Антикризисная политика фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является анализ системы антикризисного управления и антикризисной политики фирмы на мировом рынке в условиях конкуренции на примере предприятий сельхозмашиностроения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты антикризисной политики фирмы.
2. Проанализировать причины возникновения и особенности протекания кризиса.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты антикризисной политики 6
1.1 Причины возникновения кризиса 6
1.2 Протекание кризиса 9
1.3 Анализ конкурентного положения фирмы 15
1.4 Методы оценки конкурентоспособности 23
1.5 Методы антикризисного управления 42
1.6 Выбор антикризисной стратегии 46
2 Характеристика состояния предприятий сельхозмашиностроения в настоящее время 58
2.1 Общая характеристика современной экономической ситуации в России 58
2.2 Анализ состояния сельхозмашиностроения в России и проблемы в связи с вступлением в ВТО 67
2.3 Состояние сельхозмашиностроения на мировом рынке 74
3 Антикризисная политика на предприятиях машиностроения 82
Заключение 93
Список использованной литературы 99

Файлы: 1 файл

Антикризисная политика фирмы.doc

— 805.00 Кб (Скачать файл)

 

Доходы фермеров останутся на прежнем  уровне, что и в 2004 году, но цены на средства производства, и в особенности  цены на сельхозмашины существенно  возрастут.

Рынок для тракторов будет развиваться неравномерно, модели с мощностью менее 40 л.с. будут опережать спрос на модели тракторов с мощностью более 100 л.с., на рынке тракторов с приводом на все колеса будет наблюдаться спад продаж.

В продаже комбайнов ожидается  значительный спад.

Прогноз продаж сельхозмашин (без  тракторов и комбайнов) выглядит позитивно. В особенности возрастет  спрос на самоходные опрыскиватели  для защиты растений, культиваторы, сеялки, пресса для квадратных тюков, косилки. На рынке валкователей ожидается спад.

2004 год был для фермеров и  сельхозмашиностроительной промышленности  Северной Америки очень хорошим  годом. 

Условия для фермеров в 2005 году не ухудшатся, но будут сильно зависеть от растущих цен на сырье (включая  нефть), а также от роста цен  на средства производства, такие как сельскохозяйственные машины, удобрения, средства для защиты растений и дизельного топлива.

Оборот сельхозпредприятий в 2005 году не увеличится по сравнению с оборотом 2004, а скорее наоборот, снизится. В  настоящее время внимание фермеров сконцентрировано на специальных машинах, например на самоходных опрыскивателях для опрыскивания сорняков.

 

3 Антикризисная политика  на предприятиях машиностроения

 

В условиях рыночной экономики конкурируют  не отдельные машины или орудия, а технологии. Для обеспечения технологий создаются комплекты машин, а совокупность их с учетом региональных особенностей и должна определить «Систему машин» для России.

Техническое обеспечение сельского  хозяйства достигло сейчас критического предела. Основными машинами аграрии обеспечены только на 45-65%, из них более 90% уже отработало свой амортизационный срок.

Нагрузка на один трактор возросла с 66 га пашни в 1990 году до 119 га в 2002, на один зерноуборочный комбайн, соответственно, - со 113 га посевов зерновых культур до 245 га.

Для обновления машинно-тракторного  парка аграрных предприятий до уровня технологических потребностей нужно  ежегодно докупать машины и оборудование.

Основными проблемами развития отрасли  остаются:

- Отсутствие системы управления отраслью. При наличии спроса на сложную сельхозтехнику уровень ее закупок значительно не увеличивается по двум причинам. Во-первых, финансовая несостоятельность потребителей, во-вторых, отсутствующая система машин для энергонасыщенных тракторов.

- Недостаточный уровень платежеспособности сельхоз-товаропроизводителей, что негативно влияет на финансово-экономическое состояние предприятий отрасли, базовые заводы-производители сложной техники.

- Устарелость основных средств  базовых предприятий отрасли,  которые не обновлялись на протяжении последних 14-15 лет, что негативно влияет на конкурентоспособность, качество и себестоимость продукции.

- Отсутствие реальных источников  финансирования. Это ведет к невозможности  реконструкции и технического  переоснащения предприятий отрасли и обеспечению высокого качества производимых машин, освоения производства новой техники.

Внутренний рынок насыщается дорогой, не адаптированной к условиям России, импортной техникой, которая требует значительных эксплуатационных затрат, что приводит к значительным экономическим убыткам.

