Анализ дебиторской задолженности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение основных вопросов снижения дебиторской задолженности предприятия.
Исходя из поставленной цели необходимо осуществить решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и виды дебиторской задолженности по различным признакам;
- рассмотреть политику предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей;
- рассмотреть методы инкассирования дебиторской задолженности;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «Лесопромышленный комплекс»;
- проанализировать составом дебиторской задолженности на ООО «Лесопромышленный комплекс»;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа дебиторской задолженности.
Сущность и виды дебиторской задолженности
Политика предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей
Пути снижения дебиторской задолженности
Глава 2. Анализ дебиторской задолженности ООО «Лесопромышленный комплекс»
2.1 Характеристика ООО «ЛПК»
2.2 Показатели развития ООО «ЛПК»
2.3 Анализ дебиторской задолженности ООО «ЛПК»
2.4 Пути снижения дебиторской задолженности ООО «ЛПК»
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая целая.docx

— 73.61 Кб (Скачать файл)

В индустриально развитых странах наиболее распространенной является схема «2/10 полная 30», означающая следующее:

·  Покупатель получает 2%-ную скидку с цены товара в случае его оплаты в течение 10 дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);

·  покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период 11-го по 30-й день договорного срока;

В случае неуплаты в течение месяца покупатель дополнительно к стоимости товара уплачивает штраф, величина которого зависит от момента платежа. [13]

3) Мотивация персонала. Для повышения системы мотивации персонала, ориентированной на снижение дебиторской задолженности, каждый сотрудник заинтересован в достижении запланированного уровня задолженности. Например, менеджер по продажам не просто премируется за выполнение плана продаж, но и за исполнение контрагентами своих обязательств. Здесь стоит сказать что система премий должна быть уравновешена системой наказаний (выговоры, замечания, предупреждения, лишение премии, увольнение сотрудника). Но штрафовать нужно не за просроченную дебиторскую задолженность а за нарушение регламента и процедур управления дебиторской задолженностью. Эта система мотивации персонала должна быть закреплена в нормативно-правовых документах в соответствии с нормативными документами.

4) Также для успешного управления  дебиторской задолженностью необходимо  регламентировать процесс различными документами и создать для персонала такие условия, которые позволят им действовать в соответствии с данным регламентом. На предприятии должен быть организованы действия по контролю за дебиторской задолженностью. Они включают в себя: подготовку стандартов действий, сравнение фактических результатов со стандартными. [2]

5) Также можно заключить  договор факторинга с банком.

Задача факторинговых отделов банков или компаний заключается в том, чтобы на платной и договорной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных с быстрейшим завершением их расчетов за товары и услуги с клиентами (покупателями). [7]

В настоящее время факторинговый отдел банка может предоставлять своим клиентам следующие виды услуг:

а) приобретать у предприятий-поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы, состав которых заранее согласовывается с банком (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным);

б) осуществлять покупку у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным, не оплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности);

в) приобретать векселя у своих клиентов (операции по учету векселей).

При покупке факторинговым отделом банка (компанией) у своих клиентов просроченной дебиторской задолженности по товарным операциям, он оплачивает ее поставщику не во всех случаях, а при определенных условиях: при сроке задержки платежа не более трех месяцев и лишь при получении от банка плательщика уведомления о том, что покупатель не снят полностью с кредитования и не объявлен неплатежеспособным. [16]

Таким образом, умея правильно воздействовать на дебиторов, фирма снизит свои финансовые риски.

 

 

 

 

Глава 2. Анализ дебиторской задолженности ООО «Лесопромышленный комплекс»

2.1 Характеристика ООО «ЛПК»

Общество с ограниченной ответственностью ООО «Лесопромышленный комплекс (ООО «ЛПК») является коммерческой организацией, учрежденной с целью организации хозяйственной и коммерческой деятельности на внутреннем и внешнем рынке, для удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли.

ООО «Лесопромышленный комплекс» является юридическим лицом:

- зарегистрировано Постановлением  главы самоуправления г. Шарьи Костромской обл. от «16» июня 1999г. N 374;

- поставлено на налоговый  учет в налоговом органе «17»  июня 1999 года (Свидетельство серия 44 N 0005575 выдано «17» июня 1999 г. инспекцией  по налогам и сборам по г. Шарье, код 4407).

Фактический адрес ООО «Лесопромышленный комплекс»: Костромская область, г. Шарья, пос. Ветлужский, ул. Первомайская, дом 22а.

Для достижения своих целей ООО «Лесопромышленный комплекс» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством, основные из которых:

- лесозаготовка;

- деятельность по торговле  строительными лесоматериалами;

- розничная торговля лесоматериалами;

- производство пиломатериалов, профилированных по кромке или  пласти;

- производство древесной  шерсти, древесной муки;

- производство технологической  щепы и стружки;

- плотовой сплав древесины;

- выгрузка из воды и  погрузка.

Главной целью ООО «Лесопромышленный комплекс» является получение дополнительной прибыли за счет увеличения лесозаготовки, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, повышения качества выпускаемой продукции, предоставления рабочих мест.

ООО «ЛПК» осуществляет поставку своей продукции на внутренний рынок.

Основными покупателями лесопродукции ООО «ЛПК» на внутреннем рынке по данным 2012 года являются:

·  фансырья - ООО «Лестранссервис» г. Москва; ОАО «Фанплит» г. Кострома ;

·  балансов хвойных - ОАО «Волга» г.Балахна; ООО «Кроностар» г.Шарья;

·  балансов лиственных - ООО «Кроностар» г. Шарья;

·  дров технологических - ООО «Кроностар» г. Шарья ;

·  древесной муки- ЗАО «Средневолжский завод полимерных изделий» Самарская обл., ООО «Технопласт» г. Нижний Новгород, ОАО «Карболит» Московская обл., ООО «Бридж» г.Санкт-Петербург и др.

·  профильные детали и детали для столярных изделий для садовых домиков - ООО «Партнер-М»

В своей деятельности ООО «Лесопромышленный комплекс» использует как собственные, так и заемные средства.

Основной причиной использования кредитных средств является сезонный характер лесозаготовительных работ, основным периодом лесозаготовки является осенне-зимний период, именно данный период требует дополнительных вложений в производство, одним из источников которых являются кредитные средства.

В состав ООО «Лесопромышленный комплекс» входят следующие цеха и подразделения. (Приложение 2)

В основных цехах выполняются операции по изготовлению продукции, предназначенной для реализации. В цехах (подразделениях) основного производства предметы труда превращаются в готовую продукцию.

2.2 Показатели  развития ООО «ЛПК»

Размер предприятия ООО «ЛПК». (Приложение 3)

Анализируя основные показатели деятельности ООО «ЛПК», видим, что за анализируемый период (2010г - 2012г) происходит их увеличение, что говорит об увеличении масштабов деятельности предприятия. Валовая продукция и выручка от продажи продукции увеличиваются в течение анализируемого периода 2010г – 2012г, предприятие на протяжении всего периода получает прибыль, причем она увеличивается за период на 24%. В среднем за три года она составила 39068 тыс. руб. Среднегодовая стоимость производственных основных фондов возросла более чем в 2 раза. Среднегодовая стоимость оборотных средств возросла на 61%. Численность работников увеличилась почти в 2 раза. Стабильное увеличение в динамике всех показателей говорит о расширении деятельности ООО «ЛПК».

Состав и структура основных средств ООО «ЛПК». (Приложение 4)

В целом за анализируемый период с 2010 – 2012 гг. наблюдается увеличение основных средств на предприятии. Наибольший удельный вес в структуре основных средств приходиться на графу «машины и оборудование», в течение рассматриваемого периода их доля сократилась на 0,4%, а стоимость основных фондов по этой же графе увеличивается в 3 раз это объясняется приобретением новых машин и оборудования, для изготовления более качественной продукции. Так же увеличивается стоимость основных фондов по графе «транспортные средства», в 2012г по сравнению с 2010г более чем в 3 раза это объясняется обновлением машинно-транспортного парка. Незначительный удельный вес составляют производственный и хозяйственный инвентарь и другие основные средства (менее 1 %).

2.3 Анализ дебиторской задолженности ООО «ЛПК»

Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборота предприятия, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к напряженному финансовому состоянию. Рассмотрим состав и структуру оборотных средств предприятия (Приложение 5)

За анализируемый период с 2010г – 2012г происходит увеличение оборотных средств. Наибольшую долю в составе оборотных средств занимает дебиторская задолженность в среднем за 2010г – 2012г более 50%, а в 2012г 64,24%. Это связано с несвоевременными расчетами покупателей за продукцию и оказанные услуги, что не благоприятно отражается на финансовом состоянии предприятия.

Значительную долю в структуре оборотных средств составляют запасы сырья и материалов, но наблюдается тенденция к их сокращению, так в 2010г величина запасов составляла 52,25%, а в 2012г уже 34,49%, сокращение величины запасов сырья и материалов выразилось в результате уменьшения объемов производства продукции (работ, услуг).

Рассмотрим состав и структуру дебиторской задолженности в ООО «Лесопромышленный комплекс» за анализируемый период. (Приложение 6)

Дебиторская задолженность ООО «ЛПК» представлена следующими категориями: расчеты с покупателями и заказчиками - 31,7% (в среднем за 3 года); авансы выданные (предоплата за продукцию) – 64,2%; расчеты с прочими дебиторами – 4,1%. За анализируемый период дебиторская задолженность предприятия возросла на 314701 тыс. руб. или в 3,3 раза. Это произошло за счет увеличения доли выданных авансов на 273524 тыс. руб. или в 5,5 раза. Это увеличение объясняется тем, что предприятие применяет предварительную оплату материалов поставщикам без их отгрузки, что и приводит к образованию скрытой дебиторской задолженности. Увеличение статей дебиторской задолженности обусловлено слишком высокими темпами наращивания объема продаж в предприятии.

Особенностью ООО «ЛПК» является то, что у предприятия нет долгосрочной дебиторской задолженности, а имеется только краткосрочная (нормальная), то есть платежи, по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Это свидетельствует о том, что покупатели своевременно расплачиваются за отгруженную продукцию.

Кредитная политика и её роль в управлении дебиторской задолженностью

Рассмотрим политику кредитования, осуществляемую в ООО «ЛПК».

Отбор покупателей осуществляется путем анализа соблюдения ими надежной дисциплины в прошлом, их текущей платежеспособности, уровня их финансовой устойчивости и других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние покупателя.

В основе совершения расчетов между предприятиями лежат договорные отношения. ООО «ЛПК» с покупателями, желающими приобрести продукцию предприятия, заключает договор купли-продажи на отгрузку продукции, выполненные работы или оказанные услуги предприятием. Заключение договоров происходит при непосредственной встрече руководителей предприятий с той и другой стороны.

Договоры по форме, заключаемые предприятием с покупателями используются двухсторонние (покупатель-продавец). В них в первую очередь указываются:

·  наименования предприятий, выступающих в лице «Покупателя» - с одной стороны, и «Поставщика» - с другой;

·  предмет договора («товар»);

·  порядок и сроки поставки;

·  цена и общая сумма договора;

·  порядок расчетов;

·  ответственность сторон;

·  форс-мажор;

·  прочие условия, в т.ч. момент вступления договора в действие, возможные причины его расторжения.

·  Адреса и банковские реквизиты сторон.

Затем договор подписывают и скрепляют печатью.

Цены на продукцию зависят от рынка сбыта и себестоимости продукции. Рынок сбыта зависит от спроса и предложения, и где продукция пользуется спросом, там цена больше.

При возникновении взаимных обязательств расчеты осуществляются при помощи взаимозачетов.

При безналичных расчетах предприятие использует платежные поручения, которые представляют собой поручение хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого хозяйствующего субъекта, имеющие электронную форму.

После отгрузки продукции ООО «Лесопромышленный комплекс» выписывает накладную с указанием количества, цены и общей стоимости продукции. В соответствии с заключенным договором и на основании накладной покупателю выставляется счет для подтверждения платежа покупателя, суммы платежа и товарности данной операции. Выписывается товарно-транспортная накладная, а не позднее 5 дней выписывается счет фактуры.

В целях контроля за сроками погашения дебиторской задолженности ООО «ЛПК» ранжирует ее по срокам возникновения применяя следующую группировку в днях: до 30 дней, от 30-60 дней, от 60-90 дней и более 90 дней.

ООО «ЛПК» классифицирует своих покупателей продукции с выделением следующих их категорий:

·  покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, к этой группе относиться ООО «Ветлужская торговая компания», ООО «Кроностар» ;

·  покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска не возврата долга, к этой группе относиться ОАО «Парфинский фанкомбинат»;

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности предприятия