Анализ конкурентных позиций фирмы ЗАО «МОБИКОМ-УРАЛ» на региональном рынке услуг сотовой связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:48, реферат

Описание работы

На первый взгляд, рынок сотовой связи РФ характеризуется высоким уровнем конкуренции. Сотовому абоненту это всегда выгодно т.к. только фактор конкуренции может заставить оператора снизить тарифы, и активно вводить новые услуги.
При рассмотрении рынка сотовой связи РФ в части количества операторов (рис.2.1), которые одновременно действуют в каждом конкретном регионе, открывается на первый взгляд «радужная» картина. Данные по количеству одновременно действующих GSM операторов на региональных рынках РФ представлены на следующем графике.

Файлы: 1 файл

жус1.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

2 Анализ конкурентных позиций фирмы  
ЗАО «МОБИКОМ-УРАЛ» на региональном рынке услуг сотовой связи

2.1 Конкуренция на рынке сотовой связи Свердловской области в сравнении с РФ и Европейскими странами

 

Статистика по развитым рынкам сотовой связи Европы c 3-мя действующими операторами показывает, что доля рынка лидирующего оператора практически никогда не превышает 45-50%, при 4-х операторах – 35-40%. (Таблица 2.1.).

Таблица 2.1 - Положение лидирующих операторов сотовой связи на европейских рынках

Страна

Доля рынка лидирующего оператора

Великобритания

26%

Польша

36%

Нидерланды

40%

Германия

42%

Чехия

44%

Австрия

44%

Швеция

44%

Италия

46%

Босния и  Герцеговина

47%

Венгрия

48%

Эстония

48%

Франция

48%

Литва

48%

Румыния

49%

Португалия

49%

Дания

49%


 

На первый взгляд, рынок  сотовой связи РФ характеризуется  высоким уровнем конкуренции. Сотовому абоненту это всегда выгодно т.к. только фактор конкуренции может  заставить оператора снизить  тарифы, и активно вводить новые  услуги.

При рассмотрении рынка сотовой связи РФ в части количества операторов (рис.2.1), которые одновременно действуют в каждом конкретном регионе, открывается на первый взгляд «радужная» картина. Данные по количеству одновременно действующих GSM операторов на региональных рынках РФ представлены на следующем графике.

Рисунок 2.1 - Количество операторов, которые одновременно действуют в каждом конкретном регионе1

В данной структуре рынка  учитываются только операторы GSM операторы других стандартов связи, т.к., к сожалению, операторы стандартов AMPS/CDMA/NMT на подавляющем числе рынков не конкурируют на равных с GSM операторами. Некоторым исключением в данном случае являются рынки Самарской и Омской областей, Республики Татарстан. При этом:
  • Подавляющее число регионов (около 50%)  характеризуется 3-мя одновременно действующими операторами в стандарте GSM.
  • Абонентам 26% регионов «повезло» еще больше, у них в регионах работает более 3-х GSM операторов.
  • Только в 13% регионов GSM-оператор конкурирует только с операторами других стандартов или занимает вообще монопольное положение.
  • В 16% регионов на данный момент работают только 2 GSM оператора, что, в прочем, не исключает высокий уровень конкуренции на рынке.
  • В итоге мы имеем в рамках российского рынка сотовой связи как минимум 76% потенциально высококонкурентных рынков (3 и более GSM операторов).
  • Усредненное количество одновременно действующих GSM операторов на среднестатистическом региональном рынке составляет 2,9 с учетом статистики по всем рынкам.

Значительное влияние  на уровень конкуренции в регионе  оказывает лидирующий оператор, от которого во многом зависит поведение  других игроков на рынке. Наиболее простой  характеристикой лидирующего оператора является его доля на рынке. На рисунке 2.2. предоставлено распределение региональных рынков сотовой связи в зависимости от доли рынка лидирующего оператора.

Рисунок 2.2 - Распределение региональных рынков сотовой связи в зависимости от доли рынка лидирующего оператора2

При этом:

  • Большая часть региональных рынков характеризуется долей рынка лидирующего оператора на уровне 55-60%.
  • По нашему мнению, конкуренция на рынке крайне затруднена при доле рынка лидирующего оператора на уровне более чем 70%.
  • Высококонкурентыми рынками можно считать регионы, где доля лидирующего оператора не превышает 50%.
  • Усредненная доля рынка лидирующего оператора на среднестатистическом региональном рынке составляет 60,5% с учетом статистики по всем рынкам.

На рис 2.3 представлено с учетом вышеописанного разделения региональных рынков на укрупненные сегменты по доле рынка лидирующего оператора (более 70%, 60-70%, 50-60%, менее 50%).

