Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:53, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является на примере акционерного общества торгового дома «Мин Туркун» проанализировать состояние прибыли и рентабельности, механизм её образования и механизм её использования. Кроме того основной целью является наметить основные пути улучшение использования прибыли и механизация её образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3
1.1. СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 3
1.2. ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ДОХОД 3
1.3. ОБРАЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ КАК ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 3
1.4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И МЕТОДИКА ИХ РАСЧЁТА 3
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ AКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ТОРГОВОГО ДОМА «МИН ТУРКУН» 3
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 3
2.2. ОБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ 3
2.3. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРИБЫЛЬ 3
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ТОРГОВОГО ДОМА «МИН ТУРКУН» 3
3.1. УВЕЛИЧЕНИЕ ТОВАРООБОРОТА И СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ 3
3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА 3
3.3. УСКОРЕНИЕ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3

Файлы: 1 файл

Анал приб и рентаб Мин турк.DOC

— 559.50 Кб (Скачать файл)

Внереализационные результаты включают:

доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, каковыми являются вклады средств в уставной капитал других предприятий, в совместную деятельность без образования юридического лица, приобретение ценных бумаг, предоставление кредита (в том числе по векселям, проценты по банковским счётам предприятия) и прочее;

  • доходы от сдачи имущества в аренду;
  • сальдо штрафных санкций, кроме уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды (последние покрываются из чистой прибыли);
  • сальдо прибыли прошлых лет, выявленное в отчётном году, включая поступления в счёт погашения дебиторской задолженности, списанной в убыток в прошлые годы, а также убыток от списания безнадёжной дебиторской задолженности;
  • доходы от  дооценки товаров или убытки от уценки;
  • сальдо курсовых разниц по валютным счетам и операциям в валюте;
  • недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации;
  • затраты по аннулированным производственным заказам и на производство, не давшее продукции, исключая потери, возмещаемые заказчиками;
  • сальдо не компенсируемых потерь от стихийных бедствий, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями с учётом затрат по предотвращению или ликвидации их последствий;
  • затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, за исключением затрат, возмещаемых из других источников;
  • судебные издержки, арбитражные сборы и другие;
  • налог на имущество и некоторые местные налоги

Из этого перечня  планируемыми могут быть в основном налоги. Именно они, а точнее, налог  на имущество – наиболее весомая  статья внереализационных результатов.

Поэтому вполне допустимо, что часть прибыли от реализации продукции или услуг, «съедается»  этим налогом.

Отсюда важность для  финансового менеджмента оценки реализационной стоимости имущества  предприятия, в том числе своевременного списания выбывающих основных фондов, излишних, ненужных запасов материальных ресурсов и тому подобное.

Особой и чрезвычайно  важной для финансового менеджмента  является проблема налогообложения  прибыли, точнее- комплекс проблем, включающий:

  1. принцип и критерии построения налога;
  2. методику исчисления налогооблагаемой прибыли;
  3. льготы и санкции, стимулирующие или не стимулирующие эффективность экономического и социального развития;
  4. уровень ставок налога, их унифицированный или дифференцированный для различных коммерческих структур характер;
  5. предельно допустимый для стимулирующей роли налога размер и частоту изымаемой у предприятия прибыли;
  6. согласованность данного налога с другими, аналогичными изъятиями в бюджет и во внебюджетные фонды и тому подобное;
  7. возможность и умение финансового менеджера в законных рамках сократить налог или «убытки» от него.

Налоговые льготы можно  сгруппировать по принципу стимулирующей  направленности:

  • содействующие научно-производственному развитию материальной сферы и строительству жилья;
  • специально ограждающие малый бизнес всех отраслей, в том числе на начальной стадии деятельности, а также социально значимые отрасли экономики, особенно сельское хозяйство, от высоких налогов;
  • обеспечивающие специальную защиту, в частности,  привлекающие к производственному труду пенсионеров, инвалидов, юридических и физических лиц, пострадавших от экологических и производственных катастроф, поощряющие благотворительность (до 3 % налогооблагаемой прибыли, а для территорий, пострадавших от Чернобыльской катастрофы до - 5%);
  • прочие, в том числе организующие деятельность иностранных и совместных фирм.

Для финансового менеджмента, в частности, при выборе и прогнозировании  инвестиционных проектов и источников их финансирования, особенно важна  первая группа, из них наиболее весома по суммам и срокам действия льгота, освобождающая от налогообложения прибыль, идущую на капиталовложения в производственную сферу и на  сооружение жилья, при условии направления на ту же цель всей амортизации (на реновацию), а также прибыль, используемую в пределах 10% на мероприятия НТП.

Возвращаясь к схеме  формирования и распределения прибыли, мы видим, что это – сопряжённые  процессы. Освободив валовую (балансовую) прибыль от основного прямого  налога – налога на прибыль и  перечислив (при наличии соответствующих соглашений) требуемые суммы в фонд отраслевой вышестоящей организации, предприятие исчисляет чистую (остаточную) прибыль.

 

1.4. Показатели рентабельности и методика их расчёта

 

Под системой экономических  показателей  понимаются совокупности взаимосвязанных показателей отражающих хозяйственную деятельность во всём их многообразии.

На высшем уровне находятся  немногочисленные, но самые важные показатели - объём  товарооборота  и прибыль (рентабельность). А затем  идут структура товарооборота, издержки обращения, валового дохода, численность работников и так далее.          

Системе показателей  характеризующих прибыль, рентабельность предприятий, уделяется сейчас большое  внимание, что и понятно. Правильное цифровое выражение конечных финансовых результатов имеет важное экономическое значение.

Рассмотрим, как используется в процессе анализа прибыли и  рентабельности предприятий торговли и общественного питания система  стоимости натуральных, количественных и качественных, объёмных и удельных показателей.

Стоимостными показателями и только ими, измеряются в условиях товарно-денежных отношений финансовые результаты хозрасчётной деятельности предприятий.

Натуральные измерители здесь непосредственно не принимаются. Они могут быть использованы лишь в экономических расчётах, последовательно раскрывающих цель взаимосвязанных факторов. Так сумма прибыли оптовых торговых предприятий зависит, как известно от объёма товарооборота, а последний от количества реализованных товаров и цен на них. Следовательно, количество проданных товаров, выраженное в натуральных измерителях, также найдёт своё место в аналитических расчётах, связанных с анализом прибыли и рентабельности. Тоже самое, можно сказать и о товарообороте предприятий общественного питания (в частности собственной продукции).

Деление показателей  на количественные и качественные, при анализе, самостоятельного значения не имеет поскольку сама прибыль, является важнейшим, качественным показателем.

Объёмные и удельные показатели при анализе прибыли и рентабельности находят весьма широкое применение. Такой объёмный показатель, как сумма прибыли, важен не только сам по себе; он служит основой и для исчисления ряда исключительно важных  по экономическому значению удельных показателей. В торговле, как и в других отраслях народного хозяйства, рентабельность планируется и анализируется в форме удельного показателя.

Уровень прибыли (рентабельность) выражается в процентах к товарообороту. Экономический смысл этого показателя состоит в том, что он, отличаясь определёнными практическими удобствами, представляет некоторую долю розничной цены. Рентабельность является одним из основных оценочных показателей деятельности торгового предприятия. Раньше говорили, что прибыль не является определяющим критерием экономической эффективности, а по-моему это не так. Прибыль, должна стать определяющим показателем предприятия. Любое коммерческое предприятие работает с целью получения прибыли, а вот каким путём это уже совершенно другое. В условиях дефицита и монополии государственной торговли, наиболее лёгким путем получения прибыли было повышение цен. А в условиях рыночной экономики и конкуренции единственным способом получение прибыли является наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей, то есть, желание получать прибыль ведёт к улучшению культуры торговли.

Таким образом исчисляемый  в торговле показателя уровня рентабельности имеет как положительные так  и отрицательные стороны.

Положительными являются: простота исчисления показателя рентабельности, его согласованность с уровнями  валовых доходов и издержек обращения. Уровень рентабельности, исчисляемый как  отношение прибыли к товарообороту, отражает долю торговой прибыли в розничной цене товара и является обобщающим показателем, дающий  представление о результатах финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий.

Уровень рентабельности представляет отношение суммы прибыли  к  товарообороту. На  товарооборот сказывается  влияние факторов цен.

Снижение или повышение цен (хотя в наших условиях чаще приходится говорить об инфляции) на товары, соответственно изменении объёма товарооборота, а, следовательно, и уровень рентабельности.

