Анализ маркетинговой деятельности банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование значения маркетинговой деятельности банка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность и принципы банковского маркетинга;
- определить задачи службы маркетинга в банке и ее организационную структуру;
- описать маркетинговые стратегии банка;
- провести анализ маркетинговой деятельности на примере Московского филиала АКБ «Татфондбанк» ;
- предложить пути совершенствования маркетинговой деятельности московского филиала АКБ «Татфондбанк».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности и содержание банковского маркетинга 6
1.1. Сущность и принципы банковского маркетинга 6
1.2. Задачи службы маркетинга в банке и ее организационная структура 10
1.3. Маркетинговые стратегии банка 19
2. Анализ деятельности ОАО "Татфондбанк" в области маркетинга 28
2.1 Характеристика деятельности банка 28
2.2 Анализ работы с клиентами в банке 36
2.3 Анализ продуктов и услуг, предлагаемых банком 43
2.4 Анализ маркетинговой деятельности банка 48
3. Совершенствование деятельности ОАО "Татфондбанк" в области маркетинга 52
3.1 Главные направления улучшения маркетинговой деятельности банка 52
3.2 Мероприятия связанные с повышением лояльности клиентов банка 69
3.3 Повышение уровня обслуживания клиентов банка 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90

Файлы: 1 файл

bank_diplom.doc

— 790.00 Кб (Скачать файл)

Стратегия выжидания  используется, когда тенденция конъюнктуры  и потребительского спроса не определены. Тогда крупный банк предпочитает воздержаться от внедрения банковского продукта на рынок и изучить действия конкурентов. При возникновении устойчивого спроса крупный банк, располагающий необходимыми ресурсами, в короткие сроки развивает массовое предложение услуги и подавляет фирму–новатора.

Таким образом, в данной части работы мы рассмотрели теоретический аспект маркетинга в банковском секторе, его  сущность, роль, стратегию. Далее целесообразно  рассмотреть на примере коммерческого  банка роль маркетинга в его деятелньости.

 

2. Анализ деятельности ОАО "Татфондбанк" в области маркетинга

 

2.1 Характеристика деятельности  банка

 

Акционерный инвестиционный коммерческий банк «Татфондбанк», именуемый  в дальнейшем «Банк», является кредитной  организацией, созданной по решению  учредителей в форме акционерного общества закрытого типа, преобразованной решением акционеров в акционерное общество открытого типа (Протокол Общего Собрания акционеров № 10 от 14 июля 1995 года). Решением Общего Собрания акционеров (протокол №2/97 от 8 мая 1997 года) организационно-правовая форма приведена в соответствие с Федеральным законом Российской Федерации  «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года и определена как открытое акционерное общество.

В отечественной банковской системе  Татфондбанк работает всего 14 лет. Татфондбанк продолжает активную экспансию в другие регионы – на сегодняшний день успешно работают филиалы в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Чебоксары, Пермь и Сургут. В ближайшее время банк откроет филиал и в Новосибирске. Так, Татфондбанк в настоящее время открыто 12 филиалов, 74 дополнительных офиса, 9 операционных касс. К концу 2010 года, количество подразделений банка превысит 100. Татфондбанк занимает 16 место в списке самых «факторинговых» кредитных учреждений в России. Он осуществляет факторинговые операции с января 2006 года.

Большое место в деятельности Татфондбанка занимают валютные операции, денежные переводы в рублях РФ и  долларах США по России, странам  СНГ, ближнего и дальнего зарубежья  по системе  WESTERN UNION, MIGOM, TRAVELIKC и различные банковские услуги.

Стратегия Банка в  работе с клиентами базируется на принципе высокого качества обслуживания и предоставления полного спектра  услуг всем категориям.

На сегодняшний день в Банке обслуживается более 4 тысяч предприятий организаций и индивидуальных предпринимателей, среди которых, как крупные хорошо известные компании, так и представители малого и среднего бизнеса.

Более 155 тысяч клиентов обслуживаются в Банке на конец 2009 года. Рост клиентской базы благодаря постоянной работе по совершенствованию и расширению спектра представляемых услуги, а также сочетанию комплексного подхода к продаже высококачественных банковских продуктов и индивидуальной работе с каждым клиентом на основе конкурентоспособных тарифов.

Банк стремится обеспечить максимально полное удовлетворение потребностей клиентов в проведение расчетов скорости платежей удобстве обслуживания. Современные каналы обслуживания «Банк-клиент» обеспечивают достаточную степень надежности и конфиденциальности операций, не уступающих уровню безопасности при личном обращении в коммерческий банк.

Технологичность и высокий  профессионализм сотрудников позволяют  Банку предполагать одинаково высокий  уровень обслуживания клиентов, как  в Казани, так и по Республике.