Рисунок 2.3 - Укрупненные сегменты по доле рынка лидирующего оператора

 

При этом:

  • Только на 28% региональных рынков доля лидирующего оператора не превышает 50%. Именно данные рынки мы признаем как высококонкурентые. При этом следует отметить, что при рассмотрении рынков по количеству одновременно действующих GSM операторов, потенциально высококонкурентных рынков было 76%.
  • На 26% рынков конкуренция затруднена, т.к. доля рынка лидирующего оператора превышает 70%. Еще 16% регионов также характеризуются ограниченными возможностями для конкуренции, т.к. доля рынка лидирующего оператора на них – 60-70%.

Резюмируя полученные цифры, следует признать, что на большинстве  региональных рынков (около 70%) количество работающих операторов еще не «переросло» в реальный уровень конкуренции. В РФ при среднестатистическом количестве GSM операторов в каждом регионе на уровне 2,9, среднестатистическая доля рынка лидирующего оператора составляет 60,5% 3.

Количество абонентов  сотовой связи в Свердловской области увеличилось в 2004 г в 3,8 раза до 2,51 млн. человек.

Рисунок 2.4 - Распределение долей рынка сотовой связи по Свердловской области

 

Количество абонентов сотовой связи, зарегистрированных в Свердловской области, составило на 1 января 2008 г 2,51 млн, что в 3,8 раза больше по сравнению с 1 января 2007 г, по данным администрации Свердловской области. Всего услуги сотовой связи на территории области предоставляют 6 операторов, в том числе подвижной радиотелефонной связи - 5, местной телефонной связи с использованием средств радиодоступа /CDMA-800/ - 1.

В частности, на 1 января 2008 г. в области абонентская база оператора ЗАО "Мобиком-Урал" /торговая марка "МегаФон", стандарт GSM-900/1800/ составила 1354 тыс абонентов, ОАО "ВымпелКом" (VIMP) /"Билайн", GSM-900/1800/ - 539,7 тыс, ЗАО "Уралтелеком" /"МТС", GSM-900/1800/ - 260 тыс, ЗАО "Мотив" /"Теле-2"/ в стандарте GSM-1800 - 186,9 тыс, в стандарте AMPS/DAMPS - 143,5 тыс, ЗАО "Свердловский сотовый телефон" /"Сотел", NMT-450/ - 53,4 тыс.4.

Сравнивая структуру  рынка Свердловской области сотовой связи (рис. 2.4) с средними оценками по России можно сделать вывод, что уровень конкуренции по данному региону в целом несколько выше среднестатистических.

2.2 Анализ рынка сотовой связи Свердловской области

 

На рынке сотовой  связи Свердловской области необходимо выделить четырех операторов сотовой связи в стандарте GSM 900/1800.

  1. Мегафон.
  2. Билайн.
  3. Мтс.
  4. Мотив/Теле-2.

На наш взгляд, операторы других стандартов сотовой связи присутствующие на рынке мобильной связи Свердловской области не могут оказать реальной опасности для данной четверки, т.к. общая доля рынка операторов подвижной беспроводной связи стандартов AMPS/DAMPS (ЗАО "Свердловский сотовый телефон" и "Сотел") составляет менее 2% и динамика рынка показывает лишь уменьшение долей рынка этих фирм.

Также на рынке сотовой связи Свердловской области работает ОАО "Среднеуральская телекоммуникационная компания" (KUBN) в стандарте CDMA-800 абонентская база насчитывает 42,5 тысячи абонентов. Однако стандарт CDMA-800 определен Госстандартом России как неподвижная радиосвязь.

Билайн, МТС и Мегафон  являются федеральными операторами, т.е. оказывают услуги сотовой связи  во всех или почти во всех регионах РФ и ближнем зарубежье, соответственно предоставляя возможность своим абонентам пользоваться внутрисетевым роумингом.

Мотив/Теле-2 является европейским концерном, осуществляющим свою деятельность в 12 странах Европы и в России (охвачено 15 регионов).

Информация  о фирме Мегафон. Мегафон - первый федеральный оператор сотовой связи в Свердловскойобласти. ЗАО «Мобиком-Урал» – дочерняя компания ОАО «Мегафон» оператор мобильной связи GSM 900/1800 в Уральском федеральном округе.

Сеть «Мегафон» в Свердловской области была запущена в коммерческую эксплуатацию 17 августа 2001 года. На сегодняшний день в зону действия входит Южный, Средний и Северный Урал. В каждом из регионов охвачены крупные населенные пункты, основные трассы, курортные зоны и места отдыха. Перемещение внутри всей сети «Мегафон» на Урале осуществляется без использования роуминга.

«Мегафон» предлагает своим  клиентам широкий спектр услуг связи. Национальный и международный роуминг  компании включает в себя более 700 городов  России и более 180 стран мира. Центры обслуживания абонентов сети «МегаФон» открыты во всех крупнейших городах Урала. Дилерская сеть насчитывает более 700000 точек продаж.