Использование одного показателя не может способствовать решение многообразных  задач, поэтому лучше принимать систему показателей характеризующих рентабельность в торговле. К системе таких показателей относятся:

  • прибыль в  %  к издержкам обращения;
  • прибыль в  %  к фонду заработной платы;
  • прибыль в  %  к основным и оборотным фондом;
  • прибыль в  %  в расчёте на одного работника;

Исчисление прибыли  в %  к издержкам обращения необходимо для соизмерении затрат с денежными  накоплениями как в целом так  и по товарным и торговым группам:     

%

Отношение показателя прибыли к  фонду заработной платы:

%

отражает особенности отдельных  торговых организаций и предприятия. А однозначность знаменателя  позволяет получить показатель вполне пригодный для сравнительного анализа.

Исчисление рентабельности как  отношение прибыли к фонду предполагает отношение к последним основным фондам и собственным оборотным средствам:

     

Рациональное использование  этих фондов позволяет в первую очередь  повысить размер прибыли. И это вполне обоснованно. Торговые предприятия  должны быть заинтересованы в эффективном  использовании собственных фондов.

Показатель отношения прибыли численности работников имеет большое значение. Это позволяет поставить зависимость на достигнутые результаты хозяйственной деятельности, от результатов работы каждого. Здесь непосредственно проявляется принцип: с наименьшей численностью работников - большой эффект.

Все эти показатели в  совокупности могут использоваться для всестороннего и углубленного исследования экономической эффективности  хозяйственно-финансовой деятельности торговых предприятий.

Чтобы повысить рентабельности работы торговых предприятий и организаций необходимо в первую очередь ликвидировать непроизводительные расходы и потери, снизить издержки обращения, на основе рациональной организации торгово-оперативной деятельности, соблюдения решения экономики в расходовании всех видов ресурсов.  Кроме того, большую роль в повышении рентабельности играет система морального и материального стимулирования работников всех рангов. Привлекать наиболее квалифицированных работников, особенно в области управления.

ГЛАВА 2.   Состояние анализа прибыли  Aкционерного общества  торгового дома  «Мин Туркун»

2.1. Общая характеристика предприятия

 

В 1994 году, согласно решению  фонда  Государственного имущества  Кыргызской Республики на базе государственного магазина № 7 "Тысячя мелочей" было образованно акционерное общество открытого типа "Мин-Туркун". Государственной доли в пакете акций нет. Профиль остался прежним, то есть реализация товаров хозяйственно-бытового назначения и других непромышленных товаров, пользующихся повседневным  спросом покупателей через розничную сеть.

Юридический адрес ОАО ТД «Мин Туркун»: г. Бишкек, пр. Чуй, 127.

Акционерное общество "Мин Туркун" ("Тысяча мелочей") является акционерным обществом открытого типа, созданным для извлечения прибыли и удовлетворения потребностей предприятий, организаций и граждан в реализации и приобретении необходимых товаров, работ и услуг, а также развития социальной и материальной базы Кыргызской республики.

Общество является юридическим  лицом с момента его государственной  регистрации по законодательству Кыргызской республики, может заключать от своего имени договора, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитраже, суде.

Общество имеет своё фирменное наименование: на русском языке - Акционерное общество торговый Дом "Мин Туркун" ("Тысяча Мелочей"); на кыргызком языке - акционердик коому Торговый Дом "Мин Туркун"; на английском - State joint-stock company ''Min Turkun''

Общество имеет печать со своим наименованием на кыргызском и русском языках, символикой, штампы, фирменные бланки и другие реквизиты.

Общество имеет свой товарный знак, образец которого утверждается Правлением и регистрируется в установленном  порядке.

Общество самостоятельно в деле внутренней организации и регламента, действует на основе полного хозрасчёта, самофинансирования, самоокупаемости, в том числе валютной, обладает обособленным имуществом, имеет счета в банках, в том числе и зарубежных. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность Общества со стороны государства и иных организаций не допускается, если оно не затрагивает их прав по осуществлению контроля за их деятельностью.

Уставной капитал Общества сформирован из вкладов учредителей, то есть акционеров. Учредительный  Уставной капитал составляет  2353710 сом. Общество имеет право изменять Уставной капитал путём изменения количества номинальной стоимости акций.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия