Анализ конкурентных позиций фирмы ЗАО «МОБИКОМ-УРАЛ» на региональном рынке услуг сотовой связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:48, реферат

Описание работы

На первый взгляд, рынок сотовой связи РФ характеризуется высоким уровнем конкуренции. Сотовому абоненту это всегда выгодно т.к. только фактор конкуренции может заставить оператора снизить тарифы, и активно вводить новые услуги.
При рассмотрении рынка сотовой связи РФ в части количества операторов (рис.2.1), которые одновременно действуют в каждом конкретном регионе, открывается на первый взгляд «радужная» картина. Данные по количеству одновременно действующих GSM операторов на региональных рынках РФ представлены на следующем графике.

Файлы: 1 файл

жус1.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

Эти действия позволят компании извлечь дополнительную прибыль и поддержать имидж инновационной компании.

Еще одной стратегической возможностью фирмы является получение лицензии на строительство сетей 3G. Следующий этап развития сотовых сетей это беспроводная связь третьего поколения представляющая собой новый уровень скорости передачи данных. Сети третьего поколения  обеспечат возможность передачи данных на высоких скоростях, сделают доступной видеосвязь, а доступ в Интернет ресурсам комфортней.

Существуют различные  стандарты третьего поколения, но российскоие представители Мининформсвязи РФ уже определилось со стандартом, в котором будут работать сети 3G в России - это UMTS, в котором работают аналогичные сети в европейских странах. Российская ассоциация операторов сетей связи третьего поколения (Ассоциация 3G) рекомендовала Минсвязи выдать четыре 3G-лицензии, каждая из которых охватывала бы всю Россию, однако министерство заявляло о том, что планируется выдать три лицензии на работу в стандарте 3G. Лицензии будут выдаваться с учетом европейского негативного опыта - на основании конкурсов, а не аукционов по принципу "кто больше заплатит". Именно по итогам таких аукционов европейские операторы в сумме заплатили за 3G-лицензии более $107 млрд., что положило начало кризису мировой телекоммуникационной отрасли.

В Европе, где проникновение мобильной связи местами уже превышает 100%, внедрение 3G-сетей актуально, так как потенциал GSM практически полностью исчерпан. В России же, где большинство абонентов пока не продвинулись в освоении мобильной связи дальше голосовых услуг, попытка предложить рынку нечто еще более совершенное может закончиться тем, что часть абонентов, решив, что мобильная связь слишком сложна для них, попросту откажутся от услуг сотовых операторов. GSM-операторы вынуждены балансировать на тонкой грани между двумя опасностями и инвестировать в 3G вроде бы еще рано, и не инвестировать опасно.

Позиция лидера на рынке «Мобиком-Урал» несомненно, поможет выиграть конкурс, однако считаю необходимым строительство тестовой сотовой сети третьего поколения, в которой можно будет протестировать новое оборудование и программные технологии, чтобы быть технологически полностью готовыми к внедрению 3G, а также утвердить лидерскую позицию на рынке Свердловкой области и поддержания имиджа инновационной компании.

Внедрение информационных систем управления бизнесом также можно расценить как метод повышения конкурентоспособности оператора связи. Сегодня на первый план операторов сотовой связи в условия постоянно ужесточающейся конкуренции главными задачами компаний является увеличение конкурентоспособности компании, ее инвестиционной привлекательности и повышения эффективности управления компанией в целом. Поэтому значительно возрастает потребность операторов связи в интеллектуальных решениях, обеспечивающих четкое планирование ресурсов компании в соответствии с рыночной конъюнктурой, снижение операционных расходов и повышение уровня рентабельности, ускорение реагирования на внешние и внутренние события, увеличение прозрачности деятельности компании, оптимизацию бизнес-процессов и т. д.

Решению этих бизнес-задач, в первую очередь, препятствует отсутствие эффективных информационных систем управления бизнесом, поддерживающих процессы планирования и контроля деятельности предприятия в целом.

До недавнего времени  информационные системы управления бизнесом в телекоммуникационной компании представляли собой лишь автоматизированные системы расчетов и системы автоматизации  бухгалтерского учета. На нынешнем этапе  началось широкое распространение и других систем, таких как ERP- (Enterprise Resource Planning - система управления предприятием) и CRM-системы (Customer Relationship Management - система управления отношениями с клиентами), аналитические системы и системы корпоративной отчетности.