«Мегафон» строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости.

Уникальный для российского  телекоммуникационного рынка спектр услуг качественной мобильной связи  адресован как массовому потребителю, так и корпоративным клиента.

За короткий период ЗАО  «Мобиком - Урал» построило большое количество базовых станций, охватив все густозаселенные регионы региона, предложило простые, удобные тарифы, чем и обеспечило себе успех. В дальнейшем «Мобиком – Урал» ввел политику постоянного расширения покрытия сети, т.е. охвата новых абонентов, выступая для них практически монополистом. Особенно в сельских районах, где даже проводная связь считалась роскошью.

Ассортимент услуг. На сегодняшний день Мегафон предоставляет практически все дополнительные услуги доступные в сетях GSM. Начиная с самых простых как определитель/антиопределитель номера, голосовая почта, так и гораздо более сложных  услуг передачи данных основанных на технологии GPRS и EDGE. Нужно отметить, что на рынке сотовой связи Свердловской области работают все 3 крупнейших оператора сотовой связи России (Мегафон, БиЛайн и МТС), они предоставляют приблизительно одинаковый перечень услуг, и выделить лидера по данному критерию трудно. Отстает по данному критерию лишь Мотив/Теле-2, предоставляющий лишь базовые услуги.

Ценовая политика. Рассматривая ценовую политику необходимо отметить, что Мегафон являясь лидером рынка ведет себя самостоятельно и не вступает в жесткую ценовую борьбу временных скидок и бесплатных услуг развязавшуюся между остальными тремя операторами GSM (Мотив/Теле-2, МТС, БиЛайн). В результате, которых цены на сотовую связь у данной тройки за 2007 год снизились до 55-60-69 копеек, (т.е. почти в 10 раз, по отношению на начало 2007 г.), Мегафон же понизил цену лишь до 1,5 руб. (т.е. примерно в два раза).

Основные  конкуренты. Далее будут предоставлены основные конкуренты фирмы «Мобиком–Урал»  и информация о них. Как упоминалось выше, операторы других стандартов сотовой связи присутствующие на рынке мобильной связи Свердловской области не могут оказать реальной опасности для операторов стандарта GSM, поэтому ниже они описываться не будут.

Билайн. Появление этого оператора на рынке сотовой связи Свердловской области можно связать с развитием дополнительных услуг на основе передачи данных. После выхода на рынок уже через 3 месяца пользователям было предложено бесплатно тестировать услугу GPRS (пакетная передача данных). И еще через 3 месяца абоненты «Билайна» имели возможность использовать практически все доступные услуги в сетях GSM. Чем опередил всех своих конкурентов больше чем на полтора года. БиЛайн уделяет много внимания расширению зоны покрытия сети и по данному параметру занимает твердое второе место.

В результате ценовой  борьбы между Мотив/Теле-2 и МТС, БиЛайн также снизил стоимость минуты разговора на мобильные телефоны (однако прежде чем воспользоваться этой возможностью абонент должен был заплатить почти 300 рублей). Этот шаг был больше направлен не на привлечение новых абонентов, а предотвращал угрозу ухода абонентов к операторам с более низкими ценами.

МТС. Этот оператор пришел на данный рынок самым последним. 30 сентября 2002 года ОАО "МТС" объявило о завершении сделки по приобретению 66,66% акций оператора Свердловской области ЗАО "Уралтелеком". На момент сделки ЗАО "Уралтелеком" обслуживал 39.000 абонентов в регионе, и его доля на рынке сотовой связи Свердловской области составляла около 14%.

Несмотря на то, что МТС крупнейший оператор России, имеющий большой опыт, квалифицированный персонал и управленческие кадры его действия на рынке свердловской области нельзя назвать успешными. С момента выхода на рынок по 1 января 2008 г. доля рынка уменьшилась на 3% и составила 11% и это несмотря на небывалое снижение цен, произошедшее в результате конкурентной схватки с Мотив/Теле-2, начавшейся летом 2004 года с внедрения МТС временной услуги «Лето-Джинс» (бесплатные внутрисетевые звонки вместо 4,4 рублей). Мотив/Теле-2 отреагировала на данную акцию согласно своей стратегии самых низких цен и снизила цены на все исходящие звонки на мобильные до 70 копеек. Так за период меньше чем за полгода цены у этих операторов снизились до 25/30 копеек за минуту внутри сети и SMS, и 60 копеек за минуту исходящего звонка на мобильные телефоны других операторов сотовой связи.

Информация о работе Анализ конкурентных позиций фирмы ЗАО «МОБИКОМ-УРАЛ» на региональном рынке услуг сотовой связи