Анализ конкурентных позиций фирмы ЗАО «МОБИКОМ-УРАЛ» на региональном рынке услуг сотовой связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:48, реферат

Описание работы

На первый взгляд, рынок сотовой связи РФ характеризуется высоким уровнем конкуренции. Сотовому абоненту это всегда выгодно т.к. только фактор конкуренции может заставить оператора снизить тарифы, и активно вводить новые услуги.
При рассмотрении рынка сотовой связи РФ в части количества операторов (рис.2.1), которые одновременно действуют в каждом конкретном регионе, открывается на первый взгляд «радужная» картина. Данные по количеству одновременно действующих GSM операторов на региональных рынках РФ представлены на следующем графике.

Файлы: 1 файл

жус1.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

В качестве слабых сторон ЗАО «Мобиком - Урал» могут выступать следующие.

  1. Однородность рекламы для всех сегментов потребителей. Вытекает из последней в выше указанном списке сильной стороны. Эмоциональная окрашенность имиджевой информации в рекламе вымещает суть тарифа – информацию о ценах и дополнительных условиях.
  2. Большие издержки на обслуживания сети. Большая зона покрытие сети требует большее количество базовых станций, что влечет за собой дополнительные расходы на инсталляцию и техническое обслуживание этих станций.
  3. Высокая цена. Цены на голосовые услуги выше чем у конкурентов.
  4. Низкая ценность инноваций для потребителя. Неоправданность внедрения новых услуг, неготовность большинства абонентов оценить новые возможности и соответственно нести дополнительные расходы за них.
  5. Мало центров обслуживания. Недостаток официальных представительств влечет за собой неудобство абонентов в случае необходимости получения обслуживания которые не могут предоставить дилеры.

Были определены следующие события которые могут произойти и оказать благоприятное воздействие на деятельность компании ЗАО «Мобиком - Урал» (благоприятные возможности).

  1. Благоприятные демографические изменения. Миграция населения в Свердловскую область (в поиске работы), увеличивает объем рынка (количество потенциальных покупателей растет), также сюда можно отнести повышение рождаемости, но только в далёкой перспективе.
  2. Снижение уровня конкуренции. Позволит уменьшить расходы на рекламу, и не снижать цены на услуги.
  3. Увеличение уровня доходов населения. Увеличит сумму расходов населения на услуги сотовой связи.
  4. Снижения налогов и сборов. Позволит снизить цены на услуги связи и тем самым стимулировать спрос, увеличить прибыль.
  5. Снижение цен на взаимодополняющие товары и услуги. Повлечет за собой спрос на услуги компании.
  6. Получение лицензии на строительство сетей третьего поколения (UMTS). В Европе, где проникновение мобильной связи местами уже превышает 100%, внедрение 3G-сетей актуально, так как потенциал GSM практически полностью исчерпан. В России же, где большинство абонентов пока не продвинулись в освоении мобильной связи дальше голосовых услуг, попытка предложить рынку нечто еще более совершенное может закончиться тем, что часть абонентов, решив, что мобильная связь слишком сложна для них, попросту откажутся от услуг сотовых операторов. GSM-операторы вынуждены балансировать на тонкой грани между двумя опасностями. И инвестировать в 3G вроде бы еще рано, и не инвестировать опасно. Говорить о том, что полномасштабные инвестиции в новую сетевую инфраструктуру будут экономически оправданны преждевременно. Развитие 3G-технологий важно с точки зрения задела на будущее и поддержания имиджа инновационной компании.
  7. Исчезновение с рынка связи услуг заменителей. Таксофоны уже практически дожили свой век в России, однако как показывает опыт некоторых европейских стран, проводные телефоны могут также исчезнуть.
  8. Рост спроса на дополнительные услуги сети. Почти 90% доходов операторы получают голосовые услуги и SMS. И лишь 5–10 % доходов приходится на услуги передачи данных, в случае роста спроса на дополнительные услуги прибыль фирмы увеличится.

В качестве угроз были определены следующие события которые могут произойти и оказать негативное воздействие на деятельность компании.

  1. Низкий темп роста рынка (сокращение роста).  Повлечет за собой ужесточение конкуренции, снижение цен и. т. п.
  2. Большое число конкурентов. На рынке сотовой связи Свердловской области действуют 4 оператора GSM и 2 оператора подвижной радиосвязи других стандартов. По сведениям администрации Свердловской области, ЗАО "Уралтелеком" планирует запуск системы подвижной радиотелефонной связи в стандарте CDMA-450 до конца текущего года. Этот стандарт формально можно причислить к третьему поколению сотовой связи.
  3. Снижение цены у конкурентов. Может вызвать отток абонентов, либо необходимость также снизить цены и соответственно прибыль.
  4. Закон о сохранении телефонного номера при переходе в другую сеть.  Российские абоненты сотовой связи могут сохранять свой номер при смене оператора уже с 1 января 2007 г.8.
  5. Расширения зоны покрытия конкурентами. Повлияет на уровень конкуренции особенно в населенных пунктах, которые до этого не были освоены другими операторами.
  6. Выход на рынок новых услуг заменителей. Появление на рынке новых  более привлекательных услуг связи.
  7. Снижение уровней доходов населения.  Уменьшится сумма расходов населения на услуги сотовой связи.
  8. Распространение предубеждений у населения против сотовой связи. Научные открытия доказывающие о вреде мобильной связи на здоровье человека, могут повлечь за собой отказ населения пользоваться сотовой связью.

Следующий шаг это оценка экспертами сильных и слабых сторон фирмы, благоприятных возможностей и угроз. Сильные и слабые стороны, а также благоприятные возможности и угрозы заносятся в форма для опроса экспертов представленную в приложении А, она заполняется экспертами по следующим правилам. В строке Pj проставить вероятность (в пределах от 0 до 1) появления конкретных благоприятных возможностей и угроз. В строке Kj проставить значение коэффициента влияния на деятельность фирмы конкретных благоприятных возможностей или угроз (в пределах от 0 до 1).В столбце Ai проставить интенсивность сильных и слабых сторон предприятия (от 1 до 5 для возможностей и от -1 до -5 для угроз). В ячейках aij проставить способность сильных сторон помочь воспользоваться благоприятными возможностями или противостоять угрозам, и соответственно способность слабых сторон ослабить воздействие благоприятных возможностей и усилить угрозы9.

В ходе работы были выбраны 10 экспертов, их оценки были усреднены, в следствии чего, получились результаты указанные в приложении Б.

Итоговая матрица SWOT – анализа формируется на основе матрицы усредненных оценок экспертов по следующим правилам.

Aij рассчитываются по формуле 2.1. и полученные значения заносятся в итоговую матрицу.

                                                                                    (2.1)

Затем производится оценка конкретных благоприятных возможностей и угроз для фирмы по формуле (2.2).

                                                                                             (2.2),

где m – это общее количество возможностей и угроз.

Последний шаг оценка конкретных сильных и слабых сторон фирмы считается по формуле (2.3).

                                                                                         (2.3).

В итоге мы получили итоговую матрицу SWOT-анализа стратегической позиции компании ЗАО «Мобиком - Урал» на рынке сотовой связи Свердловской области, которая представлена в приложении В.

3 Стратегические возможности повышения конкурентоспособности фирмы «МОБИКОМ-УРАЛ»

1. Анализ сильных и слабых сторон фирмы и области стратегических возможностей

Из таблицы уровня конкретных сильных и слабых сторон фирмы являющаяся частью итоговой матрицы SWOT-анализа (таблица 2.3) можно сделать следующие выводы самым сильным преимуществом фирмы является зона покрытия и лидирующее положение на рынке. Эти преимущества позволяют фирме воспользоваться благоприятными возможностями и противостоять реальным угрозам.

Таблица 2.3 - Уровень конкретных сильных и слабых сторон фирмы

Сильные стороны (S)

Интенсивность (Ai)

Слабые стороны (W)

Интенсивность (Ai)

Лидер рынка

61,13

Однородность рекламы  для всех сегментов потребителей

-16,87

Большая зона покрытия

66,02

Большие издержки на обслуживание сети

-30,36

Высокое качество услуг (малая доля сбоев и перегруж)

37,18

Высокая цена

-55,01

Постоянное внедрение  новых услуг и технологий

43,30

Низкая ценность инноваций  для потребителя

-24,54

Имидж марки (в регионе)

48,42

Мало центров обслуживания

-20,11


 

Самый низкий рейтинг  среди преимуществ имеет высокое  качество услуг.

Самым большим недостатком фирмы является высокая цена. Другим существенным недостатком на рынке услуг сотовой связи Свердловской области можно назвать большие издержки на обслуживание сети. Эти два показателя существенно снижают конкурентоспособность фирмы.

