Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Цель анализа финансового состояния - дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятие, но заинтересованных в его финансовом состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятия дополнительных инвестиций и тому подобное.
Анализ же хозяйственной деятельности, оценка ее эффективности является важным элементом в системе управления

Содержание работы

Введение 3
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Юргахлеб» и теоретические положения финансово-хозяйственного анализа 5
1.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Юргахлеб» 5
1.2. Характеристика понятия финансового состояния, цели и задачи его анализа 7
1.3. Показатели анализа хозяйственной деятельности 13
1.4. Анализ финансового состояния 15
1.5. Оценка рентабельности предприятия и эффективности использования его экономического потенциала 16
2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия ОАО «Юргахлеб» за 2012 г 19
2.1. Анализ производства и реализации продукции 19
2.1.1. Анализ динамики выпуска и реализации продукции 19
2.1.2. Анализ уровня освоения производственной мощности 19
2.1.3. Анализ ассортимента и структуры продукции 20
2.1.4. Оценка ритмичности производства продукции 21
2.2. Анализ использования основных средств 21
2.2.1. Анализ состава и структуры основных средств 21
2.2.2. Анализ движения основных фондов 23
2.2.3. 24
2.2.4. Анализ технического состояния основных фондов 24
2.2.5. Анализ эффективности использования основных средств 25
2.3. Анализ использования труда и заработной платы 27
2.3.1. Оценка структуры и динамики персонала 27
2.3.2. Анализ движения трудовых ресурсов 27
2.3.3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов 28
2.3.4. Анализ динамики заработной платы 29
2.4. Анализ затрат на производство 29
2.4.1. Анализ динамики затрат на 1 руб. товарной продукции 29
2.4.2. Структура затрат по экономическим элементам 30
2.4.3. Факторный анализ затрат 31
2.5. Таблица 2.4.5. – Факторный анализ затрат 31
2.6. Анализ прибыли и рентабельности 32
2.6.1. Анализ показателей прибыли 32
2.6.2. Факторный анализ прибыли от продаж 32
2.6.3. Анализ результатов от прочих и внереализационных операций. 33
2.7. Анализ финансового состояния предприятия 34
2.7.1. Оценка состава и структуры имущества 34
2.7.2. Анализ состава и структуры источников формирования имущества 34
2.7.3. Анализ финансовой устойчивости 35
2.7.4. Анализ показателей ликвидности предприятия 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

АФХ_КТИПП_kurs_12.docx

— 177.09 Кб (Скачать файл)

Поэтому финансовый анализ является существенным элементом финансового  менеджмента и аудита, Практически  все пользователи финансовых отчетов  предприятий используют методы финансового  анализа для принятия решений  по оптимизации своих интересов.

Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности повышения фирмы. Кредиторы и  инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно  твердо говорить, что качество принимаемых  решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.

Цель анализа состоит не только в том, чтобы установить и оценить  финансовое состояние предприятия, но и в том, чтобы постоянно  проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового  состояния предприятия показывает, по каким направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности. Но главной целью анализа является своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения:

структуры капитала предприятия по его размещению к источникам образования;

эффективности и интенсивности  его использования;

платежеспособности и кредитоспособности предприятия;

запаса его финансовой устойчивости.

Показатели должны быть такими, чтобы  все те, кто связан с предприятием экономическими отношениями, могли  ответить на вопрос, насколько надежно  предприятие как партнер а, следовательно, принять решение об экономической  выгодности продолжения отношений  с ним. Анализ финансового состояния  предприятия основывается главным образом на относительных показателях, т. к. абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели можно сравнивать с:

общепринятыми “нормами” для оценки степени риска и прогнозирования  возможности банкротства;

аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные  и слабые стороны предприятия  и его возможности;

аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения  или ухудшения финансового состояния  предприятия.

Основные задачи анализа:

своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансового  состояния предприятия, его платежеспособности;

 прогнозирование возможных  финансовых результатов, экономической  рентабельности, исходя из реальных  условий хозяйственной деятельности  и наличия собственных и заемных  ресурсов, разработка моделей финансового  состояния при разнообразных  вариантах использования ресурсов;

разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное  использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния  предприятия.

Анализом финансового состояния  предприятия занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы  с целью изучения эффективности  использования ресурсов, банки для  оценки условий кредитования и определения  степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции  для выполнения плана поступлений  средств в бюджет и т. д.

Основной целью финансового  анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и  точную картину финансового состояния  предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов  и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика  и управляющего (менеджера) может  интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и  его проекция на ближайшую или  более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового  состояния.

Но не только временные границы  определяют альтернативность целей  финансового анализа. Они зависят  также от целей субъектов финансового  анализа, т.е. конкретных пользователей  финансовой информации.

Цели анализа достигаются в  результате решения определенного  взаимосвязанного набора аналитических  задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа  с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем  и качество исходной информации. При  этом надо иметь в виду, что периодическая  бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия - это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству  нужна постоянная деловая осведомленность  по соответствующим вопросам, которая  является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой  информации, необходимо аналитическое  прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный  метод, т.е. от общего к частному, но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится  историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Введение нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывает необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности.

Основным (а в ряде случаев и  единственным) источником информации о финансовой деятельности предприятия  является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике  базируется на обобщении данных финансового  учета и является информационным звеном, связывающим предприятие  с обществом и деловыми партнерами- пользователями информации о деятельности предприятия. 

В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую  отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного  и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная  отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа.

Методика финансового анализа  состоит из трех взаимосвязанных  блоков:

1) анализа финансовых результатов  деятельности предприятия;

2) анализа финансового состояния;

3) анализа эффективности финансово-хозяйственной  деятельности.

Основным источником информации для  анализа финансового состояния  служит бухгалтерский баланс предприятия (форма N1 годовой и квартальной  отчетности). Его значение настолько  велико, что анализ финансового состояния  нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о  финансовых результатах и их использовании (форма N 2 годовой и квартальной отчетности). Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (форма N 5 годовой отчетности).

    1. Показатели  анализа хозяйственной деятельности

Предметом анализа хозяйственной  деятельности являются хозяйственные  процессы и конечные результаты работы предприятия, протекающие в условиях действия объективных и субъективных факторов и находящие отражения  в системе экономической информации.

Субъектами анализа как непосредственно, так и опосредованно являются заинтересованные пользователи информации. Непосредственными пользователями являются собственники средств предприятия, банки, поставщики, налоговые органы, персонал предприятия и руководство.

Вторая группа пользователей –  это субъекты анализа, которые непосредственно  не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности (например, аудиторские службы).

На хозяйственную деятельность предприятия, даже на отдельно взятый показатель, могут влиять многочисленные и разнообразные причины. Выявить  и изучить действие абсолютно  всех причин весьма затруднительно, к  тому же не всегда это практически  целесообразно.

Анализ тех или иных показателей  экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования  абсолютных величин (объем производства по стоимости и в натуральном  выражении, объем товарооборота, сумма  производственных затрат и издержек обращения и др.)

В анализе абсолютные величины используются в большей мере в качестве базы для исчисления средних и относительных  величин.

Относительные величины незаменимы при  анализе явлений в динамике. К  ним относят коэффициенты, проценты, индексы, которые выявляют аналитическую характеристику явлений: их частоту или интенсивность, изменение явлений во времени или пространстве и т.д.

Эффективность деятельности предприятия  может исследоваться с самых  различных сторон: с точки зрения формирования затрат, планирования объема производства, прибыли, реализации инвестиционных проектов и др. Однако, анализ поведения  затрат, методов их распределения, составление  и контроль выполнения смет, калькулирование  себестоимости изделий и продукта, определение порога рентабельности производства и реализации продукции  – все эти вопросы являются лишь необходимым начальным этапом оценки общей эффективности деятельности предприятия, функционирующего как  единое целое.

Хозяйственная деятельность характеризуется  сравнительно небольшим кругом показателей. (Рис. 1 - Приложение 1)

От условий производства (технико-организационного уровня, природных условий, условий социального развития производственного коллектива и внешнеэкономических условий) зависит степень использования производственных ресурсов: средств труда (блок 2), предметов труда (блок 3), и самого живого труда (блок 4). Интенсивность использования производственных ресурсов проявляется в таких обобщающих показателях, как фондоотдача основных производственных средств, материалоемкость производства продукции, производительность труда.

Сопоставление показателей объема продукции и себестоимости характеризует  величину прибыли и рентабельность продукции (блок 8),. Сопоставление объема продукции и величины авансированных основных оборотных средств характеризует  воспроизводство и оборачиваемость  капитала (блок 9), т.е. фондоотдачу основных производственных функций и оборачиваемость  оборотных средств. Полученные показатели в свою очередь в совокупности определяют уровень рентабельности хозяйственной деятельности. Уровень  общей рентабельности в числителе  формулы отражает не только прибыль  от реализации продукции, но и другие финансовые результаты.

От выполнения плана по прибыли  и в целом финансового плана, с одной стороны и от оборачиваемости  оборотных средств – с другой, зависят финансовое состояние и  платежеспособность предприятия (блок 11). Такова общая принципиальная схема  формирования экономических и финансовых показателей хозяйственной деятельности предприятия.

    1. Анализ финансового  состояния

Анализ является одной из важнейших  функций управления любым предприятием. Анализ эффективности – часть  этой функции и роль его в рыночной экономике весьма значительна.

Целями анализа являются:

- оценка текущего и перспективного  состояния предприятия;

- оценка возможных и целесообразных  темпов развития предприятия  с позиции их финансового обеспечения;

- выявление доступных источников  средств и оценка возможностей  и целесообразности их мобилизации.

В результате анализа эффективности  определяется ряд резервов, введение в действие которых позволяет  повысить эффективность и результативность работы предприятия.

Основу информационного обеспечения  анализа составляет бухгалтерская  отчетность: форма № 1 «Баланс», форма  № 2 «Отчет о финансовых результатах».

Анализ эффективности хозяйственной  деятельности включает в себя несколько  этапов (Рис.2 - Приложение 2).

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия