выбора. Стратегия и тактика развития предприятия в общем и антикризисного управления в частности могут определяться:

    • Степенью омертвления оборотного капитала;
    • Старением управленческого персонала;
    • Потерей гибкости в управлении;
    • Старением основного капитала;
    • Высокой долей заемного капитала;
    • Нестабильной фискальной и кредитно-денежной политикой;
    • Высокими налоговыми ставками;
    • Нестабильностью и противоречивостью законодательства;
    • Нестабильностью политической обстановки;
    • Прочими внешними и внутренними факторами.

Наиболее полно эти факторы  объединяет и систематизирует теория жизненного цикла развития предприятия. Согласно этой теории каждое предприятие  развивается по определенному циклу. Проходя при этом несколько стадий своего развития. На каждой стадии развития предприятие имеет определенные параметры, характеризующие условия функционирования фирмы: текущее состояние и перспективы.

Таким образом, зная, на какой стадии жизненного цикла находится предприятие, руководитель может оценить текущие условия и перспективы предприятия и на основе этой информации разработать стратегию и тактику антикризисного управления предприятием, т.е. стратегию и тактику профилактики кризиса и, в случае необходимости, вывода предприятия из кризиса.

Главные выводы из проведенного МЭРТ анализа социально-экономического развития России в 1 квартале 2005 года:

1) По оценке Минэкономразвития,  ВВП в I квартале увеличился  к соответствующему периоду предыдущего  года на 4.9% (в I квартале 2004 г. - на 7.3%). Рост ВВП с исключением сезонного и календарного факторов в начале текущего года замедлился: с 0.6% в среднем за месяц в 2004 году и 0.5% в IV квар-тале до чуть более 0.1% в I квартале 2005 г. и примерно 0.3% в марте 2005 г. Сказалось замедление внешнего спроса (темпы роста физических объемов экспорта снизились при сохранении высокой ценовой динамики) и сокращение инвестиционного спроса, которое не было компенсировано увеличением спроса со стороны домашних хозяйств. При этом при продолжавшемся снижении ценовой конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, прирост внутреннего спроса во все большей степени покрывался импортом.

2) В начале текущего года продолжился,  хотя и более умеренными темпами,  чем в предыдущем году, рост потребительского спроса. Оборот розничной торговли увеличился в I квартале 2005 г. к уровню соответствующего периода прошлого года на 9.6% против 10.8% в I квартале 2004 г., объем платных услуг населению - на 2.1% (5.9%), под влиянием замедления динамики реальных располагаемых денежных доходов и увеличения склонности населения к сбережениям. В феврале-марте восстановление тенденции к росту доходов населения привело к возобновлению роста сбережений (в том числе во вкладах и ценных бумагах) после их сокращения в январе, причем склонность населения к сбережениям в марте 2005 г. превысила уровень соответствующего периода предыдущего года.

3) Рост инвестиционного спроса  в начале текущего года приостановился, в том числе под влиянием  инвестиционной и предпринимательской паузы в январе. Инвестиции в основной капитал увеличились в I квартале 2005 г. на 7.6% против 13.1% в I квартале 2004 г. С исключением сезонности отмечен спад инвестиций в январе (на 1.9%) и в феврале (на 0.3%) и некоторый рост в марте (на 0.2%). В начале года существенно замедлились темпы роста кредитов банков нефинансовым предприятиям и организациям (1.2% за январь-февраль против более 3% в среднем за месяц в 2004 году). Значительная часть внутренних сбережений не трансформируется в инвестиции, будучи либо абсорбирован-ными денежными властями, либо увеличивая отток капитала из частного сектора за рубеж.

4) Индекс промышленного производства (в классификации ОКВЭД) в I квартале 2005 г. увеличился к уровню  соответствующего периода предыдущего года на 3.9% (в I квартале 2004 г. - на 7.4%). Рост промышленного производства с исключением сезонной и календарной составляющих в начале текущего года приостановился, под воздействием замедления внешнего спроса, снизившейся инвестиционной активности и усиления конкуренции со стороны импорта. При положительных темпах роста сезонно очищенной динамики добычи полезных ископаемых, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, обрабатывающие производства в I квартале характеризовались снижающейся динамикой (в частности, сократился выпуск основных продуктов нефтепереработки, минеральных удобрений, грузовых вагонов, а также, за счет существенного спада в январе, - легковых автомобилей).

5) Производство продукции сельского  хозяйства снизилось в I квартале к соответствующему периоду 2004 года на 0.3%. Из-за затянувшихся холодов весенне-полевые работы в текущем году начались позже по сравнению со средне-многолетними сроками. Обеспеченность этих работ минеральными удобрениями и сельскохозяйственной техникой примерно соответствуют уровню прошлого года, горюче-смазочными материалами - несколько ниже. В животноводстве в I квартале продолжилось сокращение производства основных видов продукции (скота и птицы на убой - на 2.8%, молока - на 3.9%, яиц - на 1.1%) и поголовья крупного рогатого скота (на 7.6%) и свиней (на 11.6%) при увеличении поголовья овец и коз (на 2%) и птицы (в сельхозорганизациях на 5.9 процента).

Информация о работе Антикризисная политика фирмы