Основную деятельность Банк осуществляет на рынке банковских услуг Республики Татарстан. Банковская система республики на протяжении многих лет работает стабильно, обеспечивая бесперебойное и своевременное проведение расчетов всеми участниками платежной системы. Республика по-прежнему занимает лидирующие позиции по целому ряду количественных и качественных параметров банковского бизнеса. На отдельных сегментах рынка ОАО «АИК Б «Татфондбанк» стабильно занимает 2-ю позицию среди самостоятельных банков Республики Татарстан по таким основным финансовым показателям, как:

- сумма активов,

- величина собственных  средств,

- общая сумма привлеченных  средств,

- вклады населения,

- кредитные вложения.

На долю активов Татфондбанка приходится 12,1% от совокупных активов  самостоятельных банков. На рынке частных вкладов среди банков, действующих на территории республики, Татфондбанк опережают «АкБарс» Банк и региональный Сбербанк. Доля Татфондбанка на рынке частных вкладов на 1 января 2009 года составила 9,6%.

Среди крупнейших банков РФ по состоянию на 1 января 2009 года Татфондбанк занимает 68-е место по размеру активов, 50-е место по размеру собственного капитала (журнал «Профиль» №6 от 23.02.09). В рейтинге 100 самых надежных российских банков, при составлении которого учитываются параметры достаточности капитала, ликвидности, доходности, развитости клиентской базы, диверсификации структуры активов и их рискованности, по состоянию на 1 января 2009 года Татфондбанк занимает 12-ю позицию (журнал «Профиль» №6 от 23.02.09).

По данным аналитического агентства «РосБизнесКонсалтинг» среди 100 самых филиальных банков России по итогам 2008 года, Татфондбанк занимает 35-е место.

В июне 2008 года российским рейтинговым агентством «Эксперт РА»  Татфондбанку присвоен рейтинг на уровне А «Высокий уровень кредитоспособности». Среди факторов, определяющих высокую кредитоспособность Банка, были отмечены приемлемый уровень достаточности капитала, высокое качество корпоративного управления, хорошая кредитная история. В октябре 2008 года «Эксперт РА» выступило с подтверждением ранее присвоенного рейтинга.

Международное агентство Moody’s Investor Service подтвердило ОАО «АИК Б «Татфондбанк» рейтинг по депозитам  в местной и иностранной валюте на уровне «B2/NP», рейтинг по заимствованиям в иностранной валюте на уровне «В2», рейтинг по национальной шкале – на уровне «Baa1.ru», а также рейтинг финансовой устойчивости Банка на уровне «E+» (BFSR).

Сохранение рейтинга Татфондбанка на прежнем уровне на фоне снижения международных рейтингов  ряда российских банков и общей макроэкономической нестабильности связано с укреплением финансовой устойчивости Банка, готовностью Правительства Татарстана оказать поддержку Банку. Подтверждая высокий уровень текущей кредитоспособности Банка, агентство, тем не менее, учитывая происходящие негативные события на финансовом рынке и в банковском секторе РФ, присвоило рейтингам Банка «негативный» прогноз. Однако факторы, обусловившие это решение, не зависят от Банка и относятся к внешним факторам.

Результаты финансово-хозяйственной  деятельности кредитной организации – эмитента, факторы, оказавшие влияние на изменение размера выручки от продажи эмитентом услуг и прибыли (убытков) кредитной организации – эмитента от основной деятельности, включая влияние инфляции, изменения курсов иностранных валют, решений государственных органов, иных экономических, финансовых, политических и других факторов – таблица 2.1.1.

 

 

Таблица 2.1.1

Основные показатели деятельности ОАО «Татфондбанк» (тыс. руб.)

Наименование показателя

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

Проценты, полученные и  аналогичные доходы от:

     

Размещения средств  в банках в виде кредитов, депозитов, займов и на счетах в других банках

 

25 329

 

255 980

                                                                                                                                                               

292 341

Ссуд, предоставленных  другим клиентам

1 180 911

2 317 330

3 542 376

Средств, переданных в  лизинг

0

0

0

Ценных бумаг с фиксированным  доходом

38 571

128 666

343 607

Других источников

563

2 878

4 724

Итого проценты полученные и аналогичные доходы:

1 245 374

2 704 854

4 183 048


 

 

 

 

Рис. 2.1.1 Отраслевая структура  кредитов выданных в 2008 году.

 

Посредством кредитных  ресурсов Банка были реализованы  инвестиционные проекты, стратегически важных предприятий, как ОАО АИКБ «Татфондбанк» активно участвует в инвестировании своих ресурсов, а агропромышленный комплекс.

В 2008 году объем инвестиций в сельское хозяйство составило 2,2 млрд. рублей, из которых 40% было направлено на приобретение сельскохозяйственной техники.

Таблица 2.1.2

Проценты, уплаченные и  аналогичные расходы (тыс. руб.)

Показатели по:

2007

2008

2009

Привлеченным средствам  банков, включая займы и депозиты

96 175

313 024

349 486

Привлеченным средствам  других клиентов, включая займы и депозиты

440 625

1 154 890

2 219 716

Выпущенным долговым ценным бумагам

328 217

445 006

528 871

Арендной плате

12 363

19 876

36 456

Итого проценты, уплаченные и аналогичные расходы:

877 380

1 932 796

3 134 529

Чистые процентные и  аналогичные доходы

367 994

772 058

1 048 519

Комиссионные доходы

26 355

155 344

295 563

Комиссионные расходы

23 153

32 959

118 817

Чистый комиссионный доход 

3 202

122 385

176 746


 

Прирост кредитного портфеля физических лиц с учетом операции по уступке прав требований, составил за 2008 год почти 300 млн. рублей. При кредитовании физических лиц на приобретение транспортных средств Банк сотрудничает с 28 автосалонами.

С ноября 2009 года Банк совместно с Агентством по ипотечному кредитованию и Агентством по ипотечному жилищному кредитованию начал работу по предоставлению кредитов населению на покупку готового жилья либо для финансирования долевого участия в жилищном строительстве.

С 2006 года Татфондбанк  активно работает на «факторинговом»  рынке. В настоящее время Банк заключил договора с 14 торговыми организациями города по предоставлению населению товаров народного потребления с последующей переуступкой долга. Среди контрагентов банка крупные торговые организации, торгующие бытовой техникой, сотовыми телефонами, мебелью, многие из которых известны и за пределами Республики.

Таблица 2.1.3

Прочие операционные доходы (тыс. руб.)

Показатели

2006

2007

2008

Доходы от операций с  иностранной валютой и с другими  валютными ценностями, включая курсовые разницы

 

290 640

 

354 687

 

412 807

Доходы от операций по купле-продаже драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества, положительные результаты переоценки драгоценных металлов, ценных бумаг  и другого имущества 

 

 

61 498

 

 

92 604

 

 

153 752

Доходы, полученные в  форме дивидендов

810

1 215

1 538  

Другие текущие доходы

75 611

85 430

165 027

Итого прочие операционные доходы:

428 559

533 936

739 124

Текущие доходы:

799 755

1428 379

1964 389


 

В ОАО «Татфондбанк»  наблюдается устойчивое увеличение всех статей доходов. Наибольшими темпами увеличиваются доходы от операций по купле-продаже драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества, положительные результаты переоценки драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества, соответственно будет увеличиваться и налогообложение данных операций.

Также можно отметить рост доходов от операций с иностранной  валютой и с другими валютными  ценностями, включая курсовые разницы, что подтверждает профессионализм  сотрудников банка и умелое использование  корзины валют для получения дополнительного дохода.

В результате проведенного исследования можно говорить о том, что анализируемый банк ведет  эффективную финансово-хозяйственную  деятельность, что подтверждается текущими доходами ОАО «Татфондбанк».

Рассмотрим некоторые  виды расходов банка.

Таблица 2.1.4

Прочие операционные расходы (тыс. руб.)

Показатели 

2007

2008

2009

1

2

3

4

Расходы на содержание аппарата

121 195

620 639

843 273

Эксплуатационные расходы

74 952

92 856

116 768

Расходы от операций с  иностранной валютой и другими валютными ценностями, включая курсовые разницы

 

304 121

 

387 546

 

502 611

Расходы от операций по купле-продаже  драгоценных металлов, ценных бумаг  и другого имущества, отрицательные  результаты переоценки драгоценных  металлов, ценных бумаг

 

70 504

 

78 200

 

93 440

Другие текущие расходы

41 315

94 820

179 033

Всего прочих операционных расходов:

612 087

1 274 061

1 735 125

Чистые текущие доходы до формирования резервов и без учета  непредвиденных доходов / расходов

 

187 668

 

154 318

 

229 264

Изменение величины резервов на возможные потери по ссудам

-15 999 

-36595

-41 609

Изменение величины резервов под обесценение ценных бумаг  и на возможные потери

0

0

0

Изменение величины прочих резервов

-3

0

0

Чистые текущие доходы без учета непредвиденных доходов / расходов

203 670

190 913

270 873

Непредвиденные доходы за вычетом непредвиденных расходов

0

0

0

Чистые текущие доходы с учетом непредвиденных доходов / расходов

203 670

190 913

270 873

Налог на прибыль

58 797

107 817

174 703

Отсроченный налог на прибыль

0

0

0

Непредвиденные расходы  после налогообложения

0

0

0

Прибыль (убыток) за отчетный период: _

203 670

190 913

270 873

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности банка