Если срочно не принять действенных  мер, государство может попасть  в зависимость от импорта зарубежной техники.

На сегодня «дирижером» в решении этих вопросов остается Государственный комитет сельхозмашиностроения (Госсельхозмаш). В своей деятельности он взаимодействует с Минагрополитики в сфере:

- определения научно обоснованной  технологической потребности в  основной сельскохозяйственной  технике; 

- обработки заказов регионов  на технику для АПК; 

- согласования приоритетов в создании новой техники и др. вопросах.

В стране на сегодня нет единого  консолидирующего органа по вопросам тракторо- и сельхозмашиностроения  с достаточными полномочиями, который  мог бы руководитель созданием научно взвешенных технологий выращивания сельхозкультур и содействовать созданию системы машин для этого, объединив и возглавив для этой цели соответствующие управления:

- Министерства промышленной политики;

- Министерства аграрной политики;

- Научно-исследовательские и учебные институты.

Из-за отсутствия единой политики каждый завод создает технику по своему усмотрению, без конструктивного  и технологического обоснования. Сельхозтехнику также выпускают без "привязки" к мощности и особенностям отечественных  тракторов.

Налаживание или повышение технического уровня отечественной сложной сельскохозяйственной техники до современных стандартов целесообразно осуществлять через совместное производство ее с фирмами Запада.

Следует также определить приоритетные направления в развитии сельхозмашиностроения и наметить мероприятия по повышению технического уровня до уровня западного с использованием мировых достижений и расширения интеграции отечественного производства с западным. Комплекс машин под технологии следует создавать на базе энергосредств, которые входят в эти комплексы.

Одним из определяющих факторов конкурентоспособности  сельхозтехники является ее надежность. Ее значение особенно возросло с повышением единичной мощности энергосредств  и их рабочих скоростей, использованием широкозахватных агрегатов и комбинированных машин.

Повышение надежности тракторов и  сельхозмашин фирмы-производители  достигают благодаря таким фактором:

1. Усовершенствование методов конструирования  с использованием компьютерных  систем, отработки конструкций разных узлов и деталей на стадии проектирования, проверка их надежности до начала производства.

2. Использование в конструкциях  машин достаточно отработанной, высоконадежной элементной базы.

3. Использование новых высококачественных  конструкционных материалов для изготовления деталей, узлов и базовых элементов машин.

4. Усовершенствование технологий  производства и контроль качества  материалов, комплектующих и изготовления  машин на всех этапах производства.

Одним из важнейших средств в  обеспечении качества продукции является всеохватывающий контроль. Он начинается с проверки сырья, заготовок деталей и узлов, которые поступают от партнеров. Главный элемент системы обеспечения высокого качества заключается в тщательном контроле за соблюдением технологических регламентов, состоянием оборудования и инструментов, в точном соблюдении технических норм на всех стадиях производства.

Детали проходят проверку на высокоточном оборудовании, обеспеченном компьютерами. Полученные статистические данные обрабатываются и анализируются. Проверке подлежит качество обработки поверхностей. Каждая партия отлитых деталей выборочно проверяется на точность соблюдения размеров и координат.

Компьютерному контролю подвергается и оборудование, на котором изготавливают  детали.

На специальных стендах проверяют трансмиссии в целом, тормоза, валы отбора мощности (ВОМ), механизм дифференциала, электронную систему управления навесными механизмами. Такая система контроля обеспечивает фирмам возможность гарантировать продолжительную работу машин без отказа. Фирмы John Deer, Case-1H, Ford, Massey Ferguson и др. довели моторесурс двигателей до 12000 моточасов. Наработка на отказ у многих марок тракторов составляет 1000 часов и больше, а у зерноуборочных комбайнов свыше 100 часов.

Анализ конструкций сельскохозяйственной техники ведущих фирм свидетельствует, что в них широко используют средства автоматизации, электронику и компьютеры.

В конструкциях сельхозмашин средства автоматизации выполняют разные функции.

1. Контрольно-информационные, что обеспечивает улучшение технико-экономических показателей машинно-тракторных агрегатов (МТА), повышение качества выполнения технологических операций, улучшение условий труда оператора.

2. Управление режимами работы  узлов, систем трактора или  МТА в целом (управление нормами внесения удобрений, средств защиты растений, шириной захвата плуга, скоростью движения агрегата и др.).