Внедрение ERP-, CRM- и аналитических систем позволяет усовершенствовать управление предприятием за счет предоставления следующих возможностей: установления полного контроля над всеми ресурсами предприятия, в том числе финансовыми, материальными и кадровыми; обеспечения оперативности доставки и достоверности управленческой информации; обеспечения независимости руководства от субъективизма исполнителей; повышения качества обслуживания клиентов; повышения эффективности маркетинговой деятельности путем анализа потребностей рынка в продукции, а также распределения компаний по рынкам сбыта и каналам продаж, категориям продукции и категориям клиентов и др.; формирования стратегии выхода на новые рынки сбыта и продвижения новых услуг; создания единой формы представления управленческой информации как инструмента для принятия решений, контроля, анализа и прогнозирования.

Рассмотрим что дает операторам внедрение систем корпоративной  отчетности, систем финансово-экономического планирования и CRM-систем.

Система корпоративной отчетности (СКО). Основная цель внедрения системы корпоративной отчетности - оптимизация деятельности руководителей среднего и высшего звена путем повышения качества маркетинговой и финансовой информации и своевременного ее предоставления.

СКО призвана обеспечить максимальную корректность информации и оперативность ее подготовки для принятия управленческих решений. Кроме того, СКО позволяет сформировать интегрированную базу исходных данных для получения стандартных показателей в отчетах, а также создать единую систему процедур формирования стандартных отчетов.

СКО предусматривает  возможности оперативного получения  и анализа информации о распределении  нагрузки в сети, выручке по услугам  и абонентам, движении товаров и  денежных средств, дебиторской задолженности и выставлении счетов за услуги, а также сведений об абонентах и предоставляемых им услугах и др.

Внедрение СКО помогает руководителю быстро получить информацию об операциях, в том числе в  виде графиков или таблиц, что позволяет  оперативно оценить текущее состояние деятельности и выявить ключевые вопросы, требующие повышенного внимания.

СКО может быть создана  на базе ряда продуктов ведущих мировых  производителей. Эта система создается  в виде специализированной надстройки над действующими на предприятии программно-техническими комплексами (системами бухгалтерского учета и оперативного управления) и не требует внедрения дорогостоящих систем уровня ERP. Такое построение системы дает возможность сэкономить средства предприятия на внедрении СКО.

Кроме того, важной особенностью СКО является быстрый эффект от ее внедрения. Реализация на предприятии подобной системы позволяет: повысить прозрачность и управляемость бизнеса путем оперативного получения достоверной информации; получать любые нестандартные формы отчетности, в которых отражены данные по предприятию, необходимые менеджеру в процессе принятия решений; получать аналитическую отчетность в агрегированных (укрупненных) показателях с возможностью детализации информации до необходимого уровня; объединить информацию, поступающую из всех управленческих и учетных систем, не производя при этом замены самих существующих на предприятии систем.

Примером продукта на основе которого можно внедрить СКО  на предприятии может быть Business Information Warehouse (BIW) компании SAP. Этот продукт предназначен для сбора, хранения и обработки информации, обеспечивающей поддержку управленческих решений. С началом использования СКО время получения информации о ежемесячном трафике и выручке от него сокращается с 5-24 ч до 1-2 мин.

Система бюджетирования (финансово-экономического планирования). Построение системы бюджетирования - процесс, связывающий различные  функциональные области деятельности компании (продажа, снабжение, инвестиции, финансы) между собой для достижения наилучших финансовых и нефинансовых показателей. Первым шагом при реализации системы бюджетирования является создание единой финансово-экономической модели компании. Эта модель увязывает между собой значения показателей хозяйственных и финансовых процессов.

Внедрение системы бюджетирования позволяет: увязать различные направления  деятельности и работу всех подразделений  компании; проводить подробное планирование бюджета компании, определяя несколько  сценариев развития ситуации; выявлять причины возникающих отклонений, прогнозировать их последствия и оперативно принимать управленческие решения; реагировать руководителям на изменения внешней и внутренней среды не раз в год/квартал/месяц, а значительно чаще (вплоть до ежедневной оценки прогнозов выполнения планов); оптимизировать финансовые потоки; реально оценивать себестоимость продукции.

CRM-системы (управление  отношениями с клиентами).В сегодняшней острой конкурентной борьбе преимущества могут себе обеспечить только те компании, которые внедряют новаторские услуги и основывают свои решения на знании предпочтений клиентов, их покупательского поведения и используют прежний опыт взаимоотношений с ними.

Значительного повышения  продуктивности деятельности департаментов  продаж, маркетинга и обслуживания клиентов можно достичь за счет автоматизации стандартных функций. При этом для CRM-систем специфично, что функции не просто автоматизируются, а становятся частью единой системы, ориентированной на клиента. Каждое взаимодействие клиента с компанией происходит в контексте всей истории их взаимоотношений и может быть использовано для дополнительной продажи.

Специализированное CRM-решение для компаний телекоммуникационного рынка помогает решить широкий круг задач: анализировать данные о потенциальных и существующих клиентах с целью выявления новых рыночных перспектив; разрабатывать многоканальные маркетинговые кампании, нацеленные на особо перспективных потенциальных клиентов; отслеживать состояние подключенных к сети устройств, находящихся на территории клиента; обеспечивать своевременность предоставления новых услуг; управлять запросами и исправлениями в платежных системах; вводить системы самообслуживания и оплаты счетов через Интернет; обеспечивать соблюдение соглашений о качестве услуг (SLA) и договоров; выявлять и удерживать клиентов, предрасположенных к отказу от услуг компании; заблаговременно предотвращать возможное мошенничество; управлять успешными взаимоотношениями с партнерами по каналу продаж.

CRM-система легко интегрируется  с корпоративными решениями предыдущих поколений, а также с ERP-системами и системами поддержки операций и биллинга. Это позволяет координировать все аспекты взаимоотношений с клиентами, сводит к минимуму требования к профессиональным навыкам персонала и значительно повышает производительность труда (поскольку сотрудники работают только с одной системой).

Формирование единого  информационно-аналитического пространства компании, функционирующего по единым правилам для достижения общей цели, предполагает объединение отдельных  информационных систем. В проблеме создания интегрированной системы можно условно выделить два аспекта: определение основных бизнес-процессов: ролей, рабочих процедур, информационного обмена, отчетности; интеграция существующих бизнес-приложений (BSS), используемых средств автоматизации управления сетями (OSS) и информационных систем, уже имеющихся у оператора, для автоматизации участков основных бизнес-процессов.

3. Экономическая эффективность  предлагаемых мер

Из предложенных выше мер по повышению конкурентоспособности фирмы по оценкам экспертов самая эффективная – это популяризация дополнительных услуг на базе GPRS (General Packet Radio Service – технология беспроводной пакетной передачи данных в сетях GSM на высоких скоростях). В настоящий момент услугами на базе GPRS пользуются 7% (60000 абонентов) от всей абонентской базы, число абонентских терминалов поддерживающих эту технологию достигает 50% и постоянно растёт (т.е. потенциальными потребителями этих услуг является половина абонентов). Общий ежемесячный доход компании составляет примерно 9000000 евро, месячный доход от дополнительных услуг на базе GPRS составляет 250000 евро, что равно 2,8% от общего дохода компании. Cредний месячный дополнительный доход от одного абонента пользующегося услугой GPRS рассчитывается по формуле (2.4).

                                                                               (2.4),

где  Pсредн - средний месячный дополнительный доход от одного абонента пользующегося услугой GPRS;

P - месячный доход от дополнительных услуг на базе GPRS;

Q - количество абонентов пользующихся услугами на базе GPRS.

Таким образом, на данный момент средний дополнительный доход  от одного абонента пользующегося данной услугой составляет:

P1средн = 250000 / 60000= 4,17 евро

При ARPU (средний ежемесячный доход на одного абонента) 10,4 евро это безусловно высокий показатель.

По оценкам экспертов  при использовании предлагаемых мер по популяризации услуг в  самые краткие сроки (в течении 3х месяцев) количество абонентов использующие услугу GPRS может увеличится до 15%, и в перспективе (1,5 – 2 года) может достигнуть 30-35%. Снижение цен на эти услуги безусловно снизит средний дополнительный доход с одного абонента пользующегося этими услугами. Однако как показывает практика, снижение цен на услуги сотовой связи повышает активность абонентов, т.е. абонент при снижении цен увеличит потребление этих услуг, таким образом, средний дополнительный доход с одного абонента пользующегося услугами GPRS, снизится не значительно.

Пользуясь вышеуказанными замечаниями, рассчитаем месячный доход от дополнительных услуг на базе GPRS при снижении цены на 30% (если в настоящее время средний месячный дополнительный доход от одного абонента пользующегося услугой GPRS равен 4,17 евро, то при снижении на 30% он составит 3 евро). Доля абонентов, использующих услугу GPRS до увеличится до 15% по оценкам экспертов примерно за 3 месяца (если в настоящий момент услугами на базе GPRS пользуются 7% (60000 абонентов) от всей абонентской базы, то при увеличении доли абонентов использующих услугу GPRS до 15% их количество составит 130000 абонентов). Расчет производится по формуле (2.3.)

Информация о работе Анализ конкурентных позиций фирмы ЗАО «МОБИКОМ-УРАЛ» на региональном рынке услуг сотовой связи