Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:53, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является на примере акционерного общества торгового дома «Мин Туркун» проанализировать состояние прибыли и рентабельности, механизм её образования и механизм её использования. Кроме того основной целью является наметить основные пути улучшение использования прибыли и механизация её образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3
1.1. СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 3
1.2. ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ДОХОД 3
1.3. ОБРАЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ КАК ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 3
1.4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И МЕТОДИКА ИХ РАСЧЁТА 3
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ AКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ТОРГОВОГО ДОМА «МИН ТУРКУН» 3
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 3
2.2. ОБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ 3
2.3. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРИБЫЛЬ 3
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ТОРГОВОГО ДОМА «МИН ТУРКУН» 3
3.1. УВЕЛИЧЕНИЕ ТОВАРООБОРОТА И СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ 3
3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА 3
3.3. УСКОРЕНИЕ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3

Файлы: 1 файл

Анал приб и рентаб Мин турк.DOC

— 559.50 Кб (Скачать файл)

  Ув.д.п - уровень  валового дохода фактический,  за          прошлый  год.

           Тф  -  фактический товарооборот  текущего года.

 

Влияние уровня валового дохода= тысяч сомов

увеличение уровня валового дохода привело к увеличению прибыли  на 15,4 тысяч сомов.

4. Величина уровня  издержек обращения - один из  основных факторов, оказывающий  непосредственно влияние на величину  прибыли и уровень рентабельности.

Между уровнем издержек обращения и уровнем рентабельности существует обратная зависимость. При прочих равных условиях повышение уровня издержек обращения снижает величину и уровень прибыли и наоборот. Поэтому важной задачей торговых организаций и предприятий связанной с повышением уровня по доходности, является всемирное сокращение расходов укреплений режима экономии.

Влияние уровня издержек обращения на прибыль рассчитывается по формуле:

                                 

где Уи.о.ф.т. - уровень издержек обращения фактический, за текущий год.

        Уи.о.ф.п. - уровень издержек обращения  фактический, за прошлый год.

            Тф.т.    -  товарооборот фактический,  текущего года.

влияние уровня издержек= тысяч сомов

Увеличение уровня издержек привело к снижению прибыли на сумму 18,1 тысяч сомов.

Снижение прочих операционных доходов на 11,3 тысяч сомов привело  к снижению прибыли.

Таким образом, совокупное влияние факторов можно выявить, получив сумму всех факторов:

                              тысяч сомов

Далее рассмотрим рентабельность предприятия по отношению к товарообороту, издержками и основными фондами. Данные таблицы 3 показывают, что почти  по всем показателям произошло снижение рентабельности.

Рентабельность по отношению  к товарообороту снизилась на  0,117%;  к издержкам  на   2,46%; к основным фондам на 0,33%.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Динамика рентабельности акционерного общества торгового дома "Мин Туркун" за 2009-2010 года.

 

Показатели

Единица измерения

 

2009

 

2010

2010 год в % к 2009 году

Товарооборот

тыс. сом

1692,1

1404,3

82,9

Балансовая прибыль

тыс. сом

39,7

31,3

78,8

Рентабельность по отношению к  товарообороту

%

2,346

2,229

-0,117

Рентабельность по отношению к  издержкам

%

18,08

15,62

-2,46

Рентабельность по отношению к  основным фондам

%

1,58

1,25

-0,33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.  Пути повышения рентабельности акционерного общества  Торгового Дома «Мин Туркун»

3.1. Увеличение товарооборота и снижение издержек обращения

 

Розничный товарооборот – это конечная заключительная стадия движения товаров, когда они переходят из сферы обращения в сферу потребления. В процессе оборота товаров происходит смена форм стоимости, товар превращается в деньги, и создаются условия для нового цикла воспроизводства. Розничный  товарооборот как экономический показатель представляет собой совокупность проданных товаров, выраженный в денежной форме. Через розничный товарооборот оказывается воздействие на потребителя путём продажи,  всё увеличивается товарной массы, выпускаемой промышленностью и сельским хозяйством.

Следовательно, размер розничного товарооборота  выступает показателем  народного потребления, а его  увеличение характеризует повышение  материального и культурного  уровня жизни населения.

Увеличение объёма товарооборота является одним из путей укрепления хозяйственного расчёта в торговле. Увеличение товарооборота непосредственно зависит от возможностей промышленности и сельскохозяйственного производства, соотношение между фондами товарного и не товарного потребления, фондами оплаты по труду и общественными фондами потребления. Планомерное осуществление розничного товарооборота является непременным условием постоянного и возможного стабильного дохода. Но планы должны быть с учётом внешней и внутренней среды. Увеличение объёма розничного товарооборота способствует достижению высшей цели общественного производства- всё более полному удовлетворению растущих потребностей людей.

Для увеличения товарооборота  очень большое значение имеет  увеличение и улучшение структуры товарооборота. Увеличение структурных разновидностей ведёт к увеличению товарооборот. Особенно это важно учитывать коммерческим предприятиям. Ибо как уже замечено практикой потребитель тянется к тому магазину, где более широкий ассортимент товаров и где предоставляет выбор. Не зря потребитель сейчас тянется на Ошский рынок. Это потому что там предоставлен широкий ассортимент товаров (как продовольственных, так и промышленных). Ни в одном магазине сейчас невозможно купить необходимую вещь.

Таким образом, рост товарооборота является одним из главных показателей хозяйственной деятельности. Вместе с тем розничный товарооборот, любой другой стоимостной показатель, имеет и некоторые недостатки. На его размеры непосредственно влияет уровень цен на товары. Он может увеличиваться за счёт изменения ассортимента, сокращения продажи дешёвых товаров и увеличение дохода. Все эти факторы надо учитывать при анализе. На объём и темпы роста товарооборота в значительной степени влияет динамика увеличения на национальный доход, соотношение между производством средств, и производством предметов потребления. Между объёмом выпуска товаров народного потребления и денежными доходами населения, а также другие факторы.

Одним из важных факторов роста благосостояния трудящихся является развитие розничного товарооборота.

 Развитию розничного  товарооборота присущи определённые  закономерности. Важнейшим из них  является непрерывный рост объёма  товарооборота, который обусловлен  увеличением производства товаров  народного потребления, расширением их ассортимента, улучшением качества, а также постоянным ростом заработной платы рабочих и служащих, доходов  колхозников, общественных доходов потребления.

Развитие розничного товарооборота активно воздействует на расширение промышленных сельскохозяйственных производств. Производство розничных товаров организованно в соответствии со спросом  и денежными доходами населения. Торговля через розничный товарооборот способствует выпуску новых товаров, внедрению их в быт, воспитанию их вкусов и запросов у населения, нормированию потребления розничного товарооборота.

Для того чтобы увеличить  объём товарооборота, развивать  товарооборот необходимо провести тщательный анализ товарооборота. Анализ товарооборота  призван установить степень выполнения плана и темпы роста товарооборота за последние годы, а также факторы, определяющие отклонение ожидаемого товарооборота от плана на текущий год и фактического товарооборота за предыдущие годы. Анализ выполнения плана товарооборота является в тоже время одним из важнейших средств проверки правильности составления плана, его экономической обоснованности. Главное в анализе товарооборота – вскрыть резерв дальнейшего его развития и улучшения обслуживания покупателей. Анализ не должен ограничиваться изучением показателей товарооборота только за отчётный или текущий период, но и динамику товарооборота, то есть его развитие. Для этого данные текущего периода сопоставляют с предыдущим. Это позволяет определить сдвиги, которые произошли или намечаются в товарообороте, а также факторы, вызвавшие их. На объём розничного товарооборота влияют многие факторы: это объём и ассортимент товарных и их соответствие потребительскому спросу, а также объём спроса на товары со стороны организаций, учреждений и колхозов для текущих хозяйственных нужд и коллективного пользования и другие. Развитие и анализ розничного товарооборота позволяют осуществлять контроль, за состоянием торговли; удовлетворением спроса населения на товары; хотя выполнение плана по организациям в целом, определить тенденции изменения объёма и структуры товарооборота; оказывает оперативно воздействие на торговый процесс.

Рассмотрим динамику товарооборота за 2009-2010 года акционерного общество торгового дома «Мин Туркун». Из таблицы 4 видно что, товарооборот в текущем году по сравнению с прошлым годом снизился на 17,1 %. Основной причиной снижения товарооборота является за счёт снижения поставок товаров.

Таблица 4

Динамика розничного товарооборота за 2009-2010 года акционерного общества торговый дом «Мин Туркун»

 

Показатели

2009

2010

2010 в % к 2009

Товарооборот

1692,1

1404,3

82,9


 

 Из таблицы 5 видно,  что товарооборот по кварталам  снизились. Так товарооборот в  первом квартале снизился на 12,4%, во втором квартале снизился  на 18,8%, в третьем квартале на 21,9% и четвёртом квартале на 14,9%. Из таблицы 6 видно, что товарооборот по месяцам снизились. Так товарооборот в январе снизился на 11,9 %, в феврале на 13,6%, в марте на 11,6% и так далее.

 

Таблица 5

Динамика розничного товарооборота по кварталам за 2009-2010 года акционерного общества торгового дома «Мин Туркун»

 

            2009

            2010

2010 в %

Квартал

Сумма

Удельный вес

Сумма

Удельный вес

к 2009 году

1

392,5

23,2

344,1

24,5

87,6

2

407,7

24,1

331,4

23,6

81,2

3

428,1

25,3

334,2

23,8

78,1

4

463,8

27,4

394,6

28,1

85,1

Итого

1692,1

100

1404,3

100

82,9


 

Таблица 6

Анализ розничного товарооборота  по месяцам за 2009-2010 года акционерного общества торговый дом «Мин Туркун»

Месяцы

2009

2010

2010 в % к 2009 гг.

Январь

125,4

110,5

88,1

Февраль

130,2

112,5

86,4

Март

136,9

121,1

88,4

Апрель

129,5

109,5

84,5

Май

136,7

115,9

84,7

Июнь

141,5

106,0

74,9

Июль

130,5

108,6

83,2

Август

141,3

111,5

78,9

Сентябрь

156,3

114,1

73,0

Октябрь

131,2

122,5

93,3

Ноябрь

150,4

131,4

87,3

Декабрь

182,2

140,7

77,2

Итого

1692,1

1404,3

82,9


 

Издержки обращения  – сложный показатель складывающихся из разнообразных расходов торговых предприятий. Каждый конкретный вид  расходов отражает свою особую сторону, работу торговых предприятий, имеет  свои факторы, определяющие его величину. Достаточно сравнить три вила расхода: оплату за транспортирование товаров, расходы на рекламу, проценты за кредит, чтобы увидеть разницу между ними с точки зрения факторов, определяющих их величину. Экономия издержек улучшает финансовые положения торговых предприятий, повышает их прибыль.

Снижение издержек обращения  служит основой снижения розничных  цен, является главным источником повышения  рентабельности торговых предприятий, способствует созданию фондов торговли на расширение материальной базы, на материальное стимулирование и так далее.

Для достижения экономий издержек обращения требуется постоянное совершенствование и удешевление  торгового процесса укрепления хозяйственного расчёта, систематическое выполнение и перевыполнение планов товарооборота, рациональное использование материально-технической базы.

Важное значение в  выявлении резервов снижения издержек обращения имеет: систематическое  обсуждение итогов, обобщение передового опыта, организация работы общественных экономических советов.

Пути экономии издержек обращения по каждой статье имеют свои особенности, так как на каждый вид расходов влияют различные факторы. Строжайшее соблюдение режима экономии в торговле не исключает, однако, увеличение расходов по отдельным статьям.

Рациональное ведение  торговли и снижение уровня издержек обращения сопровождается систематическим улучшением качества обслуживания покупателей, что приводит к повышению некоторых видов затрат. Так повышаются расходы на улучшение материально-технической базы торговли, рекламы, на увеличение численности продавцов, оплату труда торговых работников, на развитие дополнительных форм обслуживания покупателей и так далее.

Резервы экономии издержек в первых, следует шире применять  все организационные формы и  методы, способствующие увеличению объёма товарооборота по магазину, в частности – проведение выставок продаж, покупательских конференций, планомерная целенаправленная организация торговой рекламы. Во вторых, улучшить работу по изучению покупательского спроса и на основе полученных, добиваться путём совершенствования хозяйственных связей с поставщиками, в том числе промышленными предприятиями, формирование оптимального товарного ассортимента, что в свою очередь приведёт к нормализации товарных запасов и ускорению товар оборачиваемости. В третьих, необходимо дальнейшее улучшение использование автотранспорта, исключение его простоев, нерациональных перевозок, а также внедрение в практику применения тары – оборудование, что позволяет механизировать процесс погрузки разгрузки. В четвёртых – бороться за повышение производительности труда для чего шире внедрять НОТ с целью наиболее целесообразной расстановки работников для их лучшего использования, принимать меры по повышению трудовой дисциплины. В пятых, в связи с переводом на новые условия хозяйствования в магазине будет вестись учёт и планирование издержек обращения в разрезе структурных подразделений (секций, филиалов), что позволит значительно усилить контроль за расходованием средств. В шестых, вести работу по снижению товарных потерь. В седьмых,  бороться за более рациональное использование материально-технической базы, добиваться увеличения товарооборота на 1 м2 торговой площади. И, наконец, покончить с формальным отношением к организации социалистического соревнования по усилению режима экономии и развернуть его со всей широтой, разработать конкретные мероприятия по снижению расходов с указанием конкретных исполнителей, постараться заинтересовать в усилении экономии и бережливости каждого работника, используя гласность, моральное и материальное поощрения.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия