Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Цель анализа финансового состояния - дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятие, но заинтересованных в его финансовом состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятия дополнительных инвестиций и тому подобное.
Анализ же хозяйственной деятельности, оценка ее эффективности является важным элементом в системе управления

Содержание работы

Введение 3
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Юргахлеб» и теоретические положения финансово-хозяйственного анализа 5
1.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Юргахлеб» 5
1.2. Характеристика понятия финансового состояния, цели и задачи его анализа 7
1.3. Показатели анализа хозяйственной деятельности 13
1.4. Анализ финансового состояния 15
1.5. Оценка рентабельности предприятия и эффективности использования его экономического потенциала 16
2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия ОАО «Юргахлеб» за 2012 г 19
2.1. Анализ производства и реализации продукции 19
2.1.1. Анализ динамики выпуска и реализации продукции 19
2.1.2. Анализ уровня освоения производственной мощности 19
2.1.3. Анализ ассортимента и структуры продукции 20
2.1.4. Оценка ритмичности производства продукции 21
2.2. Анализ использования основных средств 21
2.2.1. Анализ состава и структуры основных средств 21
2.2.2. Анализ движения основных фондов 23
2.2.3. 24
2.2.4. Анализ технического состояния основных фондов 24
2.2.5. Анализ эффективности использования основных средств 25
2.3. Анализ использования труда и заработной платы 27
2.3.1. Оценка структуры и динамики персонала 27
2.3.2. Анализ движения трудовых ресурсов 27
2.3.3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов 28
2.3.4. Анализ динамики заработной платы 29
2.4. Анализ затрат на производство 29
2.4.1. Анализ динамики затрат на 1 руб. товарной продукции 29
2.4.2. Структура затрат по экономическим элементам 30
2.4.3. Факторный анализ затрат 31
2.5. Таблица 2.4.5. – Факторный анализ затрат 31
2.6. Анализ прибыли и рентабельности 32
2.6.1. Анализ показателей прибыли 32
2.6.2. Факторный анализ прибыли от продаж 32
2.6.3. Анализ результатов от прочих и внереализационных операций. 33
2.7. Анализ финансового состояния предприятия 34
2.7.1. Оценка состава и структуры имущества 34
2.7.2. Анализ состава и структуры источников формирования имущества 34
2.7.3. Анализ финансовой устойчивости 35
2.7.4. Анализ показателей ликвидности предприятия 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

АФХ_КТИПП_kurs_12.docx

— 177.09 Кб (Скачать файл)

На первом этапе выполняется  так называемый экспресс-анализ, цель которого состоит в получении  наглядной и быстрой оценки финансового  благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. Методикой экспресс-анализа отчетности предусматривается анализ структуры средств предприятия и их источников.

На втором этапе выполняется  анализ прибыли как финансового  результата хозяйственной деятельности предприятия и различных показателей  рентабельности.

Далее проводится анализ оборачиваемости оборотных активов, от которой зависит размер минимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных средств и размер затрат, связанных с владением и хранением запасов. Поскольку это отражается на себестоимости продукции, в результате анализа можно определить резервы повышения финансовых результатов предприятия.

В развитии данного направления  проводится анализ различных финансовых коэффициентов ликвидности и  структуры капитала. Они рассчитываются для определения способности  предприятия погашать свою задолженность  и вскрытия резервов на уровне отдельных  составляющих капитала предприятия.

Финансовое положение предприятия, в значительной степени, зависит  от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. Активы динамичны по своей природе. В процессе функционирования предприятия  величина активов и их структура  претерпевает постоянные изменения. Оценку прогрессивности имевших место  качественных изменений в структуре  средств и их источников, а также  динамику этих изменений можно получить с помощью вертикального и  горизонтального анализа отчетности.

    1. Оценка рентабельности предприятия и эффективности  использования его экономического потенциала

Результативность и экономическая  целесообразность функционирования предприятия  измеряются рядом абсолютных и относительных  показателей прибыли. Прибыль как  экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере  материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовой результат.

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является балансовая прибыль. Балансовая прибыль – это сумма прибыли (убытков) предприятия как от реализации продукции так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовой результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных  в ее уставе и не запрещенных законом. Финансовой результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разности между выручкой от реализации продукции в действующих  ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия  – это финансовой результат не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажи  на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли  предприятия. Ее величина формируется  под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую  продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в  структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости  очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

Для оценки эффективности работы предприятия  прибыль сопоставляется с затратами  или используемыми ресурсами. Соизмерение  прибыли с затратами означает рентабельность. В практике работы предприятий применяются ряд  показателей рентабельности:

Рентабельность можно рассчитать по всей реализованной продукции  и по отдельным ее видам. Она рассчитывается как отношение прибыли от реализации к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной  продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия  и доходности реализуемой продукции.

Рентабельность производственных фондов рассчитывается как соотношение  прибыли среднегодовой стоимости  основных производственных фондов.

Рентабельность вложений в предприятие  определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. Рентабельность собственных средств предприятия  определяется отношением прибыли к  собственным средствам, определяемым по балансу.

Разобрав теоретические основы хозяйственного и финансового анализа, а также формулы расчетов экономических  показателей можно произвести анализ и диагностику конкретного хозяйствующего субъекта на примере ОАО «Юргахлеб» .

 

 

  1. Анализ  производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия  ОАО «Юргахлеб» за 2012 г

    1. Анализ производства и реализации продукции

      1. Анализ динамики выпуска и реализации продукции

Результаты  анализа сводим в табл. 2.1.1 и сделаем выводы.

Таблица 2.1.1 – Выпуск и реализация продукции, тыс. руб.

 

Показатели

2011

2012

Отклонение

+, –

%

1. Товарная продукция:

       

– в действующих ценах

12 690

14 700

2 011

15,8%

– в сопоставимых ценах

12 690

14 034

1 345

10,6%

2. Реализованная продукция:

       

– в действующих ценах

12 430

14 042

1 612

13,0%

– в сопоставимых ценах

12 430

13 405

975

7,8%


 

Показатели в сопоставимых ценах  рассчитываются как фактический  объем продукции в ценах базового периода.

Выпуск и реализация продукции в действующих ценах повысились соответственно на 15,8% и 13,0%.

      1. Анализ уровня освоения производственной мощности

Результаты анализа сводим в  табл. 2.1.2 и сделаем выводы.

Таблица 2.1.2. – Сведения об освоении производственной мощности

 

Показатели

2011

2012

Отклонение

+, –

%

1. Выпуск продукции, тыс. т

3683

4267

584

15,8%

2. Производственная мощность, тыс.  т

4000

5000

1000

25,0%

3. Уровень освоения производственной  мощности,%

92,1%

85,3%

-6,7%

-7,3%


Уровень освоения производственной мощности понизился на -7,3%.

      1. Анализ ассортимента и структуры продукции

Результаты  анализа сводим в табл. 2.1.3 и сделаем выводы.

Таблица 2.1.3 – Выпуск продукции  предприятия по ассортименту, тыс. руб.

 

Наименование продукции

2011

2012

Темп роста, %

Факт 2012 в пределах 2011

Недовыполнение плана

Вып. по ассор.

Продукция А

2538

2646

104,3%

104,3%

-10,0%

90,0%

Продукция Б

3807

4557

119,7%

119,7%

3,3%

103,3%

Продукция В

4441

4704

105,9%

105,9%

-8,6%

91,4%

Продукция Г

1903

2793

146,7%

146,7%

26,7%

126,7%

Всего

12690

14700

115,8%

115,8%

1,6%

101,6%


 

Таблица 2.1.4 – Структура выпуска продукции

 

Наименование продукции

Выпуск, тыс. руб.

Структура, %

Факт при плановой структуре

Зачтено в выполнение плана

2011

2012

2011

2012

Продукция А

2423

2646

20,0%

18,0%

-2,0%

-2,0%

Продукция Б

3634

4557

30,0%

31,0%

1,0%

1,0%

Продукция В

4240

4704

35,0%

32,0%

-3,0%

-3,0%

Продукция Г

1817

2793

15,0%

19,0%

4,0%

4,0%

Всего

12115

14700

100,0%

100,0%

0,0%

0,0%


 

Таблица 2.1.5 – Рентабельность по видам продукции

 

Наименование продукции

Цена, руб./т

Себестоимость, руб./т

Рентабельность, %

  Продукция А

3,5

3,0

17,3%

  Продукция Б

3,4

3,0

13,9%

  Продукция В

3,3

3,0

10,6%

  Продукция Г

3,8

3,0

27,3%


Рентабельность  по каждому виду продукции рассчитывают по формуле

.

Рентабельность от продаж по видам продукции составила от 10,6% до 27,3%.

      1. Оценка ритмичности  производства продукции

Таблица 6 – Выпуск продукции по месяцам

 

Месяц

Выпуск продукции, тыс. т

Фактически в пределах плана

Коэффициент ритмичности

2011

2012

  Январь

310

352

113,6%

0,99

  Февраль

313

345

110,2%

0,97

  Март

316

348

110,2%

0,98

  Апрель

304

359

118,2%

1,01

  Май

298

363

121,8%

1,02

  Июнь

301

366

121,8%

1,03

  Июль

304

359

118,2%

1,01

  Август

298

363

121,8%

1,02

  Сентябрь

301

366

121,8%

1,03

  Октябрь

310

352

113,6%

0,99

  Ноябрь

313

345

110,2%

0,97

  Декабрь

316

348

110,2%

0,98

  Всего

3683

4267

115,8%

1,01

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия