Анализ дебиторской задолженности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение основных вопросов снижения дебиторской задолженности предприятия.
Исходя из поставленной цели необходимо осуществить решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и виды дебиторской задолженности по различным признакам;
- рассмотреть политику предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей;
- рассмотреть методы инкассирования дебиторской задолженности;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «Лесопромышленный комплекс»;
- проанализировать составом дебиторской задолженности на ООО «Лесопромышленный комплекс»;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа дебиторской задолженности.
Сущность и виды дебиторской задолженности
Политика предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей
Пути снижения дебиторской задолженности
Глава 2. Анализ дебиторской задолженности ООО «Лесопромышленный комплекс»
2.1 Характеристика ООО «ЛПК»
2.2 Показатели развития ООО «ЛПК»
2.3 Анализ дебиторской задолженности ООО «ЛПК»
2.4 Пути снижения дебиторской задолженности ООО «ЛПК»
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая целая.docx

— 73.61 Кб (Скачать файл)

•виды расчетов, используемых предприятиями (использование видов расчетов, гарантирующих платеж, сокращает размеры дебиторской задолженности);

•состояние контроля за дебиторской задолженностью;

•профессионализм финансового менеджера, занимающегося управлением дебиторской задолженностью предприятия;

•другие факторы.

Формой дебиторской задолженности в основном является кредит, предоставляемый по открытому счету. В этом случае единственным доказательством того, что покупатель должен поставщику деньги за полученные им товары или услуги, является запись в бухгалтерских книгах и счет, подписанный покупателем. Чтобы обезопасить себя от риска неоплаты счетов, поставщик может потребовать оформления сделки предоставления коммерческого кредита путем выписки векселя - обычного или переводного (акцептованного), либо выставления покупателем аккредитива. [3]

1.2 Политика предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей

Политика управления дебиторской задолженностью часто называют политикой по отношению к покупателям продукции. Основные этапы управления дебиторской задолженностью предусматривают проведение анализа задолженности в предшествующем периоде, формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции, разработку процедуры индексации дебиторской задолженности и построение системы контроля за движением и своевременным погашением дебиторской задолженности. [10]

Основной задачей анализа является оценка уровня дебиторской задолженности и его динамика в предшествующем периоде. Контроль включает ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения 0-30 дней, 31-60 дней, 61-90 дней, 91-120 дней и свыше 120 дней. Изучая поведение дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде, используют относительные показатели, рассчитанные показатели по отчетному году сравнивают с такими же показателями предыдущих периодов.

Кредитная политика представляет собой комплекс решений, состоящий из четырех элементов:

    • Срок кредита – время, которым располагают покупатели, прежде чем им придется заплатить за свои покупки.
    • Скидки, предоставляемые в качестве поощрения за быстрые платежи.
    • Стандарты кредитоспособности, указывающие на минимальную финансовую силу подходящих клиентов, покупающих в кредит.
    • Политика взимания платы, отражающая жесткость или мягкость подхода компании к клиентам, задерживающим платежи.

На практике, чтобы максимально снизить вероятность безнадежных долгов, необходимо правильно оценить платежеспособность покупателей, их кредитную историю и пр. В этом случае единственным способом держать ситуацию под контролем являются обоснованный выбор и применение системы контроля счетов к получению. [1]

Формирование условий предоставления коммерческого кредита включает в себя определение следующих параметров:

    • Определение условий предоставления кредита при продаже товаров, его сроков и системы скидок.
    • Определение гарантий предоставления кредита самый простой 
       способ продажи товаров — это открытый счет, когда в соответствии с заключенным контрактом покупателю выставляется счет для подписи.
    • Определение надежности покупателя или вероятности оплаты полученных им товаров.
    • Определение суммы кредита, предоставляемого каждому конкретному покупателю.
    • Определение политики сбора дебиторской задолженности.

Все перечисленные меры взаимосвязаны. Фирма может предлагать более выгодные условия продажи, если она проводит жесткую политику отбора покупателей, или предоставлять кредит высокорисковым клиентам при наличии надежного механизма получения дебиторской задолженности.

Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности заемщика, времени отсрочки платежа, стратегии скидок с цены товара, расходам по инкассации и др. [8]

Политика в области управления дебиторской задолженностью на предприятии может включать следующее:

    1. сквозной анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения и по перечню дебиторов с выявлением сомнительной и безнадежной задолженности;
    2. деление покупателей на три группы в зависимости от возможности применения к ним трех вариантов расчетов: предоплата, другие формы расчетов, отсрочка платежа; это должно быть сделано с учетом объема продаж по каждому из них, их платежеспособности, истории взаимоотношений с каждым предприятием;
    3. определение ценовой политики в отношении каждой из трех групп покупателей с учетом возможности предоставления скидок и их размера; выявление на этой основе (с точки зрения оплаты) невыгодной продукции;
    4. определение условий (сроков, размера и др.) коммерческого кредита, предоставляемого при отсрочке платежа различным покупателям;
    5. выявление возможностей использования векселей при отсрочке платежа и их условий;
    6. выявление возможностей возникновения сомнительной (просроченной и безнадежной) дебиторской задолженности и возможных допустимых убытков при этом; выявление на этой основе способов получения долгов и уменьшения безнадежной задолженности; определение реальной (рыночной) стоимости дебиторской задолженности (своевременное образование резервов по сомнительным долгам);
    7. выяснение ситуаций, при которых возможны продажа или залог дебиторской задолженности и условий этого;
    8. прогнозирование поступления дебиторской задолженности и определение способов ее получения на основе коэффициента инкассации и других механизмов. [4]

Практикой выработаны некоторые общие правила, позволяющие более четко управлять дебиторской задолженностью:

    • контроль за состоянием расчетов с покупателями и подрядчиками по просроченным (отсроченным) платежам;
    • ориентация на большое число покупателей (их диверсификация) с целью снижения риска неуплаты за товары и услуги одним или несколькими крупными покупателями;
    • наблюдение за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
    • оплата товаров постоянными клиентами в кредит (отсрочка платежа), причем его размеры зависят от ряда факторов, в частности от финансового положения поставщика, устойчивости связей с последним и др.;
    • синхронизация денежных потоков (притока и оттока денежных средств), т. е. максимально возможное приближение по времени получения дебиторской и погашения кредиторской задолженности. Это позволяет уменьшить остаток денег на расчетном счете, сократить банковский кредит и расходы по обслуживанию долга;
    • снижение объема денежных средств, находящихся в пути, посредством использования электронных чековых переводов.

Предприятие, также должно учитывать влияние внешних факторов, таких, например, как кризис неплатежей, неодинаковое влияние инфляции на различные товары, несовершенство законодательной базы и противоречивость отдельных нормативных документов, несовершенство процедур банкротства, продолжающийся передел собственности и др.

Управление дебиторской задолженностью на предприятии является в настоящее время приоритетным, так как это связано с управлением значительными денежными потоками, определяющими обеспеченность предприятия собственными денежными средствами, объем рынка и соответственно объем продаж. [15]

Методы инкассации дебиторской задолженности.

Методы, которым следует предприятие для взимания дебиторской задолженности, принято называть политикой инкассации.

Инкассация наличности – процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.

Инкассация дебиторской задолженности включает следующие элементы:

  1. Возраст самого долга;
  2. Общий объем долгов;
  3. Общий объем просроченных платежей;
  4. Дату открытия счета;
  5. Своевременность прежних платежей;
  6. Платежи, осуществленные после последней даты платежа;
  7. Величину кредита клиента, которая принята к утверждению;
  8. Статус клиента, который может потребовать особого отношения;
  9. Сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей;

10.Условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов. [8]

Эффективность процедуры инкассации определяется не столько уменьшением размеров дебиторской задолженности, сколько ростом прибыли за счет увеличения объема продаж и организации надежных отношений с клиентами.

Анализ состояния дебиторской задолженности начинают с общей оценки динамики ее объема в целом и продолжают в разрезе отдельных статей; определяют долю дебиторской задолженности в оборотных активах, анализируют ее структуру; определяют удельный вес дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течении года; оценивают динамику этого показателя и проводят последующий анализ качественного состояния дебиторской задолженности с целью оценки динамики неоправданной (сомнительной) задолженности.

Методическим приемом анализа, обеспечивающим возможность прогнозирования дебиторской задолженности, является расчет коэффициентов инкассации (погашения дебиторской задолженности), который представляет собой отношение дебиторской задолженности, возникшей в конкретном периоде, к величине отгрузки (объема продаж) того  же периода. Суть подхода состоит в том, чтобы разложить величину дебиторской задолженности на конкретную дату на составляющие, характеризующие срок ее образования, например, до одного месяца, от одного до двух месяцев, от двух до трех месяцев и т.д. [12]

Оборачиваемость дебиторской задолженности оценивается с помощью следующих показателей.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности Кдз (обороты):

где Выр. – выручка от реализации, тыс. руб.;

ДЗ – средняя величина дебиторской задолженности, тыс. руб. (по строкам 230 и 240 баланса)

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием.

Средний период инкассации, дней

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях отражает продолжительность одного оборота дебиторской задолженности в днях. При этом, чем продолжительнее период погашения, тем выше риск ее непогашения.

Так как финансовое положение предприятия находится в зависимости от того насколько средства, вложенные в активы, превращаются в деньги, необходимым является изучение доли в них дебиторской задолженности.

Доля краткосрочной дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов, % =

Чем выше этот показатель, тем менее мобильна структура имущества предприятия.

Коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью

Сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности является одним из этапов анализа дебиторской задолженности и позволяет выявить причины образования последней. При этом многие аналитики считают, что если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то организация рационально использует средства, т.е. временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает из оборота. Бухгалтера относятся к этому отрицательно, поскольку кредиторскую задолженность организация обязана погашать независимо от состояния дебиторской задолженности.

Процесс инкассации может дорого стоить как в смысле переменных расходов, так и в смысле потери благорасположения клиентуры, но тем не менее все-таки необходима определенная твердость, чтобы не допустить неоправданного растягивания периода погашения покупательной задолженности и минимизировать прямые убытки. Нужно установить баланс между затратами и общим полным результатом различных вариантов политики инкассации. [14]

1.2Пути снижения дебиторской задолженности

Наиболее популярными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты. Так, например, владельцу счета может быть послано письмо о том, что он на десять дней просрочил платеж; более суровое письмо, за которым последует телефонный звонок, может быть послано, если деньги не получены через 30 дней, а через 90 дней счет может быть передан агенту по инкассо. Эти меры правомерны, но они могут привести к потере благорасположения клиентуры. [11]

Для того, чтобы снизить размер дебиторской задолженности существуют различные методы:

1) Грамотно построенная база данных, а также анализ статистических данных о выполнении контрагентом своих обязательств позволяют принять решение о предоставлении коммерческого кредита. Одним из определяющих факторов является надежность контрагента. Для того, чтобы быть уверенным в его надежности, нужно провести ее оценку. Оценка в свою очередь производится на основании срока работы с клиентом, объема продаж с клиентом и объема задолженности на конец периода. [2]

2) Еще одним способом  достаточно эффективного снижения  дебиторской задолженности является система скидок и штрафов. Система начисления пеней и штрафов за нарушение сроков, установленных графиком погашения задолженности, которая должна быть описана в договоре. Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:

    • Если снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что Реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат;
    • Если система скидок интенсифицирует приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии, возможно кратко срочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата о проведения конкретных сделок;
    • Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности предприятия