Согласно оценкам экспертов среди благоприятных возможностей самыми вероятными являются: получение лицензии на строительство сетей 3G; снижение цены на взаимодополняющие товары и услуги; рост спроса на дополнительные услуги.

Среди угроз самая  высокая вероятность появления следующих: увеличение числа конкурентов; расширение зоны покрытия сети конкурентами; снижение цены у конкурентов.

Из проведенного SWOT-анализа (см. табл. 2.4) можно сделать вывод, что самыми серьезными угрозами для фирмы являются: снижение уровня доходов населения; распространение предубеждений у населения против сотовой связи.

 

Таблица 2.4 - Уровень конкретных угроз и благоприятных возможностей для фирмы

Благоприятные возможности (O)

 

Благоприятные демогр-ие имзменения

Снижение конкуренции

Увеличение уровня доходов  населения

Снижение налогов и  сборов

Снижение цены на взаимодополняющие  товары и услуги

Получение лицензии на строительство  сетей 3G

Исчезновени с рынка  связи услуг - заменителей

Рост спроса на дополнительные услуги

Kj’

3,46

6,49

8,09

4,27

8,91

21,86

4,47

10,13

Угрозы (T)

 

Замедление роста рынка  сотовой связи в РО

Большое число конкурентов

Снижение цены у конкурентов

Закон о сохранении телефонного  номера при переходе в другую сеть

Расширение зоны покрытия сети конкурентами

Выход на рынок связи новых услуг заменителей

Снижение уровней доходов  населения.

Распространение предубеждений  у населения против сотовой связи

Kj’

5,56

12,36

7,25

2,59

9,12

3,84

0,28

0,44


 

ЗАО «Мобиком-Урал» сможет легко справиться с такими угрозами как: большое число конкурентов; расширение зоны покрытия сети, т.к. сильные стороны фирмы помогают ей нейтрализовать последствия этих угроз.

Анализ показывает, что  с наименьшей вероятностью фирма сможет воспользоваться следующими возможностями: благоприятные демографические изменения; снижение налогов; исчезновение с рынка услуг заменителей.

Эти возможности пока не в поле досягаемости деятельности фирмы.

На основе анализа  можно сделать вывод, что компания ЗАО «Мобиком-Урал» достигло успехов на рынке сотовой связи в Свердловской области благодаря тому, что эта первая фирма, которая сделала услуги сотовой связи действительно доступными широкому кругу населения. Заделы лидерства заключаются именно в этом. Следя за развитием рынка, по мере появления конкурентов компания оптимизировала тарифные планы и активно расширяла зону действия сети.

2. Методы повышения  конкурентоспособности фирмы

Согласно проведенного SWOT-анализа стратегической возможностью фирмы являются рост спроса на дополнительные услуги. Поэтому одна из главных задач популяризация дополнительных услуг. Несмотря на то, что компания Мобиком – Урал осуществляет постоянный запуск все новых и новых современных дополнительных услуг.

Согласно статистическим данным, 2/5 всех абонентов «Мобиком–Урал» регулярно выходят в Сеть посредством инфраструктуры передачи данных в GSM-сетях.

По мнению аналитиков, основными факторами роста количества GPRS-пользователей в России являются рост количества WAP-ресурсов и развитие рынка контент-услуг. По оценкам экспертов, доля GPRS-терминалов в общем количестве мобильных телефонов в нашей стране, составляет около 45% в сравнении с 17% от всей абонентской базы — это ничтожный показатель. В настоящее время на долю именно мобильного доступа в интернет через GPRS в доходах от неголосовых услуг приходится не более 5–10%. Это означает, что потенциал роста в этом сегменте огромен. GPRS — это новые услуги и дополнительные доходы в условиях стремительно падающего показателя ARPU для абонентов GSM-сетей. Однако при этом необходимо потратиться на и популяризацию новых услуг».

Компании для повышения  прибыли и конкурентоспособности  необходимо активно стимулировать  рост спроса на дополнительные услуги. Для преодоления низкой ценности дополнительных услуг и повышения  уровня их привлекательности необходимо: проведение рекламных акций которые будут четко отражать суть этих услуг, пользу которую они принесут потребителю; снизить цены на дополнительные услуги; максимально упростить эти услуги и обязать дилеров производить необходимые настройки.

Информация о работе Анализ конкурентных позиций фирмы ЗАО «МОБИКОМ-УРАЛ» на региональном рынке услуг сотовой связи