Электронное оснащение тракторов  и сельхозмашин становится одним  из основных факторов, который определяет технический уровень и конкурентоспособность сельхозтехники.

Электронные приспособления и системы, которые используются в сельхозтехнике, можно разделить на такие:

- информационно-измерительные системы  (ИИС);

- автоматизированные системы управления  узлами и агрегатами самоходных машин;

- электронные приспособления для  поддержания оптимальной загрузки  энергосредств; 

- многофункциональные бортовые  компьютеры.

ИИС используют на всех моделях тракторов  и самоходных машин. Они имеют  аналоговые и цифровые индикаторы и  аварийные сигнализаторы. Количество параметров, которые контролируются, - от 5 до 20, в т.ч. частота вращения вала двигателя и ВОМ, температура двигателя, давление масла с системе смазки др.

Автоматизированные системы управления узлами и агрегатами используют прежде всего в навесных системах тракторов ведущих фирм.

Вместе с такими функциями, как  регулирование глубины обработки  способом силового или позиционного регулирования, электронно-гидравлические навесные системы дают возможность  ограничивать высоту подъема и опускания орудия для предотвращения поломок привода, а также отключения ВОМ во время подъема орудия и др. В конструкциях тракторов некоторых фирм уже предусмотрена установка по заказам электронно-гидравлических систем для управления передним навесным устройством.

Все больше используются системы учета  пройденного пути, а при введении данных о ширине захвата выдают информацию о величине обработанной площади, производительности МТА и другие учетно-контрольные  показатели.

Технический уровень электронных  систем довольно высокий и отвечает современному уровню развития техники. Все они базируются на использовании микропроцессорных средств.

Панели блоков индикации и управления выполнены с использованием пленочных  покрытий.

Ведущие фирмы Dicry John, Groupe Sparek, Likketronic и др. предлагают гамму специализированных электронных приспособлений и систем для управления рабочими органами сельхозмашины: дозирование расхода рабочей жидкости опрыскивателями, управление работой высевных аппаратов сеялок, разбрасывателей минеральных удобрений, шириной захвата плуга и др.

Разработка датчиков расхода топлива  и реальной скорости движения дали возможность создать электронные  приспособления для оптимизации  режима работы двигателя. В простейших случаях эти приспособления представляют собой режимомеры, которые дают информацию о степени нагрузки двигателя, почасовой расход топлива и дают возможность оператору выбрать оптимальное положение рычага управления подачей топлива или скорость движения, при которой нагрузка двигателя будет оптимальной. Это дает возможность экономить до 15% топлива во время работы двигателя при переменных режимах.

Практически все ведущие фирмы  ведут работы по созданию многофункциональных  бортовых компьютеров к прицепным  и навесным машинам, которые обеспечивали бы автоматизацию работы МТА.

При наличии соответствующих запросов и программного обеспечения компьютер  способен управлять работой сложных  машин.

Фирма John Deere в 2001 г. презентовала трактор, в котором бортовой компьютер  управляет работой агрегата без участия оператора - трактор-автомат.

Заслуживает внимания приспособление для определения урожайности  зерновых, которое может использоваться на всех типах зерноуборочных комбайнов.

Следует заметить, что с насыщением сельхозтехники средствами электроники  и компьютеризации возрастает цена техники. Однако, по утверждениям творцов новой техники, повышенные затраты окупаются экономическим и социальным эффектами, которые достигаются благодаря автоматизации.

Значительное увеличение мощностей  тракторов и самоходных машин, использование электроники в их конструкциях существенно повысили требования к техническому обслуживанию машин. В борьбе за свой имидж фирмы стараются обеспечить высокую оперативность и квалифицированное техническое обслуживание своей техники, ее постоянную техническую готовность.

Технический сервис за рубежом предусматривает  не только техническое обслуживание машин, а и предоставление других услуг, в частности предпродажную  подготовку техники, ее продажу и  доставку покупателю, реализацию запасных частей, ремонт техники в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, прокат машин, обучение операторов, выполнение механизированных работ по договорам.

Наиболее распространенной формой технического сервиса за рубежом (особенно в США) является дилерская. Дилеры продают машины фермерам, обслуживают и ремонтируют их, поставляют запасные части, сдают машины в аренду и прокат, обучают фермеров, предоставляют им другие услуги по договорам.

В странах Западной Европы система  агросервиса несколько отличается от дилерской системы США.

Информация о работе Антикризисная политика фирмы